Инвестиции в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: дать точное определение понятию «инвестиций», охарактеризовать их виды и роль в экономике, проанализировать инвестиционную политику в Республике Беларусь.
Задачи курсового проекта : рассмотреть формы инвестиций, их характеристики, описать и проанализировать теории мультипликатора- акселератора, сделать выводы.

Содержание

Введение 4 1.Инвестиции: понятие и сущность 6
1.1 Понятие «инвестиции» и инвестиционной деятельности 6
1.2 Экономическая сущность инвестиций 9
1.3 Значение инвестиций 11
2. Классификация инвестиций 12
2.1 Классификация форм инвестиций 12
2.2 Классификация инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений 17
3. Теория мультипликатора – акселератора 19
3.1Мультипликатор автономных расходов. Эффект мультипликатора 19
3.2 Мультипликатор инвестиций 22
3.3 Акселератор 25
3.4 Взаимодействие мультипликатора и акселератора 28
4. Инвестиции в Республике Беларусь 30
4.1Инвестиционная политика: цели, задачи, роль государственного регулирования 30
Заключение 35
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект.docx

— 93.42 Кб (Скачать файл)

 

 

    1.  Взаимодействие мультипликатора и акселератора

      Впервые теория мультипликатора стала применяться для обоснования антикризисной политики. С ее помощью пытались не допустить дальнейшего обострения экономического кризиса и катастрофического увеличения массовой безработицы. С помощью этой теории предлагалось правительствам решить ряд проблем: как преодолеть кризис, как сократить безработицу, и, самое главное, как спасти рыночную экономику. Свое дальнейшее развитие теория мультипликатора получила в принципе акселерации.

Традиционный взгляд классической теории на процессы сбережения и инвестирования подчеркивает благотворность высоких сбережений. Чем выше сбережения, тем глубже «резервуар», откуда черпаются инвестиции. Поэтому высокая склонность к сбережениям по логике классической школы должна способствовать процветанию нации.

В реальной действительности наблюдается взаимодействие инвестиций и дохода. Автономные инвестиции, осуществленные в виде первоначальной «инъекции», вследствие эффекта мультипликатора приводят в росту ВНП. Оживление деловой активности, рост занятости приведут к повышению склонности к инвестициям у различных групп предпринимателей. Эти инвестиции принято называть производными. Они зависят от динамики ВНП. Производные инвестиции, будучи «наложенными» на автономные, усиливают экономический рост, ускоряют его благодаря эффекту акселератора.

Таким образом, эффект акселератора в сочетании с эффектом мультипликатора порождает эффект мультипликатора-акселератора. Эта модель была разработана П. Самуэльсоном и Дж. Хиксом, английским экономистом. Эффект мультипликатора-акселератора показывает механизм самоподдерживающихся циклических колебаний экономической системы.

Рост инвестиций на определенную величину может увеличить национальный доход на многократно большую величину вследствие эффекта мультипликатора. Возросший доход, в свою очередь, вызовет в будущем (с определенным лагом) опережающий рост инвестиций вследствие действия акселератора. Эти производные инвестиции, являясь элементом совокупного спроса, порождают очередной мультипликационный эффект, который снова увеличит доход, побуждая тем самым предпринимателей к новым инвестициям. Но не будем забывать, что как и эффект мультипликатора может действовать «в обратную сторону», так и эффект акселератора-мультипликатора может вызывать многократно большее снижение инвестиций, нежели изменение дохода (реального ВВП).

Таким образом, взаимодействие мультипликатора и акселератора порождает непрерывный и прогрессирующий рост выпуска продукции или дохода. 

Эффект мультипликатора отражает взаимосвязь между изменением автономного спроса и национального дохода (либо ВВП, либо ВНП). При этом рассматривают изменения как всех составляющих автономного спроса в совокупности (мультипликатор автономных расходов), так и каждого в отдельности (инвестиционный, налоговый, государственных расходов, сбалансированного бюджета, занятости). Наряду с рассмотренными мультипликаторами, были сформулированы мультипликаторы для других сфер, в частности, денежный, кредитный и депозитный мультипликаторы.

