Духовная жизнь японцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:59, доклад

Краткое описание

Современная Япония расположена на архипелаге, который тянется с севера на юг вдоль восточного побережья Азиатского континента; ее главные острова: Хоккайдо (наименее населенный) – на севере, Хонсю и Сикоку – в центре и Кюсю на юге. Кроме них имеется также более трех тысяч небольших островов. Площадь Японии – около 400 тыс. кв. км, население – 120 миллионов человек.

Национальная психология японцев, как и любой другой этнической общности, формируется под влиянием прошлого опыта и новых веяний, причем прошлое в этом процессе играет исключительно важную роль.

В XX веке Япония стала занимать лидирующее место по многих показателям. Открылась возможность изучить причины такого экономического чуда. Во многом повлияла на это положение страны на мировой арене духовная жизнь японцев, их взаимоотношения в обществе, отношение к труду, взгляд на культурные ценности.

Содержание

Введение

Японский национальный характер

Японцы в повседневной жизни

Социальная регуляция поведения в Японии

Чайная церемония

Особенности общения в Японии

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 62.38 Кб (Скачать файл)

В основе «культуры стыда» – реакция на критику других и  боязнь внешних санкций; ее можно  считать экстравертной «культурой внешних переживаний». В «культуре  вины» поведение человека оценивается  им самим на основе универсалистских ценностей, усвоенных и ставших  затем нормой для его внутренней оценки своего поведения и переживаний.

Предложенная Р. Бенедикт типология вызвала бурную реакцию, не утихающую до сих пор. Ее обвинили в «христианской заносчивости» и «высокомерии», поскольку «культуру вины» она поставила выше «культуры стыда». Особенно остро Бенедикт критиковали за неверное понимание ею природы стыда и вины, их иерархии и направленности в японской культуре.

Можно составить схему  некоторых черт японской и западной культуры.

         

            Западная культура

                Японская культура

объективная

субъективная

аналитическая

синтетическая

логическая

нелогическая

противоречивая

непротиворечивая

точная

неопределенная

безличная

личная

дальновидная

недальновидная

общественно мыслящая

фракционно мыслящая

предпочитает контракт

предпочитает нечеткое соглашение

уважающая частный мир

вторгающаяся в частный мир

по происхождению пастушеская

по происхождению земледельческая

монотеистическая

анимистическая

абсолютная

релятивная

интеллектуальная

эмоциональная

аргументационная

гармоничная

культура далеких отношений

культура близких отношений

экспансионно мыслящая

миролюбивая

конкурентная

предпочитающая кооперацию

нетерпимая

терпимая

жесткая

милосердная

строгая

гибкая

эгоцентристская

конформистская


 

 

Здесь в оппозиции типических черт западная культура представлена как общее понятие, охватывающее разные культуры Западной Европы и  Америки и игнорирующее их истинную динамику и социальную неоднородность, столь же статично и исторически  и социально недиффиренцированно выглядит в этой типологии и японская культура.

В исследованиях культурологов-японоведов существуют некоторые недостатки, которые  следует отметить:

1.  Многие из них игнорируют историческую динамику культуры. Национальная культура предстает как статичная целостность.

2.  Диалектика отношений субкультурных уровней игнорируется. Культура едина для всех классов, слоев и групп.

3.  Неадекватное использование методов различных наук (психологии, лингвистики и т.п.) для объяснения социальных явлений позволяет полностью включить их в сферу культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Японцы в повседневной жизни

 

 Психологический облик  современного японца, как и представителя  любой другой общности, определяется  особенностями национальной культуры, которая обладает большой устойчивостью  ко всем изменениям в жизни  общества. Это связано с тем,  что в основе культуры лежат  национальная история, язык народа, его психология. Процессы модернизации  и заимствований не касаются  глубинных основ национальной  психологии, которые проявляются  и у современного японца в  общепринятых способах поведения.

 

 Японец, совсем не расположен  к тому, чтобы отказываться от  привычного. В национальном японском доме у него все по старинке. В токонома – встроенной нише – по-прежнему стоит букет и висит какэмоно (свиток) – картина или иероглифическое изречение. Конечно, национальный дом наполнен теперь атрибутами современной цивилизации, однако введенные в обиход предками вещи не оставили предназначенных им мест. По данным статистики, до 60% японцев живут еще в традиционных домиках, и там они со всех сторон окружены своими национальными вещами.

 

 Конструктивной основой  традиционного дома является  каркас, смонтированный из грубо  обработанных древесных брусьев.  Каркас устанавливается на многочисленных  опорах, что придает постройке  достаточную жесткость и уменьшает  возможность разрушения при землетрясениях. Несущих стен в доме нет;  решетчатые рамы, на которые наклеена  полупрозрачная бумага, могут по  желанию сдвигаться, разбираться,  даже служить окном. 

