Болонская система образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:59, реферат

Краткое описание

Болонская система образования задумывалась в конце прошлого века как ответ на вызов глобализации в сфере образования. Сложившееся к тому времени единое экономическое, финансовое, а в Европе и политическое пространство требовало единства в образовательной сфере.
Целью данной работы является изучение Болонской системы образования.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Болонский процесс, цели и задачи Болонской системы образования….4
3. Обязательства стран – участниц…………………………………………..8
4. Плюсы и минусы Болонской системы……………………………………9
5. Заключение………………………………………………………………..10
6. Список литературы……………………………………………………….11

Вложенные файлы: 1 файл

экономическая география.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт- Петербургский государственный  технологический

университет растительных полимеров».


 

 Кафедра маркетинга и логистики

 

 

 

 

Реферат

 

По мировой экономике

На тему: «Болонская система образования».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка II курса гр. 322 О.В. Юрченко.

Проверил: доктор экономических  наук, профессор Р.Ш. Салиев.

 

 

 

 

Санкт- Петербург

2012

 

Содержание.

 

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Болонский процесс, цели и задачи Болонской системы образования….4
  3. Обязательства стран – участниц…………………………………………..8
  4. Плюсы и минусы Болонской системы……………………………………9
  5. Заключение………………………………………………………………..10
  6. Список литературы……………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Болонская система образования задумывалась в конце прошлого века как ответ на вызов глобализации в сфере образования. Сложившееся к тому времени единое экономическое, финансовое, а в Европе и политическое пространство требовало единства в образовательной сфере.

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Болонская система получила свое название от Болонской декларации, подписанной 19 июня 1999 года  в Италии министрами образования 29 стран Европы. Россия присоединилась к Болонской декларации в сентябре 2003 года, а другие страны постсоветского пространства, такие как Грузия, Армения, Азербайджан, Молдавия и Украина – формально стали её членами в мае 2005 года. На данный момент число стран-участниц достигло 45.

Целью данной работы является изучение Болонской системы  образования. Для этого были поставлены следующие задачи:

-рассмотреть  сущность Болонской системы, охарактеризовать  ее основные положения; 

- исследовать  цели и задачи Болонской системы; - проанализировать плюсы и минусы  Болонской системы;

- рассмотреть  особенности действия Болонской системы образования в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

Болонский процесс, цели и задачи Болонской системы  образования.

 

Болонский процесс — это процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести к середине1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию. При этом Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007) и Лувене (2009). В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. [3, 47- 49] 

Основные цели Болонского процесса:

- Построение европейской  зоны высшего образования как  ключевого направления развития  мобильности граждан с возможностью трудоустройства.

-  Повышение качества  образования.

- Обеспечение конкурентоспособности  европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов и ресурсы для обеспечения образовательной деятельности.

- Достижение большей  совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования.

- Формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала европейских стран; повышение престижности европейской высшей школы в мире.

- Повышение центральной  роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Болонская декларация, в свою очередь, содержит семь ключевых положений:

- Содействие европейскому  сотрудничеству в обеспечении качества и гарантий качества образования.

- Внедрение внутри  вузовских систем контроля качества  образования и привлечение к внешней независимой оценке деятельности вузов всех заинтересованных сторон: представителей академического сообщества, государства, студентов и работодателей.

- Принятие системы  сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

- Введение двухуровнего  обучения: бакалавриат и магистратура.

- Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу была принята ECTS (EuropeanCreditTransferSystem) — накопительная система оценок для достижения целей концепции «обучение в течение всей жизни».

- Развитие мобильности  учащихся, ППС и других категорий работников сферы образования путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Разработка и внедрение стандартов транснационального образования.

- Поддержание и развитие традиционного европейского подхода к реализации высшего образования, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований. [2, 54- 62] 

Одна из ключевых целей Болонского процесса — интегрировать все европейские стандарты качества в высшем образованиии создать систему общеевропейского сотрудничества в области обеспечения гарантий качества образования. Для этих целей в 2000 году странами-участниками Болонского соглашения была создана Европейская сеть гарантий качества в высшем образовании -EuropeanNetworkforQualityAssuranceinHigherEducation (сокращенно ENQA). Сама идея Ассоциации зародилась в рамках осуществления Европейского пилотного проекта по оценке качества высшего образования (1994–95 гг.), который показал полезность обмена опытом в области гарантий качества высшего образования. Как следствие, идея была поддержана Рекомендациями Совета Европы (98/561/ EC от 24.9.1998 г.) по европейскому сотрудничеству в области гарантий качества образования, а также рекомендациями Болонской декларации (1999 г.).

Основные задачи ENQA:

- Поддерживать и развивать обмен информацией и опытом в сфере гарантий качества образования, особенно в области методологических исследований и обмена лучшей практикой.

