Диалоговые формы общения на уроке математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 16:24, контрольная работа

Краткое описание

Беседуя с подростками, необходимо помнить, что они очень чутко относятся к оценке их личности окружающими. Характеризуя себя, подростки нередко повторяют высказывания литературных героев, суждения старших, внимательно прислушиваются к замечаниям, стремятся к самоусовершенствованию. Следовательно, педагогу нужно привести убедительные примеры, показать пути самовоспитания. В этом возрасте особенно важно укрепить веру школьника в себя, выработать у них чувство самоуважения.
Учащиеся старших классов, юноши и девушки стремятся к независимости. Готовясь к разговору с ними, необходимо узнать мотивы их поступков, место в коллективе, обстановку в семье. Особенно тактично следует анализировать причины успехов и неудач молодых людей. Впрочем, это играет большую роль в общении со школьниками любого возраста.

Содержание

Задание 1…………………………………………………………………………..3
Задание 2…………………………………………………………………………..5
Задание 3…………………………………………………………………………..9
Задание 4…………………………………………………………………………10
Список использованных источников…………………………………………...11

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 31.38 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Кафедра математики и методики её преподавания

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ (ТВОРЧЕСКАЯ) РАБОТА №1

ДИАЛОГОВЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

студенток  3  курса  361  группы

направления  050100 – Педагогическое образование

механико-математического факультета

Хусайновой Жанетты Аслановны

Чарыевой Лачын Гелдимырадовны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2014

Содержание

Задание 1…………………………………………………………………………..3

Задание 2…………………………………………………………………………..5

Задание 3…………………………………………………………………………..9

Задание 4…………………………………………………………………………10

Список использованных источников…………………………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Соблюдения каких психолого-педагогических условий требует организация диалога между учителем и учащимися? Ответ обоснуйте. Приведите примеры.

Проблема общения многогранна. За последние годы она стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги. Следует отметить, что общение - необходимое условие формирования каждой отдельной личности. Без общения не могло бы возникнуть, существовать и развиваться человеческое общество. В процессе общения люди обмениваются результатами познания различных объектов, знаниями, опытом, информацией. Взаимодействуя, они достигают договоренности о совместной деятельности; устанавливают единство идей, настроений, взглядов; достигают общности мыслей, переживаний, установок по отношению к различным событиям, другим людям, самому себе.

При общении передаются манеры, обычаи, стиль поведения, проявляются сплоченность и солидарность, отличающие групповую и коллективную деятельность. Наконец, общение — существенный фактор сложного процесса социальной детерминации человека, стимулятор развития личности.

Взаимодействуя с детьми, педагогу необходимо учитывать их возрастные и психические особенности. Если взаимопонимания между воспитателем и воспитанником нет или школьник упрям, а нередко ребята считают, что упрямство демонстрирует силу характера — на них лучше действует жизненная ситуация, факты, впоследствии анализируемые старшими. Воздействуя словом на учеников начальной школы, целесообразно подчеркивать благородство в поступках, дисциплинированность в поведении, верить в лучшие качества школьников и добрые отношения с ними.

Беседуя с подростками, необходимо помнить, что они очень чутко относятся к оценке их личности окружающими. Характеризуя себя, подростки нередко повторяют высказывания литературных героев, суждения старших, внимательно прислушиваются к замечаниям, стремятся к самоусовершенствованию. Следовательно, педагогу нужно привести убедительные примеры, показать пути самовоспитания. В этом возрасте особенно важно укрепить веру школьника в себя, выработать у них чувство самоуважения.

Учащиеся старших классов, юноши и девушки стремятся к независимости. Готовясь к разговору с ними, необходимо узнать мотивы их поступков, место в коллективе, обстановку в семье. Особенно тактично следует анализировать причины успехов и неудач молодых людей. Впрочем, это играет большую роль в общении со школьниками любого возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Педагогическое проектирование: беседа как способ реализации диалоговых форм общения на уроках математики.

Вариант 2. Разработайте сценарий / план-конспект урока по математике в рамках технологии проблемного обучения.

Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 10».

Учебник для 2-го класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор – составитель: Т.В. Алышева.

Урок с использованием проблемной технологии обучения.

Тип урока: обобщающий.

Цель: закрепление навыка устного счета в пределах 10.

Задачи:

1. Образовательные:

- отработка умений и навыков устного счета в пределах 10;

- закрепление умения решать простые задачи на увеличение числа на несколько единиц;

- закрепление знаний о геометрических фигурах, их цвете и размере.

2. Коррекционно-развивающие:

- коррекция внимания и памяти;

- коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении;

- коррекция мышления на основе упражнения «соотнеси букву и цифру».

3. Воспитательные:

- воспитание мотивации к учению;

- воспитание социально-коммуникативных основ поведения;

- воспитание эмоциональной адекватности поведения;

- воспитание аккуратности и усидчивости.

Оборудование:

- картинка снеговика из геометрических фигур;

- карточки-шарики с примерами;

- домик с кармашками для примеров;

- карточки-письма с примерами;

- таблица с математическим ребусом;

Урок математики во втором классе.

Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 10».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Прозвенел, друзья, звонок –

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Считать, отгадывать, решать.

2.Вводная беседа.

- Ребята, какой скоро праздник? (Новый год!)

- К нам на урок математики  пришел гость. А его имя вы  узнаете, когда решите математический ребус. Ребята, у нас возникла проблема – все буквы перепутались. Чтобы получилось слово, нужно числа расставить по порядку, от меньшего к большему.

о

Н

в

Е

к

с

г

и

5

2

6

3

8

1

4

7


 

 

с

Н

е

Г

о

в

и

к

1

2

3

4

5

6

7

8


- Теперь мы с вами  знаем, кто наш гость! (Это –  Снеговик!)

