Военная социальная медицина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:12, реферат

Краткое описание

Цель изучить военную социальную медицину.
Задачи:
1. История военной социальной медицины.
2. Военная социальная медицина.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. История военной социальной медицины……………………………………4
2. Военная социальная медицина………………………………………………10
3. Заключение ……………………………………………………………………16
4. Список литературы……………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по медицине.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)


Содержание 

Введение ………………………………………………………………………….3

1. История  военной социальной  медицины……………………………………4

 2. Военная социальная медицина………………………………………………10

3. Заключение ……………………………………………………………………16

4. Список литературы……………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность  темы состоит в том что Военная медицина - отрасль медицины, представляющая собой систему научных знаний и практической деятельности по охране и укреплению здоровья военнослужащих, профилактике заболеваний и лечению больных, а в военное время и пораженных с целью сохранения боеспособности войск. Обширный комплекс практических мероприятий в мирное и военное время осуществляет медицинская служба Вооруженных Сил. 
           Социальная медицина занимает одно из главных мест в подготовке социального работника в современном обществе. Она является самостоятельной дисциплиной, как в структуре медицинского знания, так и в системе социальной практики.

В Вооруженных  Силах Российской Федерации создана  и устойчиво функционирует многоуровневая система медицинского обеспечения войск (сил). Она является составной частью государственной системы здравоохранения и обеспечивает реализацию прав военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предмет  военной социальной медицины – сохранение и укрепление здоровья военнослужающих.

Объектом выступают военнослужащие.

Цель изучить военную социальную медицину.

Задачи:

 1. История военной социальной медицины.

 2. Военная социальная медицина.

 

 

 

 

 

1. История   военной социальной медицины.

