Инвестиционный климат в Нижегородском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:57, контрольная работа

Краткое описание

– Как вы оцениваете инвестиционный климат в Нижегородском регионе?
– Если сравнивать Нижегородскую область с другими регионами России по критерию «инвестиционная привлекательность», в чем мы проигрываем, а в чем, напротив, – имеем преимущества?
– С какими еще проблемами сталкиваются инвесторы при реализации инвестиционных проектов на территории Нижегородской области?
– Возможно, иностранцы привыкли к более простой практике решения подобных вопросов...
– Что еще отличает иностранных инвесторов от отечественных?

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 25.03 Кб (Скачать файл)

– Как вы оцениваете инвестиционный климат в Нижегородском  регионе?  
 
– 2011 год – год реанимации на территории Нижегородской области ряда крупных инвестиционных проектов, приостановленных с 2008 года по причине мирового финансового кризиса. В их числе – проекты компаний SCHOTT и "РусВинил". Несмотря на кризис, все последние три года росли и развивались такие мировые гиганты как Onduline, Freudenberg Politex и Pasebahce. И, конечно, заслуживает восхищения проект компании Liebherr, которая начала строительство завода в самый разгар кризиса и запускает в эксплуатацию первую очередь производства уже в этом году.  
 
Менее масштабные проекты, в первую очередь иностранные, сейчас также выходят на стадию проработки и реализации. Предполагаю, что в течение 2011 года на территории Нижегородской области запустятся еще три-четыре проекта такого уровня как Unilin, Vesuvius Volga и Trelleborg.  
 
Сегодня у нас в регионе продолжает формироваться автомобильный кластер. В связи с тем, что ГАЗ совместно с Volkswagen сейчас запускает ряд интересных проектов, в область продолжают прибывать иностранные производители автокомпонентов. На площадке Горьковского Автомобильного Завода у нас уже работают иностранные заводы: канадский гигант Magna, американская компания Lear, австрийская Collini. Cеть предприятий-производителей комплектующих для автомобилей успешно функционирует в Заволжье. В Нижегородскую область также пришла компания Valeo – крупнейший французский производитель автокомпонентов.  
 
– Если сравнивать Нижегородскую область с другими регионами России по критерию «инвестиционная привлекательность», в чем мы проигрываем, а в чем, напротив, – имеем преимущества?  
 
– У нас есть, безусловно, и плюсы, и минусы – смотря с чем сравнивать. Россия – очень большая по территории страна. Если брать за основу «среднюю температуру по больнице», на общем фоне других регионов Нижегородская область с точки зрения привлечения иностранных инвестиций занимает одну из лидирующих позиций. Так сложилось исторически: сказывается наработанный нами еще в советские времена серьезный промышленный и научный потенциал.  
 
Но если сопоставлять нас с регионами, занимающими топовые места в рейтингах – я имею в виду Московскую, Ленинградскую область, Татарстан, а также Краснодарский край, в который в связи с проведением олимпиады в Сочи стягиваются колоссальные ресурсы, – им Нижний Новгород проигрывает, и по некоторым позициям – очень существенно.  
 
Даже на уровне Приволжского федерального округа мы, к сожалению, не занимаем первого места: нас опережают Казань, Уфа и Самара – наши давние конкуренты в плане привлечения инвестиций.  
 
Так или иначе, каждый регион имеет свои отличительные черты. Наши сильные стороны – это очень сбалансированная нормативная база инвестиционного законодательства, удачное географическое местоположение (близость к Москве, основным транспортным магистралям), которое оптимизирует логистическую составляющую любого проекта. Преимуществом также является наличие трудовых ресурсов высокого профессионального уровня: научная школа по подготовке кадров в Нижнем Новгороде до сих пор остается одной из сильнейших как в нашем макрорегионе, так и в России в целом, если брать отдельные отрасли. Наш город славится подготовкой специалистов в таких сферах, как машиностроение, химическое производство, радиоэлектроника, транспортная отрасль. Все эти плюсы дают Нижегородской области возможность быть одним из лидеров среди российских регионов.  
 
