Древняя Греция: особенности культуры и идеал личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:08, контрольная работа

Краткое описание

Раскопки Большого и Малого дворцов в Кноссе, расположенном в северной части острова Крит, обнаруживают целый мир уникальной культуры, не похожей на культуру более древней цивилизации Египта. Характерными для этой культуры были монументальные дворцы, ставшие первыми общественными сооружениями в этом месте, а также фресковая роспись. Культура Крита в этом далеко обогнала кикладскую и микенскую культуры.Для минойских дворцов характерно было обилие колонн, широкие лестничные подъёмы, просторные проходы, проёмы в стенах, позволяющие потокам света проникать внутрь помещений - всё это отличает архитектуру Крита от приёмов строительства, применявшихся в соседнем Египте.

Содержание

Основные этапы становления и развития культуры античной Греции………………………………………………………………………………3-6
Характерные черты культуры античной цивилизации Греции………………………………………………………………………………6-11
Достижения и ценности культуры цивилизации Античной Греции……………………………………………………………………………...11-18
Подчинение личности обществу………………………………………..........18-19
Список Литературы…………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

титул культурология.docx

— 49.20 Кб (Скачать файл)

Для греческой науки было характерно стремление к знанию ради знания. В этом - её сила, но и её слабость: практическим применением знания греческие  мыслители не интересовались, считая это "не ценным", уделом "несвободных". Открытия в области математики, механики, физики больше служили делу разрушения - применялись на войне, но не созиданию, не производству. Они служили средством  развлечения - например, механические изделия на сценах театров, но не средством  облегчить производительный труд. Противоположность, характерная для цивилизации, разорвала  духовную и материальную культуры на две самостоятельные области  и, в конце концов, подорвала способность  обеих к совершенствованию и  развитию. В области науки плодотворно  трудились Фалес, Евклид, Пифагор, Архимед, Ктесибий из Александрии (создатель водяных часов, клепсидры), Теофраст и другие, заложившие новые формы научного знания, оказавшего своё влияние на культуру соседних народов.

Не менее важны достижения античности в области архитектуры. Хотя архитектурное дело ценилось меньше, чем занятия абстрактными видами умственного труда - философией, математикой, тем не менее архитектура позволяла претворить в камень те эстетические идеалы, которые разрабатывались мыслителями, и рассматривалась как необходимая и почётная деятельность.

Для Древней Греции характерно раннее складывание различных стилей: дорического, ионического и коринфского. Наиболее ранняя, микенская, колонна, суживалась книзу. Дорический и последующие стили дают колонну, суживающуюся кверху. Сужение колонны идёт по особой бочкообразной линии, называемой энтазисом. Очень рано разрабатывается и архитектурный ордер. Полный архитектурный ордер включал в себя следующие части и их элементы:

Пьедестал колонны, её нижняя часть. Она состояла из базы, тела пьедестала или стула, карниз.

Вторую часть образует сама колонна, она состоит из базы, стержня (тело), капители (главы).

Третью часть образует антаблемент. Он находится над колонной и состоит из архитрава, фриза, карниза.

Иногда тело колонны покрывали  желобки - каннелюры. Если древнейшие сооружения представляют собой тяжеловесные сооружения, то впоследствии колонны суживаются, вытягиваются в высоту (соотношение  диаметра к высоте колонны составляло 1:4), что придавало зданию стройный вид. Утверждается правило перистиля (здания, обнесенного со всех сторон колоннами): боковая стена должна иметь двойное количество колонн плюс одну по сравнению с фронтальными. В таком случае получаются соотношения 6:13, 8:17. Позднее появляется двойной, тройной ряд колонн. Архитектура тесно связана с героическими и трагическими сторонами культуры Античности. Святилище Артемиды в Эфесе было возведено критянином Херсифроном и его сыном Метагеном на болоте, чтобы оно не было разрушено землетрясениями. Но в 356 г. до н. э. было сожжено Геростратом! С той поры в культуру вошло выражение: "Геростратова слава" - известность, достигнутая бесчестным, преступным поступком.

