Выявление и раскрытие преступлений на объектах транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы: Современный период развития Российского государства характеризуется глубоким реформированием политических, социально-экономических, духовных и организационных основ общественной и государственной жизни. Транспорт, представляя собой единый, сложный хозяйственный комплекс, охватывает все звенья общества и является одним из проявлений существенной связи между городом и селом, промышленностью и сельским хозяйством, на котором основывается построение цивилизованного государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Оперативно-розыскная характеристика преступлений совершаемых на объектах транспорта 7
§1. Понятие и сущность объектов транспорта 7
§2. Современное состояние преступности на объектах транспорта 15
§3. Характеристика личности преступника совершающего преступления на объектах транспорта 26
Глава 2. Основы деятельности оперативных подразделений полиции по выявлению и раскрытию преступлений на объектах транспорта 29
§1. Первоначальные ОРМ по выявлению и раскрытию преступлений на объектах транспорта 29
§2. Предупреждение, выявление и раскрытие преступлений на объектах транспорта 29
§3. Взаимодействие оперативных подразделений ЛУМВД и ЛОМВД с территориальными УМВД и ОМВД России 29
Заключение 30
Литература 31

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_2 (Автосохраненный).doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

План

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы дипломной  работы: Современный период развития Российского государства характеризуется глубоким реформированием политических, социально-экономических, духовных и организационных основ общественной и государственной жизни. Транспорт, представляя собой единый, сложный хозяйственный комплекс, охватывает все звенья общества и является одним из проявлений существенной связи между городом и селом, промышленностью и сельским хозяйством, на котором основывается построение цивилизованного государства.

Учитывая возрастающее в современных  условиях социально-экономическое значение транспорта, государство сформулировало задачи по дальнейшему развитию и совершенствованию транспорта, так как без четко работающей его сети невозможно обеспечить ни ускорение социально-экономического развития регионов страны, ни дальнейшее углубление их социально-культурных связей.

Однако нынешнее состояние транспорта, как показывает практика, не соответствует  требованиям сегодняшнего дня. Вследствие недостаточности нормативно-правовой базы и низкого инвестиционного  потенциала нарастает износ транспортных средств, ухудшается их структура, повышается их уровень аварийности и воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

На протяжении 1999-2011 годов на объектах транспорта сохраняется сложная  криминогенная ситуация. Количество зарегистрированных правонарушений не сокращается, а возрастает. Ежемесячный прирост регистрируемых преступлений достиг семитысячного уровня. Каждое шестое раскрытое преступление на транспорте совершено лицами, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности. Обострилась проблема криминализации подростковой среды. На их долю в 2011 г. пришлось свыше пяти тысяч преступлений. Транспортные магистрали России по прежнему остаются притягательным средством перевозки наркотических средств. В настоящее время на объектах транспорта совершено более 15-тысяч преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Серьезные недостатки в организации  работы транспорта, опережающие темпы  роста числа пассажиров приводят к большим скоплениям людей на территориях вокзалов, станций, аэропортов, что осложняет оперативную обстановку, создает угрозу общественной безопасности.

В этой связи исключительно важное значение приобретает проблема дальнейшего  усиления борьбы с правонарушениями, совершаемыми на объектах транспорта. Именно в этом направлении сосредотачиваются усилия правоохранительных и иных государственных органов, среди которых важное место занимают органы внутренних дел.

Их назначение обусловлено тем, что они обладают всей полнотой надзорных  полномочий в сфере обеспечения общественной безопасности, состояние которой является одним из главных факторов нормального функционирования транспорта. Это свидетельствует о том, что органы внутренних дел совместно с другими правоохранительными структурами являются главными субъектами обеспечения общественной безопасности и борьбы с правонарушениями на объектах транспорта.

Поэтому исследование проблем их деятельности, анализ практики работы, приемов, средств  и методов обеспечения общественной безопасности на транспорте представляются актуальными, направленными на дальнейшее совершенствование их правоохранительной работы.

Отдельные вопросы, частично или полностью  относящиеся к этой проблеме, разрабатываются  в русле многоаспектного политического, социального и правового анализа. Тем не менее, избранная тема нуждается в более глубоком изучении, в выработке конкретных научно обоснованных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности на объектах транспорта на основе задач, отражающих весь ход общественного развития.

