Древняя Греция: особенности культуры и идеал личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:08, контрольная работа

Краткое описание

Раскопки Большого и Малого дворцов в Кноссе, расположенном в северной части острова Крит, обнаруживают целый мир уникальной культуры, не похожей на культуру более древней цивилизации Египта. Характерными для этой культуры были монументальные дворцы, ставшие первыми общественными сооружениями в этом месте, а также фресковая роспись. Культура Крита в этом далеко обогнала кикладскую и микенскую культуры.Для минойских дворцов характерно было обилие колонн, широкие лестничные подъёмы, просторные проходы, проёмы в стенах, позволяющие потокам света проникать внутрь помещений - всё это отличает архитектуру Крита от приёмов строительства, применявшихся в соседнем Египте.

Содержание

Основные этапы становления и развития культуры античной Греции………………………………………………………………………………3-6
Характерные черты культуры античной цивилизации Греции………………………………………………………………………………6-11
Достижения и ценности культуры цивилизации Античной Греции……………………………………………………………………………...11-18
Подчинение личности обществу………………………………………..........18-19
Список Литературы…………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

титул культурология.docx

— 49.20 Кб (Скачать файл)

Поэтому для античной культуры Греции свойственно было стремление к многообразию, а не к единству. Единство возникало как результат, продукт столкновения, соревнования, конкуренции многообразных продуктов  культуры. Поэтому для культуры характерен был агон - дух соревнования, соперничества, пронизывающий все стороны жизни.

Соревновались города, составляя  списки "7 мудрецов", включая в  него представителя своего полиса. Спор шёл по поводу "7 чудес света", охватывая все греческие поселения, и выходя за их пределы. Каждый год  магистрат решал, какие трагедии, какого драматурга будут играться на городской площади. Победитель прошлого года мог оказаться проигравшим  в этом году. Ни одна цивилизация  не открыла для себя Олимпийских  игр - это сделали только древние  греки. Раз в четыре года прекращались войны, споры, вражда и все города направляли к подножию горы Олимп, поближе  к богам-олимпийцам, своих самых  сильных, быстрых, ловких, выносливых - спортсменов. Победителя ждала всегреческая пожизненная слава, торжественная  встреча в родном городе, въезд  не в обычные ворота, а через  пролом в стене, специально устроенный для него восторженными болельщиками. А город-полис получал всеобщую известность за то, что смог воспитать Олимпийского победителя. Споры иногда принимали странный характер: семь городов долго спорили между собой, где находится могила Гомера. Но этот спор - свидетельство изменившихся ценностей, он мог возникнуть, когда эпическая поэзия Гомера стала общегреческой ценностью, единой эпической основой, объединившей все греческие полисы, создавшей духовное единство цивилизации, единство её культуры.

Культура древней Греции - это культура цивилизации, то есть общества с классовым составом населения. Цивилизации "бронзы", как правило, создают особый класс работников - "рабов". Цивилизации "железа" - приводят к появлению феодально-зависимого населения. В древней Греции - цивилизации "второй" волны, то есть железа, - рабский  труд сохраняется на длительном протяжении её существования и только в период эллинизма теряет своё производительное значение. В связи с этим возник вопрос о существовании "культуры рабов и рабовладельцев". В  частности, некоторые исследователи  выделяют "культуру рабов", но отмечают, что о ней имеется мало сведений. Другие считают, что коль скоро древневосточные  источники молчат о "культуре рабов", значит, её не было, так как "отношение  отдельного индивида не обладает всеобщей значимостью", тем более, рабы принадлежали к разным этническим общностям, к  разным локальным культурам. Кроме  того, культура есть отношение, объективированное  в словах, предметах и т. п. Однако раб был лишён возможности  объективировать своё отношение, а  вынужден был овеществлять "отношение  своего господина".

Важную роль в характеристике культуры античной Греции играет диалектика её развития. Мы выделили в её существовании  три периода, отражающих три разных её состояния. Третий период начался  с этапа архаической культуры, архаики. Рассмотрим особенности этого  этапа на примере скульптуры. Типичными  скульптурными формами этого  периода выступают изображения, получившие названия "архаические  Аполлоны и Афродиты", их ещё называют "архаические куросы" (юноши) и "коры" (девушки). По сути дела, мы не знаем, кого изображают эти статуи, каких богов, поэтому наименования "Аполлон", "Афродита" даны условно, конвенционально. Статуи изображают молодых людей, юношу или девушку, олицетворяющих богов. По сути, это религиозная скульптура, то есть выполняющая идеологические функции, выражающая социальные интересы, а не представления о прекрасном вообще. Для скульптур этого периода характерна слабая полуулыбка. Она должна выражать и передавать радость, довольство, которые испытывает божество, покровитель этой общины и своих почитателей. Доволен бог - довольны и люди. Но есть и обратная связь: довольна община - и скульптор изображает довольство, радость на лице бога. Скульптуры создаются в полный рост человека. Тяжесть распределена равномерно на обе ноги.