Военная медицина - отрасль медицины, представляющая собой систему научных знаний и практической деятельности по охране и укреплению здоровья военнослужащих, профилактике заболеваний и лечению больных, а в военное время и пораженных с целью сохранения боеспособности войск. Обширный комплекс практических мероприятий в мирное и военное время осуществляет медицинская служба Вооруженных Сил.            Военная медицина имеет многовековую историю. Так, в армиях древних государств - Индии, Египта, Греции, Рима, Китая уже существовала целесообразная организация оказания медицинской помощи раненым и больным воинам. Достаточно развитая военно-медицинская организация была в армии Александра Македонского (4 в. до н.э.). В рабовладельческом обществе наивысшего развития она достигла в Римской империи, где в составе регулярной армии (в каждой когорте, легионе, в гарнизонах и на флоте) имелись врачи, в укрепленных лагерях лечебные учреждениях. В период феодализма в связи с отсутствием регулярных армий специальной системы медицинского обеспечения войск не существовало. Только в 15-16 вв. в результате появления наемных армий в Европе начинает складываться система организации медицинской помощи раненым и больным воинам. 
        В России зачатки военно-медицинской организации появились в конце 16 в. В этот период предусматривалось содержание при войске лекарей и наличие средств для оказания медпомощи раненым и удаления их с поля боя, что нашло отражение в «Уставе ратных и пушечных дел, касающихся до военной науки» (1607). В 1654 г. была создана медицинская школа для подготовки военных лекарей (до этого в армию нанимали лекарей-иностранцев).1 Во время войны с Польшей (1654-1667) в Смоленске был создан первый военно-временный госпиталь, а перед войной с Турцией (1676-1681) - несколько таких госпиталей. В начале 18 в. после завершения создания Петром I регулярной армии законодательно оформляется штатная медицинская служба войск. Воинский устав 1716 г. содержал указания о структуре, задачах и порядке работы медицинской службы во время боевых действий и в мирное время. В дальнейшем по мере развития военного дела и прогресса медицинской науки структура медицинской службы и система медицинского обеспечения войск постоянно совершенствовались. 
        После Октябрьской революции система социального медицинского обеспечения войск была перестроена с учетом задач Красной Армии, а также передовых идей и достижений медицинской науки. В основу медицинского обеспечения Красной Армии был положен принцип профилактики. 
         К началу Великой Отечественной войны в нашей стране сложилась стройная система социального медицинского обеспечения боевых действий войск. Медицинская служба Вооруженных Сил была укомплектована подготовленным врачебным, средним и младшим медперсоналом, располагала необходимыми средствами, в том числе техникой и транспортом, для выполнения поставленных задач. С первых дней войны в армию в качестве консультантов были привлечены крупные ученые на должности армейских и фронтовых специалистов (хирурги, терапевты, эпидемиологи, токсикологи и др.). Призванные из запаса в войска врачи и средний медперсонал, получившие определенную военно-медицинскую подготовку в довоенный период, под руководством кадровых военных врачей быстро осваивали специфику военно-медицинского дела. В период Великой Отечественной войны было возвращено в строй после излечения 72,3% раненых и 90,6% больных, были резко снижены, по сравнению с предыдущими войнами, инвалидность и летальность. Удалось также предотвратить возникновение крупных эпидемий. 
         В мирное время деятельность медицинской службы Вооруженных Сил строится на тех же организационных, научных и практических основах, что и общая система здравоохранения страны2, но с учетом специфики труда военнослужащих и их быта, предъявляющих повышенные требования к их здоровью. Задачи медицинской службы Вооруженных Сил включают организацию контроля за отбором контингентов, призываемых на военную службу, осуществление лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, обучение военнослужащих приемам само- и взаимопомощи, привитие им навыков профилактики заболеваний, снабжение войск медицинским имуществом. 
       Иначе обстоит дело в военное время. Войны, как правило, сопровождаются массовыми санитарными потерями, возникающими в очень короткие сроки. Массовые санитарные потери требуют больших сил и средств для оказания медпомощи раненым и лечения их. В то же время возможности медицинской службы в условиях войны чаще всего ограничены. Это приводит к противоречию между возможностями медицинской службы и объемом работы, которую она должна выполнить. Устранить до известной степени это противоречие позволяет принятая в советских Вооруженных Силах система лечебно-эвакуационного обеспечения войск - система этапного лечения с эвакуацией по назначению, которая сформировалась и прошла проверку в тяжелейших условиях Великой Отечественной войны. Раненых под огнем противника разыскивали, собирали и выносили с поля боя, а затем в условиях бездорожья, часто на необорудованном транспорте доставляли на полковые медпункты (ПМП), где деятельность врачей ограничивалась оказанием первой врачебной помощи, направленной на устранение последствий поражений, непосредственно угрожающих жизни раненых, и обеспечение возможности их дальнейшей эвакуации и медико-санитарные батальоны (МСБ), которые располагались дальше от линии фронта, но все же в зоне артиллерийского огня. В МСБ оказывали квалифицированную медпомощь, включавшую оперативные пособия по неотложным показаниям: до полного выздоровления здесь оставляли легкораненых и легкобольных с короткими сроками лечения (до 10-15 сут.). Основную массу раненых и больных эвакуировали в госпитали армии, а затем в госпитали фронта, где они получали специализированную медпомощь, для чего создавались специализированные госпитали, например госпитали для раненных в голову, шею и позвоночник (в них работали врачи - нейрохирурги, офтальмологи, оториноларингологи, стоматологи); для раненных в грудь, живот и таз; для раненных в бедро и крупные суставы и др.; а для больных - терапевтические, инфекционные и другие госпитали. 
