Инвестиции фирмы в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 04:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ инвестиций в человеческий капитал и их влияние на интересы российского общества.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- изучить понятие человеческого капитала, его сущность, структуру, классификацию;
- рассмотреть понятие интересы общества, установить его взаимосвязь с понятием инвестиции в человеческий капитал;
- изучить понятие инвестиции в человеческий капитал, их содержание, структуру, виды;
- проанализировать современную ситуацию с инвестициями в человечески капитал в России;
- проанализировать возможные способы удовлетворения общественных интересов с помощью инвестиций в человеческий капитал.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Человеческий капитал…………………………………………………………………5
1.1. Понятие человеческий капитал и его виды…………………………………………….….5
Основные методики оценки человеческого капитала……………………………..….….8
Глава 2. Инвестиции фирмы в человеческий капитал…………………………………….…14
2.1. Инвестиции в человеческий капитал……………………………………………………..14
2.2. Основные подходы фирмы к формированию человеческого капитала……………….17
2.3. Инвестиции фирмы в повышении профессиональной подготовки сотрудников……..19
2.4. Основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал………….21
2.5. Способы удовлетворения интересов общества с помощью инвестиций в человеческий капитал…………………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 118.37 Кб (Скачать файл)

 

2.4. Основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал

 

Для оценки эффективности инвестиционных вложений в человеческий капитал используют целый ряд критериев и показателей. В экономической литературе используются следующие критерии, или показатели, эффективности инвестиций в человеческий капитал:

    1. Максимизация разности между прибылью и издержками.
    2. Период окупаемости (отдачи) инвестиций.
    3. Чистая текущая (приведенная) стоимость.
    4. Соотношение издержек и прибыли.
    5. Отношение разности предельных доходов к разности предельных издержек.
    6. Ежегодный чистый доход
    7. Внутренняя норма отдачи.

Период окупаемости – это отношение общих издержек С к постоянному предельному доходу b (вычисляется за заданный промежуток  времени, месяц или год). При определенных условиях величина, обратная периоду окупаемости, равна ожидаемому внутреннему коэффициенту отдачи. Чтобы это случилось, необходимо, чтобы все издержки приходились на начальный период времени, а доходы были постоянны.

Этот показатель связывает издержки и доходы, и с его помощью и с его помощью различные программы инвестирования могут быть приближенно оценены с точки зрения их относительной эффективности. Критерием служит выбор инвестиционного проекта  с наиболее коротким периодом окупаемости.

Более общая формула периода окупаемости, с помощью которой проводятся расчеты для непостоянных доходов и издержек, имеет вид

,                                                                                     

 

где b и с – предельные доходы и издержки, t – номер временного периода (минимизируется).

Однако критерий окупаемости имеет ряд недостатков:

    1. Он не учитывает тот факт, что издержки и доходы конкурентных альтернативных инвестиционных проектов разделены во времени и имеют различные временные характеристики. Чтобы сделать разные показатели временных издержек и прибыли сравнимыми, необходимо провести дисконтирование.
    2. Абсолютный объем чистых доходов  в альтернативных проектах может различным. Период окупаемости этого не учитывает.
    3. Этим критерием вообще нельзя воспользоваться, когда альтернативные инвестиционные проекты взаимно исключают друг друга.

Наиболее распространенными инвестиционными критериями является чистая приведенная стоимость, соотношение издержек и прибыли, а также  внутренний коэффициент отдачи. Они могут дать одни и те же результаты, но при определенных условиях:

- рынки капитала являются рынками совершенной конкуренции;

- все имеющиеся проекты абсолютно обусловлены друг от друга;

- между ними не существует взаимной зависимости;

Все чистые доходы могут реинвестированы при тех же внутренних коэффициентах отдачи до конечной даты самого долгосрочного из проектов.

Показатель чистой приведенной стоимости. С учетом указанных допущений и данной процентной ставке процента, по которой производится дисконтирование, можно одобрить любой инвестиционный проект. Если существует несколько фондов для инвестиций, то принимается проект со следующим по величине значением текущей стоимости и т.д., пока фонды не иссякнут или не останется проектов с положительной или нулевой чистой текущей стоимостью.

Математическое равенство для такой ситуации следующее:

,                                            

где – чистая приведенная стоимость; i- ставка процента, используемая при дисконтировании; – сумма доходов.

