Анализ деятельности предприятия на примере ОАО "Савушкин продукт"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 00:44, курсовая работа

Краткое описание

ОАО "Савушкин продукт" - один из крупнейших и наиболее известных на территории Республики Беларусь производителей натуральной молочной продукции. Первую продукцию Брестский молочный комбинат выпустил в декабре 1976 года. В 1994 году предприятие было преобразовано в Открытое Акционерное Общество "Брестский молочный комбинат". 25 марта 2005 года на основании решения общего собрания акционеров ОАО "Брестский молочный комбинат" переименовано в ОАО "Савушкин продукт". 8 апреля 2005 года Брестский областной исполнительный комитет зарегистрировал ОАО "Савушкин продукт" в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 13 апреля 2005 года ОАО "Савушкин продукт" было выдано свидетельство о государственной регистрации. 20 декабря 2005 года предприятие реорганизовано путем присоединения сельскохозяйственного производственного кооператива "Олтуш" Малоритского района.

Содержание

1 Общая характеристика предприятия. Система целей ……………………...
2 Ситуационный анализ внешней и внутренней среды предприятия
2.1 Анализ и оценка внешней среды ………………………………………...
2.2 Товарная политика предприятия ……………………………………….
2.3 Ценовая политика ……………………………………………...................
2.4 Политика товародвижения ……………………………………………..
2.5 Коммуникационная политика…………………………………………...
2.6 Организация службы маркетинга на предприятии…………………....
2.7 Построение SWOT-матрицы………………………………………….…
3 Маркетинговые стратегии развития предприятия………………………

Заключение …………………………………………………………………..
Список использованных источников ……………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая!!!!.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

Одной из основных задач администрации предприятия является сохранение трудового коллектива, обеспечение максимальной занятости работающих в нормативов. Это говорит о том, что предприятие находится в некоторой зависимости от внешних инвесторов и кредиторов. Значение показателей рентабельности увеличилось в 2005 году, однако в 2006 вновь снизилось (главным образом по причине проведения технической реконструкции промышленно-производственного филиала в г.Каменец и снижения прибыли из-за производства убыточного масла). На протяжении трех лет выполняется только одно условие структурной ликвидности баланса; значения коэффициента ликвидности в 2004-2006гг. не соответствуют нормативу, что позволяет сделать вывод о риске утраты платежеспособности предприятия, который однако несколько уменьшается к концу 2006 года по сравнению с 2004 годом (так как увеличивается значение коэффициента ликвидности баланса).

Структура целей предприятия. «Дерево целей».

Каждая фирма должна устанавливать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели своей деятельности. Эти цели нужно ранжировать, т.е. необходимо выделить главную цель и установить цели первого уровня. Затем следует установить цели второго, третьего и других уровней. В конечном счете необходимо получить дерево целей фирмы.

Главной долгосрочной целью ОАО «Савушкин продукт» является получение максимальной прибыли.

Основные цели маркетинга следующие:

  • Увеличение объема продаж  за счет предложений новых и усовершенствованных видов молочной продукции на рынок стран Дальнего зарубежья;
  • Закрепление на освоенном рыночном сегменте, выход на новые рынки сбыта, в первую очередь на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья, максимально учитывая потребности конечных пользователей.
  • Повышение имиджа предприятия.

 

Таблица 1.1 Дерево целей предприятия

Общая цель организации

получение максимальной прибыли

Производство

Рост рентабельности производства на 15%

Финансы

увеличение дивидендов до 15%

Маркетинг

завоевание 25% доли рынка СНГ  и стран Дальнего зарубежья по объему реализуемой продукции

Инновации

увеличение уставного фонда на 35%

Персонал

сокращение текучести кадров

Менеджмент

улучшение условий работы, настройка слаженной работы предприятия


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2

Ситуационный анализ внешней и внутренней среды предприятия

2.1 Оценка и анализ  внешней среды

Внешняя среда ОАО “ Савушкин продукт” слагается из совокупности двух относительно самостоятельных подсистем:

  • макроокружения;
  • непосредственного окружения.

Макроокружение (макросреда) создает общие условия среды, в которой находится предприятие. Макросреда определяется факторами общего плана: демографические, экономические, политические, экологические, социальные факторы.

Рассмотрим основные факторы внешней среды, и то, какое влияние они оказывают на ОАО “ Савушкин продукт”.

