Бронхиальная астма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:49, реферат

Краткое описание

Бронхиальная астма это серьезное заболевание, которое препятствует дыханию, т.к. из-за воспаления, отека и образования мокроты сужаются дыхательные пути, ведущие к легким. Заболевание обычно начинается в раннем возрасте. Астма относится к заболеваниям с реальным летальным потенциалом. Причины возникновения бронхиальной астмы могут быть самые различные, а механизмы развития этой болезни очень сложны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1 ПРИЧИНЫ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ ………………...4
1.1 Психологические аспекты ………………………………….……........6
1.2 Бронхиальная астма и физические усилия ……………….……….....9
ГЛАВА 2 ЛЕЧЕНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ .......................…11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………16

Вложенные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word_4.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Уральский государственный  университет физической культуры

кафедра теории и методики физического воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по валеологии

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА

 

 

 

Выполнил: студент …группы

Суханов Олег Андреевич

Проверил: звание

Ф. И. О 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…3

ГЛАВА 1 ПРИЧИНЫ  БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ ………………...4

1.1 Психологические аспекты ………………………………….……........6

1.2 Бронхиальная астма и физические усилия ……………….……….....9

ГЛАВА 2 ЛЕЧЕНИЕ  БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ .......................…11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………16

 

ВВЕДЕНИЕ

Бронхиальная астма  это серьезное заболевание, которое препятствует дыханию, т.к. из-за воспаления, отека и образования мокроты сужаются дыхательные пути, ведущие к легким. Заболевание обычно начинается в раннем возрасте. Астма относится к заболеваниям с реальным летальным потенциалом. Причины возникновения бронхиальной астмы могут быть самые различные, а механизмы развития этой болезни очень сложны. Основную роль в развитии астмы играет изменение реактивности бронхов, которое протекает на фоне аллергических реакций. Бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, которое характеризуется частичной и обратимой обструкцией дыхательных путей (бронхов), приступами кашля и удушья, повышенной реактивностью бронхов. Слово «астма» происходит от греческого «astma», означающего удушье, затрудненное дыхание. Течение приступа может быть различным у разных больных. При этом и факторы, сопутствующие развитию приступа различаются. Если присутствует атопическая форма заболевания, то приступ провоцируется взаимодействием с аллергеном. Если инфекционно-аллергическая форма заболевания, то приступ может быть спровоцирован эмоциональным перенапряжением на фоне недуга органов дыхания, а иногда развивается без видимых причин. Иногда перед приступом пациент ощущает зуд тела, истечение слизи из носа или давление за грудиной. Далее признаки приступа нарастают стремительно: пациент испытывает сильное давление за грудиной, тревожность, ему тяжело дышать. Диагностика заболевания осуществляется постепенно: в первую очередь определяются признаки, обнаруженные самим пациентом, после чего осуществляется обследование пациента. Если же у врача есть сомнения, для уточнения диагноза и для выявления насколько изменена работа органов дыхания, назначают специальные анализы. При атопической аллергической форме заболевания можно определить, какой именно фактор послужил аллергеном, проведя специальные аллергические пробы.

ГЛАВА 1 ПРИЧИНЫ  БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

В этиологии бронхиальной астмы имеют значение следующие факторы:

1 Наследственность. Большое значение имеют генетические аспекты в вопросе причин развития бронхиальной астмы. В клинической практике часто встречаются семейные случаи заболеваемости, когда у болеющей астмой матери дети так же заболевают этим недугом. В результате клинико-генеалогического анализа обнаружено, что у 1/3 больных заболевание носит наследственный характер. При наличии акцента на наследственный характер заболевания указывают на атопическую бронзиальную астму. В этом случае, при наличии астмы у одного из родителей, вероятность астмы у ребенка составляет 20—30 %, а если больны оба родителя, эта вероятность достигает 75 %. Было проведено исследование, в рамках которого наблюдения показали, что, несмотря на генетическую предрасположенность, развитие заболевания можно предотвратить исключая провоцирующие аллергены и путем коррекции иммунного ответа в период беременности.

2 Профессиональные факторы. Влияние биологической и минеральной пыли, в том числе деревесной, мучной, хлопковой и т.д., вредных газов и испарений на возникновение респираторных заболеваний исследовалось у 9144 человек в 26 центрах в исследовании ECRHS. При этом выявлено, что даже при уменьшении контакта с вредным профессиональным фактором, с течением времени неспецифическая гиперреактивность бронхов у лиц с профессиональной астмой не исчезает. Тяжесть профессиональной астмы в основном определяется продолжительностью заболевания и выраженностью симптомов, не зависит от возраста, пола, вредного профессионального фактора, атопии, курения.

