Основные черты европейской промышленной революции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 07:14, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня крайне сложно быть успешным, функционируя в изолированном пространстве. Общество постоянно развивается, повышается роль бизнеса и требования к его открытости. Сегодня от эффективности формирования системы партнерских отношений бизнеса, власти и гражданского общества в социальной сфере во многом зависит качество жизни населения и социальная стабильность. Каковы особенности взаимодействия власти – бизнеса – гражданского общества, кто и как «зажимает» бизнес и какая модель будущего развития цивилизации нас ждет?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Какие связи между бизнес-организациями и гражданским обществом складываются в сфере социальной политики…………………………………...4
2. Основные черты европейской промышленной революции………………12
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

кр-ксо2курс.docx

— 35.86 Кб (Скачать файл)

Бизнес: 1. Частичное финансирование; 2.Анализ положения дел в своей  отрасли, на основе которого возможно решение о предоставлении рабочих  мест участникам программы, либо временное  трудоустройство.

Модель 3: Инициатива Общества.

Общество: 1. Разработка программы (с учетом оценки ее значимости и  общественного мнения).

Государство: 1. Внесение возможных  коррективов и дополнений в программу; 2. Оценка предполагаемых результатов, эффективность программы; 3. Частичное  финансирование.

Бизнес: 1. Частичное финансирование; 2.Анализ положения дел в своей  отрасли, на основе которого возможно решение о предоставлении рабочих  мест участникам программы, либо временное  трудоустройство.

Таким образом, мы видим, каким  образом использование предложенной схемы взаимодействия может повлиять на разработку и реализацию социально  значимых программ. Во-первых, это позволит всесторонне проанализировать программу  с учетом интересов всех сторон, заранее внести коррективы и дополнения; во-вторых, обеспечить соответствие потребностей населения и результатов программы; в-третьих, материально обеспечить программу за счет средств двух субъектов (государства и бизнеса); в-четвертых, избежать дублирования программ и обеспечить поддержку целевой группы после  реализации программы.

  1. Основные черты европейской промышленной революции

ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (industrial revolution) – революционные изменения  в орудиях и в организации  производства, которые привели к  переходу от доиндустриального к  индустриальному обществу. Классическим и наиболее ранним примером промышленной революции считается Англия конца 18 – начала 19 вв.

 Современная историко-экономическая  наука выделяет в истории человечества  три крупных качественных скачка  – три революции в производительных  силах общества и в структурах  самого общества. Неолитическая  революция создала производящую  экономику; промышленная революция  привела к переходу от аграрного  общества к промышленному; продолжающаяся  научно-техническая революция ведет  к переходу от промышленного  общества к сервисному. Все эти  процессы происходили асинхронно  в разных странах и регионах, однако имели глобальный характер.

  Термин «промышленная революция» (или «промышленный переворот») подчеркивает быстрый и взрывообразный характер изменений, который произошли на рубеже 18–19 вв. сначала в Англии, а затем и в других странах европейской цивилизации. Впервые это понятие начал использовать в 1830-е французский экономист Адольф Бланки. С 1840-х оно стало широко использоваться марксистами: в первом томе Капитала Карл Маркс дал развернутый анализ революционных изменений средств производства, которые стали фундаментом капиталистического строя. Среди историков-немарксистов понятие «промышленная революция» получило всеобщее признание в конце 19 в. под влиянием Лекций о промышленной революции известного английского историка Арнольда Тойнби.

  Наряду с узкой трактовкой промышленной революции как события, связанного только с генезисом капитализма, среди обществоведов распространены и более широкие ее трактовки, когда промышленной революцией называют любые глубокие качественные сдвиги в промышленной сфере. Сторонники такого подхода выделяют не одну промышленную революцию, а три  или еще больше. Однако такое более широкое толкование не считается общепринятой.

  Среди обществоведов и в наши дни продолжаются дискуссии о том, что же именно следует считать главным содержанием промышленной революции 18–19 вв. Важнейшими изменениями эпохи промышленного переворота называют:

 - появление принципиально новых средств труда – машин (т.е. механизация производства);

- формирование нового типа экономического роста – переход от медленного и нестабильного к высокому самоподдерживающемуся росту;

- завершение формирования новой социальной структуры – превращение предпринимателей и наемных работников в основные общественные классы.

 

Промышленная  революция как механизация производства.

