Основные функции науки. Ее социальная роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 13:34, реферат

Краткое описание

Актуальность темы рассмотренной в реферате очень велика, так как наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты, компьютерные магазины. С каждым днем современное человечество требует всё больше и больше. По–моему, таким образом, и возникает современная наука. В наше время наука занимает большую часть нашей жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные функции науки.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

 
Реферат: Наука и её роль в современном обществе

Московская Государственная Академия Приборостроения и Информатики

Реферат по философии.

Тема: «Наука и её роль в современном обществе»

Выполнил:

Петров Роман Владимирович

Группа: ИС-6

Проверил:

Шинёв Станислав Борисович

Москва 2004

План

Введение............................стр3

I. Понятие науки

1.Изучение науки в древние  времена..............стр4

2. Средневековая наука....................стр 7

3.Связь науки и философии..................стр8

II. Современная наука. Основные  концепции...........стр11

III. Роль науки в современном обществе............. стр15

Заключение...........................стр18

Список использованной литературы...............стр19

Введение

Мне кажется, что мышление и знание – это главные критерии философии. Хотя

древняя философия представляла собой совокупность догадок, которая не

опиралась на достижение наук, в наше время философия основывается на

результатах логики, психологии, социологии и истории. Философия играет важную

роль не только в современном обществе, но и в обществе в целом. Ведь

философию можно представить, как науку о противоположности Различных взглядов

и мыслей. Философы излагают свои точки зрения,

касающиеся, например, этики, бытия, мировоззрения, а остальное общество

должно выбрать наиболее подходящую для себя идею. Мне кажется, что без споров

и разногласий философия не смогла бы подняться на такой высокий уровень, на

котором она находится на сегодняшний день.

Что такое наука? Какова роль науки в формировании картины мира? И

какова её роль в современном обществе? Обсуждение всех этих философских

вопросов сопровождало становление и развитие современной

науки, и было необходимой формой осознания особенностей, как самой

науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение

к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма

острой форме. Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой

оказалась современная цивилизация. Рассмотрим

пример, связанный с информационными технологиями. На сегодняшний день

современное общество вступает в информационную стадию

развития. Всем уже понятно, что информационную революцию уже не остановить.

Наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты,

компьютерные магазины. С каждым днем современное человечество требует всё

больше и больше. По-моему, таким образом и возникает современная наука.

I. Понятие науки.

1. Изучение науки в древние  времена.

Основная форма человеческого познания – наука в наши дни

становится все более значимой и существенной составной частью

той реальности, которая нас окружает и в которой нам так

или иначе надлежит ориентироваться, жить и

действовать. Философское видение мира предполагает достаточно

определённые представления о том, что такое наука, как она устроена и

как она развивается, что она может и на

что она позволяет надеяться, а что ей недоступно. У

философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений и

подсказок, полезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки.

Им, однако, был неведом тот реальный, практический

опыт массированного и даже драматического воздействия научно-технических

достижений на повседневное существование человека, который приходится

осмысливать сегодня.

На сегодняшний день нет точного, однозначного определения

науки. В литературе насчитывается более 150. Одно из этих

определений выглядит следующим образом: наука – это форма

духовной деятельности людей, направленная на производство

знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая

непосредственной целью постижение истины и открытие

объективных законов на основе обобщения реальных

фактов в их взаимосвязи. Также широко

распространено и другое определение: наука – это и

творческая деятельность по получению нового

знания и результат такой деятельности: знаний, приведенных в

целостную систему на основе определенных принципов и процесс их

производства. Канке В.А. в своей книге "Философия. Исторический и

систематический курс" дал следующее определение: наука — это деятельность

человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не

всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.

Существует множество определений науки, потому как

существует и множество восприятий её, многие люди

понимали науку по-своему, считая, что именно их восприятие

является единственным верным определением. Следовательно,

занятие наукой актуально не только в наше время, её истоки

начинаются с довольно древних времён. Рассматривая науку в её

историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения

типа культуры при переходе от одной

общественно-экономической формации к другой, меняются

стандарты изложения научного знания, способы видения

реальности в науке, стили мышления, которые формируются в

контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социокультурных

факторов в процесс порождения собственно научного знания.

Предпосылки для возникновения науки появляются еще в странах

Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной

цивилизации были восприняты и переработаны в стройную теоретическую

систему Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся

наукой. Среди которых можно отдельно выделить таких выдающихся учёных, как

Аристотель и Кант. С точки зрения этих великих ученых наука

рассматривалась как система знаний, особая форма

общественного сознания.

Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий ученый, основоположник науки

логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире

(восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в Афинах,

в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия. Аристотель

видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное

существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого

характерно движение, изменение.

Усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах

Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велик было

влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы

мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были

заимствованы греками от их предшественников и соседей на

востоке.

Древняя Греция много уделяла времени и сил науки,

научным исследованиям, не удивительно, что

именно появлялись всё новые и новые

научные достижения. Астрономические, математические, физические и биологически

понятия и догадки, сконструировали первые простейшие научные приборы (гномон,

солнечные часы, модель небесной сферы, и многое другое),

основываясь на наблюдениях, они первые предсказали

астрономические и метеорологические явления. Собранные и

самостоятельно добытые ими знания были для них не только основой

практического действия и применения, но, прежде всего,

элементами цельного мировоззрения. Мировоззрение это в своем существе

материалистическое.