- А принес он нам  конверт с интересными заданиями  по нашей сегодняшней теме: «Сложение  и вычитание в пределах 10».

- А без чего не обходится  Новый год? (Без ёлки!)

- У нас тоже есть  ёлка, но она не наряжена.

3. Устный счёт.

- У меня есть ёлочные  игрушки, но украсить ими ёлку  мы сможем, если вы решите примеры  на обратной стороне шарика.

(10 шариков количеству  детей с примерами на обратной  стороне. Каждый ученик выходит, устно решает пример и прикрепляет  шарик к ёлке).

- Елка наряжена. Снеговик  принес поздравительные письма, но разложить в почтовые ящики  не может, потому что не умеет  считать. Поможем ему?

- Ответ каждого примера-письма  совпадает с номером почтового  ящика, написанного на кармашках. (Дети решают примеры и раскладывают в домик в соответствии с ответом).

- Все письма разнесены, а в каком кармашке нет письма? (В кармашке №5.)

- Давайте попробуем сами  составить примеры с ответом 5 и положим их в кармашек. (Составление  примеров: 4+1, 3+2, 10-5, 9-4, 8-3, 7-2, 6-1, 2+3, 1+4).

Работа с геометрическим материалом.

На доске:                 

- Посмотрите внимательно, посчитайте, закройте глаза.

Добавляется квадрат.

Постановка проблемы:

- Что изменилось?

- Сколько фигур  стало? (5.)

- Какую фигуру  я добавила? (Квадрат.)

- Какая фигура  лишняя и почему? (Круг. У него  нет углов.)

- Что общего  у остальных фигур? (У этих фигур 4 угла и 4 стороны.)

4. Физ. минутка.

Раз - мы встали, распрямились.

Два - согнулись, наклонились.

Три - руками три хлопка.

А четыре - под бока.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место сесть опять.

5. Работа в  тетрадях.

Решение проблемной ситуации через затруднение.

- Следующее задание  из конверта похоже на какие-то  шифровки:

Ключ к этим зашифрованным примерам находится в конверте.

(Запись и решение  примеров в тетради).

5 + 3 =                4 + 3 =            5 + 4 =                                

5 – 3 =                4 – 3 =            5 – 4 =

6. Решение задачи.

Дети катались с горы. 5 человек катались на санках, а на лыжах на 3 человека больше. Сколько детей катались на лыжах?

- Что в задаче нам  известно? (Что 5 детей катались на  санках.)

- Что нужно узнать? (Сколько  детей катались на лыжах.)

- А что ещё сказано  про ребят, катающихся на лыжах? (Что их больше на 3 человека.)

- А что значит на 3 человека  больше? (Это значит 5 и ещё 3.)

- Запишем задачу кратко.

На санках -                                  - 5 д.

На лыжах -            - ?

Решение:

5 д. + 3 д. = 8 д.

Ответ: на лыжах катались 8 детей.

7. Подведение  итогов урока.

Выставление отметок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Какие средства обучения наиболее удачно сочетаются с беседой? Ответ обоснуйте. Приведите примеры. Разработайте некоторые из описанных вами средств.

Беседа – это такой метод обучения, при котором основное место занимает вопросы учителя и ответы учащихся. Беседа подготавливает и включает учащихся  в самостоятельную работу с пособиями, активизирует процесс обучения. Она открывает большие возможности для индивидуального подхода. В зависимости от дидактических целей различаются три вида беседы.

Воспроизводящая, или вводная беседа  восстанавливает в памяти учащихся ранее полученные знания, которые необходимы для усвоения новых знаний.

Следует учесть, что вводную беседу можно проводить в том случае, если у учащихся имеются хотя бы небольшие познания о том или ином вопросе. Излагающая, или разъяснительная, беседа дает объяснение нового материала, но на основе уже имеющихся знаний.

Разъяснительная беседа во всех случаях сочетается с рассказом, часто и с объяснениями учителя, после которых следует обобщающая беседа.

Обобщающая беседа принимается с целью закрепления, повторения, углубления и систематизации знаний учащихся. Обобщающая беседа проводится после изучения большой темы или раздела.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4. Проанализируйте 10 различных планов-конспектов уроков, размещённых учителями в Сетевом образовательном сообществе «Открытый класс» на предмет выявления особенностей средств общения.

Гиперссылка

Средства общения

Статистика

1.

http://www.openclass.ru/node/458045

«Разложение на множители»

Информационные 
Активные 
метапредметные

7

5

2

2.

http://www.openclass.ru/node/455388

«Длина окружности и площадь круга»

Информационные 
Активные 
метапредметные

4

3

5

3

http://www.openclass.ru/node/447707

«Доли»

Традиционные 
Активные 
метапредметные

2

3

4

4

http://www.openclass.ru/node/447706

«Решение задач. Подготовка к умножению»

Личностные

Метапредметные

Предметные

2

4

3

5

http://www.openclass.ru/node/445858

«Длина. Дециметр»

Метапредметные

Активные

Информационные

5

5

1

6

http://www.openclass.ru/node/445226 Математический турнир "Занимательная математика"

Метапредметные

Активные

Информационные

4

3

3

7

http://www.openclass.ru/node/353563

Понятие «Симметричная фигура»

Информационные

Метапредметные

Активные

4

5

3

8

 http://www.openclass.ru/node/307405

«Площадь прямоугольника. Единицы площади»

Активные

Метапредметные

Информационные

4

5

2

9

http://www.openclass.ru/node/298795

«Упрощение выражений»

Активные

Метапредметные

Предметные

4

5

4

10

http://www.openclass.ru/node/282241

«Длина окружности»

Метапредметные

Активные

Предметные

4

3

2

Информация о работе Диалоговые формы общения на уроке математики