Знакомство с геометрическими фигурами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:32, контрольная работа

Краткое описание

предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму. Значение работы по оформлению представлений о геометрических фигурах
Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют

Вложенные файлы: 1 файл

КР МАТЕМАТИКА.docx

— 45.66 Кб (Скачать файл)

Большое внимание уделяют  упражнениям в установлении взаимного  положения геометрических фигур, так  как они имеют существенное значение для развития геометрических представлений. Сначала детям предлагают определить взаимное положение 3 фигур, а позднее - 4-5. Рассматривание узора, составленного  из геометрических фигур, проводят в  определенном порядке: вначале называют фигуру, расположенную в центре (посередине), затем - вверху и внизу, слева и  справа, соответственно в верхнем  левом и правом углу, в нижнем левом и правом углу (в последнем  случае используют карточки с 5 разными  геометрическими фигурами, рекомендованные  Е.И.Тихеевой).

Дети должны научиться  не только последовательно выделять и описывать расположение фигур, но и находить узор по образцу и  описанию. Позднее они учатся воспроизводить узор, составленный из геометрических фигур, по зрительно воспринимаемому  образцу и по указанию педагога.

Упражнения в установлении взаимного положения фигур чаще проводят в форме дидактических  игр («Что изменилось?», «Найдите такой  же узор!», «Найди пару!»). Дети постепенно приобретают навык расчленять сложный  узор на составляющие его элементы, называть их форму и пространственное положение.

Создаются предпосылки  для развития аналитического восприятия формы предметов, состоящих из нескольких частей.

Анализ и описание формы  предметов. Очень важно с начала учебного года закреплять умение детей  соотносить предметы по форме с геометрическими  образцами, описывать форму предметов, состоящих не более чем из 1-3 частей (форма их близка к геометрическим образцам). Дети определяют форму предметов, нарисованных на картинке, представленных аппликацией. На занятиях эти упражнения занимают 3-5 мин. Воспитатель предлагает детям вне занятий поиграть, используя  игры «Геометрическое лото», «Семь  в ряд», «Домино».

В дальнейшем упражнения данного вида усложняют: ребятам  предлагают определить форму предметов, состоящих из все большего количества частей. Это способствует овладению  умением анализировать и описывать  форму предметов.

Большое внимание этой работе уделяют вне занятий.

В процессе дидактических  игр («Найди по описанию!», «Какая избушка?», «Кто больше увидит?», «Цветочный магазин») дети учатся не только анализировать  форму сложных по конструкции  предметов, но и, играя, воссоздавать ее («Мы составляем Петрушку», «Быстрое выкладывание форм» и др.).

                                       Анализ д/игр и упражнений

        Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах и телах рекомендуется осуществлять в различных дидактических играх.

Игра «Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся модели геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую он хочет показать. 
Усложнить игру можно, если ведущий дает задание найти в чудесном мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был в руках у каждого ребенка. 
Игра «Чудесный мешочек» может проводиться также с моделями геометрических тел, с реальными предметами, имеющими четко выраженную геометрическую форму.

Игра «Кто больше увидит?». На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше различных фигур, которые были на фланелеграфе. Чтобы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребенка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур, он становится ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

Игра «Найди такой же». Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три-четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку (или называет, перечисляет фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее. Игра «Посмотри вокруг» помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы. Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды.

Ведущий (им может быть воспитатель  или ребенок) предлагает назвать  предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и т. д. За каждый правильный ответ играющий или команда  получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть дважды один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков. 
Игра «Геометрическая мозаика» предназначена для закрепления знаний детей о геометрических фигурах, формирует умение преобразовывать их, развивает воображение и творческое мышление, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец. 
Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков.

Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному  образцу, работа по условиям (собрать  фигуру человека—девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о  порядке работы, выбрать исходный материал.

Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключение игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в  решении конструктивного замысла.

Одним из вариантов игры может стать  выполнение заданий различной сложности  по желанию детей индивидуально. 
Знания детей о геометрических фигурах закрепляются также в подвижных играх.

Игра «Найди свой домик». Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно, переместив домик.

Детей учат видеть геометрическую форму  в окружающих предметах: мяч, арбуз  — шар; тарелка, блюдце, обруч —  круг; крышка стола, стена, пол, потолок, окно — прямоугольник; платок —  квадрат; косынка — треугольник; стакан — цилиндр; яйцо, кабачок  — овал. 
Можно рекомендовать такие задания. Детям раздают по нескольку предметных картинок. Воспитатель или ребенок достает наугад из чудесного мешочка одну из геометрических фигур и называет ее. У кого на рисунке предметы, близкие к этой форме (круглой,   овальной,   квадратной,   прямоугольной, четырехугольной), поднимают карточку.

Другое задание. На доске висит  картина, на которой изображено много  различных предметов (дома, транспорт, игрушки, спортивный инвентарь, фрукты, овощи, мебель, посуда и т. д.). У детей  в руках модели геометрических фигур. Воспитатель указывает на один из предметов. Ребята определяют, какой  формы данный предмет, показывают соответствующую  геометрическую фигуру и называют на картине другие предметы такой же формы.

