Духовная жизнь японцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:59, доклад

Краткое описание

Современная Япония расположена на архипелаге, который тянется с севера на юг вдоль восточного побережья Азиатского континента; ее главные острова: Хоккайдо (наименее населенный) – на севере, Хонсю и Сикоку – в центре и Кюсю на юге. Кроме них имеется также более трех тысяч небольших островов. Площадь Японии – около 400 тыс. кв. км, население – 120 миллионов человек.

Национальная психология японцев, как и любой другой этнической общности, формируется под влиянием прошлого опыта и новых веяний, причем прошлое в этом процессе играет исключительно важную роль.

В XX веке Япония стала занимать лидирующее место по многих показателям. Открылась возможность изучить причины такого экономического чуда. Во многом повлияла на это положение страны на мировой арене духовная жизнь японцев, их взаимоотношения в обществе, отношение к труду, взгляд на культурные ценности.

Содержание

Введение

Японский национальный характер

Японцы в повседневной жизни

Социальная регуляция поведения в Японии

Чайная церемония

Особенности общения в Японии

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 62.38 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 Введение

 

 Японский национальный  характер

 

 Японцы в повседневной  жизни

 

 Социальная регуляция  поведения в Японии

 

 Чайная церемония

 

 Особенности общения  в Японии

 

 Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 Япония – древнее,  самобытное государство. Развитие  всесторонних связей  Японии вызывает к нашему восточному соседу глубокий интерес. Люди больше хотят знать о различных аспектах японской действительности, о материальной и духовной жизни этой страны.

 

 Первые сведения о  японцах содержатся в китайских  источниках, относящихся к I в.  до н. э. В VIII в. появляются  японские хроники, представляющие  собой своды мифов и исторических преданий.

 

 Согласно японской  системе верований – синтоизму,  японская нация ведет свое  начало от богини солнца Аматэрасу, прямым потомком которой был легендарный император Японии Дзимму (Дзимму-Тэнно), взошедший на престол «государства Ямато» в 660 г. до н. э. и положивший начало непрерывной династии японских императоров.

 

 Современная Япония  расположена на архипелаге, который  тянется с севера на юг вдоль  восточного побережья Азиатского  континента; ее главные острова:  Хоккайдо (наименее населенный) –  на севере, Хонсю и Сикоку –  в центре и Кюсю на юге. Кроме них имеется также более трех тысяч небольших островов. Площадь Японии – около 400 тыс. кв. км, население – 120 миллионов человек.

 

 Национальная психология  японцев, как и любой другой  этнической общности, формируется  под влиянием прошлого опыта  и новых веяний, причем прошлое  в этом процессе играет исключительно важную роль.

 

           В XX веке Япония стала занимать лидирующее место по многих показателям. Открылась возможность изучить причины такого экономического чуда. Во многом  повлияла на это положение страны на мировой арене духовная жизнь японцев, их  взаимоотношения в обществе, отношение к труду, взгляд на культурные ценности.

 

В данной курсовой работе я постаралась раскрыть некоторые обстоятельства и причины, приведшие Японию к тому положению среди стран мира, путем детального  рассмотрения ее духовной жизни, а так же:

 Японский национальный  характер

Японцы в повседневной жизни

Социальная регуляция  поведения в Японии

Чайная церемония

 Особенности общения  в Японии

 

Для расскрытия этих тем мною были использованы  материалы исторических публикаций Берндт Ю. «Лики Японии»;

Овчинников В. «Ветка сакуры»;

 

 

 

 

 

 

И интернет источники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Японский национальный характер

 

 Трудолюбие и связанное  с ним усердие во всех сферах  трудовой деятельности – важнейшая  черта японского национального  характера. 

 

 Известно стремление  японцев рано (в пятьдесят или  в пятьдесят с небольшим лет)  удаляться от дел и предаваться  эстетическому наслаждению природой  – деревьями, цветами, птицами,  ветром и луной – в соответствии  с фурю (фурю состоит из иероглифов фу – ветер и рю – поток, понятие «ветра потока» передает чувство прекрасного).

 

 На протяжении многих  веков в Японии культивировалось  чувство прекрасного, превращалось  постепенно в своего рода религиозный культ поклонения красоте, который широко распространялся среди всех слоев населения.

 

 В японском языке  имеются эстетические понятия  ханами – любование цветами,  цукими – любование луной и юкими – любование снегом, выражающие существенную часть повседневной жизни. Традиция поклонения прекрасному передается от поколения к поколению. Она оказывается во всем, проявляется в чувствах, словах и поступках. Сами японцы считают, что присущее им особое чувство красоты – их национальное достояние, которым иностранцы могут только восхищаться.

