Анализ развития инвестиционной деятельности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:
-расширение объема и повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;
-приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;
-превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики.

Содержание

Введение
Теоретическая часть
1.1 Понятие инвестиций
1.2 Сущность инвестиций и их классификация
1.3 Инвестиционная политика государства
1.4 Становление и развитие инновационной экономики
1.5 Государственное регулирование инвестиционной деятельности РФ
Аналитическая часть
2. Анализ развития инвестиционной деятельности РФ
2.1 Анализ Инвестиции в основной капитал
2.2 Стратегия инновационного развития Российской Федерации
2.3 Оценка инвестиционных решений в условиях неопределенностей
Практическое задание
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ЭОИ Дмитрия.docx

— 54.18 Кб (Скачать файл)

В последнее время основной задачей инвестиций в основной капитал становится поддержание и стабилизация платежного баланса компании, так как они остаются одним из самых важных элементов финансирования деятельности предприятия. Кроме того, на глобальном уровне инвестиции в основной капитал способствуют повышению экономических показателей и взаимообмену технологиями между различными государствами мира.

С помощью привлечения инвестиций в основной капитал руководство компании надеется увеличить гибкость ценообразования на свои товары и услуги. Очевидно, что, являясь одним их самых важных компонентов максимизации прибыли, инвестиции в основной капитал напрямую влияют на успешность любой компании, помогая завоевывать позиции на рынке в условиях непрерывной конкуренции.

Эффективность использования инвестиций в значительной степени зависит от их структуры. Под структурой инвестиций понимают их состав по видам и направлению использования, а также их долю в общих объемах инвестиций. Различают общие и частные структуры инвестиций.

К общим структурам инвестиций относятся реальные и портфельные (капиталообразующие и финансовые).

Под технологической структурой понимается состав затрат на сооружение какого-либо объекта и их доля в общей сметной стоимости. В ней представлено, как распределяются доли капитальных вложений, направляемых на строительно-монтажные работы (СМР), приобретение машин, оборудования, проектно-изыскательские и другие работы.

Анализ технологической структуры капитальных вложений имеет большое значение как в научном, так и в практическом плане. Технологическая структура капитальных вложений оказывает существенное влияние на эффективность их использования. Совершенствование этой структуры заключается в повышении доли машин и оборудования в сметной стоимости проекта до оптимального уровня. По сути, технологическая структура капитальных вложений формирует соотношение между активной и пассивной частями основных производственных фондов будущего предприятия.

Увеличение доли машин и оборудования, т.е. активной части основных производственных фондов будущего предприятия, способствует увеличению его производственной мощности, а следовательно, снижению капитальных вложений на единицу продукции. Экономическая эффективность достигается и за счет повышения уровня механизации и автоматизации труда и снижения затрат на единицу продукции.

Существенное влияние на эффективность использования инвестиций оказывает их воспроизводственная структура. Под воспроизводственной структурой инвестиций понимается их распределение по формам воспроизводства основных производственных фондов. По ней можно определить, какая доля капитальных вложений направляется на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства, его расширение и модернизацию.

Повышение доли капитальных вложений, направляемых на реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства, позволяет совершенствовать воспроизводственную структуру. Теория и практика свидетельствуют о том, что это намного выгоднее, чем новое строительство. Во-первых, уменьшается срок ввода в действие дополнительных производственных мощностей. Во-вторых, значительно сокращаются капитальные вложения.

Особое значение для экономики страны имеет распределение реальных инвестиций по отраслям экономики страны, так как именно от этого зависит экономическая эффективность капитальных вложений.5

Наибольший удельный вес в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал в современных условиях приходится на отрасли топливной промышленности, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Это свидетельствует о чрезмерной доле капитальных вложений, направляемых на поддержание топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны. Совершенствование отраслевой структуры заключается в обеспечении ее пропорциональности и в более быстром развитии тех отраслей, которые обеспечивают ускорение НТП.