К числу факторов, сдерживающих приток инвестиций в Нижегородский регион, можно отнести ограниченность энергетических ресурсов, а также «непрогнозирумость» тарифной политики, особенно – в сфере электроэнергетики. Известно, что электроэнергетика – один из главных вопросов, которые рассматриваются инвесторами при выборе региона: реализация любого инвестпроекта предполагает резервирование вполне конкретных объемов ресурсов, в том числе и электроэнергетических мощностей. Если эти мощности не гарантируются энергоснабжающими организациями, а органы власти не в состоянии повлиять на энергетиков, у инвестора отсутствует уверенность в том, что бюджет инвестиционного проекта и сроки его реализации останутся неизменными.  
 
– С какими еще проблемами сталкиваются инвесторы при реализации инвестиционных проектов на территории Нижегородской области?  
 
 – На стадии «захода» инвестпроекта в регион, он получает очень серьезную поддержку от органов власти и профильных ведомств, которые сопровождают инвестора до момента запуска производства в эксплуатацию. Как только проект запускается, каждое предприятие попадает под очень жесткий контроль со стороны проверяющих органов (налоговые органы, Росфиннадзор, МЧС, Ростехнадзор, ФМС и т.д.). Многие иностранные инвесторы на этапе принятия решения о реализации проекта в России зачастую не подозревают о наличии у нас такого количества надзорных органов. В их среде бытует некий миф о том, что если инвестор сделал существенный вклад в развитие экономики региона, то на него будет распространяться режим неких послаблений и преференций. Однако это заблуждение: правила для всех инвесторов равны – и для российских, и для иностранных. Просто нужно очень грамотно и правильно оценивать риски, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта.  
 
Пример из нашей практики. Представьте: производство на подъеме, открываются новые мощности, приобретаются новые склады и производственные комплексы для реконструкции. При этом не всегда учитывается необходимость государственной регистрации этих объектов как объектов недвижимости, получения соответствующих разрешений на ввод в эксплуатацию. Бывает, что оформлением документации компания занимается параллельно, в ходе строительства, а то и вовсе пытается оформить документы после фактического ввода объекта в эксплуатацию. В итоге зачастую ценой вопроса становится закрытие действующего производства в связи с тем, что не были соблюдены те или иные процедурные вопросы и не учтены законодательные ограничения. Проблема в том, что инвесторы не всегда понимают: для того чтобы объект начал эксплуатироваться, необходимо получить целый пакет разрешительных документов и пройти массу согласований, получить которые они не всегда успевают заблаговременно.  
 
– Возможно, иностранцы привыкли к более простой практике решения подобных вопросов...  
 
– Безусловно. Но не везде, не в каждой стране этот принцип работает. Как правило, до прихода в Россию глобальные иностранные компании уже имеют опыт работы в других развивающихся странах: реализуют проекты в Азии, Африке, Южной Америке. В чем-то экономическое положение этих стран по некоторым показателям сопоставимо с ситуацией в России, однако правила игры там более понятны, логичны и прозрачны. Для того чтобы получить необходимое разрешение, там нужно просто соблюсти ряд определенных параметров, при необходимости – обратиться к услугам экспертов, которые подготовят требуемые документы. И все это уже является единственно достаточным основанием для того, чтобы проект заработал.  
 
У нас же соблюдение определенного ряда требований не всегда приводит к ожидаемому результату: появляются новые проблемы, которые снова приходится преодолевать – собирать новый пакет документов или вносить какие-то изменения в прежний. Наше постоянно меняющееся законодательство, прежде всего – налоговое, таможенное, административное – требует регулярного мониторинга и прогнозирования рисков, связанных с реализацией инвестпроекта. В этом плане в России, конечно, инвесторам работать сложнее.  
 
