Криминология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 11:15, контрольная работа

Краткое описание

Практически нет сферы деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к облегчению её, повышению эффективности. Применение в процессе психологической деятельности определённых психологических знаний в области девиантного поведения помогает специалисту (психологу, социологу, юристу, криминалисту) регулировать и строить взаимоотношения с людьми, глубже понимать мотивы их поступков, познавать объективную действительность, правильно оценивать её и использовать результаты познания в практике.………………………………………………………….

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Биологические (антропологические) криминологические теории «теория прирожденного преступника, концепция умственной отсталости преступников, наследственная предрасположенность, фрейдизм, теория опасного состояния, криминологическая криминология и др.)……………………………………………………………………………….4
Задача……………………………………………………………………15
Заключение……………………………………… ...…………………..17
Список использованной литературы………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Криминология.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, оценивая рассматриваемые  теории, надо не столько разоблачать их с идеологически зашторенных позиций, видеть в них лишь социальный заказ власть предержащих на скорый суд или даже внесудебную расправу с преступниками (хотя случалось и такое), сколько выявлять в них крупицы научно достоверных знаний о таком сложном, многогранном явлении, как преступность во всех ее связях и опосредованиях.

     Практически одновременно с биологическим направлением и в противовес ему, а также  учениям классиков возникла и  развивалась социологическая школа  в криминологии, у истоков которой  в XIX веке стоял бельгийский ученый Кегле. Необходимо оговорить, что социологические концепции, так же как и биологические, обычно не существовали в чистом виде: в них можно обнаружить вкрапления воззрений классической, а в особенности антропологической школы.

     Кетле считается основоположником теории факторов, которая была сформулирована на основе обширных статистических наблюдений преступности. Проанализировав данные о поле, возрасте, профессии, образовании, материальной обеспеченности и иных социальных характеристиках преступников, а также о времени, месте и других признаках преступлений, Кетле пришел к выводу, что преступность — продукт общества, и в этом своем качестве она подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям. Далеко не случайным является то, что из года в год число преступлений остается примерно одинаковым, а структура преступности в целом стабильна. «Существует бюджет, — отмечал Кетле, — который выплачивается поистине с ужасающей аккуратностью и правильностью. Это — бюджет тюрем, рудников и эшафотов»2. На базе анализа разнообразных фактов преступности Кетле сделал принципиально важный, не потерявший значения до наших дней вывод о том, что «достаточно было бы изменить причины, управляющие нашей социальной системой, чтобы изменить также и печальные результаты, встречаемые ежегодно в летописи убийств и самоубийств».

     Многочисленные  последователи Кетле (Ван-Гомель, Принс  и др.) расширили перечень криминогенных  факторов, привели их в определенную систему, классифицировали по различным основаниям. Так, к физическим факторам они относили географическую среду, климат, время года; к индивидуальным — пол, возраст, расу, психофизические аномалии; к социальным — безработицу, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т.д.

     В дальнейшем рассматриваемая криминологическая  концепция трансформировалась в  теорию множественных факторов, в  перечень которых стали дополнительно  включаться урбанизация, индустриализация, соревнование в достижении комфорта, массовая фрустрация, неудовлетворенность сложившейся системой досуга, этнопсихологическая несовместимость людей и многое другое.

     Основоположник  теории дифференциальной ассоциации американский ученый Сатерленд, основные труды которого опубликованы в 20—40-е годы XX века, считал, что преступление — это результат влияния на индивида тех социальных групп, с которыми он контактирует в повседневной жизни. В механизме преступного поведения решающее значение имеет подражание, преступное обучение как восприятие у микросреды криминально окрашенных знаний, привычек, умений и прежде всего неуважительного отношения к закону. С некоторой долей условности концепцию Сатерленда можно трактовать как теорию дурной компании, подтверждаемую многими наблюдениями, фактами реальной жизни, особенно применительно к преступности несовершеннолетних и молодежи.