         Начиная с МСБ, эвакуация осуществлялась по назначению: раненого (больного) направляли именно в госпиталь, который по своему профилю соответствовал характеру ранения (заболевания) у пострадавшего. Во избежание перегрузки армейских и фронтовых госпиталей многих раненых (больных), нуждавшихся в длительных сроках лечения, эвакуировали в госпитали внутреннего района страны . 
         Так как эвакуация раненых и больных, опасная для их здоровья, во время войны неизбежна как важнейший способ обеспечения своевременного оказания всех видов медпомощи, в том числе квалифицированной и специализированной, то комплекс мероприятий медпомощи и лечения расчленяется и проводится на этапах медицинской эвакуации. Это создает предпосылки применения различных методов лечения у одного и того же раненого (больного) на разных этапах, расположенных на значительном удалении друг от друга. Для устранения разнобоя был установлен принцип преемственности оказания медпомощи и лечения: для каждого вида ранения (заболевания) на всех этапах медицинской эвакуации применялись единые методы медпомощи и лечения с четким ведением военно-медицинской документации. Изложенные принципы, позволяющие свести к минимуму вред от эвакуации и предусматривающие сочетание ее с оказанием медпомощи и лечением раненых и больных, являются основополагающими в системе этапного лечения с эвакуацией по назначению. 
        Особенности организации и содержания медпомощи и лечения раненых и больных на войне в отличие от мирного времени обусловлены также характером военной патологии. На оснащении современных армий имеется обычное, ядерное, химическое, а в армиях ряда капиталистических государств и биологическое оружие. Каждый вид оружия оказывает на человека специфическое поражающее действие, что и вызывает чрезвычайное разнообразие боевых поражений. Совершенствование обычного оружия (стрелкового, артиллерии, реактивного, ракетного, авиабомб, минного, гранатометов и др.) влечет за собой утяжеление всех ранений и увеличение доли множественных и комбинированных поражений, которые характеризуются большой зоной повреждения тканей, тяжелым течением и часто сопровождаются осложнениями. Ядерное оружие является наиболее мощным из средств поражения и в случае применения приведет к возникновению массовых и своеобразных поражений - механических, термических, радиационных и комбинированных. Разнообразие отравляющих веществ, а также возможность сочетанного их применения могут привести к многообразным поражениям кожи, глаз, дыхательных путей и легких, других внутренних органов, нервной системы. Многие болезни в военно-полевых условиях протекают своеобразно и зачастую характеризуются более тяжелым течением. К ним относятся пневмония, гипертоническая болезнь, нефриты, гепатиты и др. Врачи во время войны встречаются со своеобразной патологией, нередко отсутствующей в мирное время.3 
        Другими важнейшими разделами деятельности медицинской службы являются санитарно-гигиенические мероприятия и противоэпидемическое обеспечение войск. В прежних войнах основную массу санитарных потерь составляли потери от инфекционных болезней. В Великую Отечественную войну благодаря четкому осуществлению научно обоснованного комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий вспышки инфекционных болезней в Советской Армии возникали редко. Санитарно-гигиеническими мероприятиями являются контроль за питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием. размещением войск, выполнением правил личной и коллективной гигиены и др. К основным противоэпидемическим мероприятиям относятся предупреждение заноса инфекции в войска путем установления противоэпидемических барьеров, плановая иммунизация военнослужащих, санитарно-эпидемическая разведка в целях своевременного выявления случаев инфекционных болезней среди личного состава войск и гражданского населения, а также в войсках противника. При возникновении инфекционных заболеваний осуществляются неотложные меры: изоляция заболевших, карантинно-ограничительные мероприятия, дезинфекция, санитарная обработка, а по показаниям - экстренная профилактика с применением антибиотиков и внеплановая иммунизация. Сложность и многообразие задач, решаемых медицинской службой Вооруженных Сил в мирное и особенно в военное время, быстрое развитие средств поражения, военного дела и медицины, а также ее дифференциация обусловили появление в составе М.в. таких военно-медицинских дисциплин, как организация и тактика медицинской службы, военно-полевая хирургия, военно-полевая терапия, военная токсикология, военная гигиена, военная эпидемиология, военная патология. военно-медицинское снабжение, военно-медицинская статистика, военно-врачебная экспертиза, военно-медицинская география, физиология военного труда и др.4