Акселератор служит для оценки величины индуцированных инвестиций в зависимости от изменения дохода. При анализе эффекта акселератора важно учитывать временной лаг, а также условия, при которых он будет возможен. В реальности наблюдают взаимодействие эффектов мультипликатора и акселератора, причем возможен как прямой, так и обратный эффект. Хотя идея мультипликатора-акселератора принадлежит кейнсианской школе, она уже давно используется в макроэкономических моделях представителей других направлений экономической мысли.

 

 

  1. Особенности инвестиций в Республике Беларусь.

4.1   Инвестиционная политика: цели, задачи, роль государственного регулирования.

      Процессы в инвестиционной сфере во многом определяются складывающейся экономической обстановкой в стране, и прежде всего изменениями, происходящими в финансово-кредитной системе, а также платёжеспособным спросом субъектов хозяйствования и населения.       Государственная инвестиционная политика на ближайшие годы исходит из того, что обеспечение высоких темпов роста инвестиций в основной капитал является важнейшим фактором дальнейшего экономического роста, стабильного технологического и социального развития Беларуси. Основной целью инвестиционной политики сегодня становится улучшение макроэкономического климата в целях максимального вовлечения в сферу инвестиционной деятельности национальных валовых сбережений и обеспечение положительной динамики прироста инвестиций на уровне не менее 4-5% в год для сохранения устойчивого роста экономики с темпами ежегодного увеличения валового внутреннего продукта на 3-4%.

    В связи с этим на первый план выходят следующие задачи:

1) рост объёмов и эффективности  использования источников инвестиционного  развития страны;                                                                       2) эффективная реализация новых подходов, механизмов и инструментов осуществления инвестиционной политики;                                                           3) формирование нормативно-правовых основ благоприятного режима инвестиционной деятельности.

     Важным инструментом повышения роли государства и эффективного использования капитала остаётся бюджетное финансирование. В республике четыре года разрабатывается и реализуется инвестиционная программа. В качестве нетрадиционных источников инвестирования выступает лизинговая деятельность. Лизинг как особая более форма аренды, позволяет вести расширенное воспроизводство и инновации при расширении финансовых ресурсов у производителя. Главная задача лизинга – увеличение с его помощью экспорта продукции белорусских предприятий и привлечение иностранных инвестиций.  Объектами в лизинге являются машины и оборудование, компьютерная техника.

      Постоянно возникает вопрос о том, какому виду внешнего инвестирования отдать предпочтение: заимствованиям или прямым инвестициям? Предпочтительно в качестве внешних источников финансирования иметь прямые инвестиции, т.к. они не влияют на внешний долг. Однако, если они превысят 10% валовых капитальных вложений, может быть нарушена экономическая безопасность государства. 

     Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Чем сложнее ситуация в стране, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата. Инвестиционный климат – это обобщенная характеристика совокупности  социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему.

     Весьма актуальной задачей для республики становится проведение ежегодного мониторинга инвестиционного климата. Наиболее подходящим вариантом является отслеживание состояния инвестиционного климата экономики страны без выделения отдельных хозяйственных систем (отраслей, регионов, экономических зон).

     Экономика страны начнёт выходить из кризиса только тогда, когда отечественная промышленность сможет производить качественную и конкурентоспособную продукцию. Для этого нужны значительные инвестиции. В стабильной экономике на первом месте должны быть собственные средства предприятий. Но в условиях инфляции и острого недостатка оборотных средств, производители вынуждены всю прибыль направлять на приобретение последних. Не способствует прогрессу и нынешняя амортизационная политика. Основные средства предприятий учитываются не по своей истинной стоимости, сумма амортизации в течение года не индексируется в соответствии с инфляцией, что приводит к оскудению этого источника инвестиций. Так как в экономике Беларуси преобладает государственная форма собственности, можно было бы рассчитывать на средства государственного бюджета. Но у республиканской казны столько других неотложных забот, что это не позволяет использовать ее ресурсы на цели, которые могут быть профинансированы из других источников.   

     В кредитах, как краткосрочных, так и долгосрочных, нуждаются все предприятия независимо от форм собственности, методов хозяйствования. Долгосрочное кредитование находится в зоне повышенного риска, но, увы, наши коммерческие банки не располагают таким объемом средств, чтобы осуществлять этот вид деятельности. Поэтому доля таких инвестиционных кредитов остается незначительной.                        