 

 Повышенная восприимчивость  к красоте сделала японцев  чрезвычайно эмоциональными. Им  свойственно смотреть на все  с точки зрения личного переживания  даже тогда, когда поставленная  цель может быть достигнута  лишь путем трезвого, объективного  подхода. Конечно, любовь к  прекрасному свойственна всем народам, но у японцев это – неотъемлемая часть национальной традиции.

 

 Вообще традиция, точнее, традиционализм проник в поведение,  промыслы и чаяния японской  нации, стал важнейшей чертой  ее характера. Сложившиеся в  японском обществе традиции особенно  ярко выражают идею преемственности  в общественной жизни, закрепляя  национальные, культурные и бытовые  элементы. Японцы бережно относятся  к культурному наследию прошлого, они сохраняют классический театр,  чайную церемонию, икэбану. В динамичном обществе ХХ в. японцы ищут опору в постоянстве и находят ее в традиционных формах искусства.

 

 Японцы во всем видят  смысл, уносящий корнями в далекую  древность. На Новый год (празднества,  кстати сказать, длятся целую  неделю) у каждого дома ставятся  ветки сосны (символ долголетия, могущества), сливы и бамбука (символ  постоянства и добродетели), развешиваются  пучки соломы и узкие бумажные  полоски. Соломенные пучки затем  сжигают, «чтобы отогнать злых  духов», как это делали в старину.  Особенно сильно влияние на  японцев традиционных ценностей  семейной системы, которая всегда  носила консервативный характер. Действия индивида ограничивались  определенными рамками – ориентацией  на семейный коллектив, полное  подчинение главе семьи.

 

 В современной Японии  с большим вниманием относятся  к традициям, к далекому прошлому, к памятникам старины. Японцы  усиленно стремятся сохранить  неизменными унаследованные от предыдущих поколений и норм поведения, формы культуры. Для них характерно бережное отношение к сложившемуся укладу жизни как к культурному наследию, внимание не только к содержанию поведения, но и к внешним проявлениям, к стилю, благодаря чему форма поведения остается особенно устойчивой. Нынешняя обстановка в Японии свидетельствует о живучести традиций в политическом мышлении и социальном поведении японцев. Японский традиционализм оказывает многоаспектное влияние на общественно-политическую жизнь страны.

 

 Японцы перенимали  у других то, что представляло  для них интерес на каждом  конкретном этапе их исторического  развития. Любой элемент чужой  культуры осваивался таким образом,  чтобы можно было его приспособить  к японским условиям. В результате  заимствования всегда носили  прагматический характер, да и,  по существу, заимствованиями не  были – скорее речь идет  о своего рода трансформации применительно к социальным или иным потребностям Японии. Во всем этом процессе отчетливо просматривается устойчивый этноцентризм, явившийся питательной средой одной из доминирующих черт японского национального характера – гордости за свою нацию.

 

 

 

 

Особенности и социальные последствия научно-технической  революции в Японии

Научно-техническая революция  в Японии совпала с переходом  от преимущественно экстенсивной модели развития к преимущественно интенсивной, который заметно запоздал здесь  по сравнению с большинством индустриально  развитых стран и совершался ускоренными  темпами, так как Японии не нужно  было проходить последовательно  все фазы и стадии такого перехода. Используя опыт, технику, научные  достижения и открытия других стран, Япония проделывает этот переход  по-иному, в соответствии с особенностями  своего исторического развития.

Претерпев поражение во Второй Мировой войне Япония оказалась в экономическом отношении отброшенной на 20-30 лет назад. Перед нею встала очень сложная задача: необходимо было наряду с восстановлением экономики сразу же начать серьезную перестройку хозяйства, и в первую очередь структурную перестройку промышленности. При этом надо учесть, что в предвоенные годы экономика Японии развивалась в условиях относительной замкнутости, а послевоенная обстановка диктовала необходимость приспособления к международному разделению труда, к мировому рынку.

В обстановке НТР, развернувшейся в мире особенно широко в 50-60 годы, задача преодоления Японией технической  и технологической отсталости была очень сложной. Решение этой задачи на национальной основе потребовало  бы значительного времени и огромных материальных и денежных затрат. Поэтому  Япония пошла по другому пути –  по пути импорта научно-технических  знаний (патентов, лицензий и т. п.). Следует  отметить, что Япония заметно опередила  другие страны по части внедрения  импортируемых достижений, научно-технической  мысли и технологических навыков.

Начало использования  иностранного опыта относится к 50-м годам, когда в Японии стали  развиваться отрасли промышленности. В 60-е годы в связи с переоборудованием  промышленности на основе новой техники  импорт иностранных технических  знаний еще больше вырос. Хорошие  результаты научно-технических исследований в Японии меняют соотношение собственно японских и импортных научно-технических достижений, внедряемых в японскую промышленность и в конце 60-х годов Япония не только закупает, но и экспортирует научно-технические достижения. Основным источником финансирования научных исследований являются средства монополий.