- Способствовать развитию  системы независимых агентств  гарантий качества и независимых аккредитационных агентств в сфере образования.

- Содействовать развитию  процедур гарантии качества в области транснационального европейского высшего образования.

- Проводить независимые  экспертизы по запросу европейских министров образования, национальных и региональных органов государственной власти или других организаций, работающих в рамках Болонского процесса.

- Функционировать как  политический форум, разрабатывающий  и утверждающий стандарты, процедуры и руководства в области гарантии качества для последующего внедрения в образовательные системы стран-участниц Болонского процесса.

- Вносить вклад в создание единого европейского пространства высшего образования. [2, 106- 108] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные обязательства стран-участниц.

Выделяются следующие обязательства стран – участниц:

Первое: введение многоступенчатой системы высшего образования. Нижняя ступень - 3-4-летняя подготовка бакалавра; средняя - 2-летняя магистратура; высшая - степень доктора наук (аналог российского кандидата). Ни традиционного для нашей страны всеобщего непрерывного 5-летнего обучения специалиста, ни более высокой, российской степени доктора наук схема не предполагает.

Второе: отказ от старых учебных планов и разбивка дисциплин на модули (отдельные учебные курсы или группы курсов). Какие из них слушать и сдавать, выбирают сами студенты. В итоге каждый учится по индивидуальной программе. 

Третье: переход на кредитно-зачетную систему ECTS (European Credit Transfer System), позволяющую сопоставлять глубину курсов, пройденных в вузах разных стран. 1 балл-кредит составляет 25-30 учебных часов. А за год, прослушав все свои модули, каждый студент должен набрать в общей сложности 60 кредитов. 

Четвертое: отказ от чисто знаниевого подхода в пользу компетентностного (на первый план выходят не теоретическая подготовка, а умения и навыки).  [4] 

Формально с 1 сентября 2009 года к этим благам приобщается  и Россия. И это вроде неплохо. По последним данным ЮНЕСКО, Россия входит в десятку стран мира, посылающих за рубеж наибольшее число студентов, а значит, возможности наших ребят возрастут. Если выпускники вузов России в условиях мировой конкуренции хотят оказаться востребованными, они должны быть не только отличными профессионалами, но пройти уровни обучения, которые определены мировым сообществом. Они должны знать иностранные языки, владеть информационными технологиями и предъявить своему будущему работодателю понятные во всем мире документы. И такая возможность у них появляется.  [5] 

Плюсы и минусы Болонской системы.

Среди позитивных сторон присоединения к Болонской системе можно выделить:

- Кредитно-модульная  система заставляет как преподавателей, так и студентов больше работать;

- Данная система  сужает подготовку студентов  в рамки их специальности, что  даёт более качественную подготовку  для выпускников;

- Возможность экспорта своих образовательных услуг;

- Накопление  баллов даёт возможность получить  вознаграждение, так именуемый «автомат»,  который даёт возможность получить  на экзамене балл пропорциональный  количеству заработанных баллов  во время семестра;

- Мобильность даёт возможность студенту начать учиться в одном ВУЗе и окончить в любом другом высшем учебном заведении, как своей страны, так и страны Европы, где введена Болонская система.

Негативные  стороны Болонской системы:

- Соотношение  национальных и международных традиций. Болонская декларация предусматривает, что присоединившиеся к ней страны должны строить свое образование в соответствии с европейской традицией.

- Явная угроза  нарастания «утечки умов».

- Подготовка  студента нынче заключается в  писанине, а не приобретении знаний. Центральной темой становится «погоня за баллами».

- Разрушение  устоявшейся системы высшего  образования и ученых степеней. [6]

 

Заключение.

В идее Болонской  системы присутствуют как плюсы, так и минусы. Безусловно, она  имеет свой шанс на существование и развитие, но для этого надо содействие, как со стороны государства, так и со стороны студентов и преподавателей.

Совершенствование данной системы должно проходить  постепенно, без лишней спешки, учитывая особенности каждой страны, их традиции образования, менталитет и культуру.

Система образования, как бы нам не хотелось, не может  быть идеальна для всех стран мира.

Что касается нашей  страны, то можно сказать, что Российская Федерация всегда рассматривала  себя составной частью европейской цивилизации, и присоединение к системе показало готовность России к сотрудничеству, понимание того, что будущее страны неразрывно связано с Европой, отсутствие намерений изолироваться. Наша страна уже приняла и внедряет на своей территории нормы и правила, разработанные в европейских рамках.

Однако некоторые  направления начали активно развиваться  в России еще до подписания Болонской  декларации. Например, в начале 90-х  годов Россия предприняла шаги для  введения системы высшего профессионального  образования, базирующейся на двух основных уровнях бакалавриата и магистратуры. В 1994 году было утверждено введение в России системы обучения, обеспечивающей подготовку бакалавров и магистров.

Информация о работе Болонская система образования