 

 Обычный японский дом  никогда не красят ни снаружи,  ни изнутри. Конечно, внутренние  конструкции всегда тщательно  полируются, отчего они приобретают  приятный, ласкающий глаз вид,  а внешние – предоставляют  обрабатывать самой природе. Общий  вид дома и его окружение  соответствуют национально-психологической  концепции ваби – возвышенной простоте, как бы опоэтизированной убогости.

 

 Японец в городской  квартире. В японских городах  получили распространение несколько  типов квартир - двух-, трех-, четырех  - и пятикомнатные; в них-то  и живет основная масса горожан.  Самые популярные – двух- и  трехкомнатные малогабаритные квартиры. В комнате японской квартиры обычно по 12 с небольшим квадратных метров (шесть татами, как говорят японцы). Двухкомнатные квартиры бывают двух видов: с миниатюрной кухней или с кухней, достаточной для расположения семьи при трапезе.

 

 Облик японских городских  квартир практически стандартен  и весьма слабо согласуется  с традиционной эстетикой японского  национального дома. Бесконечные  коробки на шкафах, полках, вешалках  – свидетельство ограниченной  площади жилища; множество разнообразных  кукол, мягких и набивных игрушечных  зверушек, расставленных по полкам, на телевизорах, на пианино. 

 

 Вообще японские квартиры  буквально наводнены всевозможными  украшениями – от кукол и  набивных зверушек до разрисованных  тарелок, фотографий, обрамленных  гравюр и эстампов.

 

 Японец вне дома. Поведение японцев вне дома отличается от привычного от нас. Жена и муж редко выходят из дома вместе. Обычно муж старается уйти куда-нибудь один. Следует заметить, что в Японии уже наметилась тенденция семейных прогулок по воскресеньям. В обычные же дни глава семьи проводит досуг с друзьями.

 

 Согласно статистике, лишь немногим более половины  семейных японских мужчин из  средних слоев населения возвращается  домой к девяти часам вечера; в более зажиточных кругах  общества этот процент падает  до десяти. Японцы не очень-то  стремятся вечером в свои квартиры, они стараются отдыхать вне  дома.

 

 Качество жизни. Проблема  качества жизни многоаспектна.  В общежитейском понимании речь  идет о том, как человек живет,  работает, отдыхает.… В национальном  масштабе существо и особенности  качества жизни связаны с потреблением  того, что производится. Чтобы представить  себе сферу потребления, точнее, личного потребления в Японии, достаточно принять во внимание  тот факт, что потребительские  расходы в этой стране составляют 53 – 55% объема валового национального  продукта, а с учетом социально-культурных  фондов – около 65%. Данные статистики  дают основание полагать, что  в Японии культивируется общество  потребителей.

 

 

Социальная регуляция  поведения в Японии

 

 

 Особенности японского  образа жизни во многом открываются  через понимание регуляции поведения,  сложившейся в японской культуре. Религиозная традиция нам ключ  к пониманию многих сторон  действительности.

 

 В системе религиозных  доктрин в Японии, главенствующее  место занимает истинно японская  религия синто.

 

 Синто (путь богов). Это древняя японская религия.  Хотя истоки ее, по общему признанию,  неизвестны, ни у кого не вызывает  сомнения тот факт, что она  возникла и развивалась в Японии  без китайского влияния.

 

 Японец обычно не  стремится вникнуть в суть  и происхождение синто, для  него это история, и традиция, и сама жизнь. Синто напоминает  древнюю мифологию. Практическая  же цель и смысл синтоизма  состоит в утверждении самобытности  древней истории Японии и божественного  происхождения японского народа: согласно синто, считается, что  тэнно, или микадо (император), - потомок духов неба, а каждый японец – потомок духов второго разряда – ками. Для японца ками означает божество предков, героев, духов и т.д. Мир японца населен мириадами ками. Набожный японец думает, что после смерти он станет одним из них.

 

 Синтоизм свободен  от религиозной идеи «центральной  власти» всевышнего, он учит главным образом культу предков и поклонению природе. В синтоизме нет других заповедей, кроме общежитейских предписаний соблюдать чистоту и придерживаться естественного порядка вещей. У него есть одно общее правило морали: «Поступай согласно законам природы, щадя при этом законы общественные». По синтоистским представлениям, японец обладает инстинктивным понимаем добра и зла, поэтому соблюдение обязанностей в обществе тоже инстинктивно: если бы было не так, то японцы «были бы хуже зверей, которых ведь никто не учит, как надлежит им поступать».

