История и культура Чувашии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 19:57, шпаргалка

Краткое описание

Этногенез чувашей чрезвычайно сложен. Сувары предположительно родом из Сибири (Основные предки — племя сувазы). Булгары родом из Средней Азии (Примесь). Смешением двух этих народов (племенных союзов) друг с другом и горными марийцами предположительно получились современные чуваши. В литературе об этногенезе чувашей можно увидеть, что существуют три теории происхождения чувашского народа:

Вложенные файлы: 1 файл

История и культурв Чувашии (без 30го).doc

— 557.50 Кб (Скачать файл)

С завершением жатвы на загоне оставлялась полоска несжатой ржи. Оставшиеся колосья скручивали и завязывали узлом с петлей по ходу солнца, затем вместе с кусками хлеба, сыра и солью закапывали в землю. Последний оставшийся несжатым пучок срезал старший в семье, собрав серпы. Он связывал этим пучком все серпы до следующего года. Обычай вязания серпов символизировал преемственность и непрерывиость труда. По объяснению чувашских крестьян, это делалось для того, чтобы на другой год был хороший урожай.

Огороды, хотя и велись исстари, не были большими. Часто огородные культуры выращивали около водоемов на лугах. На лесных полянках высевали репу. Огороды располагались позади усадьбы, вдоль оврагов. Выращивали капусту (купаста), лук (сухан), огурцы (хаяр), сеяли корнеплоды - свеклу (кашман), морковь (кишер), репу (~арак), редьку (Йус кашман), Разводили также табак, хмель (хамла), немного мака, В южных районах хмель не разводили. В приволжских селениях сеяли тыкву (каван). С середины ХIХ в. стали возделывать картофель (g.ерулыи).

Фруктовые деревья и ягодные кусты разводили в небольших количествах - зто яблоня-(ymayqqm), вишня (чие), смородина (хурлахан), малина (хамла сырли), крыжовник. Болъшие сады имелись только у богатых крестьян.

Урожайность прогнозировали по поведению птиц, насекомых, ыб: "Если перепелка кричит 8-9 раз подряд, хлеб уродится. Если сова кричит, хлеб будет плохой. Если журавль прилетит еще при снеге, уродится просо. Если дикий гусь высоко летит, яровые будут рослые, низко - низкие. Если во время рыбной ловли больше попадаются окуни, то будут хорошими пшеница„ячмень, рожь, полба".

Различные виды домашних животных были одомашнены в разное время в разных регионах: козы и овцы - в 11-VII тыс. о н. э. в Передней Азии, лошадь - в IV тыс. до н. э. на юге Восточной Европы и т. д. Первоначально домашних животных держали главным образом ради мяса, позже возникло доение скота (с IV 1 тыс. до н. э.).

В Волжской Болгарии скотоводство представляло самостоятельную отрасль хозяйства, ориентированного на земледелие, обеспечивало население тягловым скотом, мясной и молочной пищей, сырьем для изготовления одежды, обуви, инвентаря.

Чуваши унаследовали, от своих предков - волжских болгар - давние традиции и навыки ухода за живностью. Они разводили лошадей, коров, овец, коз, менее - свиней.

Лошадей содержали зимой в утепленных конюшнях, кормили сеном, соломой, овсом. Летом конский табун жители чувашских деревень пасли поочередно, при работе на полях, отдаленных от селения, устраивали стойла. В страду, когда днем приходилось работать, лошадей пасли ночью под присмотром на лугах, на опушках.

Крупный и мелкий скот кормился днем на общинных пастби- . щах (выгонах), на паровом поле, в зарослях ку р (кету) пасли наемные пастухи (кетусе). В больших деревнях было несколько стад. Для дневного водопоя (тапар), если не было рек или озер, на речках возводили запруды. Принадлежностями пас-; туха являлись рожок (шахлич), сделанныи из рога, и длинная плеть (пуша), к концу которой привязывался пучок конского волоса для щелкань,я.

Зимой скот содержался в скотном загоне (карта), на ночь его, закрывали в хлев. Ягнят и телят держали в избе или в утепленном, помещении (скотной избе). Из-за недостатка и плохого качества корма, а сенокосные угодья по причине малоземелья постоянно сокращались, скот у чувашей становился низкопородным и мелким. Основным кормом стала солома. Годовой удой от одной коровы составлял в среднем всего 600-900 л, а живой вес коровы200-280 кг.

В середине XVIII в. зажиточные хозяйства имели до 15 лошадей, часть из них держали специально для выезда. Коров с быком было 10-15 голов, овец - 20-30. Крестьяне со средним достатком содержали 2-4 лошади, одну-две коровы, десяток овец; у маломощных имелся минимум живности, а то и вовсе не было лошади.

Будучи показателем материального достатка и престижа, домашние животные играли большую роль в жизни, проявляясь в ее различных сферах. Они входили в состав приданого, мясо домашних животных служило престижной пищей и широко использовалось в ритуальных трапезах, особенно в жертвоприношениях духам и божествам.