– Что еще отличает иностранных инвесторов от отечественных?  
 
– Сейчас, в 2011 году уже не приходится говорить о том, что успешные отечественные компании и иностранные кардинальным  образом друг от друга отличаются. Сегодня крупные российские финансово-промышленные группы имеют достаточный опыт реализации проектов международного уровня, с привлечением ведущих мировых экспертов и консультантов. При сравнении инвесторов такого уровня национальные границы просто стираются. Этому способствует и трудовая миграция – сейчас в России работает много иностранных топ-менеджеров, и наоборот: за рубежом наши специалисты не только повышают свою квалификацию, но и работают на ведущих позициях.  
   
При всем при этом разница, естественно, существует. Отечественных и иностранных инвесторов отличает принципиально разный подход к принятию и согласованию управленческих решений. В крупных иностранных холдингах используется очень сложная процедура согласования: если в инвестиционный проект с участием дочерней структуры вносится какое-либо изменение, пусть даже незначительное, оно должно быть одобрено материнской компанией, которая находится в другой стране. У иностранцев установка такая: если мы о чем-то долго договариваемся и фиксируем это в наших документах, значит, так оно и должно быть. Поэтому на принятие решений у них уходит гораздо больше времени, чем у российского инвестора, который зачастую может сделать это в течение дня. И не потому, что его штаб-квартира расположена здесь, в Нижнем, или в Москве, а не в Токио или Брюсселе, – просто он по-другому мыслит. Российский инвестор понимает, что если он не сделает этого сейчас, то упустит время, что может привести к необратимым последствиям.  
 
Есть еще одно важное отличие, которое вытекает из предыдущего: бюджет проекта, утвержденный иностранными инвесторами, представляет собой некую конституцию, изменение которой не допускается ни в коем случае. То есть резерва на ЧП, которое может возникнуть, у них просто не существует. Российские инвесторы, напротив, понимают, что бюджет, сформированный на бумаге, надо увеличивать минимум вдвое.

Кроме того, при планировании бюджета они также учитывают  издержки на пресловутую коррупционную  составляющую. У крупных иностранных  инвесторов прямо противоположная  позиция: "Нигде и никогда мы не платим денег за то, чтобы о  чем-то договориться". Такой бескомпромиссностью  известна, в частности, IKEA. К сожалению, в России такая бескомпромиссность иногда заводит инвесторов в тупик. Иллюстрацией может служить ситуация с торговым комплексом "Мега" в  Самаре.  
 
– В какие отрасли предпочитают вкладывать деньги инвесторы, приходящие в наш регион?

– В производство автокомпонентов, машиностроение, нефтехимический комплекс, производство стройматериалов, стекольную промышленность.  
 
– Есть ли сферы деятельности, которые они обходят стороной?

– Насколько мне известно, реализацию проекта в Нижегородской  области приостановил финско-шведский холдинг Stora Enso, мировой гигант по производству бумаги. Есть серьезные сомнения в  том, что проект будет снова запущен. Он был продекларирован в 2007 году, и с тех пор многое изменилось. За несколько лет очень быстро и динамично менялась инвестиционная инфраструктура ряда развивающихся  стран, заинтересованных в привлечении  инвесторов. И сейчас, после того, как прошел пик финансового кризиса, условия для развития бизнеса  в России оказались для инвестора  уже не такими конкурентоспособными и привлекательными, как, например, предложения некоторых южноамериканских стран.

Парадоксально: Россия – одна из мировых  кладовых по запасам леса, в борьбе за инвестиции крупного производителя  бумаги проигрывает Южной Америке! И это несмотря на географическую удаленность южноамериканских стран  от Европы – основного потребителя  высококачественной бумажной продукции. А связано это с изменением составляющей транспортных расходов в  цене конечного продукта, качеством  сырьевой базы, уровнем затрат на трудовые ресурсы. Получается, что доставить  тонну бумаги в Европу из Аргентины  морем дешевле, чем автотранспортом  из российской средней полосы. 

