Анализ внешней среды ООО «Фортуна-99»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Анализ среды? Это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать.

Содержание

Введение.
1. Понятие макросреды. Анализ макросреды предприятия.
2. Анализ внешней среды ООО «Фортуна-99».
2.1. Общая характеристика организации.
2.2. Анализ макросреды организации.
2.3. Пути повышения эффективности деятельности ООО «Фортуна-99» в условиях изменяющейся внешней среды.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

    Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют долю своего рынка, что может привести к крайне негативным последствиям для них.

    Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Однако сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности. Анализ технологической внешней среды может, по меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства, применение компьютеров в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Не все организации подвергаются воздействию быстрого научно-технического прогресса, однако, руководство обязательно должно определить, какие факторы в технологической внешней среде могут привести к созданию «футурошока» (разрушительный процесс, возникающий из-за воздействия слишком больших перемен за слишком короткое время), который может привести к разрушению организацию.

Также выделяются в особую группу природно-географические факторы, связанные с климатическими условиями, запасами природных ресурсов и энергетической обстановкой.

    Проводя изучение различных компонент макроокружения, очень важно иметь в виду два следующих момента.

    Во-первых, это то, что все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменение в одной из компонент обязательно приводит к тому, что происходят изменения и в других компонентах макроокружения. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других составляющих макроокружения.

    Во-вторых, это то, что степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации различна. В частности, степень влияния проявляется по-разному в зависимости от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т. п. Например, считается, что крупные организации испытывают большую зависимость от макроокружения, чем мелкие. Чтобы учитывать это при изучении макроокружения, организация должна определить для себя, какие из внешних факторов, относящихся к каждой из компонент макроокружения, оказывают значительное влияние на ее деятельность. Кроме того, организация должна составить список тех внешних факторов, которые являются потенциальными носителями угроз для организации. Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации.

Для того чтобы организация могла результативно изучать состояние компонент макроокружения, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов.         Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:

• Анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях;

• Участие в профессиональных конференциях;

• Анализ опыта деятельности организации;

• Изучение мнения сотрудников организации;

• Проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.

Изучение компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или же в каком состоянии они находятся на данный момент времени. Необходимо также вскрыть те тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных фактов и попытаться предсказать направление развития этих факторов с тем, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.

Система анализа макроокружения дает необходимый эффект только в том случае, если она поддерживается высшим руководством и дает ему необходимую информацию, если она тесно связана с системой планирования в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценивать эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Анализ внешней среды ООО «Фортуна-99».

 

2.1.           Общая характеристика организации.

 

 ООО «Фортуна-99» создана в 1996 году, основными направлениями ее деятельности является оптово-розничная торговля.

       Главная миссия организации –расширение сети магазинов «Фортуна», завоевание лидерских позиций в данной отрасли путем достижения максимального их соответствия супер-маркетам, применяемым в своей работе международные стандарты качества.

       Основными целями деятельности организации являются: 

·        максимальное удовлетворение потребностей населения;

·        расширение доли занимаемого рынка;

·        увеличение рентабельности компании;

·        создание положительного имиджа компании;

·        получение максимальной прибыли.

        Основным направлением  деятельности организации является продажа бытовой химии продуктов питания.  Около 20% ассортимента занимает косметика и парфюмерия.
           ООО «Фортуна-99» имеет свои филиалы, основным видом деятельности которых  является оптовая торговля:

- ООО «Фортуна-99»,  ул. Байдукова, 102-а;

- ООО «Фортуна-99», ул. Калинина, 93;

       ООО «Фортуна-99» имеет собственную сеть магазинов самообслуживания. Основная часть – социальные («Фортуна-эконом»), где торговая наценка на товар делается либо минимальная, либо отсутствует совсем. В настоящий момент их численность составляет 12.        
       Общество является коммерческой организацией. Высшим органом управления ООО «Фортуна-99» является Совет директоров. Один раз в год проводится общее собрание Совета директоров, но по мере необходимости могут проводиться и внеочередные собрания.
       Единоличным исполнительным органом является Генеральный директор – Лысенко Владимир Игнатьевич. Срок полномочий директора составляет два года. Директор может переизбираться неограниченное число раз. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.           Анализ макросреды организации.