     В своих изысканиях Сатерленд коснулся и другого большого массива противоправных деяний — преступности «белых воротничков». Ученый доказывал, что казнокрадство, финансовые аферы, мошеннические действия государственных чиновников, бизнесменов, других представителей элиты общества составляют огромный слой фактически невыявляемой и ненаказуемой преступности. Преступность гетто в сравнении с ним - это капля воды в море.

     Широкий социологический подход преобладает в виктимологических теориях (включающих также элементы социобиологических, биопсихических и других концепций). Заслугой ученых, разрабатывавших виктимологию, является то, что традиционную криминологическую проблематику (преступность, преступления, преступники) они дополнили Учением о жертвах противоправных посягательств. Виктимология, от слов victima (жертва — греч.) и logos (учение), означает учение о жертве, применительно к криминологии — о жертве преступления. Сатерленд уже в учебник криминологии, изданный в 1924 г., включил специальную главу о жертве преступлений. По его расчетам, вероятность стать потерпевшим от преступлений у негров США в 100 раз выше, чем у представителей других национальностей.

     Одну  из первых попыток сформулировать основные положения виктимологии как целостной теории предпринял в 40-х годах XX века немецкий ученый Гентиг, работавший в США. В 1948 г. он издал монографию «Преступник и его жертва. Исследование по социобиологии преступности». В дальнейшем виктимологическое направление стало бурно развиваться.

     Виктимологи прослеживают связь поведения жертв  как с внутренними (мотивацией), так  и с внешними (объект посягательства, способ, средства и орудия, последствия  и др.) характеристиками преступного  поведения. Убедительно доказано, что действия жертвы могут стимулировать, провоцировать криминальную активность, облегчать ее реализацию в конкретных поведенческих актах преступника, способствовать достижению преступного результата. Некоторые личностные характеристики (например, легкомыслие, вспыльчивость, авантюрность, половая распущенность), профессионально-ролевые особенности (связанные, например, с исполнением обязанностей кассира, инкассатора, сторожа), а также ситуационные факторы (например, затянувшийся семейно-бытовой конфликт или выяснение отношений в состоянии сильного алкогольного опьянения) предопределяют уровень виктимности людей (степень вероятности для них стать жертвой преступления). Во многих случаях преступления могло бы не быть, если бы преступник столкнулся с надежными преградами на своем пути: предусмотрительностью и надлежащим отпором со стороны жертвы, надежно охраняемым жильем, имуществом и т.д. Влияя на факторы виктимности, общество, государство, его правоохранительные органы и другие институты могут снижать ее и тем самым оказывать целенаправленное воздействие на преступность.

     Идеи, сформулированные представителями  данного направления криминологии, легли в основу виктимологической  профилактики — системы мер предупреждения, позволяющих охватить превентивным воздействием миллионы потенциальных жертв преступлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Задача

     Н. быстро ехал на своем автомобиле по трассе. Хороший водитель, отличная машина, почему бы и не прокатиться  с ветерком? Рядом сидит друг, на заднем сиденье – жена. Субботний  вечер обещал быть приятным.

     Что произошло в следующую секунду  – объяснить не может. На повороте автомобиль заносит, она врезается  в дорожный столбик и слетает  с трассы. В результате друг погиб, жена стала инвалидом, сам Н. получил  несколько переломов.

     К какому типу относится данное преступление? Проанализируйте криминогенную ситуацию и личность преступника. Возможно ли было предотвратить данное преступление? Разработайте рекомендации по предупреждению таких преступлений.  

     На  мой взгляд, данное преступление относится к виктимологической теории. Согласно данной теории действия жертвы могут стимулировать, провоцировать криминальную активность, облегчать ее реализацию. В данном случае водитель не выбрал безопасный уровень эксплуатации транспортного средства, которое является повышенным уровнем опасности на дороге, вследствие чего и произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее такие тяжелые последствия. Данное деяние является уголовно наказуемым согласно ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Не смотря на то, что Н. не желал наступления таких последствий, он должен был их предвидеть и предотвратить, сбавив скорость автомобиля.