 

 Японская философия,  как и философия Кореи, во  многом основана на китайских  философских системах. Для Японии  наиболее важной из них является  конфуцианство. Хотя даосизм сам  по себе имел намного меньшее  значение, он оказал влияние на развитие дзен-буддизма. Традиционная японская религия не столкнулась с этим.

 

 Важной концепцией  буддизма начала XII и XIII вв. стала  идея «вырождающегося века» (маппо), периода, в котором наблюдался упадок в культуре, что означало почти невозможность следовать доктринам Будды. Эта идея имела особое значение для Японии. Во-первых, появились всевозможные «легкие» методы буддийской практики; во-вторых, была ослаблена элитарная по духу концепция о том, что в буддизм допускаются только избранные; и в-третьих, эта идея способствовала широкому распространению буддизма в быту, имеются в виду такие практики дзен, как рисование, садоводство и чайная церемония.

 

 Часть наиболее важных  «легких» методов была предложена  школой «Чистой Земли». Являясь  древней ветвью буддизма, она  уходит корнями в ранние китайские  и индийские традиции, подчеркивая  могущество Будды и тщетность  усилий человека. «Чистая Земля» - это вид Небес, контролируемый  Амида Буддой, чье трансцендентальное существование было названо историческим Буддой совершенным аватаром, или инкарнацией. Целью жизни буддисты «Чистой Земли» считали возрождение, при котором Амида Будда передаст учение, гарантирующее просветление. Хонэн и Шинран весьма новаторски интерпретировали это учение. В качестве реакции на их работу Ничирен создал собственную форму «легкого» тэндай-буддизма, основанного на «Лотосовой сутре».

 

 Другой важной разработкой  того времени, касающейся не  столько «легкого способа», сколько  движения в сторону антиинтеллектуальности и антиэлитарности, было первое успешное введение в практику принципов дзен.

 

 Школа «Ринзай дзен», чьи последователи являлись сторонниками «внезапного просветления», была основана Еисаем и выпускником школы «Сото дзен», Догеном, одним из наиболее важных восточных мыслителей. «Ринзай дзен» сегодня имеет наибольшее влияние во многом благодаря усилиям монаха Хакуина, жившего в XVII – XVIII вв. он рассматривал Ринзай как доктрину среди жалких и надуманных дзен-коанов, включая те, что пользуются популярностью в мире: «когда хлопают обе руки, производится звук; услышьте звук, произведенный одной хлопающей рукой». Он стал также первым, кто использовал чернила для рисования и каллиграфии как особую церемонию дзен. Хотя дзен имеет китайское происхождение, его современная версия, так же как и название, была разработана в Японии, где он полностью вошел в сферы искусства, культуры и повседневной жизни.

 

Чайная церемония

 

 

 Чайная церемония (по-японски  тяною) относится к наиболее самобытным, уникальным искусствам. Она играет существенную роль в духовной и общественной жизни на протяжении нескольких веков. Тяною – строго расписанный ритуал, в котором участвуют мастер чая – тот, кто заваривает чай и разливает его, и те, кто присутствуют при этом и затем пьют. Этика тяною, его утонченный ритуал подчиняются канонам дзен-буддизма. Согласно легенде, она берет свое начало из Китая со времен первого патриарха буддизма Бодхидхармы.

 

 Процедура чаепития, внедренная  в Японии монахами секты Дзен, в современных условиях продолжает  пользоваться широкой популярностью.  Основные положения этой тонкой  процедуры-искусства разъясняются  на лекциях в университетах,  на различных факультативах, на  занятиях «кружков тяною», организуемых крупными фирмами и общественными организациями.

 

 Японцы признают и  тщательно культивируют каноны  чайной церемонии не только  потому, что она дает им возможность  эстетического наслаждения. В  ритуале этой церемонии они  ощущают самих себя: строгая регламентация  поведения, точно установленные  предлоги для церемонии, вполне  определенная утварь и т. д. 

 

 Для проведения чайной  церемонии в большинстве случаев  достаточно одного желания, однако  есть поводы и ритуального  плана.

 

 Хозяин посылает приглашение  друзьям, и те за 2-3 дня до  чая благодарят его за оказанное  внимание. В день чаепития гости  собираются за 15-20 минут до назначенного  времени в специально отведенной  комнате и выбирают почетного  гостя (сёкяку), которым обычно становится человек более высокого положения или старший по возрасту. Они также определяют и последующую иерархию: кто будет вторым, третьим и т. д. Именно в таком порядке гости моют руки и входят в предназначенную для церемонии комнату и рассаживаются.

Информация о работе Духовная жизнь японцев