Чтобы понять, найти объяснения многим философским вопросам, таким как

познание природы для пользы всему человечеству, необходимо обратиться к науки,

использовать для достижения своей цели важные научные открытия.

2.Средневековая наука

Основными науковедами в средние века принято было считать схоластов. Их

интересовали не столько сами предметы, сколько сопоставление мнений,

рассуждения об этих предметах. Тем не менее не следует уменьшать достижения

схоластической учености – на таких диспутах оттачивались теоретический

фундамент науки, умение превращать факты в понятия, логически строго рассуждать

исходя из немногих общих положений.

Все же одних логических доводов было недостаточно, и в качестве основания для

предпочтения был провозглашен опыт. «На средние века, - писал Ф. Энгельс, -

смотрели как на простой перерыв в ходе истории, вызванный тысячелетним всеобщим

варварством. Никто не обращал внимания на большие успехи, сделанные в течение

средних веков: расширение культурной области Европы, образование там в

соседстве друг с другом великих жизнеспособных наций, наконец, огромные

технические успехи XIV и XV веков.

Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Вильям Оккам в качестве

источника познания объявили вещи, предметы, объекты. Несмотря на существенное

различие философских концепций этих мыслителей, все они намечают сходную схему

получения истинных знаний.

Линия познания, получившая у Роджера Бэкона название опытной,

экспериментальной, идет от вещей, которые воздействуют на органы чувств. Причем

это воздействие может быть независимым от мышления или же подчинения

эмпирического порядка.

3.Связь науки и философии.

Наука в своих глубинных основаниях всегда была связана

с философией, хотя эта связь не всегда

осознавалась, а иногда принимала

уродливые формы – как, например, в нашей стране на

протяжении 20-50-х гг. Наука появляется

одновременно с философией тогда, когда

миф становится бессильным объяснить

мир.

Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в

творчестве многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно

характерно для переломных эпох, когда создавалось

принципиально новое научное знание. Можно вспомнить, скажем,

“Правила умозаключений в физике”, разработанные великим

Ньютоном, которые заложили методологический фундамент

классической науки и на столетие вперед стали эталоном научного

метода в физико-математическом естествознании. Значительное

внимание философским проблемам уделяли и создатели

неклассической науки, - Эйнштейн и Бор, Борн и Гейзенберг, а у

нас в России - В. И. Вернадский, предвосхитивший в своих

философских размышлениях ряд особенностей научного метода и

научной картины мира наших дней.

Высоко оценивая роль философской мысли в науке, В. И Вернадский,

однако, проводил между ними границу, хорошо понимая,

что каждая из этих сфер человеческой культуры имеет

свою специфику. Игнорирование этой автономии научной

деятельности, грубое вмешательство в научные

исследования факторов вненаучных, да еще в догматизированном

виде, приводило к тяжелым последствиям. Примеры общеизвестны.

Трагической сказалась судьба многих выдающихся

ученых, таких как: Н. И. Вавилова, Н. К. Кольцова и

других. Были репрессированы целые науки и

направления научного поиска (генетика, кибернетика,

релятивистская космология и др.). Некомпетентное вмешательство

в науку не раз создавало препятствия для

свободного научного исследования. Нельзя забыть и

попытки тех или иных естествоиспытателей

отстаивать свои несостоятельные концепции с

помощью псевдофилософской риторики. Примерами этого изобилует

развитие практически всех наук определенной

эпохи. Но все они не бросают тень на самую

идею связи науки и естествознания, сотрудничества специалистов

разных областей науки с философами. Догматические искажения

роли философии в познании, совершенных в эпоху

так называемой идеологизированной науки, были

решительно осуждены на Первом совещании по

философским вопросам современного естествознания,

состоявшемся в 1958г. Совещание нанесло ощутимый

удар по невежественным толкованиям

достижений современной науки, которые

конструировались только на цитатах из авторитетных в

то время философских текстов, и серьезно подорвало

дутые репутации авторов таких толкований. Но

потребовалась еще многолетняя интенсивная и

непростая работа, которую приходилось вести в

условиях весьма жесткого идеологического

давления, чтобы закончилась, так сказать, “холодная война” между

философами и специалистами в области

естественных, общественных, технических наук и стало

налаживаться сотрудничество между ними.

Несомненно, чтобы повысить достижения в науки, нужно заняться таким важным

философским вопросом, как повышение этики учёных. Профессиональная этика

ученых представляет собой целостную систему определенных норм, принципов,

предписаний, запретов и правил научной деятельности, общения и поведения

научных работников. Её содержание определяется общественными требованиями,

спецификой деятельности и труда ученых, профессиональным долгом, честью и

престижем.

В научно-исследовательской работе от ученого требуются преданность науке,

служение истине, трудолюбие, новаторство, убежденность, добросовестность,

честность, доказательность идей, принципиальность и бескомпромиссность. Очень

важно соблюдать уважение труда своих предшественников, коллег, оппонентов,

порядочность, человечность, интернационализм, нормальное отношение к плюрализму

мнений и истин, критичность и самокритичность, культурность, корректность в

научном споре, полемике и дискуссии, коммуникабельность, скромность,

великодушие, нравственный долг, гуманизм, высокий уровень гражданственности и

ответственности, профессиональная честь, авторитетность.

Нуждается в философском осмыслении и современная наука,

которая имеет ряд особенностей, качественно

отличающих ее от науки даже недавнего прошлого.

Советский философ Ф. В. Константинов выступал против положения, часто

Информация о работе Основные функции науки. Ее социальная роль