История и культура Чувашии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 19:57, шпаргалка

Краткое описание

Этногенез чувашей чрезвычайно сложен. Сувары предположительно родом из Сибири (Основные предки — племя сувазы). Булгары родом из Средней Азии (Примесь). Смешением двух этих народов (племенных союзов) друг с другом и горными марийцами предположительно получились современные чуваши. В литературе об этногенезе чувашей можно увидеть, что существуют три теории происхождения чувашского народа:

Вложенные файлы: 1 файл

История и культурв Чувашии (без 30го).doc

— 557.50 Кб (Скачать файл)
style="text-align:justify">С марта 1917 г. разворачивается процесс ускоренного подъема национального самосознания чувашей, происходит организационное оформление первых проявлений массового национального движения. В  марте 1917 г. учреждается Чувашское национальное общество. Высокой социальной активности достигли в 1917 - первой половине 1918 г. чувашские военные организации, однако, они не смогли осуществить решение национального вопроса. С развитием идей национально-государственного строительства, особенно в связи с объявлением о создании Татаро-Башкирской республики военные организации направляют свою деятельность на решение задач создания чувашской государственности. Однако их национально-освободительные устремления вплоть до конца 1918 г. не выходили за рамки требований предоставления расширенной национально-культурной автономии. Произошел конфликт и в самих организациях: силами Центрального Чувашского Военного Совета была закрыта газета «Хыпар» - орган Чувашского национального общества. Таким образом, в консолидации чувашского народа, в решении вопросов его культурно-национальной автономии большую роль сыграли национальные съезды 1917 г., способствовавшие развитию у чувашей чувства национального единства. Были осуществлены практические шаги по образованию чувашских национальных обществ, по созданию газет на родном языке, выдвижению единого общечувашского национального списка кандидатов в депутаты Учредительного собрания.

Начавшаяся летом 1918 г. гражданская война приостановила национально-государственное строительство в Среднем Поволжье. Только после образования в марте 1919 г. Башкирской республики подготовкой создания своей автономии занялись татары и чуваши.

Следует отметить, что Чувашский Комиссариат при Казанском губернском совете и Чувашский отдел при Народном Комиссариате по делам национальностей РСФСР проделали большую работу в упорядочивании деятельности послевоенных национальных организаций. Активно способствовали разрешению общенациональных задач съезды: рабоче-крестьянский, чувашских учителей, учащихся и др. Были образованы Центральный чувашский совет по народному образованию, Центральная чувашская библиотека. Разрешение национального вопроса для многих было приоритетнее, чем социальные и политические трансформации.

Уже в начале 1920 г. на рассмотрение Коллегии Наркомнаца был представлен подготовленный руководителем его Чувашского отдела Д.С.Эльменем «Краткий доклад о выделении чувашского народа в особую административную единицу». Состоявшийся в феврале 1920 г. I Всероссийский съезд чувашских коммунистов принял «Положение об организации Чувашской трудовой коммуны. В основу первого проекта Чувашской автономии, таким образом, его разработчиками был положен этнический принцип, несмотря на высокую степень территориальной раздробленности чувашского населения в Средневолжском регионе. В мае-июне 1920 г. решение вопроса о выделении чувашей в отдельную административную единицу в Москве затормозилось, у отдельных чиновников центральных органов возникли сомнения относительно целесообразности ее создания, якобы «.из-за отсутствия национальной культуры у чувашей и убыстренного процесса их обрусения». 24 июня 1920 г. было принято решение об образовании Чувашской автономной области. Поскольку ЦК изначально был против образования исключительно однонациональной (только чувашской) по составу автономии, проект был существенно скорректирован, в область были включены русские волости. Но автономное образование по национальному составу населения получилось почти однородным, так как чуваши составляли в нем 85%.

Чувашская автономная область, как административная единица, стала началом развития национальной государственности чувашского народа. В условиях автономной области чувашам была предоставлена широкая возможность перестроить работу всех государственных, общественных, хозяйственных и культурно-просветительных учреждений и организаций с учетом особенностей жизни и быта коренного населения. На этой основе широкие массы трудящихся вовлекались в дело государственного, хозяйственного и культурного строительства, а местные органы укреплялись кадрами управленцев.