Данная формула учитывает тот факт, что издержки могут возникать не обязательно в самом начале потока доходов. Если ожидается, что изменяются условия, влияющие на стоимость ставки процента во временном промежутке потока доходов, в этих точках могут быть использованы различные значения для ставки процента.

Критерий отношения прибыли и издержек может быть полезен тогда, когда принимается решение об инвестициях в те проекты, для которых отношение текущей стоимости доходов к текущей стоимости издержек больше единицы. Уравнение этого критерия имеет вид

                                                             

 

Вариантом соотношения прибыли и издержек является отношение измерения предельных издержек между двумя альтернативными проектами. Алгебраически это отношение можно выразить следующим образом:

                                   

где b  - предельный доход; с – предельные издержки; i – ставка процента, используемая при дисконтировании; t – номер временного периода; индексы и – соответствующие проекты.

Данный критерий показывает, что пока отношение изменения чистых дисконтированных доходов к изменению чистых дисконтированных издержек больше единицы, дополнительные общественные фонды должны быть инвестированы в проект х, а не в проект у.

Внутренняя норма прибыли – это такой процентный показатель, который сравнивается со ставкой процента, представляющей допустимый коэффициент отдачи от общественных или частных образовательных инвестиций. Внутренняя норма прибыли – процентная ставка, при которой дисконтированная стоимость издержек равна дисконтированной стоимости доходов. Для данного показателя должно выполняться условие:

                                                                       

где r – внутренняя норма прибыли; b – доход в определенный период времени; с – издержки в определенный период времени.

Чтобы определить эффективность проекта, связанного с инвестициями в образование, необходимо сравнить затраты на образование с выгодами от его получения. Если выгоды превысят затраты, то индивиду выгодно продолжить обучение.

Также, для оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал (образование) можно использовать показатель внутренней нормы отдачи образования, при которой текущая стоимость будущих доходов равна текущей стоимости осуществляемых затрат. Она представляет ту норму дохода, которую можно ожидать при реализации данного инвестиционного проекта.

В связи с тем существует большое количество показателей эффективности инвестиций в человеческий капитал, следует отметить, что абсолютно безупречных критериев нет. В каждом конкретном случае необходимо изучить конкретные условия, определить наилучший инвестиционный критерий, который может быть успешно применен только в системе взаимосвязанных критериев.

 

2.5. Способы удовлетворения интересов общества с помощью инвестиций в человеческий капитал

 

Благополучие общества и удовлетворение его потребностей возможно лишь в странах со стабильной, успешной и эффективной экономикой. Очевидно, что в современном быстро меняющемся мире, в котором продукты и производственные мощности устаревают все быстрее, важнейшим капиталом и ресурсом экономики являются именно люди – человеческий капитал. Это связано с тем, что в современных условиях бизнес в любой отрасли может успешно развиваться только путем постоянных, перманентных инноваций – генерации и реализации идей. А, как известно, генерируют и реализуют идеи именно люди. И для того, чтобы успешно функционировать в новой экономической реальности, где центральное место занимает именно человек, необходимо повысить качество российского человеческого капитала и эффективность его использования.

На современном этапе развития, наиболее важными структурными элементами человеческого капитала для инвестирования нам видятся интеллектуальный и физиологический.

Современная Россия, как уже отмечалось выше, характеризуется масштабными экономическими преобразованиями. Эти преобразования обусловлены необходимостью развития ныне существующей экономической системы в более эффективную и успешную, путем устранения накопленных за постоветский период противоречий и сковывающих развитие экономики институтов. Кроме того, России приходится ориентироваться на постиндустриальные перемены, которыми охвачены все развитые страны мира. Назрела необходимость экономических перемен. Комплекс этих предпосылок послужил отправной точкой для выдвижения на передний план экономической модернизации. Ведь оттого, насколько успешно Россия сможет влиться в новые постиндустриальные экономические реалии мира, зависит не только ее экономическое, но и внешнеполитическое положение, так как процессы глобализации неумолимо стирают границы стран и континентов.

Для повышения качества российского человеческого капитала к нему необходим системный инвестиционный подход - необходимо инвестировать опережающими темпами одновременно все его составляющие. Так осуществили свой инновационный рывок финны, сингапурцы, корейцы. Необходимо не отделять в стратегиях и процессах развития инвестиции в образование, науку и инновационную систему от инвестиций в воспитание, культуру, здоровье людей, личную безопасность, инфраструктуру, что вместе и называется инвестициями в человеческий капитал и качество жизни.

