Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 00:19, дипломная работа

Краткое описание

Работа состоит из трех глав. В первой главе подробно освещаются
теоретические вопросы по проблеме межличностных взаимоотношений в младшем
подростковом возрасте, даётся общая характеристика подросткового возраста,
показана специфика общения, его особенностей, названы основные причины
трудностей, возникающих в процессе общения. Во второй главе даётся описание
методик, которые способствуют выявлению статусного положения подростка в
системе межличностных взаимоотношений, определению уровня самооценки. В
третьей главе описывается исследование проведенное на базе средней школы №
96 г. Екатеринбурга. В работе делается заключение, что самооценка зависит
от статусного положения подростка в группе.

Содержание

Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений


и самооценки детей младшего подросткового возраста 7

Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных
взаимоотношений и самооценки детей младшего
подросткового возраста 33
Глава 3. Практическая часть 41
Выводы и рекомендации 57
Заключение 59
Список использованной литературы 60

Вложенные файлы: 1 файл

диплом1.doc

— 176.42 Кб (Скачать файл)

здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты  думаешь,  где  твое  место

среди всех людей мира по состоянию здоровья?".

    На   примере   оценки   качества   "здоровье"   ребенок    с    помощью

экспериментатора  усваивает  выполнение  инструкции.  Работу  с   остальными

шкалами он осуществляет самостоятельно.

            Пример шкалы:               высокое

 

                                        низкое

 

      Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения  шкал  на

отрезки в соответствии с пятибальной системой.  При  этом  одно  деление  на

шкале является равным 0,5 балла.  Исходя  из  этого  подсчитывается  средний

балл  самооценки.  "Нормальной",  "Средней"  самооценкой   принято   считать

самооценку со средним баллом 2.5 и немного  выше;  "Высокой"  –  со  среднимбаллом 4–5; "Низкой" – со средним баллом  0-2.5.

 

2.2. Описание выборки испытуемых.

 

 

      В качестве  экспериментальной группы «А» были выбраны учащиеся 5–го

«а» класса школы 96, обучающиеся по традиционной программе. Всего в

количестве 25 человек, 12 девочек и 13 мальчиков. Возраст детей 10-11 лет.

Особенность этого класса в том, что данный коллектив учащихся  является

«сборным», то есть дети стали учиться вместе только с пятого класса.

 

 

   В качестве экспериментальной группы «Б» были выбраны учащиеся 5 «б»

класса школы 96, обучающиеся по традиционной программе, в количестве 25

человек, 13 девочек и 12 мальчиков. Возраст детей 10-11 лет. Дети данного

коллектива обучаются вместе с первого класса.

 

 

2.3. Описание условий и процедуры исследования.

 

 

       Социометрический эксперимент проводился в групповой форме. Учащимся

была изложена тема и цель исследования, дано описание и устная инструкция.

Все участники эксперимента были открыты и проявили желание участвовать в

эксперименте. В инструкции были подчеркнуты следующие моменты  каждый

заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя

вслух.

 

 

     Участники эксперимента имели достаточно времени для обдумывания

ответов. В комнате во время эксперимента не присутствовали посторонние.

Ребятам была дана гарантия неразглашения (приложение 4).

 

 

      Исследование самооценки качеств личности проводилось в индивидуальной

форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и

инструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания.

 

 

      Учащиеся обеих экспериментальных групп проявили интерес к данной

теме, задумались над вопросом «Почему я ставлю именно это качество на

первое место?» (приложение 4).

 

                            3. Практическая часть

 

3.1. Обработка данных социометрического эксперимента.

      Обработка  результатов  социометрического  изучения   детской   группы

осуществляем следующим образом: в  заготовленных  социометрических  таблицах

(см. приложение 1), мы фиксируем выборы детей.  Потом  осуществляем  подсчет

выборов, полученных каждым  ребенком  и  находим  взаимные  выборы,  которые

подсчитываем  и  записываем.