Япония заметно опередила  западноевропейские страны и лишь немногим уступает США по числу научных  работников. Большую роль в деле подготовки научных и инженерно-технических  кадров сыграло повышение общеобразовательного уровня. В Японии обязательным является девятилетнее образование (шесть лет  в начальной школе и три  года в неполной средней). Полное среднее образование в Японии – двенадцатилетнее.

При рассмотрении общей картины  НТР в Японии нельзя не отметить два характерных обстоятельства. Во-первых, несмотря на внимание практически  ко всем направлениям развития науки  и техники, наибольшие силы и ресурсы  концентрируются лишь в ряде определенных областей, играющих роль своего рода ключевых звеньев в научно-техническом  и экономическом развитии страны.

Во-вторых очень большую роль сыграло и продолжает играть активное заимствование зарубежного научно-технического и производственного опыта – как путем приобретения лицензий, так и в других формах, в частности посредством прямых закупок необходимой техники.

Оба отмеченных обстоятельства действуют не независимо, а как  бы подкрепляя друг друга. Иными словами, на ряде направлений концентрируются  силы и ресурсы не только самой  Японии, но и лучшие достижения мировой  научно-технической мысли, что, естественно, обеспечивает получение здесь наиболее значительного эффекта.

Есть, однако, и такие области, где Япония ограничивается довольно небольшими масштабами научно-технической  деятельности, полагаясь в основном на импорт готовой продукции из-за рубежа или ее производство по лицензиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

Япония и Запад

 

Прагматический подход к  японской культуре как  одному из основных популярных факторов успеха Японии в  конкурентной борьбе с Западом  стал популярен не только среди японских, но и среди западных ученых. Интерес  к Японии на Западе был велик и  раньше, но если прежде он подогревался «загадочностью» культуры страны, конкурирующей  с западными державами, то в наши дни этот интерес переходит и  в область практики.

В конце 60-х – начале 70-х  годов резко возрос интерес японцев  к своей национальной самобытности о масштабах которого можно судить как по количеству выходивших ежегодно книг и статей и обилию дискуссий  на эту тему, так и по свидетельствам японских и иностранных наблюдателей и ученых, утверждавших, что такого живого интереса к своей культуре и такого желания писать о себе, как у японцев, нет ни у одного восточного и западного народа.

Казалось, будто бы некая  бацилла вызвала настоящую эпидемию, и эпидемия эта – одна-единственная тема для разговора. Сначала она  под названием «нихонрон» («дискуссия о Японии»), позже - «нихондзинрон» («дискуссия о японце»). Но «нихондзинрон» уже давно означает не одну лишь «дискуссию о японце». В Японии некоторые понятия зачастую настолько эмоционально перегружены, что выходят за пределы своего первоначального смысла, их связывают с таким множеством значений, что в конце концов теряется их определенность. Из-за такой расплывчатости ими становится легче манипулировать. Их всегда можно использовать по любому поводу. Под «нихондзинрон» подразумевается размышление о своеобразии японского народа, о его неповторимости, которая предлагается в качестве аксиомы. Под влиянием средств массовой информации дискуссия о неповторимости превращается в общенациональный психоз. Япония сама себя открывает, и японцы призывают японцев открыть Японию. «Discover Japan!» («Открывай Японию!») – призывают многие красочные плакаты на английском (не на японском) языке. «Открывай Японию!» – призывают по-английски японцы японцев.

Эта, появившаяся еще во времена первых «бумов» антитеза «японское –западное»,  присутствует во всех культурологических исследованиях о Японии. Для характеристики японской культуры неприемлемы «европоцентристские» концепции и теории, поскольку в Японии западный человек сталкивается не с новой системой идей, а с другим миром.

В культурологических теориях  общего уровня, выявляющих основной характер культуры, ее этос. Мы не найдем прямого единодушия японских и западных культурологов-японоведов. И дело не только в том, что они несут на себе печать специфических научных интересов их авторов, дело еще и в том, что история оставила на них свой значительный след. Так, например, случилось  с предложенной американским культурологом Р. Бенедикт классификацией японской культуры как «культуры стыда» и западной (американской) как «культуры вины». Пытаясь объяснить преданность японцев социально предписанным ролям и их высокую озабоченность исполнением долга и обязанностей. Она пришла к выводу, что в отличие от американцев, мотивирующих свое моральное и этическое поведение чувством вины, японцы руководствуются чувством стыда. «Стыд в японской этике обладает такой же силой власти как «чистая совесть», «бытие с богом» и «избавление от грехов» в западной этике».

Информация о работе Духовная жизнь японцев