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Военная социальная медицина.

В Вооруженных  Силах Российской Федерации создана  и устойчиво функционирует многоуровневая система медицинского обеспечения войск (сил). Она является составной частью государственной системы здравоохранения и обеспечивает реализацию прав военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации.                                                           Развитие современной системы медицинского обеспечения в ВС РФ проходило в условиях реформирования Вооруженных Сил, сложной социально-экономической обстановки в стране, нерешенных социально-экономических проблем. В эти годы существенно возросли приоритет здоровья военнослужащих и роль человеческого фактора, от которых напрямую зависят боеготовность войск (сил), социальное благополучие личного состава и общества в целом. Вот почему проблема здоровья человека в государстве перестала быть чисто медицинской. Сейчас она обоснованно рассматривается как один из основных элементов национальной безопасности и боевой готовности Вооруженных Сил России.   
       В 1998 г. в соответствии с Федеральным законом №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к 5,7 млн. граждан, ранее прикрепленных на медицинское обеспечение к лечебно-профилактическим учреждениям Минобороны России, добавились еще около 600 тысяч. Это право получили прапорщики и мичманы, а также граждане, уволенные с военной службы вследствие увечья (ранений травм, контузий) или болезней, полученных при исполнении обязанностей военной службы.5          В настоящее время военная медицина это составная часть государственной системы здравоохранения, осуществляющая реализацию прав военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации. Она стала гарантом выполнения комплекса мероприятий, проводимых в целях сохранения и укрепления здоровья личного состава, оказания им необходимой медицинской помощи и поддержания санитарного благополучия войск.         Основными направлениями деятельности медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации являются: 
сохранение и укрепление здоровья военнослужащих; 
повышение доступности и качества медицинской помощи всем контингентам, имеющим законодательное право на медицинское обеспечение за счет средств Минобороны России; укрепление материально-технической базы военно-медицинских подразделений, частей и учреждений; комплексное переоснащение современным медицинским оборудованием медицинских пунктов воинских частей, санитарно-эпидемиологических учреждений и военных госпиталей; участие в реализации федеральных целевых программ; интеграция с учреждениями гражданского здравоохранения в целях сохранения и укрепления здоровья членов семей военнослужащих и ветеранов Вооруженных Сил.     Перед медицинской службой всегда стояла и стоит задача организационного оформления системы предупреждения, экспертизы, наблюдения и коррекции состояния здоровья молодежи на всех этапах, начиная с допризывного периода. Эта работа была начата давно и ведется по настоящее время. Она имеет долговременный характер и является в деле сохранения и укрепления здоровья одним из важнейших ниже перечисленных приоритетов: реализация всеми должностными лицами требований законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих работу по охране здоровья военнослужащих; 
ужесточение барьерной функции при призыве граждан на военную службу с целью недопущения в Вооруженные Силы больных; тесное сотрудничество органов военного управления с органами законодательной и исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне в решении вопросов комплектования Вооруженных Сил здоровым пополнением; 
обеспечение устойчивого санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава и районов дислокации войск (сил) на основе строгого соблюдения уставных положений, регламентирующих условия жизни и быта военнослужащих, безаварийной эксплуатации всех систем жизнеобеспечения военных городков; профилактика наиболее актуальных для армии и флота болезней, особенно инфекционных, психических, наркомании, алкоголизма, болезней кожи и подкожной клетчатки, травматизма; формирование у личного состава армии и флота активной жизненной позиции в вопросах сохранения здоровья; приоритетное финансирование расходов на военное здравоохранение, в том числе, за счет внебюджетных источников; 
создание условий для гарантированного медицинского обеспечения прикрепленных контингентов. 6       Необходимо отметить - действующая система отбора граждан, поступающих на военную службу по контракту, и требования к их состоянию здоровья позволяют комплектовать Вооруженные Силы Российской Федерации здоровыми и практически здоровыми лицами.    Сегодня в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации право на медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации имеют около 7,0 млн. человек, в том числе: военнослужащие 16,1 % и члены их семей 21,5 %; военные пенсионеры 13,1 % и члены их семей 37,9 %; лица гражданского персонала Вооруженных Сил 11,4 %.     Для медицинского обеспечения прикрепленных контингентов медицинская служба Вооруженных Сил Российской Федерации располагает широкой сетью военно-лечебных учреждений, от Калининградской области на западе до полуострова Камчатки на северо-востоке, имеет в своем составе свыше 150 военных госпиталей и лазаретов, а также клиники Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова и Военно-медицинских институтов (Саратовского, Самарского, Томского) общей емкостью более 55 тыс. коек.           Ежегодно в военно-лечебных учреждениях стационарное лечение получают более 800 тыс. человек, из которых 69 военнослужащие Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, 13,4 % – пенсионеры Минобороны России, 7 % – члены семей офицеров кадра, запаса (в отставке), 0,9 % – гражданский персонал Вооруженных Сил и 9,6 % – прочие.  
 Улучшения взаимодействия военных госпиталей и поликлиник; снижение затратности амбулаторно-поликлинической помощи; внедрение стационарозамещающих технологий как основы реформирования лечебно диагностической базы военного здравоохранения (развертывание дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии, специализированных отделений по приоритетным направлениям); дальнейшая специализация медицинских центров и крупных консультативно-диагностических поликлиник; изменение методологических подходов к диспансеризации и основным ее составляющим - углубленному медицинскому обследованию и диспансерному динамическому наблюдению; использование медицинских стандартов в диагностике и лечении больных; улучшение материальной базы и повышение диагностических возможностей за счет оснащения современной аппаратурой и оборудованием.

