Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:02, дипломная работа

Краткое описание

дипломной работе определены следующие задачи:
- рассмотреть общие понятия и типы культуры;
- показать истоки предпринимательской культуры, ее сущность и классификацию;
- проанализировать образовательную программу «Технология» как основу для развития культуры предпринимательской деятельности школьников;
- изучить культуросообразный подход к разработке творческих проектов в образовательной области «Технология»;
- выявить возможности развития предпринимательской культуры у школьников в ходе разработки творческого проекта.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Концепция образовательной области  «Технология» опирается на гуманистический и культуросообразный подходы к обучению, использование передового отечественного и мирового опыта технологического образования. Целью его является развитие учащихся, освоение ими способов познания и преобразовательной деятельности, обеспечения профессионального самоопределения и социальной адаптации.

В рыночной экономике  способность к предпринимательству  рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается возможность ознакомления всех учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства. Этим объясняется появление в образовательной области «Технология», входящей в базисный учебный план российских школ, раздела «Основы предпринимательства», нашедшего отражение и в «Образовательном минимуме содержания основного общего образования» (приказ №1236 Минобразования РФ от 10.05.98 г.).

Предпринимательская культура является разновидностью инновационной культуры. Специфику ей придаст лишь сфера, объект и основные орудия творчества; соответственно – организация новых предприятий и развитие уже существующих; принятие решений; особый класс умений и личных качеств. Предпринимательская культура – это знания, умения и готовность анализировать потребности людей (рынка), организовывать и управлять коллективом для обеспечения этих потребностей, рекламировать свою продукцию. [29:10]

Предпринимательская культура поддерживает действия, направленные вовне организации и на перспективу, новаторство и творческую активность персонала. Привлекательность предпринимательской культуры заключается в том, что она гарантирует удовлетворение потребностей работников в развитии и совершенствовании.

Развитие предпринимательской культуры, основанной на «кодексе предпринимательского поведения», появление и исчезновение различных норм и правил поведения происходило по принципу естественного отбора. Выживали же культурные тенденции, которые наилучшим образом обеспечивали жизненные цели не только предпринимательского социума, но и всего российского населения.

Культурные тенденции, которые не смогли пройти сквозь «эволюционные фильтры», отсеивались.

Начиная с 1990 г., когда  предпринимательство становится официально разрешенной деятельностью, наступает новый этап в формировании его культурных тенденций.

И в этих условиях важное значение приобретает приобщение учащихся на уроках технологии к предпринимательской  культуре.

Таким образом, предметом нашего исследования является культура предпринимательской деятельности. Объектом исследования является обще образовательная школа. Целью нашего исследования является изучение возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии.

В основу исследования положена следующая гипотеза: развитие культуры предпринимательской деятельности в общеобразовательной школе возможно в ходе проектной деятельности школьников в рамках образовательной области «Технология».

Исходя из предмета, объекта, цели и гипотезы исследования в дипломной работе определены следующие задачи:

  • рассмотреть общие понятия и типы культуры;
  • показать истоки предпринимательской культуры, ее сущность и классификацию;
  • проанализировать образовательную программу «Технология» как основу для развития культуры предпринимательской деятельности школьников;
  • изучить культуросообразный подход к разработке творческих проектов в образовательной области «Технология»;
  • выявить возможности развития предпринимательской культуры у школьников в ходе разработки творческого проекта.

Были использованы следующие методы исследования: наблюдение, беседа, анкетный опрос, анализ специальной литературы.

Методологической базой исследования явились труды: Агеева А.И., Бусыгина А.В., Матяш Н.В., Симоненко В.Д. и др.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

 

 

Глава 1. Методологические основы развития культуры предпринимательской деятельности в общеобразовательной школе

 

    1. Понятие и типы культуры

 

«Культура» – термин с колоссальной емкостью смысла и содержания. Применительно к нашей проблематике культура понимается как направленность энергии и характер (качество) развития способностей индивидов и их общностей. Узловой же вопрос здесь – судьба культуры предпринимательства: ее истоки и факторы развития, основные исторические типы. Но прежде чем разбирать эти моменты, следует, очевидно, уточнить некоторые более общие представления о культуре вообще и ее экономической составляющей в частности.