Домашний скот получил отражение в клятвенных обещаниях. Протянув руку над домашним животным, хозяин в случае ложной клятвы рисковал потерять его. Особенно веским залогом в этих случаях выступала лошадь.

Чуваши держали кур, гусей, уток, индеек. Кур держали главным образом для получения яиц и пополнения бюджета (этн деньги шли на покупку'предметов к женскому наряду). Курятина использовалась в поминальной трапезе и в качестве угощения за труд. Курица являлась атрибутом при новогодних гаданиях. В крестьянском хозяйстве петух заменял часы, по его 'пению определяли время суток. Петуха или курицу приносили в жертву при рождении или смерти человека. Петуху приписывалась способность отгонять злых духов.

Гуси и утки, хотя и занимали в животноводстве более скромное место, тем не менее в хозяйстве 'были нужны как источник для получения пуха и пера, мяса и жира. Гуси использовались и в ритуальных целях, а гусиный жир - как лекарственный препарат (для натирания). Цельносваренный гусь был особым украшением стола на свадьбе или в осеннем обряде моления чуклеме в честь нового урожая. В день калам кун - весеннем обряде моления духам предков - пришедшего в дом первым в этот день человека сажали на подушку, в руки давали яйцо. Считалось, если гость будет сидеть на подушке спокойно, то будет приплод цыплят и гусят.

Пчеловодство (хурт-хамар есе). Сбором меда (пыл) люди занимались издревле. Путешественники, посещавшие Волжскую Болгарию, отмечали широкое распространение на территории края бортничества - сбора меда диких лесных пчел. Бортничество не было простым собирательством. Пчеловод подыскивал в лесу подходящее дерево, вырубал, обустраивал дупло. Пчеловодство прошло три стадии развития: дикое (илн осртевое), коладнэе и рамочное Окладные ульи (велле) появились не позднее XVI в. Их выдалбливали из обрубка дерева высотой 1,2 м диаметром около м  Внутри крест-накрест устанавливали
планки для закрепления сотов. Колоды устанавливали в вертикальном положении на подпорках или подвешивали на деревьях.

 

 

 

 

 

37. Национальная одежда чувашей.

Народный чувашский костюм — памятник культуры, созданный в течение тысячелетий в разных географических ареалах, исторических обстоятельствах, в среде космогонических представлений и развивающийся благодаря эстетическим воззрениям, природным, социально-экономическим и культурным условиям. Делится на три основных вида по признакам этнографических групп: вирьял - верховые, анатри - низовые, анат енчи — средненизовые. Различается по принадлежностям элементов к полу, формам ношения, пошиву, орнаментальному украшению и цветовому сочетанию.

В ансамбль народного женского костюма входит: кeпе (рубашка) с нагрудными медальонами кeскe, шупaр (вид халата), чeр cитти (передник), пиcиххи (пояс), платки, атa (сапоги), тaла (онучи, белые у низовых и средненизовых, черные у верховых), головные уборы - хушпу с закрытым, конусообразным или открытым верхом (тухья), сурпан и сурпан тутри (полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), тастар (головная повязка), масмак (налобная повязка), тевет (перевязь), сaрка (подвеска), алка (серьги), шaрcа, мaя (шейные наряды), ама, шълкеме (нагрудные украшения), ceрe (кольцо), сулa (браслет), яркaч (набедренники), сарa (поясной наряд), йeс хyре (нахвостник), cyc туни тенки (накосник), енчeк (поясной кошелечек для зеркала и монет), тeкeр (поясное зеркальце) и др.

Одеяние девушки составляли кeпе (рубашка без кeскe — медальонообразных нагрудных узоров) с односторонними или двусторонними сунтaх, платок, яркaч, пиcиххи, головной убор тухья (у низовых с шишечкой, у верховых без этой детали), мaй cыххи (повязка — часть тухйи), тевет, сaрка (серьги), шaрcа, cуха (шейные украшения), ceрe, сулa, шълкеме, тeкeр и др. Отличительным элементом костюма невесты служил пeркенчeк (покрывало). Костюм девочек находил сходство с одеянием девушек, кроме украшений и вышивки.

Мужчины носили кeпе, йeм, сапоги, валенки, шляпу, шапку, а жених — cулaк, кeръ тутри (наспинной наряд), в руке держал саламат. Мальчиков одевали в костюмы, идентичные одежде взрослых, но без принадлежностей ритуального характера.

Во время жертвоприношений или свадьбы руководители церемоний должны были быть в вышитом халате шупaр. Предводители обрядов в руках держали хулa (прутик) или пилеш турачe (ветку рябины), что идентично с древнеиранским барэсманом (пучок прутьев, который жрец держал во время обрядовых действий).