 

Макросреда представляет собой наиболее удаленный от собственно компании внешний слой элементов, который так или иначе влияют на фирму, не оказывая непосредственного воздействия на ее текущие операции. Рассмотрим компоненты среды косвенного воздействия исследуемого предприятия:

       1. Технологические факторы – введение ноу-хау позволяет ускорить рабочий процесс в магазинах и создать дополнительное конкурентное преимущество.   Внедрение в работу пос-терминалов позволило бы на порядок увеличить скорость обслуживания клиентов,  а также улучшить его качество. Развитие технологии и новых форматов торговли в нашем городе маловероятно из-за его небольшой численности.      

       2. Социокультурные факторы – уровень доходов населения, уровень безработицы, уровень рождаемости и количественный уровень состава семьи. Уровень безработицы влияет на доходы потребителей, а магазины рассчитаны, в том числе и на людей с низким и средним уровнем дохода. Уровень рождаемости также имеет значение, но это более долгосрочный фактор, его нужно прогнозировать на десятки лет вперед. В период с 2000 по 2005 года наблюдалось падение уровня рождаемости, в связи с этим средний возраст населения стал более высоким, то есть процент людей, имеющих предпенсионный и пенсионный возраст увеличился, поэтому владельцы магазинов уделяют большее внимание товарам, которые являются необходимыми для этой категории людей. Количественный уровень семей в ближайшие год-два не изменится, то есть составляет 3-4 человека, поэтому изменений в этом направлении не ожидается.

       3. Экономические факторы – наиболее важными из них являются:

     – цены на энергоносители – повышение цен приведет к удорожанию доставки товаров, следовательно, товары местных производителей будут более конкурентоспособными;

     – процентные ставки  банков, имеющие тенденцию к снижению, здесь практически все находятся в равных условиях, так как условия кредитования одинаковы;

     – экономический рост положительно сказывается на исследуемом предприятии и экономике страны в целом;

     – показатель инфляции  достаточно стабилен,  и  в соотношении основных валют к рублю,  также виден  положительный баланс, уровень золотовалютных резервов страны планомерно увеличивается.

       4. Политические факторы – резких изменений в политических взглядах Федеральных властей в ближайшее время можно не опасаться. Это связано с прошедшими недавно выборами Президента РФ и сохранением преемственности во внутренней и внешней политике. Политика высшего руководства страны направлена на поддержание малого и среднего бизнеса, власть декларирует свое лояльное отношение  к предпринимательству и в будущем. Сейчас в разработках законы об уменьшении налога на прибыль и добавленную стоимость, о ликвидации налога с продаж, дискуссируется вопрос о снижении ставки единого социального налога. Что касается местной власти, то она всячески поддерживает малый бизнес и Пенза является благоприятной площадкой для развития подобного вида деятельности.

       5. Экологические факторы – не вызывает сомнения тот факт, что потребители стремятся покупать экологически чистые продукты, поэтому, делая упор именно на это, анализируемое предприятие планирует открытие собственного мясокомбината и коптильного цеха.
       Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако руководству необходимо постоянно их анализировать, так как среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия, поэтому при ее исследовании опираются, прежде всего, на прогноз

         К сильным сторонам относятся такие внутренние факторы, как:  высокое качество товара; цены, которые ниже, чем у конкурентов; наличие высокотехнологического оборудования; хороший имидж предприятия; наличие широкого ассортимента и другие факторы, которые дают определенные преимущества в конкурентной борьбе.  
       К слабым сторонам  относятся следующие внутренние факторы: недостаток квалифицированных специалистов, проблемы с бесперебойной работой оборудования и другие факторы, в которых конкуренты оказываются сильнее.        
      Рассмотрим  возможности,  которые исходят из внешней среды. К ним можно отнести благоприятную политику государства в отношении малого и среднего бизнеса, улучшение экономической ситуации в стране и регионе, положительная тенденция в изменении демографической ситуации, завоевание новых сегментов рынка и другие.