Объектом дипломной  работы являются общественные отношения, возникающие в области противодействия преступности на объектах транспорта.

Предмет дипломной работы - деятельность органов внутренних по противодействию и раскрытию преступлений на объектах транспорта.

Цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлениями на объектах транспорта, основанном на обобщении отечественного и зарубежного опыта, по результатам которого предлагается разработка предложений для внедрения в деятельность органов внутренних дел.

Достижение указанной цели связано  с решением ряда теоретических и  научно-практических задач дипломной работы. К их числу относятся:

–рассмотреть понятие и сущность объектов транспорта,

–выявить современное состояние  преступности на объектах транспорта,

–охарактеризовать личность преступника, совершающего преступления на объектах транспорта,

–проанализировать правовые и организационные  вопросы по выявлению и раскрытию  преступлений на объектах транспорта,

–перечислить оперативно-розыскные  мероприятия проводимые оперативными сотрудниками полиции по выявлению  и раскрытию преступлений на объектах транспорта,

–рассмотреть формы и направления  взаимодействия оперативных подразделений ЛУМВД и ЛОМВД с территориальными УМВД и ОМВД России.

Теоретическую и методологическую основу дипломной работы составили гуманистические философские учения, правовые концепции прошлого и современного состояния обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта.

 

 

Глава 1. Оперативно-розыскная характеристика преступлений совершаемых на объектах транспорта

§1. Понятие и сущность объектов транспорта

 

Выделение видов преступности в  криминологии в то время осуществлялось, в первую очередь, по такому основанию, как объект преступления, т.е. по тому благу, тому общественному интересу, на который посягал преступник1. В этой связи в первых учебниках криминологии исследовались такие виды преступности, как особо опасные государственные преступления; преступления против личности и хулиганство; хищения государственного и общественного имущества; преступления, составляющие пережитки местных обычаев; преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения на автотранспорте2. Чуть позже по этому же основанию стали выделять должностные преступления и некоторые другие3.

В последние годы основания её классификации  значительно расширились, что, несомненно, было связано с ростом преступности и изменением её структуры (вовлечением  в неё новых слоёв общества, её проникновением в различные сферы общественной жизни).

Преступность в разных сферах жизнедеятельности  и на различных объектах экономики  имеет свою специфику, в силу чего «актуальным становится изучение преступности по сферам: автодорожные преступления, компьютерные преступления, налоговые преступления, преступления на железнодорожном транспорте»4.

Как справедливо отмечает В.Э. Эминов, познание преступления, всех его признаков  необходимо для разработки профилактических мер. Поэтому криминологическая  характеристика - исходный этап для оптимизации процесса разработки и реализации мер профилактики преступлений5.

Несомненно, что транспорт является специфичной отраслью экономики  страны, имеет характерные особенности, что должно обусловливать специфику  преступности, совершаемой на транспорте. В связи с этим представляется очень важным проведение анализа преступности, совершаемой на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Сегодня органы внутренних дел на транспорте — высокоорганизованная, самодостаточная правоохранительная система, способная эффективно выполнять возложенные на нее функции по обеспечению общественной безопасности и борьбе со всеми формами и проявлениями преступности, включая организованную, трансграничную и транснациональную.

Современные масштабы работы транспортной полиции России огромны. В оперативном обслуживании органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ) находятся: 17 железных дорог, протяженностью более 86 тыс. км.; 508 железнодорожных вокзалов; 1942 железнодорожных моста; 139 тоннелей; 297 путепроводов; 150 аэропортов, в т.ч. 64 международных; 18 межрегиональных и территориальных управлений гражданской авиации; 33 морских и 63 речных порта; 10 морских и 25 речных пароходств; 18 государственных бассейновых управления речного транспорта; судоходная часть рек протяженностью 89 тыс. км.; 20 гидросооружений.

Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России организует и контролирует работу всей системы  ОВДТ. На местах эту систему представляют 510 линейных подразделений, которыми руководят 20 управлений внутренних дел на транспорте (УВДТ). Каждое крупное подразделение контролирует обстановку на одной из транспортных магистралей.

