Бронхиальная астма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 16:58, реферат

Краткое описание

Бронхиальная астма - хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей с участием разнообразных клеточных элементов. Ключевым звеном является бронхиальная обструкция (сужение просвета бронхов), обусловленная специфическими иммунологическими (сенсибилизация и аллергия) или неспецифическими механизмами, проявляющаяся повторяющимися эпизодами свистящих хрипов, одышки, чувства заложенности в груди и кашля. Бронхиальная обструкция обратима частично или полностью, спонтанно или под влиянием лечения. Распространённость в мире составляет от 4 до 10 %.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 40.79 Кб (Скачать файл)

Оценка качества жизни проводилась с помощью Теста контроля астмы. По результатам теста 38% больных полностью могли контролировать течение БА, 52% достаточно успешно могли контролировать БА  и 10%  лишь периодически могли контролировать течение БА. Таким образом, при обучении больных БА в «Астма-школе» достигается, помимо главного – медицинского, и социальный эффект. Занятия в «Астма-школе» способствуют осведомленности больных о своем заболевании, повышают активность, улучшают контроль заболевания у пациентов с БА, являются важной составной частью профилактики осложнений и активного вовлечения пациентов в процесс самоконтроля за течением болезни.

Сестринский процесс при бронхиальной астме

 Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой

  • Выполнение внутримышечных инъекций

Оснащение: одноразовый шприц с иглой, дополнительная одноразовая игла, стерильные лотки, лоток для использованного материала, стерильный пинцет, 70° спирт или другой кожный антисептик, стерильные ватные шарики (салфетки), пинцет (в штанглазе с дезинфицирующим средством), ёмкости с дезинфицирующим средством, для замачивания отработанного материала, перчатки, ампула с лекарственным средством.

Подготовка к процедуре

1. Подтвердить наличие  информированного согласия пациента.

2. Объяснить цель и  ход предстоящей процедуры.

3. Уточнить наличие аллергической  реакции на лекарственное средство.

4. Вымыть и осушить  руки.

5. Приготовить оснащение.

6. Проверить название, срок  годности лекарственного средства.

7. Извлечь стерильные  лотки, пинцет из упаковки.

8. Собрать одноразовый  шприц.

9. Приготовить 4 ватных шарика (салфетки), смочить их кожным  антисептиком в лотке.

10. Надпилить ампулу с  лекарственным средством, специальной  пилочкой.

11. Одним ватным шариком  протереть ампулу и вскрыть  её.

12. Сбросить использованный  ватный шарик с концом ампулы  в лоток для использованных  материалов.

13. Набрать в шприц лекарственное  средство из ампулы, сменить иглу.

14. Положить шприц в  лоток и транспортировать в  палату.

15. Помочь пациенту занять  удобное для данной инъекции  положение (на животе или на  боку).

  • Выполнение процедуры

1. Определить место инъекции.

2. Надеть перчатки.

3. Обработать ватным шариком (салфеткой), смоченным кожным антисептиком, кожу в месте инъекции дважды (вначале большую зону, затем непосредственно место инъекции).

4. Вытеснить воздух из шприца, не снимая колпачок, снять колпачок с иглы.

5. Ввести иглу в мышцу под углом 90°, оставив 2 – 3 мм иглы над кожей.

6. Перенести левую руку на поршень и ввести лекарственное средство.

7. Извлечь иглу, прижав ватный шарик (салфетку).

8. Положить использованный шприц в лоток для использованных материалов.

  • Окончание процедуры.

1. Сделать легкий массаж места инъекции, не отнимая ваты (салфетки) от кожи.

2. Поместить ватный шарик (салфетку) в лоток для использованных материалов.

3. Помочь пациенту занять удобное для него положение.

4. Уточнить состояние пациента.

5. Провести дезинфекцию использованного оборудования в отдельных ёмкостях на время экспозиции.

6. Снять перчатки, замочить их в растворе дезсредства на время экспозиции.

7. Вымыть и осушить руки.