Относительно понимания культуры как феномена человеческой жизни для нас важно учесть как минимум три существенных обстоятельства.

Во-первых, культура, будучи продуктом жизнедеятельности людей, представляет собой своего рода предметный (овеществленный) и деятельный «генофонд» общества, обладающий различными механизмами трансляции (наследования) опыта, задающий индивидам и институтам определенные образцы мышления, чувствования и поведения, но вместе с тем предполагающий и их способность к обучению, адаптации, следовательно, возможность (необходимость) обновления объема и структуры «социальной памяти». В культуре, таким образом, спрессован опыт множества формировавших ее поколений по осознаю себя и мира, приспособлению к окружающей среде и устройству внутренней жизни, разрешению конфликтов и стремлению к идеалам. Это то, что Ф. Хайек обозначал явными и неявными «правилами» поведения, спонтанно возникающими в ходе эволюции общности и группирующимися в определенные культурные традиции («кодексы поведения»), закрепляемые различными социальными институтами. [1:70].

Во-вторых, существование  культуры, как и всякого идеального явления, проявляется и реализуется лишь в деятельности людей, которая воплощает те или иные восприятия, усвоенные, воспроизведенные или заново выработанные образцы культуры. В этом смысле человеческую (в том числе экономическую) деятельность правомерно рассматривать как функцию той или иной комбинации культурных традиций (воплощение «кодекса поведения»). Причем формы и ценности собственно экономической культуры формируются как непосредственно в самом хозяйстве, так и вне его. Более того, непременная особенность всех деятельностей, из пересечения которых выстраиваются ряды исторических событий, - энергия, питающая и озарение мысли, и силу стремлений, прочность союзов и решительность действий. Энергия живого вещества (по В.И.Вернадскому) - живущих веществ - есть предпосылка и двигатель экономических подъемов, равновесия рынков, конкуренции и структурных перестроек. Чем выше энергетический потенциал общностей (который, видимо, зависит не только от социоэкономических, но и от биосферных, космических факторов), чем свободнее он может выразить, чем сильнее он направлен на созидательные цели, очевидно, выше вероятность жизненного успеха этих общностей, тем плодотворнее их культура. [1:70].

В-третьих, развитие культуры, смена, появление и исчезновение, выдвижение на главенство и оттеснение на второй план различных «кодексов поведения» происходит по принципу естественного отбора. Выживают те культурные традиции, которые наилучшим образом обеспечивают жизненные цели общности, не прошедшие эволюционный фильтр, отсеиваются. Однако, помимо естественного отбора и естественной конкуренции, спонтанно возникающих образов жизни, истории известны попытки целенаправленного формирования «кодексов поведения» в рамках как сравнительно небольших общностей, так и целых стран. Причем на одном полюсе здесь стоит целенаправленная активность лиц и групп по институционализации сложившейся в жизни практики, на другом – сознательное конструирование новой ценностной среды, «выращивание» нового типа личности, по существу вторжение в «святая святых» естественно-исторического хода вещей, в центре находится сознательная деятельность по рефлексии, оценке и укреплению того или иного уже зародившегося и выжившего культурного феномена. Очевидно, подавление органического процесса извне или изнутри общности ведет вообще к разрушению культуры, нередко к ее гибели.

Таким образом, в экономической  культуре кристаллизуются наиболее успешные и, поддерживаемые естественным ходом жизни и сознательными  усилиями образцы мысли, действий, взаимоотношений. В них сжатая энергия (сила) прошлого опыта, фактически ценнейший и незаменяемый ничем моральный и мотивационный ресурс экономического роста.

Как можно оценить  важнейшие конгломераты существующих в каждом обществе культурных традиций? В рассматриваемом контексте, очевидно первостепенный интерес представляет характеристика культуры под углом зрения ее собственности с факторами экономического успеха. Иначе говоря, речь должна идти о свойствах культуры, характеризующих ее «склонность к экономическому успеху». [1:71]

Стоит напомнить, что  успех определяется прежде всего  такими обстоятельствами, как способность экономической системы накапливать ресурсный потенциал, в частности ключевые в данный исторический отрезок времени ресурсы, развертывать многообразные хозяйственные взаимодействия и гармонизировать их, осуществлять своевременные «технологические прорывы», обеспечивать скоординированность и точность траектории развития, стабильность общественного положения, достаточную «открытость» системы, ее восприимчивость к новациям и благоприятным стечениям обстоятельств.