       К угрозам относятся такие факторы, как появление новых конкурентов,  потеря доли рынка, появление товаров-заменителей, относительная нестабильность в политике  и другие факторы, которые негативно могут сказаться  на работе организации. 

       Еще одним методом анализа факторов внешней среды является STEP-анализ. STEP-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления социальных, технологических, экономических, политических аспектов внешней среды. Данные факторы влияют на стратегию развития любой организации. В процессе анализа исследуются отношения между действующими силами влияния, а вследствие того, что влияние изменений, происходящих в макросреде, имеет неопределенный характер, важно определять и рассматривать их вероятные последствия в самом широком диапазоне 
       В результате проведенного STEP-анализа определено влияние факторов макросреды в рамках исследуемого нами предприятия, сформулированы возможности (опасность) при наступлении определенного события, оценена вероятность события, степень его важности и уровень влияния на компанию, разработана программа действий на перспективу.
       Анализ внешней среды представляет собой один из инструментов, благодаря которому руководство организации может проектировать систему контроля над важными внешними процессами и ресурсами; осуществлять мероприятия по снижению рисков, причинами которых выступают внешние воздействия; влиять на действия конкурентов и поставщиков, на спрос потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.           Пути повышения эффективности деятельности ООО «Фортуна-99» в условиях изменяющейся внешней среды.

Для более эффективного функционирования исследуемого предприятия разработаны рекомендации, касающиеся факторов среды прямого воздействия, так как именно на них организация может оказывать влияние в процессе их взаимодействия.

       Рассмотрим возможные способы повышения эффективности деятельности ООО «Фортуна-99» при работе с поставщиками:

       1. Работа на взаимовыгодных условиях с надежными поставщиками – тесное сотрудничество позволяет разработать оптимальные условия поставок (объем, сроки, периодичность поставок, различные варианты оплаты, возврат нереализованной продукции). Налаженные взаимоотношения с поставщиками принесут реальною экономию ресурсов и повышение эффективности работы всей сети магазинов.

       2. Привлечение мерчендайзера каждого поставщика – правильная выкладка товара на полках играет особую роль при его восприятии покупателем, поэтому необходимо соблюдать условия, при которых за определенный период времени будет продано большее количество товара. К таким условиям относятся следующие:

       – на полках, находящихся на уровне глаз потребителей располагается товар, пользующийся наибольшим спросом;

       – на верхних полках стеллажа располагается дорогой товар, в свою очередь, на нижних полках правильно разместить дешевый, также на нижние полки выставляются товары, занимающие большое пространство (например, соки, объемом два или три литра);

       – товары для детей располагаются невысоко, на уровне их глаз, чтобы каждый мог выбрать то, что его интересует без помощи родителей, а они, в большинстве случаев, не могут отказать своему ребенку  в покупке выбранного лакомства.

       3. Заключение договоров сотрудничества с местными поставщиками, в качестве которых могут выступать фермерские хозяйства, а также сельскохозяйственные предприятия Пензенской области, занимающиеся производством и переработкой овощной, мясной, молочной продукции. Сотрудничество с местными поставщиками позволит снизить себестоимость продукции за счет сокращения транспортных и складских расходов, это позволит увеличить периодичность доставки, следовательно, в продаже всегда будет свежая продукция.

       4. Поиск новых поставщиков возможен при посещении профильных выставок, либо через сеть Интернет. В этом случае отделу закупок исследуемого предприятия представится возможность заключения договоров с более выгодными условиями поставок, а также ввода в продажу нового товара, имеющегося только у данного поставщика, что будет способствовать расширению ассортиментного ряда, а, следовательно, предоставлению большего выбора потребителю при совершении покупки.

       5. Заключение новых дистрибьюторских соглашений – работа напрямую (без посредников) с производителями позволит контролировать цены на существенное количество продуктов, а также вести переговоры о дополнительных скидках. Рассчитаем возможный размер дополнительного дохода, который компания может получить, заключив дистрибьюторское соглашение, например, на поставку мясопродуктов готовых к употреблению.