Рост инвестиций в физический капитал необходимо увеличивать за счет повышения инвестиционной привлекательности России и регионов и притока частного иностранного и внутреннего капитала в экономику.

Началом экономической модернизации страны принято считать статью Д.А. Медведева «Россия вперед!», в которой он утверждает, что Россия должна стать страной, ориентированной не столько на сырьевые ресурсы, сколько на интеллектуальные, способные производить инновационные знания и технологии.

Однако, для реализации модернизации необходим целый социальный класс людей, обладающих достаточным потенциалом и знаниями. По мнению М. Ходорковского, численность этого класса должна составлять не менее 3% трудоспособного населения, то есть не менее 2 миллионов человек. И основу этого класса должны составить профессиональные ученые - инноваторы, молодые специалисты и широкие слои гуманитарной интеллигенции. Однако, они должны обладать созидательным, а не паразитарным типом мышления12. Но проблема кроется не только в наличии этого слоя, но и в готовности общества предоставить ему необходимые трудовые ресурсы, отвечающие требованиям квалификации и лояльности. По данным исследований рекрутинговых компаний, из топ-10 наиболее популярных профессий 2010 года в 2005 году шести еще не существовало. Таким образом, говоря о современных требованиях к человеческому капиталу в России, в первую очередь стоит обращать внимание не на его количество, а на его качество и адекватность запросам современной экономики.

Таким образом, на данном этапе экономического развития, в России существует необходимость в инвестициях в образование. Причем в такие сферы как инновационная экономика, инновационные технологии. Для того, чтобы ликвидировать имеющийся дефицит кадров, государству и бизнесу необходимо ассигновать средства для открытия новых специальностей в ВУЗах и средних профессиональных учебных заведениях. Изыскать средства для этих нововведений можно путем постоянного мониторинга востребованности специальностей на рынке труда и сокращения мест по невостребованным в пользу открытия новых учебных мест на актуальных направлениях образования. Система среднего и высшего профессионального образования должна, в первую очередь, ориентироваться не на саму себя, а на потребности быстро развивающейся экономики.

Однако, помимо инвестиций на расширение и реструктуризацию специальностей, существует необходимость инвестиций и в материально-производственное оснащение учебных заведений, а также финансирования на оплату труда более квалифицированных преподавателей. Для решения этих задач одних лишь государственных инвестиций недостаточно. Необходимо привлечение в сферу образования частных инвестиций. Можно предложить следующие способы:

1. Партнерство предприятий и  образовательных учреждений. На  основании договорных отношений  предприятие оплачивает обучение  учащегося или содержание определенной  специальности в учебном заведении, взамен учащиеся будут обязаны  отработать какое-то время на  предприятии. Таким образом, одни  получают средства на ведение  своей уставной деятельности  или обучение, вторые – гарантированные  кадры необходимой квалификации.

2. Создание эндаумент-фондов. Механизм  деятельности эндаумент-фондов таков: жертвователи – те, кто вкладывает  средства – вносят пожертвования  в некий фонд; этот фонд необходимую  сумму (на основе строгого соблюдения  устава) передаёт управляющей компании (например, банку); банк вкладывает  эти средства так, чтобы обеспечить  доход. Эндаумент-фонд аккумулирует  деньги в течение некоторого  времени и получает доход. Отличен  и механизм сбора средств: в  эндаумент-фонды часто жертвуют  выпускники, партнёры, заинтересованные  организации. По современному законодательству  для создания эндаумент-фонда необходимо собрать не менее 3 миллионов рублей. Для того, чтобы выполнить это условие, образовательные учреждения могут объединяться.

3. Механизм реализации строительства  зданий для общеобразовательных  учреждений на основе инвестиционного  договора. Многие учебные заведения  оказались перед необходимостью  решать задачи строительства  новых зданий для спортивных  залов, бассейнов, учебных корпусов. Напрямую заключить договор с  инвестором образовательное учреждение  не может (по существующему законодательству). Но Управляющий совет, Наблюдательный  совет может принять решение  о передаче земельного участка  учредителю, а учредитель имеет  право заключать договор с  инвестором на строительство. Конечно, инвестор, будет заинтересован в  получении прибыли от эксплуатации, например, спортивного зала во  внеурочное время. Но в течение  учебного дня, в рамках образовательной  программы – зал в распоряжении  учебного заведения.

Информация о работе Инвестиции фирмы в человеческий капитал