 В ходе промышленной  революции возникает новый элемент  производительных сил общества  – машина, которая состоит из  трех основных частей: машины-двигателя,  передаточного механизма и рабочей  машины. Важнейшими из них являются  рабочая машина, которая обрабатывает  материал труда, заменяя «умелые  руки» работника, и двигатель,  дающий рабочей машине энергию,  намного превосходящую силу человека. Именно в зависимости от того, как происходило формирование  этих механических устройств,  выделяют три этапа промышленной  революции:

  1-й этап – появление рабочих машин (первоначально в текстильном производстве, а затем и в других отраслях);

 

  2-й этап – изобретение паровой машины как двигателя для рабочих машин;

  3-й этап – создание рабочих машин для производства других рабочих машин.

 

Изобретение рабочих машин.

  В эпоху нового времени первым промышленным товаром массового потребления стала одежда. Поэтому промышленный переворот начался в ткацком производстве. Первым центром промышленной революции стала Англия – страна, которая еще в 16–17 вв. была главным центром овцеводства в Европе, чья шерсть шла на изготовление тканей, используемых не только в самой Англии, но и экспортируемых за рубеж.

Началом промышленной революции  считают изобретение в 1764–1765 английским ткачом Джеймсом Харгривсом механической прялки, которую он назвал в честь  своей дочери «Дженни». Эта прялка резко (примерно в 20 раз) увеличивала  производительность труда прядильщика. Несмотря на сопротивление боящихся конкуренции цеховых ткачей, уже  через несколько лет «Дженни» стала использоваться прядильщиками  Англии практически повсеместно.

  Коэффициент полезной деятельности прялки «Дженни» был ограничен тем, что она использовала мускульную силу ткача. Следующий важный шаг сделал в 1769 цирюльник Ричард Аркрайт, запатентовав прядильную машину непрерывного действия, рассчитанную на водяной привод. Наконец, в 1775 ткач Самуэл Кромптон сконструировал прядильную мюль-машину, выпускавшую высококачественную ткань. Если «Дженни» давала тонкую, но некрепкую нить, а ватермашина Аркрайта – крепкую, но грубую, то мюль-машина Кромптона давала пряжу и крепкую, и одновременно тонкую. После этих изобретений текстильная промышленность Англии поставила себя вне конкуренции, снабжая тканями все развитые страны мира.

  Машинное производство первоначально возникло на ремесленном базисе – машины производились вручную и приводились в движение силой работника. Однако затем в ходе промышленной революции возникли двигатели для машин и началось производство машин машинами.

 

Изобретение двигателя для машин.

  Первые двигатели, используемые для питания рабочих машин, использовали силу известного еще в древности водяного колеса. Однако такие двигатели можно было использовать только около рек. Бурное развитие машинного производства потребовало изобретения универсальных двигателей, которые можно было бы использовать в любой месте.

  Если рабочие машины пришли из ткацкой индустрии, то машинные двигатели – из горной промышленности.

При эксплуатации горных шахт всегда одной из основных проблем  была откачка воды. Еще в 1711 Томас  Ньюкомен изобрел паровой насос  с цилиндром и поршнем. Поскольку  машины Ньюкомена имели неравномерный  ход, то они часто ломались.

 В 1763 к работе по  усовершенствованию машины Ньюкомена  приступил Джеймс Уатт, лаборант  университета в Глазго. Разобравшись  в недостатках традиционной модели, Уатт разработал проект принципиально  новой машины. В 1769, одновременно  с изобретением прядильной машины  Аркрайта, Уатт взял патент на свой паровой двигатель, но его доработка до массового практического внедрения потребовала еще многих усилий. Лишь в 1775 на заводе в Бирмингеме было налажено производство паровых машин, и только еще через десять лет это производство стало давать ощутимую прибыль. Наконец, в 1784 Уатт запатентовал паровую машину двойного действия, которая стала символом «века пара».

 Изобретение нового  двигателя не только ускорило  развитие старых отраслей промышленности (например, текстильной), но и вызвало  появление принципиально новых.  В частности, произошел переворот  в организации транспорта. Создание  и распространение механических  транспортных средств историки-экономисты  называют транспортной революцией.

Уже в 1802 американец Роберт Фултон построил в Париже опытный  образец лодки с паровым двигателем. Вернувшись в Америку, Фултон построил первый в мире пароход «Клермонт». Характерно, что машина для этого  парохода была изготовлена на заводе Уатта. В 1807 «Клермонт» совершил первый рейс по Гудзону. Сначала не нашлось  ни одного смельчака, который захотел  бы стать пассажиром нового судна. Однако уже через четыре года Фултон основал  первую в мире пароходную компанию, а еще через десять лет в  Америке и Англии число пароходов  уже измерялось сотнями. С 1830-х начинает действовать первая регулярная трансатлантическая пароходная линия.