Следующий этап получил название "классика". Само слово "классика", "классический" было введено во II в. до н. э. греческим критиком Аристархом, который выделил группу наиболее известных древнегреческих поэтов по степени художественного достоинства их произведений. С той поры стало обычным именование произведений, отнесённых Аристархом к этой группе, "классическими", способными послужить образцом для других поэтов, писателей. Позднее классическими стали называть лучшие произведения художественного творчества всех времён и народов. Классический этап в развитии культуры древней Греции отражает вершину её развития, её наиболее развитые формы, период совершенства, при котором социальное содержание культуры в наиболее полном виде соответствует её формам выражения и представления.

Наиболее глубоко лежащая  в базисе общества причина появления  этой ступени в развитии культуры скрывается в соответствии производительных сил и производственных отношений  данного общества. Это соответствие обеспечивает оптимальные условия  для развития культуры, способствует её расцвету, гармонии, совершенству. Классический период даёт нам в скульптуре появление  нового стиля "сурового". Наиболее отчётливо этот стиль проявляется  в статуях Гармодия и Аристогетона, творениях Крития и Несиотома, 476 г. до н. э. Полноты классическая скульптура достигает во фризах Парфенона, в творениях скульптора Фидия, создавшего статую Афины Парфенос, Зевса Олимпийского. К этому же периоду относится творчество Мирона из Элевтеры. Всемирную славу принёс ему "Дискобол". Не менее известен был Поликлет из Аргоса.

В классический период, как  правило, возникает понятие нормы (меры). Так, Поликлет установил канон (совокупность правил), господствовавший в скульптуре более 100 лет: длина ступни должна составлять 1/6 длины тела, высота головы - 1/8. Именно эти пропорции соблюдены в "Дорифоре". Для классики, характерно стремление к изображению не частей, как в период архаики, а целого. Но при этом люди изображаются не конкретными, такими, каковы они по природе, а такими, какими они должны быть. Таким образом, классика ориентируется на идеал, который формируется на основе философских, эстетических, моральных норм. Таким образом, достигается единство рационального и чувственного (иррационального) в восприятии, в культуре. Формируются рациональные, разумные чувства. Происходит и единение эстетического идеала с политическим. Отсюда скульптура приобретает гражданственность, политическую, идеологическую заданность. Утверждается единство политического, философского, идейного содержания и художественной формы.

В период упадка, который  называется эллинизмом, центр культурных новаций перемещается из Аттики в Малую Азию, Египет, на острова. В эллинистический период создаются: Колосс Родосский (скульптор Харет из Минда). Тохэ (богиня счастья) в Антиохии, скульптор Евтихид. Ника Самофракийская (скульптор Пифократ Родосский), Венера Милосская (скульптор неизвестен). Скульптурная группа "Лаокоон" работы Афинодора, Полидора, Агесандра. Это творение относят к концу эллинистического периода. До нас дошла копия, открытая в Риме в 1506 г.

Что изменилось в восприятии человека в период эллинизма, с помощью  каких приемов привлекает внимание скульптор - ответим на эти вопросы, рассмотрев скульптуру "Лаокоон". Она изображает жреца из города Троя вместе с двумя его сыновьями. В "Илиаде" Гомера Лаокоон - это  человек, который разгадал хитрость греков и препятствовал перемещению  гигантского деревянного коня в  стены крепости. За это боги наказали его, послав морское чудовище. Группа изображает три мужские фигуры, обвитые  кольцами змея. Для скульптуры характерна прорисовка не только частей, но и целого - композиции. Но сама композиция асимметрична. Таким образом, достигается восприятие "асимметричного" - времени периода  распада. Все фигуры скульптуры в  движении, изогнутые смертельными объятиями  тела передают ужас, отчаяние, неизбежное ощущение смерти, страдание. Это впечатление  передаётся не рационально, оно воспринимается на уровне чувств, иррационально. Таким образом, культура, вначале утверждавшая рациональное, гармоничное, спокойное восприятие общества, а значит, и поведение человека, в конце своего существования стала утверждать иные качества: иррациональность, чувственность, неупорядоченность, пессимизм, отчаяние. И дело здесь не в том, что скульпторы не видели в будущем ничего хорошего. Сама жизнь свидетельствовала о крахе культуры, о её прехождении, и у общества уже не хватило сил, чтобы остановить этот распад. На Вызов времени греческая античность не смогла найти свой правильный ответ.

3. Достижения и ценности культуры цивилизации Античной Греции

Наследие античной Греции бесконечно богато по своему духовному  содержанию, разнообразию и совершенно в своих художественных формах. Оно  оказывало и оказывает и сегодня  своё воздействие и на культуру других народов. Но особенно - на европейскую  культуру. Наследие древних греков покоится на величайших творениях, созданных  и безымянными демиургами (мастерами  высокой квалификации, ремесленниками) и знаменитыми философами, учёными, писателями, поэтами. Назовем лишь некоторых из них.

