Основные функции науки. Ее социальная роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 13:34, реферат

Краткое описание

Актуальность темы рассмотренной в реферате очень велика, так как наступает глобальная компьютеризация, появляются компьютерные почты, компьютерные магазины. С каждым днем современное человечество требует всё больше и больше. По–моему, таким образом, и возникает современная наука. В наше время наука занимает большую часть нашей жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные функции науки.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

высказываемого учёными и философами капиталистических стран, согласно

которому один из главных источников кризисов и противоречий в сегодняшнем мире

кроется якобы в моральной неподготовленности человечества

к современной научно-технической революции.

Решающий толчок к широкому обсуждению во всём мире последствий

научно-технического прогресса, опасностей злонамеренного использования открытий

современного естествознания, а также этических проблем современной науки,

социальной ответственности естествоиспытателя был дан атомной бомбардировкой

американцами японских городов и той ролью, которую сыграли физики в создании

теоретических предпосылок и изготовлении атомной бомбы.

Говоря об этих особенностях, следует иметь в виду не только

научно-исследовательскую деятельность саму по себе, но и ее роль в

качестве интеллектуального фундамента технологического

прогресса, стремительно меняющего современный мир, а также

социальные последствия современной науки.

II. Современная наука. Основные  концепции.

Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь

особой формой познания мира и его преобразования, наука

сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и

должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что

научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе

только потому, что оно было уже готово принять

это воззрение как нечто само собой разумеющееся.

Следовательно, в период разрушения системы феодального

производства в обществе формируется новое, по сравнению со

средневековым, воззрение на мир, природу, по своей

сути совпадающее с научным.

Современная наука во многих отношениях существенно,

кардинально отличается от той науки, которая

существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился

весь её облик и характер её взаимосвязей с

обществом.

Надо заметить, что все же существуют три основные концепции

науки: наука как знание, наука как

деятельность, наука как социальный институт. Современная

наука представляет собой органическое единство

этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа,

своеобразная "субстанция", знание - системообразующий фактор, а социальный

институт - способ объединения ученых и организации их совместной

деятельности. И эти три момента и составляют

полное определение современной науки.

Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией

рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой

некоторую систему знаний. Так понимали науку еще

Аристотель и Кант. Подобное понимание наук

долгое время было, чуть ли не

единственным.

Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как

общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки.

Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в

прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось

плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация

научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное

определение современной науки. Если науку рассматривать только как

систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело всё

в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные

факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. От

исследователей ускользает её социальная природа, творцы,

материально-техническая база, ограничиваются возможности для

более глубокого и всестороннего исследования специфики,

структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к

необходимости разработки другой концепции науки, к усилению

изучения деятельностных и социальных аспектов этого

общественного феномена.

Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции

представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И

это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного

научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех

отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно

иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине

верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что

в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные

команды мозгу о существовании божества.

Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу

является создание и упрочение постоянных каналов для практического

использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как

прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической

информации и др. Причем вслед за промышленностью такие каналы даже за его

пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки, и для

практики.

Однако при историческом рассмотрении картина предстает в ином свете. Процесс

превращения науки в непосредственную производительную силу впервые был

зафиксирован и проанализирован К. Марксом в середине прошлого столетия, когда

синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько

перспективой.

В 50-60-е годы стали появляться работы, в которых был разработан

деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не

только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая сфера

профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид духовного

производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.

Наука как социальный институт - это социальный способ

организации совместной деятельности ученых, которые являются особой

социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством известных форм организации,

конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

Цель и назначение науки как социального института - производство и

распространение научного знания, разработка средств и методов исследования,

воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

В период становления науки как социального института вызревали материальные

предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат,

вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда

не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила

односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития

техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало

новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой.

Сама же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности,

сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что сама практика,

как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания

науки или хотя бы просто систематически учитывать их.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более

отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве

социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни

ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных

планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой

такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих

предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо

непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из

разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных

планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие

общественных, естественных и технических наук.

III. Роль науки в современном  обществе.

20 век стал веком победившей  научной революции. НТП

ускорился во всех развитых странах.

Постепенно происходило все большее повышение

наукоемкости продукции. Технологии меняли

способы производства. К середине 20 века фабричный

способ производства стал доминирующим. Во второй

половине 20 века большое распространение

получила автоматизация. К концу 20

века развились высокие технологии, продолжился

переход к информационной экономике. Все это

произошло благодаря развитию науки и техники. Это

имело несколько следствий. Во-первых, увеличились

требования к работникам. От них стали

требоваться большие знания, а также понимание новых

технологических процессов. Во-вторых, увеличилась

доля работников умственного труда, научных

работников, то есть людей, работа которых

требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный

НТП рост благосостояния и решение многих насущных

проблем общества породили веру широких масс в

способность науки решать проблемы человечества

и повышать качество жизни. Эта

новая вера нашла свое отражение во многих

областях культуры и общественной мысли. Такие

достижения как освоение космоса, создание атомной

энергетики, первые успехи в области робототехники

породили веру в неизбежность научно-технического и

общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких

проблем как голод, болезни и т.

д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе

играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно,

уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития

общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного,

цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем

современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую

проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну

из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение

природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно,

наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений,

которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами

учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и

параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в

современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями

общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей

научного познания и его соотношения с другими формами познавательной

деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет

большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является

необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными

процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в

условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует

анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными

феноменами духовной и материальной культуры.

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные

виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы

приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных

функций:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное

назначение которой - как раз познание природы, общества и человека,

рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и

закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление

прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой,

главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира,

исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру,

обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать

мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую

роль в этом деле играет философия;

3) производственная, технико-технологическая функция

призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых

технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о

превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке

как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам,

а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в

том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного

развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно

воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ

планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая

роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки

осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и

средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не

Информация о работе Основные функции науки. Ее социальная роль