Демографические факторы. Ориентируясь на конкретные потребности, предприятие должно знать, как изменяется численность населения, его возраст, половозрастная структура, состав семьи и другие подобные показатели. Демографические изменения имеют значительный эффект на то, какие товары ОАО “ Савушкин продукт” будет производить, какой сервис предоставлять и каких покупателей обслуживать.

Анализируя ситуацию в целом по РБ, следует отметить, что на начало 2001 года в республике проживало около 10,05 млн. человек, а уже на начало 2007 – 9,63 млн., и численность населения по-прежнему продолжает сокращаться. Ведь в стране наблюдается постоянное снижение рождаемости, и в то же время остается высоким уровень смертности. Все это приводит к сокращению потребностей населения, а, следовательно, и возможностей предприятия.

В нашей республике происходит старение нации. Это отрицательно сказывается на демографической ситуации. Затяжной характер (более 10 лет) приобрела тенденция сокращения численности подрастающего поколения. В настоящее время в РБ на долю лиц в возрасте до 16 лет приходится 20,9% всего населения. Численность данной категории лиц будет в дальнейшем сокращаться вследствие прошлых и предполагаемых тенденций рождаемости. Это в обязательном порядке необходимо учитывать ОАО “ Савушкин продукт” при прогнозировании объемов производства и реализации своей продукции (особенно соки и йогурты), поскольку основными потребителями этих видов продукции является именно подрастающее поколение.

 Таким образом, уменьшение численности  населения, превышение смертности  над рождаемостью, миграция населения, затяжной характер тенденции сокращения численности подрастающего поколения создает угрозы для предприятия и ведет к фактическому уменьшению потенциальных покупателей продукции ОАО “ Савушкин продукт”.

Политико-правовые факторы. На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Эта среда слагается из правовых положений, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий в рамках общества, рост числа групп по защите интересов общественности. Факторы воздействия на деятельность фирм выражаются в общегосударственных требованиях к деятельности коммерческих организаций, качеству предлагаемых услуг, основах налогообложения предприятий.

Политическая ситуация в стране стабильна, но существует значительный законодательный риск, т.е. возможность внезапного изменения в основополагающих законодательных актах, регулирующих деятельность субъектов хозяйствования.

На ОАО “ Савушкин продукт ” политико-правовые факторы оказывают влияние в значительной степени, поскольку основным сырьем для предприятия является молоко, закупочные цены на которое жестко регулируются государством. Государственные органы устанавливает также пределы рентабельности  на готовую цельномолочную продукцию (молоко, сметана), т.к. она относится к социально значимым товарам, сдерживая тем самым отпускные цены на нее.

Экономические факторы. Для существования рынков необходимо не только наличие людей, но и их покупательная способность. Общий уровень платежеспособного спроса зависит от доходов населения, уровня цен, расслоения общества по уровню дохода, увеличения текущих расходов на улучшение состояния здоровья и внешнего вида, сбережений, доступности кредита и т.п. На покупательной способности сказывается экономический кризис в стране, высокий уровень безработицы, инфляции, высокая стоимость кредитов.

С ростом уровня доходов населения увеличивается потребление мороженого и сырков  и наоборот, значительное уменьшение уровня доходов населения негативно отражается на спросе на данные виды продукцию.

Предприятию необходимо также учитывать то, что потребители мороженого и сырков чувствительны к уровню цен на эти продукты. К ценам на молоко и сметану покупатели менее чувствительны, однако их удорожание  все равно может отрицательно сказываться на продажах ОАО “ Савушкин продукт ”, но в гораздо меньшей степени.

Научно-технические факторы оказывают значительное влияние на деятельность фирмы, т.к. рост НТП, внедрение новых технологий в целом  повышают качество предлагаемых услуг, позволяют пополнить ассортимент услугами-новинками.

ОАО “ Савушкин продукт ” постоянно прослеживает движение научно-технического прогресса, интересуясь достижениями в области оборудования, производящего мороженое, сырки и молочную продукцию и постепенно проводит замену устаревшей техники и технологий производства.

Природные факторы. Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые фирмы производят и предлагают рынку:

- дефицит некоторых видов сырья;

- повышение цен на энергию;

- рост загрязнения среды;

- решительное вмешательство государства  в процесс рационального использования  и воспроизводства природных ресурсов.

Для ОАО “ Савушкин продукт” угрозу представляет повышение цен на энергоресурсы. Ведь отсутствие денежных средств и невозможность оплатить данные ресурсы могут стать причиной вынужденных простоев предприятия. По этой причине фирмой предусматривается замена громоздкой и энергоемкой системы на основе аммиачной холодильной установки на децентрализованное холодоснабжение от автономных фреоновых систем.

Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в  обществе, движение в защиту интересов потребителей).

В последнее время люди все больше внимания стали уделять качеству жизни. А поскольку продукция ОАО “Савушкин продукт” отличается высоким качеством и экологической чистотой, выпускается исключительно на натуральной молочной основе, то это дает ему возможность увеличить долю рынка, повысить спрос на свою продукцию и выйти на новые рынки.

Непосредственное окружение: конкуренты, поставщики, потребители.

Конкуренты. За последние несколько лет доля рынка молочной продукции в Республике Беларусь значительно увеличилась.

Конкурентами ОАО "Савушкин продукт" в городе Бресте являются:

  • ОАО «Березовский сыродельный комбинат», г.Береза;
  • ОАО «Барановичский молочный комбинат», г.Барановичи;
  • ОАО «Бабушкина крына», г.Могилев;
  • ОАО «Молоко», г. Витебск.

Поставщики. Основными поставщиками материалов на предприятие являются белорусские производители:

  • поставщики  вспомогательных  материалов:  Жабинковский  сахарный 
    завод, «Беларуськалий», «Белпарресурсы» и др.;
  • поставщики упаковки: «Полимиз» г. Борисов, «Мир Упаковки» г. Минск;
  • поставщик фольги: «Флексогаф» г. Минск;
  • поставщик этикетки: «Унифлекс» г. Минск.

В области технологий и оборудования партнерами компании выступают широко известные и заслуживающие доверия фирмы из Швейцарии, Австрии, Польши, Швеции и Германии.

Потребители. Можно выделить два сегмента покупателей продукции молочного комбината:

  • покупатели-организации;
  • конечные потребители.

Покупатели-организации подразделяются, в свою очередь, на: предприятия-производителей (приобретают продукцию, в основном сухое молоко и масло, для использования их в процессе производства - кондитерские фабрики, заводы по изготовлению мороженого, предприятия по производству конфет и шоколада, комбинаты хлебопродуктов и т.д.); промежуточных продавцов (приобретают товары ОАО "Савушкин продукт" для последующей перепродажи их с прибылью для себя) и государственные учреждения (покупают продукцию предприятия для передачи ее тем, кто в ней нуждается - больницы, воинские части и т.д.).

Одна из специфических особенностей товаров, производимых ОАО "Брестский молочный комбинат", заключается в том, что рынок конечных потребителей данной продукции очень обширен: практически каждый человек является потенциальным потребителем молочной продукции. Тем не менее, целевую группу покупателей продукции предприятия составляют люди с уровнем дохода средний и выше среднего. При производстве широкого ассортимента товаров предприятие ориентируется на определенные сегменты рынка, используя также социально-демографические признаки сегментации (так, к примеру, целевую аудиторию потребителей десертной продукции составляют дети и женщины 25-45 лет), психографические, поведенческие признаки и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Товарная политика  предприятия

Основной целью товарной политики ОАО "Савушкин продукт" является формирование конкурентных преимуществ и создание таких характеристик товаров, которые делают их постоянно ценными для потребителя, удовлетворяя те или иные потребности наилучшим образом. В то же время, товарная политика предприятия направлена на то, чтобы обеспечить наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов и соответствующую прибыль предприятию.

Гарантией высокого качества продукции ОАО "Савушкин продукт" является сырье - натуральное коровье молоко. Контроль качества осуществляется по всей технологической цепочке: контролю подлежит поступающее сырье, материалы и тара, технологические процессы выработки продукции, режимы и качество мойки, дезинфекции оборудования. ОАО "Савушкин продукт" первым в молочной отрасли Республики Беларусь последовательно внедрило международную систему менеджмента качества на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001-2001, ИСО 14001, ХАССП (Анализ Рисков и Контроль Критических Точек). Для покупателя все эти мероприятия, прежде всего, означают то, что действующая на предприятии система производственного контроля над качеством и безопасностью продуктов обеспечивает выработку натуральных молочных продуктов, соответствующих европейскому уровню. В 2006 году "ОАО Савушкин продукт" приступило к разработке системы менеджмента безопасности в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 22000, что позволит выйти на мировые рынки сбыта. В рамках этой системы будут аттестованы молочнотоварные фермы сырьевой зоны предприятия на соответствие требованиям ЕС.

Информация о работе Анализ деятельности предприятия на примере ОАО "Савушкин продукт"