Костюм вирьял относится к финно-угорскому типу одеяния, точнее, к костюму горных марийцев. Костюмы анатри и анат енчи близки друг к другу. Все три вида по своим происхождениям древние. Их параллели прослеживаются в культуре многих народов Евразии. Самые разные сходства встречаются в женских статуэтках древних земледельцев южных областей Средней Азии (4—3 тыс. до н.э.). Близкие параллели обнаружены в коропластике Согда эпохи Ахеменидов и первых эллинистических государств (2-я пол. 1 тыс. до н.э.) и особенно в терракоте Согда, Маргианы, Бактрии - Тохаристана Кушанской эпохи (индо-парфянское искусство, 2 в. до н.э. — 4 в.н.э.). Одинаковые принципы орнаментирования и ношения наблюдаются в скульптуре малой формы суваро-болгар Волжской Болгарии раннего периода.

В основе древней структуры костюма лежат космогонические представления о модели мира с небосводом, светилами, здешним и потусторонними мирами, что с развитием воззрений, миропонимания и социальной жизни постепенно стерлось в прошлых веках.

В современных условиях костюм всех трех видов, опираясь на традиции и эстетические нормы, находит свое развитие в профессиональном, самодеятельном и народном искусстве, больше всего в сценическом творчестве, выставочной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Поселения и жилища

Чувашская народность сложилась на стыке территории лесных массивов и степей. Географические условия оказали свое влияние на характер устройства поселения. Чувашские селения ял располагались, как правило, вблизи водных источников: рек, ключей, вдоль оврагов чаще всего, были скрыты от посторонних глаз в лесах или зелени посаженных у домов деревьев. Излюбленными деревьями чувашей были ива, ольха (сирек), не случайно многие деревни, окруженные зарослями ольхи получили название Cирекле (Ерыкла).

В северных и центральных районах Чувашии селения располагались скученно, кустами: дочерние селения - выселки касы группируются вокруг материнского, образуя целое гнездо поселений. На юге же, у низовых чувашей, проживающих в открытой местности наблюдается приречный тип расселения при котором селение вытянуто в цепочку вдоль реки. Селения такого типа более крупные по своим размерам, чем при гнездовом расселении.

Поселения чувашей до середины XIX века не имели четкой планировки, а состояли из отдельных околотков, заселенных родственниками. Поэтому чужому человеку трудно было сразу найти нужную усадьбу. Скученность домов и построек также увеличивала возможность бедствий при пожаре.

Планировка усадьбы, ограждение ее забором, постановка дома внутри усадьбы чувашей, отмечал А.П.Смирнов, имеет полное сходство с планировкой усадьбы в Суваре. Усадьба чувашского крестьянина состояла из дома и хозяйственных построек: клети, амбара, конюшни, хлева, летней кухни, бани. У богатых крестьян нередко были и двухэтажные постройки. Вот как описывал этнограф Г.Комиссаров чувашскую усадьбу XIX века: На дворе строятся: изба, за ней сени, затем амбар, затем сарай, куда складывают дрова и ставят телеги и сани; с другой стороны двора, на переднем плане, считая от улицы, строится погреб, потом кладовая, потом опять сарай. На заднем плане устраивают повет, сеновал, конюшню и загороженные заборами помещения для загона скотины, называемые "выльах-карти". Несколько отдельно строят лачугу, которая в старину служила летним жилищем, а теперь в ней варят пищу и стирают белье. В огороде ставится другой амбар (хлебный), баня тоже строится в овраге." 40

Дома в старину строили по-черному, дверями на восток. Дом состоял как правило, из избы и сеней, крытых двускатной соломенной, либо тесовой крышей.

С начала нынешнего столетия экстерьер жилища начали украшать деревянной резьбой. Основным мотивом орнамента до сегодняшнего дня остаются солярные знаки - круги, кресты.

   Позже появились длинные скамейки и деревянные кровати. Жилища, оборудованные печами и дымоходом, получили распространение среди зажиточной части чувашского крестьянства со второй половины XIX века. Конечно, современный облик чувашских жилищ несравним с тем, что запечатлели этнографы в начале XX века сегодня в доме можно увидеть современную бутовую технику и мебель, однако тяга к традиционному все же сохраняется, хотя и проявляется в стилизованном виде - применения вышитых и тканных изделий и деревянной резьбы в национальном стиле для украшения внешнего вида и интерьера жилища.

Деревянная посуда. У народов лесной полосы, в том числе чувашей, была сильно развита обработка дерева. Почти вся домашняя утварь изготовлялась из дерева. Инструментов по деревообработке было много: бурав (пăра), коловорот (çаврам пăра) служат для сверления отверстий и ямок в сплошном материале; долото, стамеска (ăйă) – инструменты для выдалбливания отверстий, гнезд, пазов (ыра); долото большое (кăра) применяется для выборки пазов бревен, досок, при изготовлении ступ, корыт, кадушек и других долбленых изделий.

Информация о работе История и культура Чувашии