     Из  условия задачи следует, что Н. является легкомысленным, невнимательным и эмоциональным  человеком. Все эти факторы способствовали наступлению трагедии.

     Данное  преступление возможно было предотвратить, для этого Н. следовало выбирать оптимальную скорость движения автомобиля согласно знакам установленным на дороге, а тем более перед поворотом необходимо было значительно снизить скорость для уверенного прохождения опасного участка дороги. Самоуверенность и легкомыслие привело к данному результату.

     Для предотвращения данных происшествий следует  проводить пропаганду безопасности дорожного движения, содержать дороги в надлежащем состоянии, следует лучше привлекать внимание водителей об опасных участках дороги. Например, в городе Кемерово на некоторых участках дороги установлены «шумовые полицейские», при проезде которых с большой скоростью возникает шум и тряска в автомобиле и водитель автоматически сбавляет скорость.

     Но  одними запретами и ограничениями  бороться тяжело, необходимо чтобы сам водитель неукоснительно соблюдал правила дорожного движения, тогда возможность попасть в аварию значительно снижается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Рассмотренные социологические концепции в  криминологии нельзя оценивать однозначно — либо только положительно или  лишь отрицательно. В целом можно  сказать, что их позитивный заряд  выше, чем у антропологических (биологических) теорий. Представители социологической школы несравненно ближе к истине в понимании сущности и закономерностей преступности, ее корней и истоков. Значительное число их положений конструктивного характера основательно проработано и взято на вооружение практикой противодействия преступности.

     Разумеется, рассмотренные социологические  концепции в криминологии не свободны и от недостатков, порой весьма существенных. Некоторые из них страдают односторонностью, неоправданно распространяют закономерности частного на общее. Эти феномены, весьма значимые для преступности несовершеннолетних, молодежи, вряд ли могут быть положены в основу объяснения противоправного поведения многих людей из числа взрослых. В целом эта теория отвечает скорее на вопрос, как, но не почему человек становится преступником.

     Эти и другие недостаточно обоснованные положения рассмотренных социологических  теорий опровергнуты как самим ходом  жизни, практикой противодействия  преступности, так и продолжающимися  криминологическими исследованиями. И  все же в совокупности эти теории, с учетом позитивного, ценного в их содержании, явились для человечества значительным шагом вперед на пути познания сложнейшего феномена преступности, позволили раскрыть многие ранее неизвестные грани, стороны этого социально негативного явления. 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

     Нормативный материал: 

      
  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993г., с изменением от 25 марта 2004г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; СЗ РФ. – 2004. - № 13. – Ст. 1110.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994, № 51-ФЗ // СЗ РФ. – 1994 - № 32. – ст. 3301.

     3.    Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г.   № 138-ФЗ в ред. от 27 декабря 2005 г., с изм. от 22.07.2008 г., // СПС «Консультант плюс».

     Литература: 

      
  1. «Криминология»  под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева, СПб, 2002 г. с. 422.
  2. «Криминология» учебник для ВУЗов, под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева, «Питер», СПб, 2003 г. с. 423.
  3. «Криминология», краткий учебный курс. А.И. Долгова, М.,  2001 г. с. 267.
  4. «Преступность как она есть и направления антикриминальной политики», под ред. А.И. Долговой, М., 2004 г. с. 188.
  5. «Криминология» под ред. Джозефа Ф. Шелли, СПб, 2003 г.      с. 864.
  6. «Криминология», Ю.Ф. Кваша, Р-н-Д., 2002 г. с. 701.
  7. «Криминология», С.М. Иншаков, М., 2000 г. с. 427.
  8. «Криминология», под ред. Н.Ф. Кузнецовой, М., 2007 г. с. 327.
  9. «Преступность ХХ века». Мировые, региональные и российские тенденции. В.В. Лунев, М., 1999 г. с. 500.

Информация о работе Криминология