     Предприятия в своем подавляющем большинстве используют только один вид иностранных экспортных кредитов - под гарантии правительства. Однако такая форма имеет значительный недостаток – здесь ответственность за выполнение обязательств перекладывается с непосредственного исполнителя проекта, под который получены средства, на государство. Анализ ситуации позволяет сделать вывод, что в условиях переходного периода реальным источником инвестиций должен стать долгосрочны й кредит. Только с его помощью сегодня можно привлечь достаточно значительные денежные ресурсы. Причем, эти ресурсы предоставляются на принципах платности, срочности, возвратности, целенаправленности, значит, и использоваться они должны эффективно. Но для этого важно разрабатывать взаимоприемлемые для банков и предприятий практические условия и формы долгосрочного кредитования.

     Важную роль в развитии отдельных регионов республики, привлечении инвестиций в экономику страны призваны сыграть свободные экономические зоны  (СЭЗ). Беларусь с ее выгодным экономико-географическим и геополитическим положением располагает благоприятными условиями для создания СЭЗ. Свои инвестиции в СЭЗ вкладывают в  основном западные соседи республики-предприниматели из Польши, Германии, Чехии, Италии и Израиля.  Спектр иностранных инвестиций достаточно широк-16 зарубежных стран инвестировали капитал в создание производственных предприятий СЭЗ.

       Перед народным хозяйством страны стоит задача оживить инвестиционную деятельность, и как можно скорее. Без нормального инвестиционного климата из кризиса не выйти. Нужна стабильная валюта, стабильные законы, стабильные налоги, компетентное руководство. Необходимо добиться такого развития экономики, чтобы сбережения пошли в банки, в инвестиционные фонды, финансовые компании и стали работать на пользу народного хозяйства.  Соотношение между зарубежным капиталом и частным национальным капиталом, вкладываемый в инвестиционные процессы, только на первый взгляд кажется простым. Опыт других стран свидетельствует, что нельзя создать привлекательные условия для зарубежного капитала, не создав для своего, национального. Необходимо ясно представлять, что внешние  инвестиции не пойдут в экономику пока в ней не будут внутренние. Вложение средств должно стать привлекательным для национального капитала в первую очередь, а затем для иностранного.  В этой связи важно как можно скорее разобраться с факторами, которые способствуют созданию благоприятных условий для оживления инвестиционного процесса.

      В числе путей решения этого вопроса можно назвать следующие                            - децентрализация инвестиционного процесса;                                                                     - повышение роли амортизационных отчислений;                                                                 - расширение практики страхования инвестиций;                                                                - переход к размещению государственных средств на конкурсной основе под эффективные инвестиционные проекты;                                                                - создание благоприятных условий для привлечения зарубежного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Инвестиционный процесс играет основополагающую роль в формировании структуры производства, в этой связи основные изменения, которые должны произойти в отечественной экономике при переходе к рыночным отношениям, в первую очередь касаются процесса принятия инвестиционных решений. На смену народнохозяйственному подходу, характерному для плановой экономики, приходит механизм принятия решений на уровне предприятий, как полноценных субъектов рыночных отношений, самостоятельно проводящих свою инвестиционную политику и несущих за её результаты финансовую ответственность.

Говоря о самих инвестициях необходимо отметить, что чаще всего встречаются инвестиции, носящие долгосрочный характер, а краткосрочные инвестиции осуществляются в финансовой сфере. Инвестиционная деятельность и инвестиционные решения оказывают воздействие на все стороны предпринимательской деятельности и социально-экономическую ситуацию в регионе в целом.

Для нашей страны, которая встала на путь интеграции в мировое хозяйство и стремиться создать открытую экономическую систему, участие в процессах движения капитала и как импортера, и как экспортера является вопросом стратегически важным. Привлечение иностранных инвестиций в белорусскую экономику является одной из важнейших задач, которые предстоит в ближайшие годы решить экономическому руководству Республики Беларусь.

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности должны быть гибкими и не допускать разночтений. Для привлечения в экономику Республики Беларусь инвестиций необходимо создание здорового инвестиционного климата, и формы и методы государственного регулирования играют здесь одну из ключевых ролей.

Необходимо ясно представлять, что внешние  инвестиции не пойдут в экономику пока в ней не будут внутренние. Вложение средств должно стать привлекательным для национального капитала в первую очередь, а затем для иностранного.

Информация о работе Инвестиции в Республике Беларусь