После победы над персами  в Афинах строятся многочисленные здания, например, храм Зевса в Олимпии (архитектор Либон из Элиды), храм Посейдона в Лукании и др. Но наибольшего размаха строительство достигает в период правления Перикла. За неполных два десятка лет были построены Парфенон, Пропилеи (ворота, ведущие на Акрополь, смешение стилей дорического и ионического), храм Афины-победительницы (ионический стиль), Эрехтейон, театр Одеон и был отстроен порт Пирей. Поражение в войне со Спартой, а затем распад империи Александра приводят к изменениям в архитектуре. В собственно Греции строятся здания светского характера: театр Диониса на Акрополе (330 г. до н. э.), театр в Сиракузах, в Эпидавре. В Александрии Египетской при Птолемее Сотере возводится знаменитая Библиотека. При Птолемее Филадельфе она насчитывала уже около 50 тысяч свитков, а спустя 250 лет - при Цезаре - уже 200 тысяч. Особых успехов достигло градостроительство. Считается, что только царь Селевк основал 75 новых городов на развалинах Персидского царства. По преданию, Александр Македонский основал 70 городов. Бурное градостроительство вызвало потребность в архитектуре. Но это развитие - чисто механическое, происходило смешение стилей. Греческий канон вынужден был учитывать азиатские традиции, получались смешанные художественные формы, выражающие идею власти космополитического характера. Преобладает погоня за "чистой" формой. Например, храм Дидимайон в Милете был окружен двойной колоннадой, состоящей из 210 колонн. А это уже признак "вырождения" культуры.

Другим, не менее замечательным достижением культуры античной Греции, являлся театр.

Театр берёт своё начало от ритуалов, а затем и религиозных  представлений, "мистерий". В Греции во время Великих Дионисий ставились  постановки, изображающие смерть и  Воскресение Диониса. Поскольку  пьеса предназначалась Богу, она  не повторялась, а для каждого  празднества писалась заново. Непременными "участниками" представления были сатиры, козлоногие люди, спутники Диониса. "Трагедия" и означала первоначально "песню козлов", сатиров. Хоры сатиров, то есть трагедия, известна с VII в. до н. э. Затем появляется актёр, ведущий диалог с хором. Такая трагедия стала называться драмой. Великий драматург Эсхил добавил в действие второго актера (V в. до н. э.), Софокл - третьего. Обычно трагедию играли три дня, во время которых разыгрывалось три драмы, трилогия, связанные одним сюжетом. Софокл отошёл от этой практики - у него каждая из трагедий есть единое целое. Чтобы разрядить психологическое напряжение, возникающее в ходе восприятия трагедии, давали "сатировую драму" - комедию, веселое представление. В трагедии обычно участвовали: протагонист (положительный герой), антагонист (антигерой), девтерагонист (второй актёр), тритагонист (третий актёр), хор и корифей (актёр, представляющий мнение драматурга, автора пьесы).

Источником сюжетов для  греческого театра были мифы. Герои  трагедий - герои мифов. Но мифологическая ситуация - лишь повод для пополнения её актуальными политическими, философскими, нравственными идеями, чтобы утвердить  высокое чувство гражданственности  и патриотизма. Великие поэты  и драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид восходили до гениальных философских обобщений: существует ли божественное управление миром? И если оно существует, то какие нормы для него характерны? Почему самые разумные человеческие планы постигает неудача? Как соотносятся нормы общества и интересы личности, разумно ли подчиняться общему, или личности следует предоставить полную свободу? Однозначные ответы жизнь на такого рода вопросы не давала, не могли ответить однозначно и драматурги, но однозначно не может ответить на них и современность.

Вершины своего развития культура достигает в представлениях о  человеке, о том идеале, к которому стремится сам человек и поощряет его стремления общество. Для античной Греции этот идеал культурного человека был сформирован Аристотелем  в его "Никомаховой этике". Аристотель выводит идеал человека "по праву гордого", это тот, кто считает себя достойным великого, будучи того достойным. Этот человек, по мысли Аристотеля, должен иметь определённые физические данные, прежде всего высокий рост, ведь "красота бывает в большом теле, а малорослые изящны и хорошо сложены, но не прекрасны". В движениях герой неспешен, "ибо не станет торопиться тот, кому мало что важно, а герой считает важным очень немногое". Он должен избегать резких движений, говорить спокойно. Важную черту человека культурного, "по праву гордого" составляет "честь". Но удовольствие могут составить лишь почести, воздаваемые людьми благородными, то есть равными самому герою. Незаслуженным бесчестьем можно и пренебречь, но не позволять никому задевать себя. Культурный человек должен быть щедрым, но обязан соблюдать меру между плебейским швырянием денег на ветер и мелочной расчётливостью. Сам он охотно оказывает благодеяния, но принимать от других - избегает. За благо он воздаёт ещё большим благом. Он помнит тех, кому оказал услугу, а не тех, кто её ему оказал, так как услуга - унижает. У римлян, в представлении Тацита (здесь утверждаются противоположные мнения), услуга - возвышает, и её надо помнить.

"По праву гордый" - правдив и честен, ибо ничего не боится. Он открыто любит и открыто ненавидит. К другим он приспосабливается с трудом - ведь в этом есть что-то рабское. Его нелегко удивить, он не склонен ни к похвалам, ни к осуждению, он не жалуется и не просит. Он предпочитает владеть вещами прекрасными и не приносящими пользы. В трудную минуту, на войне он смело идёт навстречу опасности и не щадит своей жизни, считая, что не стоит цепляться за жизнь любой ценой. Он не возносится над теми, кто стоит ниже него, зато держится величественно с людьми высокого ранга.