3 Экологические факторы. 9-летнее эпидемиологическое исследование ECRHS-II, включившее 6588 здоровых лиц, подвергавшихся в течение указанного периода воздействию ряда неблагоприятных факторов (выхлопные газы, дым, повышенная влажность, вредные испарения и др.), показало, что у 3 % наблюдаемых в конце исследования возникли жалобы, соответствующие поражению дыхательной системы. После статистического анализа демографических, эпидемиологических и клинических данных был сделан вывод, что от 3 до 6 % новых случаев заболевания провоцируются воздействием поллютантов.

4 Пищевые аллергены. Исследования во многих странах, посвященные влиянию характера питания на течение заболевания показали, что лица, употребляющие продукты растительного происхождения, соки, богатые витаминами, клетчаткой, антиоксидантами, имеют незначительную тенденцию к более благоприятному течению бронхиальной астмы. Соответственно употребление продуктов животного происхождения, богатых жирами, белками и рафинированными легкоусвояемыми углеводами, связано с тяжёлым течением заболевания и частыми обострениями.

5 Моющие средства. 10-летнее исследование ECRHS в 10 странах Евросоюза показало, что различные моющие средства, в том числе чистящие аэрозоли содержат вещества, провоцирующие астму у взрослых; с применением этих средств связывают около 18 % новых случаев.

6 Микроорганизмы. Долгое  время существовало представление  о существовании астмы инфекционно-аллергической  природы (классификация Адо и  Булатова), согласно этой теории  в патогенезе бронхиальной астмы  учавствуют вирусы, грибки, бактерии.

7 Острый и хронический стресс.

8 Бытовые аллергены (домашняя и бумажная пыль), аллергены домашних животных (шерсть собак, кошек), споры грибов и аллергены, широко распространенные в окружающей среде: пыльца трав, цветов, кустарников, деревьев;

9 Играют определенную роль в возникновении бронхиальной астмы и частые вирусные инфекции дыхательных путей и аллергия.

 

 

 

1.1 Психологические аспекты

 

Длительное хроническое заболевание обусловливает задержку эмоционального развития, эмоциональную незрелость. Хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в себе. Эти же свойства обусловливают и создание для больного ребенка режима ограничений и запретов. Условия гиперопеки формируют искусственную инфантилизацию. У большинства больных с астмой отмечается стремление к здоровью, появляются интересы и рассуждения, свойственные взрослым.

Среди личностных особенностей  детей с бронхиальной астмой  доминируют неустойчивость, эмоциональная  лабильность, истероидность, эгоцентризм, снижение способности к ролевому  взаимодействию. Страх удушья формирует  тревожность, чувство отверженности, подкрепляемые переживаниями своего отличия от сверстников. У подростков, больных астмой, личностные особенности включают сдерживаемую неадекватную агрессию, проблемы в конструктивном разрешении межперсональных отношений, инфантильное поведение, зависимость, требовательный характер, прилипчивость.

Для детей с астмой  характерным является более высокий  уровень негативных эмоций, более  бедное воображение, неспособность  отличить эмоциональные проблемы  от переживаемых физических нарушений. Специфические личностные нарушения у них не выявляются, больные с астмой не отличаются от других детей в приобретении навыков, в учебе. Около 25-30% обострений заболевания связаны с периодами эмоционального напряжения. Эмоциональный стресс сам по себе может быть пусковым фактором обострения астмы. Смех, плач, страх, психологическое давление в семье могут привести к гипервентиляции и реакции бронхоспазма. К такому же эффекту приводят приступы паники у детей с астмой.

Психопатологические  изменения чаще наблюдаются у  детей с тяжелой астмой, существенно ограничивающей жизнедеятельность ребенка, его социальное развитие. Отягощают течение заболевания неспособность ребенка самостоятельно справляться с кризисными ситуациями, обслуживать себя, длительные депрессии как следствие семейных конфликтов, отсутствие эмоциональной близости с родителями. Для успешного лечения больного с астмой необходима оценка его эмоциональной сферы, изучение поведения ребенка с родителями дома, в школе, среди друзей, оценка реакций ребенка на непосредственное окружение, стресс. Изменения поведения, особенно у детей, требующих стационарного лечения, являются важными характеристиками, которые должны учитываться в реабилитационных программах. Эффективное лечение в ранней стадии может предотвратить последующие эмоциональные отклонения. Обычно психические изменения вследствие бронхиальной астмы не требуют психотерапии и достижение стойкой ремиссии ведет к нормализации психики ребенка.