Пятилетний период существования Чувашской Автономной области до преобразования ее в Чувашскую Автономную Социалистическую Советскую Республику был периодом создания всех необходимых предпосылок для преобразования области в республику. Восстановление народного хозяйства, развитие культуры, подготовка кадров, необходимых для управления республикой, дальнейшее расширение территории и увеличение численности населения области - вот предпосылки, которые позволили преобразовать область в республику, перейти от автономии административной к политической.

В период с 1920 по 1924 г. руководители Чувашской АО провели основательную научную и политико-организационную подготовительную работу по преобразованию области в республику. При этом предполагалось почти двойное расширение ее площади за счет присоединения некоторых «чувашских» территорий соседних Нижегородской губернии (часть Васильсурского уезда), Татарии (часть Буинского кантона), Симбирской губернии (включая Симбирск как планируемый центр будущей республики) и Мелекесского района Самарской губернии. Однако данный проект преобразования АО в АССР, представленный во ВЦИК РСФСР в 1924 г., был отклонен с серьезными замечаниями, и только после ряда согласований 21 апреля 1925 г. было решено преобразовать Чувашскую АО в республику.

 

 

 

 

 

 

 

26К концу Гражданской войны отношения между властью и крестьянством обострились до предела, что проявилось в многочисленных крестьянских восстаниях по всей стране. Сопротивление крестьян определило отказ советского правительства от политики «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике. Крестьянство Чувашии с одобрением встретило переход к нэпу. В резолюции, вынесенной I областной беспартийной конференцией крестьян Чувашской АО (апрель 1921 г.), подчеркивалось, что «замена продразверстки продналогом отвечает самым насущным требованиям крестьян, эти мероприятия действительно облегчают наше положение».

В условиях ожесточенной борьбы за существование, развернувшейся в голодные 1921-1922 гг., население автономной области, согласно информационным бюллетеням Чувашской обчека, демонстрировало полное равнодушие и безразличие к РКП(б), не встречая от нее в должной мере необходимой поддержки.

С преодолением голода отношение населения к советской власти и РКП(б) улучшилось, и в целом, их авторитет в первой половине 1920-х годов был довольно высоким, а политическое состояние деревни - устойчивое. В пользу этого довода свидетельствуют многие факты.

Был высоким среди населения и авторитет лидеров партии. Ни на одном из митингов или демонстраций не присутствовало столько народа, сколько в траурных процессиях в январе 1924 г. по случаю смерти Ленина, на которых крестьяне демонстрировали искреннее сожаление потерей вождя. Постоянно рос поток крестьянских заявлений с просьбой принять их в партийные ряды.

В определенной степени улучшению отношения населения к РКП(б) в первой половине 1920-х годов способствовала чистка партии.

В то же время в материалах спецслужб подчеркивалось, что отношение крестьянства к коммунистической партии различно и зависит от принадлежности к той или иной социальной группе.

Если говорить в общем, то обострение недовольства коммунистической партией со стороны основной массы населения всегда происходило в условиях ухудшения экономического положения.

Дело в том, что большая часть крестьянства отрицательно относилась к религиозной политике правящей партии, распространяя это недовольство и на самих членов РКП(б). Так, во второй половине июля 1924 г. широкое распространение получили разговоры, что стихийные бедствия насылаются на них Богом из-за «неверия коммунистов». Более того, в Цивильском уезде были зафиксированы 4 случая угроз и избиения отдельных членов партии. Подобные взгляды о взаимосвязи несчастий и антирелигиозной политики советской власти и коммунистов имели чрезвычайно широкое распространение и в последующие годы.

В отличие от уездных комитетов РКП(б), обладавших большим авторитетом, не пользовались доверием населения волостные ячейки партии, подверженные тем же порокам, что и низовой советский аппарат (пьянство, дебоширство, растраты, взяточничество, грубость и др.).

Особое место в общественно-политической жизни деревни занимали перевыборы Советов, в ходе которых наиболее отчетливо проявлялись настроения крестьянства и значительно обострялись социальные конфликты между различными группами населения. Если избирательные кампании первой половины 1920-х годов характеризовались низкой активностью избирателей, то вторая половина десятилетия ознаменовалась заметным повышением политической активности крестьянства, особенно его зажиточных слоев. В 1925 г. Чувашским отделом ОГПУ был зафиксирован целый ряд выступлений с агитацией против коммунистической партии.