От планирования отраслевой структуры капитальных вложений зависит сбалансированность в развитии всех отраслей народного хозяйства, ускорение научно-технического прогресса и эффективность функционирования всей экономики страны.

На эффективность инвестиций в экономику страны влияет структура инвестиций по источникам финансирования. Под структурой инвестиций по источникам финансирования соответственно понимаются их распределение и соотношение исходя из источников финансирования.

Таким образом, анализ структуры инвестиций по различным направлениям имеет важное научное и практическое значение. Практическая значимость данного анализа заключается в том, что он позволяет определить тенденцию изменения структуры инвестиций и на этой основе разработать более действенную и эффективную инвестиционную политику. Теоретическая значимость анализа структуры инвестиций состоит в том, что с его помощью выявляются новые факторы, ранее не известные, влияющие на инвестиционную деятельность и эффективность использования инвестиций, что очень важно для разработки инвестиционной политики.

 

2.2 Стратегия инновационного развития Российской Федерации

 

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Подготовленная Минэкономразвития Стратегия инновационного развития до 2020 года предполагает, что через десять лет страна сможет претендовать на 10% мирового рынка интеллектуальных услуг, а доля инновационного сектора в ВВП вырастет до 20%. Эксперты настроены скептично: пока чиновники не научатся разумно тратить бюджет и не откажутся от лоббирования псевдонаучных интересов, Россия будет развиваться лишь инерционно.

При переходе на инновационную социально ориентированную модель развития к 2020 году Россия займет 5—10% рынка высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по пяти-семи позициям и в два раза повысит долю высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17—20%).

у России впереди три варианта инновационного будущего. Первый — инерционное импортоориентированное технологическое развитие. Согласно ему все внимание должно быть направлено на поддержание макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на технологический прогресс. Инновационная политика должна проводиться через общие меры по развитию институтов, формированию благоприятного делового климата, а также организационное содействие.

Ключевыми задачами Стратегии являются:6

1. Наращивание человеческого  потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Эта задача  включает повышение восприимчивости  населения к инновациям – инновационным  продуктам и технологиям, радикальное  расширение «класса» инновационных  предпринимателей, создание в обществе  атмосферы «терпимости» к риску, пропаганда инновационного предпринимательства  и научно-технической деятельности.

2. Резкое, кратное повышение  инновационной активности существующего  бизнеса и динамики появления  новых инновационных компаний. Бизнес  должен воспринимать инновации  не как «хобби» и тем более  не как обязанность перед государством, а как жизненно важную для  перспектив развития компании, повышения  эффективности и занятия лидерских  позиций на рынках модель поведения.

3. Повышение «инновационности»  государства – максимально широкое  внедрение в деятельность органов  государственного управления современных  инновационных технологий, формирование  «электронного правительства», перевод  в электронную форму большинства  услуг населению, расширение использования  системы государственного заказа  для стимулирования инноваций. Государство  должно обеспечить формирование  благоприятного «инновационного  климата», включая создание условий  и стимулов для инновационной  деятельности, а также благоприятных  условий для использования инноваций  во всех видах деятельности;

4. Формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора  исследований и разработок, имеющего  оптимальную институциональную  структуру, обеспечивающего расширенное  воспроизводство знаний, конкурентоспособного  на мировом рынке, радикальное  повышение эффективности и результативности  «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований.

5. Повышение открытости  национальной инновационной системы  и экономики, степени интеграции  России в мировые процессы  создания и использования нововведений, расширения двухстороннего и  многостороннего международного  сотрудничества.

Государство при реализации Стратегии будет исходить из следующих принципов:

- концентрация усилий  государства в сферах, характеризующихся  недостаточной предпринимательской  активностью, преимущественная ориентация  на восполнение «провалов рынка»;

- тесное взаимодействие  государства, бизнеса и науки  как при определении приоритетных  направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;

- прозрачность распределения  бюджетных средств и оценки  достигнутых результатов;

- ориентация при оценке  эффективности организаций науки  и образования, инновационного бизнеса  и инфраструктуры инноваций на  наивысшие международные стандарты;

- стимулирование конкуренции, преодоление монополизма в секторе  генерации знаний как ключевой  мотивации для инновационного  поведения.