       Рассмотрим практические рекомендации по совершенствованию деятельности ООО «Фортуна-99» при взаимодействии с потребителями:

       1. Повышение качества обслуживания – следует помнить, что человек становится покупателем тогда, когда у него есть возможность удовлетворить свои потребности, что люди покупают не товары, а надежду, ожидания, эмоционально-психологическую выгоду от совершаемых покупок. Корректное и доброжелательное отношение продавца к покупателю, его участие и совет при выборе товара, красочный плакат в магазине «Мы рады видеть Вас вновь!» положительно влияет на покупателей магазина и в дальнейшем они обязательно придут за покупками именно в этот магазин. Но для того, чтобы качество обслуживания клиентов повышалось, необходимо не только обучение персонала, выполнение желаний покупателей, но и техническое совершенствование, оперативное реагирование на изменение отношения потребителей, а также управление формирующимися ожиданиями покупателей и воздействие на эти ожидания. Следует отметить, что прекрасное обслуживание клиентов часто определяется тем, как организация реагирует на неизбежные и, в некоторых случаях, непредсказуемые проблемы, возникающие в процессе реализации товаров, однако в первую очередь необходимо стремиться предупредить появление подобных проблем.

       2. Изучение желаний потребителей – проведение в магазинах анкетирования покупателей с целью выявления наиболее предпочтительных для них видов и марок продовольственных товаров. По итогам данного анкетирования имеет смысл откорректировать номенклатурный перечень товаров в магазинах «Фортуна», а именно, отказаться от менее предпочтительных покупателем видов и марок товара и ввести новый вид товара, который интересен покупателю, но ещё не представлен в данных магазинах.

       3. Для привлечения новых потребителей необходимо проводить различного рода лотереи, конкурсы, о которых заранее должно быть сообщено в рекламе местных СМИ. Известно, что во время проведения подобных розыгрышей магазины посещает большее количество народа, поэтому существует вероятность того, что таким образом магазины «Фортуна» приобретут новых постоянных клиентов.

       4. Формирование идеи нового товара – в крупных магазинах «Фортуна» необходимо переоборудовать входные двери таким образом, чтобы можно было выйти из магазина  с тележкой и разгрузить ее непосредственно около автомобиля. Это очень удобно, так как в настоящее время многие люди закупают продукты питания не на один день, а на всю рабочую неделю. Также для экономии времени покупателей можно формировать продуктовую корзину, включающую продукты питания первой необходимости. При формировании таких корзин следует учитывать возможности покупателей с различным уровнем доходов и как следствие потребностей, предлагая определенный перечень продуктов с различными стоимостными характеристиками. Дополнительным стимулом для приобретения подобных корзин покупателем станет снижение общей стоимости сформированной корзины, в отличие от цены каждого отдельного товара. Предприятие же в данном случае увеличивает объем реализации продукции и уменьшает срок оборачиваемости активов.  

       Рассмотрим возможные способы повышения эффективности деятельности ООО «Фортуна-99» относительно его конкурентного окружения:

       1. Создание особого бренда компании, отличающего ее от множества подобных организаций – брендинг осуществляется с помощью определенных приемов, методов, способов, которые позволяют довести разработанный бренд до покупателя и не только формировать в его сознании имидж марки товара, но и оказать помощь в восприятии покупателем функциональных и эмоциональных элементов товара. Брендинг помогает покупателю ускорить выбор товара и принятие решения о покупке. Создание бренда – творческая работа, требующая глубокого знания рынка, потребителя и конкурентов, это достаточно длительный, сложный и дорогостоящий процесс, поэтому к разработке бренда следует привлечь профессиональную, специализированную фирму.