В связи с этим возникает  необходимость найти выход из тягостной для ребенка ситуации. Т.е. нужно изменить ситуацию таким образом, чтобы все получили необходимое им без вышеперечисленных негативных последствий. В результате меняется вся тактика спасения и развивается бронхиальная астма. Ведь демонстрируя симптомы затруднения дыхания, ребенок реализует вполне легальный и эффективный способ получить столь нужную ему заботу и внимание. Подавленная агрессия весьма характерна для астматиков. Поскольку собственная агрессивность переживается ими как нечто опасное, угрожающее их отношениям с окружающими, то они вынуждены оставлять ее внутри себя, не выпуская наружу. Они не выпускают свой гнев на воздух, что и проявляется в приступах удушья.

Подавляя свою внутреннюю агрессию, астматики также остаются чувствительными к агрессии извне. Поэтому они так остро реагируют на любое сильное воздействие окружающей среды посредством бронхиального спазма. Он служит своего рода защитой от агрессивного агента, пытающегося проникнуть в организм через верхние дыхательные пути. На более поздних этапах реакцию удушья запускает не только само присутствие аллергена, но и просто тревога поп поводу его возможного наличия. Взрослые пациенты с бронхиальной астмой часто забывают свою детскую историю, но реакции, выработавшиеся у них в детстве, остаются, и служат развитию и закреплению заболевания. В более зрелом возрасте обострение их заболевания происходит, как правило, тогда, когда астматикам необходимо проявить смелость, ответственность, независимость или же суметь пережить печаль и одиночество.

Стрессы имеющее значение для ребенка:

- утрата или снижение чувства защищенности;

- жестокое отношение  в семья;

- эмоционально отвергающая семья;

- недостаток надзора, гипоопека;

- утрата или болезнь близкого человека;

- негармоничные семьи: распавшиеся или распадающиеся;

- чрезмерные требования;

- появление нового  члена семьи;

- противоречивое воспитание либо смена типа воспитания;

- эмиграция;

- беззащитность после  отрыва из семьи.

Для детей школьного возраста:

- невозможность соответствия ожиданиям семьи;

- переживания чрезмерной ответственности за других членов семьи;

- неприятие семьей, детским коллективом, педагогами;

- неспособность справляться с  учебной нагрузкой;

- отрыв от семьи, школьного коллектива;

- смена места жительства.

Длительные хронические заболевания  обусловливают задержку эмоционального развития, эмоциональную незрелость. Хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в себе. Эти же свойства обусловливают и создание для больного ребенка режима ограничений и запретов. Для детей с бронхиальной астмой характерны более высокий уровень негативных эмоций, более бедное воображение, неспособность отличить эмоциональные проблемы от переживаемых физических нарушений. Страх удушья формирует тревожность, чувство отверженности, подкрепляемые переживаниями своего отличия от сверстников. Психопатологические изменения чаще наблюдаются у детей с тяжелой астмой, существенно ограничивающей жизнедеятельность ребенка, его социальное развитие.

Изменения поведения у детей, требующих стационарного лечения, являются важными характеристиками, которые должны учитываться в реабилитационных программах. Нормализация жизни в семье, школе, исключение стрессовых ситуаций, чрезмерных нагрузок оказывает положительное влияние на терапию бронхиальной астмой.

 

 

1.2 Бронхиальная астма и физические усилия

 

У большинства больных  бронхиальной астмой и более чем  у 40% больных аллергическим ринитом 10-15-минутная физическая нагрузка вызывает бронхоспазм, чем тяжелее бронхиальная астма, тем более выраженный бронхоспазм вызывает физическая нагрузка. У части больных приступы бронхиальной астмы развиваются только после физической нагрузки. Частота и выраженность приступов бронхиальной астмы, вызванных физической нагрузкой, зависят от характера этой нагрузки. Чаще всего бронхоспазм возникает при быстром беге, реже - при ходьбе и езде на велосипеде. Плавание обычно не вызывает бронхоспазма. Бронхоспазм обычно развивается через 5-10 мин после нагрузки и исчезает в покое, реже он сохраняется более 1 ч или усиливается после физической нагрузки. Повторная нагрузка менее чем через 2 ч обычно переносится легче, чем предшествующая.

Информация о работе Бронхиальная астма