1 этап (2011–2013). Повышение  восприимчивости бизнеса и экономики  в целом к инновациям.

Ключевая проблема в настоящее время – невосприимчивость бизнеса к инновациям, низкий приоритет инновационной деятельности в стратегиях компаний. Такая ситуация приводит к тому, что сектор генерации знаний и созданная инновационная инфраструктура фактически работают «вхолостую» либо в интересах зарубежных компаний, коммерциализирующих российские разработки. Без повышения восприимчивости экономики к инновациям инвестиции в остальные звенья НИС будут характеризоваться низкой отдачей.

2 этап (2014–2020). Этап будет  характеризоваться повышением доли  частного финансирования в общем  объеме внутренних затрат на  исследования и разработки. За  счет высвобождения финансовых  ресурсов из поддержки бизнес-проектов  будет существенно увеличено  финансирование образования, науки  и модернизации инфраструктуры  инновационной экономики (в том  числе необходимых для этого  объектов транспортной, телекоммуникационной  и жилищно-коммунальной инфраструктуры).

На втором этапе также будет увеличена поддержка продвижения российской инновационной продукции и технологий на мировые рынки, включая увеличение объемов финансирования на предоставление кредитной и гарантийной поддержки, а также на софинансирование расходов бизнеса (маркетинговых, консультационных, выставочных и т.д.), связанных с выводом продукции на новые рынки. На этом этапе происходит опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы, усиление «институционализации» расходов по исследованиям и разработкам и продолжается увеличение программной составляющей в бюджетных расходах по научным исследованиям и экспериментальным разработкам гражданского назначения. В сфере научно-технического сотрудничества осуществляется концентрация ресурсов на ограниченном числе проектов международной кооперации на основе разделения рисков.

Продолжается увеличение бюджетных расходов на развитие перспективных технологий как основы формирования последующих технологических укладов и на реализацию крупных целевых программ технологического профиля при сокращении долевого участия государства и расширении внебюджетного финансирования.

Национальная инновационная система: модель координации

Слаженное взаимодействие существующих и создаваемых элементов инновационной системы внутри и между ее основными блоками – сектором исследований и разработок, коммерциализацией, инновациями в бизнесе, а также инструментами региональной инновационной политики – главный резерв повышения эффективности НИС. 7

Стратегия развития России до 2020 года будет принята в 2012 году.

Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года определены следующие основные задачи государственной научно-технической и инновационной политики:

  • создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
  • создание эффективной инновационной системы;
  • развитие институтов использования и правовой охраны результатов

исследований и разработок;

  • модернизация экономики на основе технологических инноваций.

Программы за счет средств федерального бюджета составляет 134,36 млрд. рублей.8

Главными целями указанных проектов являются:

-усиление позиций отечественных  товаропроизводителей на рынках  товаров и услуг;

-снижение издержек  производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь энергосбережения);

-увеличение доли продукции  высокой степени переработки;

-повышение эффективности  использования сырьевой базы;

-обеспечение гибкости  производства.

Привлекательность проектов для внебюджетного инвестирования обусловлена снижением рисков за счет выпуска продукции, имеющей наибольший потенциал рыночной реализации, а также участием государства в финансировании наиболее рисковых стадий этих проектов.

Существенную роль в реализации указанных проектов играет система внебюджетных фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

 

 

2.3 Оценка инвестиционных решений в условиях неопределенностей

 

При анализе возможностей усиления роли государства в инвестиционной сфере следует учитывать, что степень расширения государственного участия имеет объективные пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможностями, а с другой стороны, тем, что рост присутствия государства в экономике должен способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению. Оно предполагает повышение эффективности государственной долгосрочной политики и конкретных действий при сохранении рыночных свобод и стимулировании частных инвестиций.

Информация о работе Анализ развития инвестиционной деятельности РФ