Считаем, что начать надо с упоминания героического эпоса, который  получил название "Илиада и Одиссея". Этот цикл песен традиция приписывает  слепому певцу-аэду Гомеру. По всей вероятности, певец жил около 800-750 г. до н. э. Он обработал ряд песен, которые уже сочинили до него, некоторые из них сочинил, возможно, и сам, соединил их в цикл, объединив оригинальной композицией. Поэмы "Одиссея" (она была создана раньше, чем "Илиада") и другие образовали так называемый "Троянский цикл", куда входили и другие поэмы "Кипреи", "Малая Илиада". Именно в этих поэмах приводится миф о причине войны: яблоке, с надписью "Прекраснейшей", которое подбросила богиня раздора Эрида.

Впоследствии создаётся  ряд поэм-подражаний. Создателей такого рода произведений стали называть эпигонами (последователями): создаются "Эфеониды", "Разрушение Илиона" (Арктин), "Малая Илиада" (Лесхес), "Телегония" и др. Среди эпигонов особое место занимает Гесиод (VII в. до н. э.). Он создаёт три новых жанра: космогонический - "Теогония", генеалогический - "Каталог женщин", дидактический (назидательный) - "Труды и дни". Именно у Гесиода мы находим первые попытки философски осмыслить первоначало (архэ) этого мира. В "Теогонии" ("Происхождении богов") поэт спрашивает у Муз: "...что прежде всего народилось?" На что получает ответ: "Раньше всего зародился хаос". Космос - порядок, организация - явление более позднее, вторичное. Эпические поэмы Гомера, Гесиода и других поэтов архаики впоследствии будут питать всю древнегреческую духовную культуру - поэзию, театр, философию.

Но архаика закладывает  те противоречия, которые будут двигать, развивать всю культуру цивилизации, и которые она так и не сможет преодолеть. Это противоречие между  богатым и бедным, свободным и  рабом, общиной и личностью и, в конце концов, между обществом  и культурой. В наиболее отчётливой форме их выражает поэзия. Становящийся полис - центр культуры, требует единения всех граждан и в труде, и в  бою. А защищать свой город приходилось  часто, правда, нередко приходилось  отстаивать свои интересы у стен соседних городов. Поэтому воинская доблесть, мужество, смелость - необходимые черты  культурного человека того времени. "Со щитом или на щите" - вот  поговорка, наиболее полно характеризующая  настроения патриотизма, коллективизма  этой эпохи.

Классика попытается примирить  эти крайности. Прославленный государственный  деятель и поэт Солон поставит на первое место чувство меры, умение соблюдать "золотую середину". Этому принципу меры наиболее полно соответствует аретэ - принцип и идеал гармоничного развития гражданина полиса, который сочетает достоинства политического деятеля, качества знатока искусств, совершенство физически развитого воина. "Меру во всем соблюдай", но у каждого - своя мера и уметь её соблюсти, достигнув гармонии, состояния аретэ должен каждый гражданин.

Эллинизм - период упадка культуры. Нормы, идеалы античной Греции распространяются повсюду, где бы ни ступала нога воина  Александра Македонского (рис. 7.6), повсюду, но не в самой Греции. Здесь городское  хозяйство постепенно приходит в  упадок, а после смерти Александра и войны его соратников между  собой за раздел и передел "империи" влияние Греции сходит на нет. Очень скоро она превращается в заштатную провинцию Древнего Рима. Для этого этапа характерны настроения индивидуализма и космополитизма.

Не менее впечатляющи  достижения греков в области науки. Именно им удалось впервые создать  теоретическую науку.

Для научного познания характерно наличие особого метода познания. Он включает в себя ряд положений:

1. Явления и в обществе, и в природе должны наблюдаться. (Принцип наблюдаемости)

2. Выдвигается предположение,  какие процессы, недоступные непосредственному  наблюдателю, вызывают наблюдаемое  явление. (Принцип выдвижения гипотез)

3. Из предполагаемых (гипотетических) причин выводятся гипотетические (вероятностные) следствия (Принцип  дедукции), которые могут быть  проверены на опыте, в практике, в эксперименте.

Все эти три метода были заложены ещё в науке, возникшей  в древних цивилизациях. В Древней  Греции вводится четвёртый элемент - проверка, доказательство гипотез, осуществляемая рациональными, логическими рассуждениями.

Учение о методах научного познания было изложено Аристотелем, известным  философом, в его "Органоне", где  он описывает приемы получения из истинных положений новых истинных положений, не требующих дополнительной проверки. Таким образом, греческая  наука очень рано стала превращаться в теорию. В математике это проявилось в создании дедуктивной науки, что  характерно для творчества Евклида. Наука древних цивилизаций Востока, Египта была достаточно развита: вавилонские математики уже во времена Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) создали шестидесятеричные счётные таблицы, чего не смогли или не хотели создать греки и через 2 тысячи лет. В Вавилоне за 1000 лет до Пифагора вычислили отношение длины диагонали квадрата к его сторонам. Но им не пришло в голову сформулировать теорему, общее правило, как сделал Пифагор. У них отсутствовала попытка доказать математические выкладки. Их задачи носили рецептурный характер.

Информация о работе Древняя Греция: особенности культуры и идеал личности