  Одновременно с изобретением пароходов делались попытки создания паровой повозки. В 1815 Джордж Стефенсон, английский механик-самоучка, построил свой первый паровоз. В 1830 он завершил строительство первой большой железной дороги между Манчестером (индустриальным центром) и Ливерпулем (морским портом, откуда английские товары развозились по всему миру). Выгоды от этой дороги были настолько велики, что Стефенсону сразу же предложили руководить строительством дороги через всю Англию от Манчестера до Лондона. На протяжении 19 в. протяженность железных дорог в развитых странах росла взрывообразно, пик роста пришелся на 1860–1880-е (Табл. 1).

Таблица 1. ДИНАМИКА ПРОТЯЖЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ в 19 в. (в километрах)

 Страны              1840   1860     1880         1900

 Бельгия                334    1730   4112  4591

 Франция                496     9167  23089  38109

 Германия                  469    11089   33838  51678

 Великобритания       2,390     14603    25060  30079

 Россия                  27       1626    22865   53234

 Источник: Fontana Economic History of Europe. Vol. 4. Part 2.

 

Изобретение машин для производства машин.

  На начальных этапах распространение машин было ограничено тем, что их приходилось производить вручную, поэтому каждая из них сильно зависела от изобретательности мастера, однотипные машины заметно отличались друг от друга. Переворот в производстве завершился тогда, когда осуществилась механизация производства самих машин.

  Самым важным открытием машиностроения эпохи промышленной революции стало изобретение токарного станка, на котором можно было бы нарезать винты и осуществлять иные операции. В этом открытии основную роль сыграл английский механик Генри Модсли. В 1798–1800 он изобрел токарный станок с суппортом, на котором стало возможным очень точно нарезать винты и гайки. Понимая необходимость универсализации технических параметров, Модсли стал также основателем технической стандартизации. Только теперь стало возможным массово производить болты и гайки, которые подходили бы друг к другу.

 Механизация производства  машин позволила наладить поточное  производство «машин для убийств»  – огнестрельного оружия, винтовок  и стальных пушек.

 Давно было известно, что ружья с нарезами в канале  ствола стреляют дальше и точнее. Однако зарядить такое ружье  с дула, подобно гладкоствольному, было трудно, а для создания  казнозарядного ружья необходимо  изготавливать затвор ружья с  высокой точностью. Когда появились  высокоточные токарные станки, эта  проблема была решена. В 1841 на  вооружение прусской армии было  принято игольчатое ружье Дрезе,  позже нарезное оружие поступило  и в другие европейские армии.  Крымская война убедительно показала  преимущества нарезного оружия  союзников перед гладкоствольными  ружьями русских.

  Позже всего появились стальные пушки. В 1850-х английский изобретатель и предприниматель Генри Бессемер изобрел бессемеровский конвертер, а в 1860-х французский инженер Эмиль Мартен создал мартеновскую печь. После этого началось промышленное производство стали и стальных пушек.

  Механизация производства оружия подкрепила высокую экономическую эффективность стран Западной Европы не менее высокой эффективностью их армий. Благодаря этому колониальное подчинение всего мира передовой Европе стало лишь вопросом времени.

 

 

Заключение

Многие эксперты не считают  бизнес частью гражданского общества, ссылаясь, в частности, на пример Европы. Но если рассматривать этот вопрос в историческом контексте, то в стране, недавно отошедшей от всеобщего огосударствления, любая самоопределившаяся социальная группа относится к гражданскому обществу. Вместе с тем, не весь бизнес, как и не все неправительственные организации и СМИ, может быть признан гражданским

обществом, поскольку существует номенклатурный и "олигархический" бизнес. В целом же роль бизнеса, особенно малого , в развитии гражданского общества сегодня достаточно велика.  

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв, т. 2. Структуры повседневности. М., 1992
  2. Ерофеев Н.А. Промышленная революция в Англии. М., 1963
  3. Ивченко, С. А. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / С. А. Ивченко, М. И. Либоракина, Т. С. Сиваева. – М.: «Институт экономики города», 2003. – С.76.
  4. Лилли С. Люди, машины и история. М., 1970
  5. Манту П. Промышленная революция XVIII столетия в Англии. М., 1937
  6. Общественная палата Российской Федерации – официальный сайт. – (http://www.oprf.ru/)
  7. Хобсбаум Э. Век революций. Европа 1789–1848 гг. Ростов-на-Дону, 1999

Информация о работе Основные черты европейской промышленной революции