На активизацию политической активности зажиточных слоев деревенского социума власть ответила мобилизацией бедноты и резким расширением контингента лиц, лишенных избирательных прав. Избирательная кампания 1927 г. сопровождалась усилением администрирования и фактическим отходом от первоначального курса на демократизацию, что, в свою очередь, отразилось на настроениях крестьянства. Навязывание кандидатов избирателям в виде предварительно одобренных собраниями бедноты и партийными и комсомольскими ячейками списков вызывало массовые протесты населения. Резкое недовольство навязыванием кандидатов выражали и делегаты волостных съездов Советов, которые, по идее, должны были быть настроены более благожелательно к советской власти и коммунистической партии.

В определенной степени крестьяне интересовались вопросами внутрипартийной борьбы. Слабо осведомленное о ней, население не делало конкретных выводов, отмечая лишь, что «что-то творится неладное в Москве» или «по всей вероятности, что-то должно быть и потому заменяют передовых вождей ВКП(б)»[. Существовало большое количество версий происходивших в Москве событий: что в ЦК шла борьба с евреями, что Троцкий - сторонник крестьян и поэтому его ЦК ненавидит, о новой революции к десятой годовщине Октября. Сводками ОГПУ зафиксированы факты как положительного, так и негативного отношения к оппозиции, отмечались в деревне и единичные случаи злорадства по поводу отсутствия единства в партии. Несравненно больше население интересовали вопросы войны и мира. Перманентный характер носили слухи о скорой войне с капиталистическими державами. На них можно было бы не обращать внимания, если бы они не влияли на настроения крестьянства. Слухи сопровождались угрозами, что, когда начнется война, всех коммунистов и комсомольцев перевешают или перережут. В результате, бедняки отказывались от избрания их председателями сельсоветов, комсомольцы покидали ряды ВЛКСМ, дети выходили из пионерских организаций и переставали ходить в школу, население опасалось вступать в колхозы, усиливалось посещение церквей, повсеместно наблюдались «пораженческие настроения». В целом, население было довольно единодушно в оценках, что в случае войны «коммунистам несдобровать», что «коммунистам будет конец» .

Подводя итоги, необходимо отметить, что отношение населения Чувашии к коммунистической партии, в большей степени, определялось не идеологическими мотивами, а, главным образом. экономическими факторами. Поскольку в годы нэпа были созданы условия для развертывания хозяйственной инициативы крестьян, последовательно проводилось снижение размера сельхозналога, оказывалась продовольственная и семенная помощь в неурожайные годы, авторитет советской власти и коммунистической партии был высоким и политика советского государства в аграрной сфере в целом, несомненно, вызывала одобрение крестьянства. И хотя недовольных властью и правящей коммунистической партией было много, особенно политикой в области налогообложения, ценообразования, лесоснабжения, вероисповедания, вплоть до конца 1920-х годов политическое состояние деревни было достаточно устойчивым, не вызывающим серьезных опасений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27Коллективизация сельского хозяйства представляла собой объединение и преобразование мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства. Этот многосложный процесс протекал неравномерно на разных этапах отечественной истории.

В Чувашии действовали объективные факторы, тормозившие процесс коллективизации сельского хозяйства: малоземелье и аграрное перенаселение; незначительное распространение до 1917 г. частновладельческого и монастырского землевладения; неземлеустроенность территории, наличие сложных общин; позднее восстановление сельского хозяйства по сравнению с другими регионами страны; низкая техническая оснащённость аграрного сектора; преобладание в социальной структуре бедняцких слоёв населения, обладавших большими налоговыми льготами; высокая занятость крестьян в кустарно-ремесленной промышленности; низкий уровень культуры местного населения; малочисленность сельских партийных организаций; слабое развитие цензовой промышленности. В результате процесс коллективизации протекал в республике медленнее, чем в большинстве районов страны.

В 1937 г. коллективизация сельского хозяйства Чувашии в основном завершилась. Обобществление сельскохозяйственного производства было направлено на его интенсификацию, совершенствование технологии возделывания зерновых культур и производства животноводческой продукции. Коллективизация обеспечила преодоление натурального характера крестьянского хозяйства, значительно повысила товарность аграрного сектора экономики. Формирование колхозной системы осуществлялось в рамках общих масштабных социально-экономических и культурных преобразований в стране. Созданная в результате переустройства деревни колхозная система стала важным звеном государственного регулирования развития сельского хозяйства и трансформации уклада жизни крестьянства. Высокие мобилизационные возможности колхозов обеспечили условия для проведения форсированной индустриализации, организации снабжения армии и тыла продовольствием в годы Великой Отечественной войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе История и культура Чувашии