В игре можно создать такие  ситуации, в которых различение формы  и восприятие предмета становятся важными  для ребенка. Во время игры ребенок очень легко овладевает рациональными приемами исследования формы как глазами, так и руками, при этом он не только изучает, но и активно использует эти приемы, совершенствуя их в самостоятельном использовании. В игре дети изучают геометрические фигуры, знакомятся с формой предметов – объемных и плоскостных. Игра – основное и любимое занятие детей, их работа. В игре часто сложное становится доступным.     Дидактическая игра помогает познакомить с новыми геометрическими фигурами, закрепить уже пройденный материал, развить мелкую моторику во время исследования геометрической фигуры, и конечно развивает память, мышление, речь, воображение.

     В дидактические  игры по формированию представлений  о геометрических фигурах ребенок  может играть один, с друзьями  и совместно с взрослыми. Понятно,  что с каждой возрастной группой  игры усложняются, соответственно  возрасту. Но, к сожалению, игр  на формирование представлений  о геометрических фигурах в  готовом варианте не так уж  много, поэтому могут быть сделаны такие игры как, игра для детей 4-го года жизни «На что похоже?» помогает различению и называнию геометрических фигур.

- «Составь квадрат» учит  составлять квадрат из частей.

- «Продолжи ряд» помогает  закрепить знания о геометрических  фигурах, развивает логическое  мышление.

      Для детей  средней группы  предлагаются  такие игры, как «Волшебные фигуры».  Детям надо составить различные  силуэты из геометрических фигур.  Эта игра помогает закреплению  названий геометрических фигур  и развитию сообразительности. 

- Игра «Найди лишнюю»  учит находить отличие и сходство  между фигурами, развивает логическое  мышление.

      В старшем  дошкольном возрасте детям очень  нравятся игры из палочек и  пластилина (вместо палочек можно  использовать спички или зубочистки). Эти игры помогают  запомнить  объемные геометрические фигуры  и лучше развить пространственное  мышление. Также предлагаются детям  игры на развитие логического  мышления, умение сравнивать и  обобщать, такие как «Заполни  пустые клетки», «Найди пару»,  «Домик для фигуры» и др.

     В готовом варианте продаются игры, которые также способствуют формированию представлений о геометрических фигурах.

- Конструктор геометрический  «Малыш-Гео» помогает закрепить  знания о свойствах геометрических  фигур.

- «Квадратные забавы»  или «Квадраты Воскобовича». Эта  игра помогает закрепить представление  о геометрических фигурах и  развивает воображение.

- «Чудо-головоломка» Эта  игра направлена на знакомство  с формами, на развитие навыков  конструирования из деталей заданных  геометрических фигур. 

     Все эти  игры помогают детям познать  свойства и характерные особенности  геометрических фигур, увидеть  их многообразие.

      При систематическом  использовании дидактических игр  на занятиях и в свободной  деятельности у детей не возникает  трудностей по формированию представлений  о геометрических фигурах. Дети  легко ориентируются в названиях  фигур и свободно могут их  составлять и преобразовывать.

      Для закрепления  знаний о геометрических фигурах  на занятиях или в свободной  деятельности я использую игровые  задачи, например, «Найди отличия», «Соедини фигуры одного вида  по степени увеличения их размера»  и т.д. 

      Одним из  важных методических принципов  изучения геометрического материала, а в данном случае формирование представлений о геометрических фигурах является связь  с продуктивной деятельностью (рисованием, ручным трудом).

     Занятия продуктивной деятельностью  тесно связаны с формированием представлений о геометрических фигурах. Эта связь носит действенный характер. В процессе работы с материалом (бумагой, картоном, пластилином) можно  моделировать геометрические фигуры и тела, познавать их свойства. Здесь главную роль играют осязание, зрительное восприятие, ощущения при движении рук (работа с ножницами). Создавая поделку или детали к ней, составляя узоры или украшения, дети сталкиваются с большим разнообразием форм.

     Итак, с помощью геометрических сказок, дидактических игр, игровых задач и связи с продуктивной деятельностью идет формирование геометрических представлений о формах предмета, об их взаимном расположении.    

                      Анализ передового педагогического опыта

Одна из основных задач  развития элементарных математических представлений у детей дошкольного  возраста – развитие познавательных способностей. Освоение детьми окружающего  мира начинается с познания свойств  и отношений (признаков) предметов. С.Н.Шабалина, В.К. Котырло, Л.А.Венгер, Т.Н. Игнатова и др. в своих работах  указывают на то, что освоенность  таких свойств и отношений  объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение и др. дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах  деятельности – игровой, конструктивной, изобразительной, учебной. В свою очередь, свойства и отношения являются первоначальными  математическими закономерностями. 
   Свойство – это сторона предмета, обусловливающая его различия или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними. Свойства объективны, т.е. существуют вне зависимости от особенностей восприятия, знаний или желаний человека. Отделить свойства от предмета можно только мысленно. Свойства относительны, поэтому их познание возможно лишь на основе сравнения. Познание свойств предметов осуществляется в процессе развития у ребенка представлений об эталонах (при активном участии зрительно-осязательного, двигательного обследования) и практических действий с предметами. 
   На основе  объединения предметов по какому-либо свойству (свойствам) создается множество. В основе множества лежит определенная общность двух или более предметов, между которыми устанавливаются отношения – одна из форм единства предметов, явлений, их свойств. Установление отношений происходит путем логических операций сравнения, классификации, сериации и др. 

Информация о работе Знакомство с геометрическими фигурами