 

Россия теперь невыгодна для  инвесторов с точки зрения привлечения  дешевой рабочей силы: она больше не дешевая страна. Все наши разговоры  о том, что у нас очень маленькие  зарплаты, с одной стороны, конечно, оправданы, с другой – смотря с  чем сравнивать. Я говорю не о  Китае и бедных африканских странах, а про сопоставимый рынок трудовых ресурсов развивающихся стран. Если сравнивать с ними, то зарплаты в  России неконкурентоспособны – они  выше. И жесткие требования нашего трудового законодательства, которое  сейчас на все сто процентов стоит  исключительно на стороне работника, эту ситуацию только усугубляют. 

 
– Расскажите о деятельности Общественного комитета по иностранным  инвестициям. Какие задачи он решает?  
 
– Общественный комитет существует с 2008 года. За это время проведено более 10 публичных мероприятий, участниками которых стали свыше сорока иностранных компаний. В последнее время в заседаниях комитета принимают участие не только иностранные, но и отечественные инвесторы. С 31 мая заседания комитета приняли формат выездных сессий: их участники теперь будут выезжать на действующие предприятия инвесторов, которые работают в регионе.  
 
По сути, Общественный комитет по иностранным инвестициям – это диалог власти и бизнеса, информационная площадка, на которой происходит обмен мнениями, формируется позиция участников заседаний, которая может быть доведена до сведения органов власти и послужить импульсом для изменений регионального законодательства, внедрения той или иной инициативы на федеральном уровне. Для инвесторов это дополнительная возможность познакомиться с представителями различных ведомств, задать им вопросы напрямую.  
 
– Каким видят наш регион инвесторы?  

– Наш регион для них – это  не только деньги, энергетика, киловатты, проценты, налоговые льготы. Это  также социальная среда, в которой  им приходится работать. Инвестор –  такой же человек, как и мы, он сталкивается с теми же бытовыми проблемами, которые приходится решать нам с  вами. Ему тоже надо где-то жить, питаться, отдыхать, на чем-то передвигаться. Поэтому  иногда, чтобы повысить инвестиционную привлекательность региона, не обязательно  делать что-то специально для инвесторов: надо сделать что-то для жителей  города, для самих себя. Если мы сами своими руками не будем изменять облик  города, превращать его в комфортную для жизни среду, ничто не изменится.  
 
Мне нравится за границей ходить по городам с картой в руках – там мне все понятно. В нашем городе по карте ходить невозможно: на домах часто не бывает табличек, иногда мы сами не знаем, на какой улице находимся, не понимаем, как сформирована градостроительная политика. Про наш аэропорт даже анекдоты рассказывают. Интересно, кто-то хоть когда-либо видел расписание транспорта, который ходит из аэропорта и в аэропорт? Зато, наверное, все помнят «ненавязчивый» сервис таксистов в зоне прилета!  
 
Еще один минус – необоснованно высокие цены в гостиницах Нижнего Новгорода. Крупные иностранные компании, которые приходят в Нижний Новгород, первым делом обзаводятся съемным жильем для своих сотрудников – даже для тех, кто редко сюда приезжает, потому что нигде в мире так дорого номера в гостиницах не стоят. У нас же стоимость гостиничного номера среднего качества колеблется от 100 до 300 евро! Это очень дорого даже для Европы.  
 
Одна из французских компаний как-то задала нам вопрос: «Есть ли у вас в Нижнем Новгороде дошкольное учреждение, в котором с детьми работают франкоговорящие воспитатели?». Впервые меня посетила такая гордость за наш нижегородский ИнЯз. Казалось бы, все это мелочи, однако из таких мелочей и формируется облик нашего города. Для конкретного инвестора, который здесь будет жить и работать, эти первые ощущения очень важны. 


Информация о работе Инвестиционный климат в Нижегородском регионе