Бронхиальная астма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 22:27, реферат

Краткое описание

Бронхиальная астма — заболевание, характеризующееся приступами удушья различной частоты и длительности. Она относится к числу заболеваний, в возникновении которых играет решающую роль извращенная чувствительность организма к действию определенных раздражителей, т. е. аллергия. Бронхиальная астма у детей может носить чисто аллергический характер, когда приступы удушья возникают при действии специфического раздражителя (аллергена) — цветочной пыльцы, красок, лекарственных веществ, определенного вида пищи и т. д. Другая форма бронхиальной астмы — инфекционно-аллергическая, когда астматическим приступам предшествуют более или менее длительно текущие инфекционные заболевания органов дыхания — респираторные, бронхиты, пневмонии. Инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы встречается у детей чаще, чем аллергическая.

Вложенные файлы: 1 файл

Бронхиальная астма.docx

— 20.45 Кб (Скачать файл)

Бронхиальная астма — заболевание, характеризующееся приступами удушья различной частоты и длительности. Она относится к числу заболеваний, в возникновении которых играет решающую роль извращенная чувствительность организма к действию определенных раздражителей, т. е. аллергия. Бронхиальная астма у детей может носить чисто аллергический характер, когда приступы удушья возникают при действии специфического раздражителя (аллергена) — цветочной пыльцы, красок, лекарственных веществ, определенного вида пищи и т. д. Другая форма бронхиальной астмы — инфекционно-аллергическая, когда астматическим приступам предшествуют более или менее длительно текущие инфекционные заболевания органов дыхания — респираторные, бронхиты, пневмонии. Инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы встречается у детей чаще, чем аллергическая.

В патогенезе бронхиальной астмы имеет значение не только измененная реактивность, повышенная и извращенная чувствительность к аллергическому фактору и собственно аллергическая реакция больного организма, но и измененная реактивность нервной системы и коры больших полушарий. Во время приступа наступает спазм бронхиальной мускулатуры и усиленная секреция бронхиальных желез. У детей в связи с анатомо-физиологическими особенностями строения бронхиального дерева, рассмотренными выше, в механизме приступа несколько меньшее значение имеет спазм сравнительно слабо развитой мускулатуры бронхов, сужение бронхов вызывается преимущественно набуханием слизистой оболочки бронхов и усиленным выделением слизи.

Клиника бронхиальной астмы характеризуется приступами удушья — ребенок не может выдохнуть воздух, его грудная клетка как бы расширяется, все вспомогательные мышцы участвуют в акте дыхания, плечи приподняты, руки упираются в края кровати, стула. Шумное, свистящее дыхание слышно на расстоянии, при выслушивании — в легких обильные сухие свистящие хрипы, у детей раннего возраста множество разнокалиберных влажных хрипов. При сильном спазме мелких разветвлений бронхов хрипы могут не выслушиваться. В момент приступа быстро наступают признаки дыхательной недостаточности. После приступа сохраняется вялость или повышенная возбудимость, лицо слегка отечно. У детей, страдающих частыми приступами бронхиальной астмы, меняется форма грудной клетки, нарушается осанка, способствующие развитию деформации позвоночника. В течении заболевания выделяют два периода — приступный (астматическое состояние) и внеприступный.

Лечебная физкультура является методом активной неспецифической терапии бронхиальной астмы и успешно применяется в ее комплексном, патогенетическом лечении.

Использование лечебной физкультуры определяется прежде всего возможностью нормализующего влияния мышечной деятельности на нервную систему и кору больших полушарий. Оказывая положительное влияние на корковые процессы, физические упражнения способствуют изменению общей реактивности ребенка, снятию повышенной возбудимости. Под влиянием специальных средств, применяемых в лечебной физкультуре при бронхиальной астме, возможно снижение повышенного тонуса бронхиальной мускулатуры, снятие бронхоспазма, восстановление и улучшение бронхиальной проходимости. При этом восстанавливаются и закрепляются нормальные моторно-висцеральные и висцеро-висцеральные рефлексы. Уменьшение спазма бронхиальной мускулатуры, уменьшение набухлости слизистой и выделения слизистого секрета связано при выполнении физических упражнений еще и с увеличением содержания адреналина в крови под влиянием мышечной деятельности.