Ученик Аристотеля Теофраст в своей книге "Характеры" привёл черты человека "некультурного". Для него характерны крикливость, резкие движения, панибратство со слугами, подозрительность к родственникам, бестактность, скопидомство, чрезмерный интерес к ценам. Некультурный человек позволяет себе танцевать на трезвую голову, сам открывает двери на стук, поёт в бане. А сапоги, обувь он носит больше, чем полагается.

В "Политике" Аристотель вводит ещё ряд признаков культурного  человека: ему необходимо благородное  происхождение и богатство, он должен быть "свободнорождённым". Люди благородного происхождения с большим правом граждане, чем люди безродные - "ведь первые рождаются для подчинения, вторые же - для господства".

Любые оплачиваемые занятия  для благородного, культурного человека - недопустимы, ведь плата уподобляет его рабу. Ни в коем случае не следует  достигать совершенства в занятиях - это удел профессионалов, людей  зависимых. Музыку надо изучать настолько, чтобы оценить чужое искусство, а затем оставить это занятие, это касается и других занятий. Но для умения пользоваться досугом культурному, благородному человеку нужно "кое-чему учиться, кое в чём воспитаться", - считал Аристотель.

4. Подчинение  личности обществу.

Слово «личность» в Древней Греции означало «лицо, роль, маска», т.е. тот  образ человека, который представал перед окружающими. И в этом следует видеть одну из главных черт греческой культуры: не внутренний мир, не психологизм (которого не было в литературе), не портрет (который не был развит в скульптуре) интересовали древнегреческого человека, а его отражение в других людях и признание его ими.

«Человек – общественное животное» - сформулировал Аристотель. И действительно, невозможно представить древнего грека  в одиночестве, в изоляции ( как Робинзона). Существует предположение, что даже чтение «про себя» не пользовалось в Древней Греции широким распространением: древнегреческая культура носила «орфо-акустический» характер (С.Л.Утченко), т.е. всю информацию греки воспринимали на слух, в общении (система образования, миф, мистерии, эпос, философия, трагедия, театр, политика – все это осуществлялось лишь в общении). Даже в первый период существования древнегреческого театра, когда выступал лишь один актер, на сцене он не был одинок: хор «отражал» его действия, комментировал монологи.

Замечательным примером может служить  суждение Геродота о счастливом человеке: им Геродот называет некоего афинянина  Телу, который жил в цветущее время  родного города, вырастил прекрасных сыновей и внуков, был зажиточным, во время войны погиб доблестной смертью и был похоронен за государственный счет. Как видим, главным здесь является не самоощущение этого человека, а признание его  счастливым с социальной стороны.

И действительно, вся жизнь древнего грека проходила «на людях». Народные собрания, театр, религиозные действа, торговая площадь – вот центры древнегреческой жизни. Изгнание из полиса – самое страшное наказание. Вынужденная самоизоляция невыносима, подтверждение тому – пример Демосфена, который после провала первого  публичного выступления (когда он заикался, нервически подергивал плечом и комкал слова), уединился, побрил голову, как  у раба и, пока не выросли волосы, занимался своей дикцией с  подвешенным над плечом острым мечом. В результате он остался известен в истории как величайший оратор и лучший пример стремления к славе  в Древней Греции.

Однако подобный «социоцентризм» оборачивался полным подчинением личности обществу: непосещение театра расценивалось как пренебрежение общественной жизнью и строго наказывалось (особенно если учесть, что бедным горожанам город оплачивал посещение тетра). Самым уникальным явлением общественной жизни Древней Греции можно назвать остракизм, когда в результате голосования Народное собрание изгоняет из города самого прославленного, богатого, способного и влиятельного гражданина, справедливо опасаясь, что именно у такого человека больше всего шансов стать диктатором.

Общественные идеалы объясняют  и специфику частной жизни  древних греков: почти полное отсутствие семейных ценностей, богатых и хорошо построенных домов, частных библиотек, собраний искусства. Все это изменится  в эпоху эллинизма, когда прекратит  существование полисная демократия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Боннар А.Греческая цивилизация. В 2-х т. – Ростов н/Д: Феникс, 1992.

 

  1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М.: Высш.школа, 1998. – 496 с.

 

  1. Виппер Б.Р. Введение в историю изучения искусства. – М.: АСТ, 2004. – 366 с.

 

  1. История мировой культуры. Наследие Запада: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Изд-во РГГУ, 1998. – 506 с.

 


Информация о работе Древняя Греция: особенности культуры и идеал личности