       2. Снижение цен на товары-индикаторы – к товарам-индикаторам относятся такие продукты питания, за которыми люди идут в магазин специально: хлеб, молоко, макароны, сахарный песок и некоторые другие. Если цену на эти товары снизить даже незначительно, спрос на них резко возрастет. Но, приходя в магазин, люди также покупают продукты, не относящиеся к товарам-индикаторам, на которые торговая наценка может быть установлена чуть выше нормы и тем самым увеличивается общая выручка магазина. В сети магазинов «Фортуна» средняя сумма чека составляет 110 рублей. При выручке 59890 тыс. рублей средняя проходимость в магазинах сети составляет: 59890 тыс. руб. / 0,11 тыс. руб. / 12 мес. = 45371 чел. в мес.
       Целью снижения цены на товары-индикаторы и проведения акций по снижению цен на отдельные товары является привлечение новых покупателей. Увеличение числа покупателей в сети магазинов на 30 человек в день приведет к увеличению месячной выручки на 100,4 тыс. рублей (0,11 тыс. руб. * 30 чел. * 365 дней / 12 мес.), или 1205,4 тыс. рублей в год.

       3. Изучение и освоение новых рынков сбыта – дальнейшее расширение сети путем открытия новых магазинов самообслуживания «Фортуна» как в городе Пенза, так и  в других населенных пунктах Пензенской области и близ лежащих регионов.
       Неотъемлемой составляющей повышения эффективности деятельности организации является разработка и внедрение системы менеджмента качества. Практический менеджмент качества начинается, прежде всего, с определения объекта управления. Понятие «качество» – слишком общее для того, чтобы на нем можно было основываться при построении работающей системы менеджмента качества, ведь даже для одного и того же предприятия на разных этапах его развития под «качеством» будет пониматься разное. Как объект управления следует рассматривать наиболее важные с точки зрения предприятия характеристики продукции, соответствием требованиям которых необходимо управлять. 

       Система менеджмента качества призвана обеспечить стабильное качество услуг, которое складывается из следующих характеристик:

       – качество взаимодействия с поставщиками и потребителями – соблюдение установленных правил общения и процедур в процессе их взаимоотношений;

       – качество продукции – это ее способность обеспечить потребителям получение желаемых выгод от совершения покупок;

       – качество упаковки – состояние упаковки, исключающее потерю и (или) порчу продукции;

       – качество финансовых документов – соответствие финансовых документов требованиям законодательства, внутренним правилам компании.

       После того, как составляющие соответствующей продукции определены, нетрудно установить, какая деятельность необходима, чтобы управлять характеристиками качества или идентифицировать процессы, необходимые для системы менеджмента качества. Таким образом, видна четкая необходимость использования подхода, предполагающего построение сети процессов, охватывающей деятельность всего предприятия.   
       В завершение следует отметить, что опыт развития малого и среднего бизнеса, как в России, так и за рубежом, показал, что эффективность системы человеческих взаимоотношений в процессе труда является мощным резервом повышения производительности и увеличения общей эффективности сбыта продукции.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

       В результате проведенного исследования установлено, что внешняя среда организации – совокупность факторов, оказывающих влияние на организацию с точки зрения эффективности ее работы и выживаемости, также это совокупность активных хозяйствующих субъектов, в числе которых экономические, общественные и природные условия, национальные и межгосударственные институциональные структуры и другие внешние условия и факторы, действующие в окружении предприятия и влияющие на различные сферы его деятельности.  
       Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы, совершенствуется налоговая система, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. 
       Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, так как она существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации.
       В современных рыночных условиях анализ внешней среды – это важный для выработки стратегии организации и сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих изменений, их правильной оценки и установления связи между факторами и теми сильными и слабы­ми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Орга­низация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвиже­ние к достижению целей, вырабатывает стратегию взаимодействия, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование. 
       Анализ внешней среды представляет собой один из инструментов, благодаря которому руководство организации может проектировать систему контроля за жизненно важными для нее внешними процессами и ресурсами; осуществлять мероприятия по снижению рисков, причинами которых выступают внешние по отношению к фирме воздействия; влиять на взаимоотношения с поставщиками и конкурентами, на спрос потребителей.
       Организация не имеет возможности жестко контролировать внешнюю среду, но может и должна эффективно приспосабливаться к ней, непрерывно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать на них.
 

Информация о работе Анализ внешней среды ООО «Фортуна-99»