В соответствие со ст. 1 ФЗ от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», «объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование».

В той же статье законодателем определено, что «обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных  и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства»6.

В течение 2010 г. в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации  от 24.12.2009 № 1468 "О мерах по совершенствованию  деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" и от 18.02.2010 № 208 "О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации" проводилась целенаправленная работа по реформированию деятельности органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ).

В июле 2010 г. образовано ГУТ МВД  России. В августе вместо 20 управлений внутренних дел на транспорте были созданы 8 управлений на транспорте МВД  России по федеральным округам и  два линейных управлений внутренних дел на транспорте (Восточно-Сибирское и Забайкальское) с прямым подчинением МВД России.

Все задачи и функции ГУТ МВД  России и подчиненных ОВДТ сохранились  в прежнем объеме - обеспечение  правопорядка и общественной безопасности, защита граждан от противоправных посягательств  на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

В настоящее время в зону оперативного воздействия органов внутренних дел на транспорте входят 17 железных дорог, 18 межрегиональных и территориальных  управлений гражданской авиации, 8 морских  и 64 речные пароходства. Протяженность обслуживаемых железнодорожных путей составляет более 87 тыс. километров. В зоне контроля ОВДТ также находятся 190 аэропортов и аэродромов, 72 морских и 128 речных портов7.

Объекты транспортной инфраструктуры — сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств8.

Под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование9.

Транспортная инфраструктура является одной из важнейших составляющих общества. Здесь сосредоточены и  функционально переплетены огромные людские, материальные, технические  и информационные ресурсы. Любые случайные или аварийные сбои, противоправные посягательства, а также террористические акты в транспортном комплексе приводят к человеческим жертвам, значительным экономическим потерям, техногенным и экологическим катастрофам.

Произошедшие в последние десятилетия преобразования в государственном устройстве страны, новый курс в экономической политике во многом обернулись для транспорта рыночной стихией, захватившей и дезорганизовавшей сферу перевозок. Реструктуризация транспортного комплекса усложнила систему управления транспортом. Она потеряла свою стройность, но приобрела большую избыточность и дублирование функций на всех уровнях управления. Необходимо также учитывать, что деятельность каждого вида транспорта, основываясь на федеральных законах, устанавливаются множеством нормативных правовых актов ведомственного характера. В них содержатся нормы, закрепляющие правовой статус, компетенцию и регламентирующие порядок деятельности органов управления транспортом, учреждений и организаций, действующих как внутри транспортного комплекса, так и обеспечивающих его внешние связи10.

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Данная норма указывает в  качестве субъектов транспортной инфраструктуры только юридических и физических лиц. Однако значительная часть объектов транспортной инфраструктуры принадлежит  государству, а реализуют его  полномочия органы государственной власти и местного самоуправления. Круг субъектов транспортной инфраструктуры достаточно широк, начиная с государства и органов власти, и заканчивая гражданами, обладающими определенными правами на транспортные средства.

Субъектами в данном случае являются преимущественно предприятия и организации, имеющие на балансе и эксплуатирующие транспорт, а также граждане, в собственности которых находятся транспортные средства. В некоторых случаях субъектами могут выступать Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, в качестве собственников транспортных средств.

Данная дефиниция распространяет свое действие не только на собственников  объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые  несут бремя содержания своего имущества и ответственности за него, но и на лиц, обладающих узким кругом правомочий: пользователей, арендаторов и т.п. В связи с чем обязанность по обеспечению транспортной безопасности возлагается и на собственника, и на того, кто использует данный объект, создавая тем самым двухуровневую систему обеспечения безопасности.

9 февраля 2007 г. Президент РФ  подписал Федеральный закон № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»11, в котором дано определение термина «транспортная безопасность». «Транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства». Разъясняется, что такое «акт незаконного вмешательства»: это «противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий» (п. 10 ст. 1 и п. 1 ст. 1 Закона). Напомним, что все эти признаки содержались в видовом термине «авиационная безопасность», закрепленном в Воздушном кодексе.

Информация о работе Выявление и раскрытие преступлений на объектах транспорта