  • Алгоритм применение карманного ингалятора

Подготовка к процедуре

1. Уточнить у пациента  информированность о лекарственном  средстве, ходе процедуры и согласие.

2. Прочитать название  лекарственного средства.

3. Вымыть руки.

4. Дать пациенту баллончик  с лекарственным препаратом.

Запомните! Не распыляйте лекарственный препарат в воздух! Это опасно для вашего здоровья.

5. Предложить пациенту  сесть (если его состояние позволяет, лучше выполнять процедуру стоя, так как дыхательная экскурсия  легких при этом эффективнее, но можно проводить ингаляцию  сидя):

а) снять с ингалятора защитный колпачок;

б) перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его;

в) сделать глубокий выдох;

г) взять в рот мундштук ингалятора, плотно обхватив его губами; голову при этом слегка запрокинуть назад;

д) сделать глубокий вдох через рот и одновременно нажать на дно баллончика;

е) извлечь мундштук ингалятора изо рта, задержать дыхание на 5–10 с (акцентировать на этом внимание пациента!);

ж) сделать спокойный выдох.

6. Информировать пациента: после каждой ингаляции мундштук  промыть водой с мылом и  вытереть насухо

Запомните! Количество ингаляций и временной промежуток между ними определяет врач.

  • Завершение процедуры

1. Закрыть защитным колпачком ингалятор после промывания и убрать его.

2. Вымыть руки

3. Сделать запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».

Особенности сестринского процесса при бронхиальной астме

Перед сестринскими вмешательствами необходимо провести опрос пациента или его родственников, провести объективное исследование – это позволит медицинской сестре оценить физическое и психическое состояние пациента, а так же своевременно выявить его настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую помощь ему и родителям. Сформировать план ухода.

Возможные проблемы пациента:

- нарушение дыхания из - за отека слизистой, бронхоспазма, гиперсекреции слизи, гипоксии;

- дефицит жидкости из - за гипервентиляции легких и недостаточного ее потребления;

- нарушение аппетита;

- нарушение сна;

- дискомфорт, связанный с необходимостью длительного лечения, нежелание принимать препараты;

- беспокойство, чувство тревоги, страх перед приступом;

- снижение переносимости нагрузок вследствие несоответствия поступления кислорода в организм его потребностям;

- дефицит самоухода;

- социальная изоляция, вызванная вынужденным длительным пребыванием дома или госпитализацией;

- ограничение в выборе профессии;

- присоединение тяжелых осложнений.

Целью сестринского процесса является подготовка больного к дополнительным методам исследования, забора биологического материала (кровь, мокрота) для лабораторного исследования, выполнение врачебных назначений лечения больного, оказания доврачебной неотложной помощи, подготовки больного для консультации других специалистов.

Алгоритм неотложной помощи при приступе:

1. вызвать дежурного врача-педиатра;

2. успокоить ребенка;

3. придать ребенку полусидячее положение;

4. доступ свежего воздуха, кислородотерапия;

5. теплое питье;

6. ингаляции одного из бронходилятаров: сальбутамол, вентолин, беротек – 1-2 дозы до снятия приступа с интервалом 20-30 мин., но не более 8 доз;

7. отхаркивающие средства (бромгексин, мукалтин... внутрь);

8. внутривенно струйно 2,4 % раствора эуфилина на физиологическом растворе 1,0 мл/год;

9. преднизолон 1-3 мг/кг внутримышечно или внутривенно;

10.  при отсутствии эффекта от вышеуказанных мер ввести 0,1 % раствор адреналина 0,7 мл подкожно;

Особенности сестринского обследования

В диагностике БА важную роль играет  -  тщательно собранный анамнез:

Что предшествует приступу удушья :

- контакт с неинфекционными  аллергенами: пылевыми, бытовыми, производственными, пищевыми, лекарственными и др. у  больных с атопическим вариантом БА.  - воспалительные заболевания органов дыхания инфекционной природы у больных с инфекционно - зависимым вариантом.

- при гормональной зависимости  ухудшение состояния при уменьшении  дозы гормонов.  - при дизовариальном варианте - ухудшение состояния в связи с менструальным циклом.  - нервно - психический стресс, различные неприятности в семье, на работе в случае нервно - психического варианта.