Исходя из этих параметров успеха и учитывая методологические требования системного подхода (обязательность указания особенностей состава элементов, их числа и структуры), можно вычленить три группы значимых свойств экономической культуры, раскрытию содержания которых служит семейство сопряженных и производных качеств.

1. Аккумулятивность. Это склонность культурной общности к сбережению или восприятию когда-либо открытых ею или иными общностями способов и предметов деятельности, форм взаимодействия.

Жизнь любой общности основывается на ряде фундаментальных  взаимодействий. Наиболее существенны из них биосоциальное, психофизиологическое, территориальное, вещественно-продуктовое, линейно-функциональное. Хотя различные этапы эволюции общества могут выдвигать на первый план тот или иной тип взаимодействия, все они – вечный атрибут общественной жизни. На их основе и как осязаемое выражение акцентирования различных базовых взаимодействий исторически возникали и продолжают возникать разнообразные технологические и общественные способы производства. В перечне последних: кровнородственная экономика (ведение натурального хозяйства в семье, клане, племени; социально-демографическое воспроизводство), деревенское сообщество (осуществление современных функций типа ирригации); простое товарное производство; рабовладельческая экономика; феодальная экономика; капиталистический тип производства; корпоративная организация; кооперативная экономика; государственный способ производства.

В реальной жизни, как  правило, нет чистых форм, преобладают  их гибриды. Но важно то, что практически  все они существуют в разных дозировках и переплетаются в современной экономической жизни.

Аккумулятивность экономической культуры характеризуется таким образом, не только степенью освоения общностью различных форм взаимодействия (емкость и разнообразие культуры), но и ее способностью вырабатывать относительно совместимые друг с другом формы (их согласованность и характер доминирующей формы).

2. Изменчивость. Это способность общности обогащать или обновлять свои традиции в целях адаптации к внешней среде и внутренней интеграции. Из наиболее существенных параметров этой способности выделяются: открытость; мужественность; нарциссизм.

Степень открытости –  изоляционизма общности предопределяет ее чувственность к изменениям внешней  среды. Большая открытость облегчает  заимствование иных культурных ценностей, их миграцию. Возможно, однако, ситуации, когда сильная интервенция иной культуры может подавить данную, сократить спектр ее разнообразия.

Мужественность –  женственность культуры характеризует  преобладающие в ней установки по отношению к традициям, среде, образцам для подражания и т.п. Культуры с преимущественно мужской ориентацией обычно поощряют достижительные мотивации, решительность, индивидуализм, конформизм, стремление к риску и новому. Напротив, культуры с преимущественно женственными ориентациями характеризуются кооперативными, консенсусными ценностями, стремлением к безопасности, качеству и полноте жизни, сохранению традиций.

Нарциссизм культуры – ее самооценка. С одной стороны, культуры, внушающие гордость своим  приверженцам, дают им мощный заряд  активности. С другой – чем более для культуры характерно самовозвышение, тем выше вероятность «синдрома победителя», самоупоения культуры, консервация неадекватных ценностей, притупление способности воспринимать проблемы.

3. Мобилизационная мощь. Это способность общности самоорганизовываться, обеспечивать необходимые для ее прогресса аккумулятивность и изменчивость культуры. Особую роль здесь играют пассионарность и меритократичность культуры, ее организованность. Чем энергичнее носители культуры и чем выше их число в данной общности, тем больших результатов она способна достичь. Если общность обладает «критической массой» пассионариев, чья деятельность по интенсивности и размаху выходит за нормальные рамки, то выше при прочих равных условиях ее изменчивость, энергетика роста. Однако для созидательной направленности большое значение имеет меритократизм социального устройства общности – эффективность осуществления в нем властных функций, обеспеченность равенства возможностей, продвижение в элитные сферы политики, экономики, культуры наиболее достойных и способных.

Информация о работе Анализ возможностей развития культуры предпринимательской деятельности у школьников на уроках технологии