Реализация этих задач является обязательной предпосылкой для развития военных госпиталей, углубления и расширения специализации  медицинской помощи, повышения ее качества и эффективности.  Важнейшей задачей в организации работы военных госпиталей и поликлиник является оптимальная интеграция этих учреждений и поиск новых путей их развития.           Войсковая медицина - основное звено в деле охраны здоровья воинов, базис стройной системы оказания военнослужащим всех видов медицинской помощи, в полном объеме и в оптимальные сроки, как в мирное, так и в военное время.           В настоящее время роль войсковой медицины возросла в связи с переходом соединений и воинских частей к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также планируемым переходом на один год военной службы по призыву. Это обстоятельство требует внедрения новых подходов к организации работы медицинской службы, дальнейшего совершенствования лечебно-диагностической и профилактической работы.        Главным военно-медицинским управлением МО РФ разработана подпрограмма «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы» (далее - Подпрограмма), входящая в федеральную целевую программу «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 г. № 832.   Целью Подпрограммы является создание на государственном уровне системы комплексной реабилитации граждан, уволенных с военной службы и из правоохранительных органов, пострадавших при выполнении задач в условиях боевых действий и при проведении контртеррористических операций и ставших инвалидами, усиление их социальной защищенности и улучшение качества жизни.           Ведется работа по выполнению других ведомственных программ, в частности - «Совершенствование онкологической помощи в лечебных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации до 2011 года».  Продолжает развиваться система оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Основной потенциал высоких технологий сосредоточен в военно-лечебных учреждениях Центра, прежде всего, в Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова, ГВКГ им. академика Н.Н.Бурденко, 2 ЦВКГ имени П.В. Мандрыка, 3 ЦВКГ им. А.А.Вишневского. В них оказывается свыше 90 видов высокотехнологичной медицинской помощи в полном объеме. Указанные виды помощи покрываются частично из средств Минобороны России помощи. Для оказания таких видов помощи в военно-лечебных учреждениях Минобороны России необходимы денежные средства в размере не менее 1,2 млрд. руб. в год.             В Вооруженных Силах Российской Федерации совершенствуется система санаторно-курортного лечения военнослужащих и членов их семей. 
За последние 15 лет создано шесть новых санаторно-курортных учреждений более чем на 2 тыс. коек, в том числе санатории: Пятигорский детский, «Лазурный берег» (KB) в Сочи, «Золотой берег» (РВСН) и «Десантник» (ВДВ) в Анапе; дома отдыха: «Космодром» (KB) в Подмосковье, «Баргузин» (СибВО) в Геленджике. Завершено строительство 5 крупных спальных корпусов более чем на 2 тыс. коек.         Ежегодно санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом охвачены до 200,0 тыс. человек, в том числе в военных санаториях более 160,0 тыс. человек, из них военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, более 21,2%, пенсионеров Минобороны России - 18,4%, членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, более 32,5%, гражданского персонала Вооруженных Сил - 4,1%, прочих - 23,9%.7 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в свете коренных перемен, происходящих в военном здравоохранении: изменение подчиненности медицинской службы Вооруженных Сил на мирное и военное время; создание двухуровневой системы медицинского обеспечения Вооруженных Сил РФ; завершение перехода к межведомственной (унифицированной) системе медицинского обеспечения Вооруженных Сил, совершенствование и укрепление материально-технической базы остается одним из приоритетных направлений развития медицинской службы Вооруженных Сил.    При этом вся проводимая нами работа направлена на совершенствование качества работы военной медицины, решение конечной задачи - сохранение и укрепление здоровья военнослужащих и, в конечном итоге, поддержание постоянной готовности войск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. –М.: Мир,2003.

2.Воловик А.Ф., Воловик В.А. Наука и здоровье. –М.: Просвещение, 2002.

3. Заблудовский П.Е., Медицина в России в период капитализма. Развитие гигиены. Вопросы общественной медицины. –М.: Медгиз, 2004г.

4. Канцельбоген А.Г. Общественная и земская медицина в 60-80-е годы 19 века. –М. 2005.

5. Лисицын Ю.П.  Социальная медицина и организация  здравоохранения. –М.: Инфра – М. 2004.

6. Погодина Ю.И., Трифонова С.В. –Организация медицинской  службы гражданской обороны РФ. –М. 2005.

7. Сорокина.Т.С., История медицины. 2-е издание, переработанное и дополненное. –М.: Просвещение. 2002.

8. Ткаченко В.С., Основы социальной медицины. Учебное пособие.- М.: Инфра-М, 2004.

9. Черносвитов  Е.В. Социальная медицина: Учебное  пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: 2003.

10. Черносвитов  Е.В. Социальная медицина.-М.: Академический  проект, 2003.

1 Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. –М.: Мир,2003

2 Заблудовский П.Е., Медицина в России в период капитализма. Развитие гигиены. Вопросы общественной медицины. –М.: Медгиз, 2004г

3 Канцельбоген А.Г. Общественная и земская медицина в 60-80-е годы 19 века. –М. 2005

4 Лисицын Ю.П. Социальная медицина и организация здравоохранения. –М.: Инфра – М. 2004

5 Сорокина.Т.С., История медицины. 2-е издание, переработанное и дополненное. –М.: Просвещение. 2002

6 Черносвитов Е.В. Социальная медицина: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: 2003.

7 Черносвитов Е.В. Социальная медицина.-М.: Академический проект, 2003


Информация о работе Военная социальная медицина