- физическая нагрузка, дыхание  холодным воздухом, вдыхание различных  запахов.  -приём аспирина или других НПВП.

- Отягощённая наследственность: наличие БА и аллергических  заболеваний у кровных родственников.

При осмотре медицинская сестра обращает внимание на положение пациента (сидя, упираясь руками в край крова¬ти, стула), на характер одышки (экспираторная), наличие дистанционных разнотембровых хрипов, цвет кожи лица, губ (цианоз, бледность), выражение страха на лице.

При объективном обследовании оцениваются характер пульса (тахикардия, недостаточное наполнение и напря¬жение), измеряется АД (снижено).

Определение проблем пациента

страх смерти от удушья;

• нарушение потребности дышать — экспираторная одыш¬ка, удушье вызванные спазмом мелких бронхов;

• непродуктивный кашель, вызванный появлением в брон¬хах вязкой мокроты;

• тахикардия и слабость пульса вследствие развития ды¬хательной недостаточности;

цианоз (бледность) кожи, как результат гипоксии, выз¬ванный нарушением дыхания.

Медицинская сестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помо¬щи, ухода. Если что-то из плана выполнено недостаточно эффективно, медсестра продолжает оказывать помощь, со¬гласуй действия с врачом.

Если приступ купирован, все проблемы пациента решены, медсестра беседует с пациен¬том по восстановлению правильного дыхания — условия профилактики приступов. Она обучает пациента правиль¬но дышать:

1) в состоянии относительного покоя или средней физи¬ческой нагрузки дышать следует только через нос;

2) дыхание должно быть трехфазным (вдох-выдох-пауза);

3) выдох в норме длиннее вдоха;

4) дыхание по возможности должно быть полным: верхне-и нижнегрудным и брюшным; ежедневно — дыхательная гимнастика. Рекомендовать родителям ребенка  посещение астма-школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Бронхиальная астма является распространенным заболеванием у детей.   В окружающей среде существует много веществ, способных вызвать у человека аллергию (повышенную чувствительность) и связанные с ней различные заболевания.              

 Причины БА точно  не выяснены, но выявлены факторы  риска возникновения заболевания. Фак¬торы риска сгруппированы в предрасполагающие, причин¬ные и способствующие возникновению БА.

Задачами поликлинического этапа являются наблюдение и лечение больных  в периоде ремиссии, диагностика и лечение обострений на дому или своевременная госпитализация детей.

Особое внимание необходимо уделять дошкольному и школьному режиму, проведению ЛФК и дыхательной гимнастике.

Усугубляющие (способствующие) факторы увели¬чивают вероятность    развития БА при воздействии индукторов:   респираторные вирусные  инфекции; активное и пассивное курение; загрязнение воздуха; низкий вес при рождении; паразитарные инфекции.

В данной ситуации приоритетным становится лечение больных БА в амбулаторных условиях с диспансерным их ведением и использованием дневных стационаров для лечения обострений.

Медицинская сестра активно участвует в процессе. Она контролирует выполнение назначенного лечения пациентами, ведет разъяснительную работу, убеждая их проходить необходимые курсы лечения, проводит санитарное просвещение.

Труд медика имеет свои особенности. Прежде всего, он предполагает процесс взаимодействия людей. Здесь лечебно-диагностические методы переплетаются с личностными отношениями. Выполняя любую инвазивную процедуру, следует помнить заповедь Гиппократа «Не навреди» и сделать все, чтобы ее выполнить. В условиях технического прогресса в медицине и все большего оснащения больниц и поликлиник новыми изделиями медицинской техники. Роль инвазивных методов диагностики и лечения будет возрастать. Это обязывает медицинских сестер скрупулезно изучать имеющиеся и вновь поступающие технические средства, осваивать инновационные методики их применения, а так же соблюдать деонтологические принципы работы с пациентами на разных этапах лечебно-диагностического процесса.

Информация о работе Бронхиальная астма