Важнейшими задачами лечебной физкультуры при бронхиальной астме у детей являются уменьшение и ликвидация спазма бронхиальной мускулатуры, восстановление нарушенной бронхиальной проходимости, улучшение эвакуаторной функции бронхов, улучшение и нормализация внешнего дыхания, снижение повышенной и нормализация извращенной чувствительности организма больного ребенка, нормализация основных нервных процессов, предупреждение деформаций опорно-двигательного аппарата и нарушений осанки, повышение неспецифической сопротивляемости к неблагоприятным факторам внешней среды.

В качестве средств ЛФК для решения этих задач применяются общеразвивающие упражнения, подвижные игры, специальные упражнения и некоторые приемы массажа, соответствующие возрастным особенностям ребенка и применяемые в точной, соответствующей его возможностям, дозировке. На фоне общеразвивающих упражнений, обеспечивающих стимулирующее, нормализующее действие на нервные процессы, а также оказывающих определенный десенсибилизирующий эффект, применяются и специальные средства. Их назначение — прежде всего ликвидировать основное патологическое звено — спазм бронхиальной мускулатуры, восстановить бронхиальную проходимость. Таким действием обладают некоторые приемы массажа — поглаживание, вибрационный массаж и его разновидности.

Уменьшение спазма бронхиальной мускулатуры достигается также при выполнении дыхательных упражнений — с произношением ряда шипящих и свистящих звуков, вызывающих дрожание голосовой щели, с произношением на выходе различных гласных звуков (так называемая «звуковая гимнастика»). Применяются дыхательные упражнения с удлиненным выдохом. Уменьшению и снятию спазма бронхиальной мускулатуры способствует также применение упражнений в расслаблении, тем более, что при бронхиальной астме нередко наблюдается нарушение тонуса скелетной мускулатуры, наклонность к его повышению, что значительно снижает эффективность работы дыхательной мускулатуры.

Некоторые специальные упражнения и массаж применяются во время, приступа бронхиальной астмы, ускоряя прекращение астматического состояния. Ребенок усаживается верхом на стуле, лицом к его спинке, голова лежит на положенных друг на друга на спинке стула руках. В таком положении открывается доступ к грудной клетке со стороны спины, а дыхательные движения свободны. Во время приступа применяются поглаживающий и вибрационный массаж грудной клетки. Кроме того, успешно применяются знакомые детям упражнения в расслаблении в сочетании с дыхательными упражнениями (с произношением звуков, с удлиненным выходом).

Во внеприступном периоде лечебная физкультура в форме индивидуальных или групповых занятий проводится сразу же после успокоения ребенка и купирования приступа бронхиальной астмы. В занятиях используют общеразвивающие упражнения с небольшим числом повторений, не требующие сложной координации, дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, с произношением звуков, упражнения в расслаблении из исходных положений лежа на спине, на боку, сидя и стоя. Для детей раннего возраста, а при определенных показаниях и у детей дошкольного и школьного возраста, применяется общий поглаживающий и вибрационный массаж. Длительность занятий— от 8 до 12 мин.

 При продолжающемся  улучшении состояния ребенка  под влиянием комплексного лечения  занятия ЛФК становятся более  разнообразными. В них включаются  гимнастические упражнения для  всех мышечных групп из разных  исходных положений, гимнастические  упражнения с предметами, элементы  отягощения и сопротивления, упражнения  для воспитания и закрепления  навыка правильной осанки, упражнения  прикладного типа и подвижные  игры со средним уровнем физической  нагрузки. Дыхание свободное, нефорсированное. Используются все виды специальных  упражнений— дыхательные с удлиненным выдохом и произношением звуков, в расслаблении. Занятия лечебной физкультурой должны обеспечить постепенную нормализацию дыхания, в первую очередь нормализацию бронхиальной проходимости. Важную роль играет обучение правильному дыханию, т. е. полному дыханию во время выполнения дыхательных упражнений динамического характера. Обеспечивается постепенное повышение приспосабливаемое™ ребенка к физическим нагрузкам, так как нередко провоцирующим приступ фактором является чрезмерное мышечное напряжение. У детей с частыми приступами перед занятием ЛФК и после него целесообразно проводить поглаживание и вибрационный массаж грудной клетки.

 Эффективность лечения  бронхиальной астмы у детей  особенно в большой степени  зависит от его систематичности  и длительности. Поэтому занятия  ЛФК не должны прекращаться  с выпиской из стационара. Эти  дети обязательно занимаются  в детских поликлиниках, где обеспечивается  не только достаточная и полная  медицинская реабилитация, но и  предупреждаются дальнейшие приступы  бронхиальной астмы при сочетанной работе аллергологического кабинета и кабинета лечебной физкультуры.


Информация о работе Бронхиальная астма