      Далее  результаты  экспериментов  оформляем  графически  в  виде  карт

групповой  дифференциации  (см.  приложение  2).   Вначале   чертим   четыре

концентрические окружности, делим их диаметром пополам.  Справа  располагаем

мальчиков, слева  –  девочек.  Мальчиков  изобразим  в  виде  треугольников,

девочек  в   виде   кружков.   Размещение   детей   на   социограмме   будет

соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной  окружности

будут находиться дети, получившие 5 и больше  выборов  –  1  группа,  второй

круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора;  четвертый  круг  –

ни одного выбора.

      Потом, соединив линиями  выбора  детей,  мы  увидим  характер  связей,

особенности   половых   дифференцировок,    взаимных    симпатий,    явления

«неразделенной любви».

      Следующий  этап  работы  –  определение  диагностических   показателей

социометрического  исследования  и  их  интерпретация.  В  качестве  таковых

выступают:

      а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

      Статус ребенка определяется числом полученных им выборов.  Дети  могутбыть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 – «лидеры» : 5 и более выборов,

2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

3 – «принебрегаемые» - 1-2 выбора,

4 – «отверженные» - 0 выборов.

      1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя  из  этого,  мы

можем знать насколько благоприятен статус каждого ребенка  в  группе.  Иными

словами,  насколько  ребенок  желанен  в  системе  межличностных  отношений,

испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В  зависимости  от  этого  можно

говорить об эмоциональном климате группы для каждого  воспитанника:  теплый,

благоприятный, холодный, отчужденный.

    б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если  большинство  детей

группы оказывается  в  благоприятных  (1  и  2)  статусных  категориях,  УБВ

определяется как высокий, при одинаковом  соотношении  -  как  средний,  при

преобладании в  группе  детей  с  неблагоприятным  статусом  -  как  низкий,

означающий  неблагополучие  большинства  детей   в   системе   межличностных

отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;

      в) индекс изолированности (ИИ).  Группу можно  считать  благополучной,

если  в  ней  нет  изолированных,  или  их  число  достигает   5-6%,   менее

благополучной, если ИИ 5-25%;

      г) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы  лежат

в основе предложений каждого ребенка, в какой  степени  дети  разного  пола,

возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;

      д) половая дифференциация взаимоотношений.

      В результате проведенного   социометрического  исследования  в  группе

детей  младшего  подросткового  возраста  с  целью  изучения  характеристикимежличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели:

       а). В результате статусные категории каждого ребенка:

- в экспериментальной группе «А»:

лидеры – 9 человек.

предпочитаемые – 3 человека.

принебрегаемые – 8 человек.

отверженные – 5 человек.

- в экспериментальной группе «В»:

лидеры – 7 человек.предпочитаемые – 7 человека.

принебрегаемые – 7 человек.

отверженные – 4 человек.

      Исходя из полученных данных можно сделать вывод (смотри график 3.1.):

- в экспериментальной группе «А»  более  50%  детей  имеют  неблагоприятный

   статус, а 48% относятся к первой и второй статусным группам;

-  в экспериментальной группе  «В»  более  50%  детей  имеют  благоприятный

   статус, т.е относятся к первой и второй статусным группам,  а  44%  имеют

   третий и четвертый статус.

 

 

 

   Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек по определению социометрическогостатуса (см. график 3.2.) очевидно, что:

- в экспериментальной группе «А» 38 %  мальчиков  имеют  первую  статусную

   категорию (лидеры), что на 13 % больше, чем в  экспериментальной  группе

   «В» (25 %);

 

   из графика также видно, что: 8 % мальчиков экспериментальной группы «А»

   относятся к предпочитаемым, а в экспериментальной группе «Б» их –25 %;

 

- к третьей статусной категории относятся 23 % в экспериментальной группа

   «А» и 33 % в экспериментальной группе «Б»;

- к четвертой статусной категории относятся 31 % мальчиков

   экспериментальной группы «А», что на 4 % меньше, чем в  экспериментальной

   группе «Б» (17 %).

Сравнив данные графика также можно видеть, что:

- в  экспериментальной группе «А» 34 % девочек имеют первую статусную

   категорию, а в  экспериментальной группе «Б» - 31 %.

- к предпочитаемым относятся 8% девочек в экспериментальной группе «А» и 31   % в экспериментальной группе «Б»;

- третью статусную категорию (принебрегаемые) имеют 50 % девочек в

   экспериментальной группе «А» и 23 % в экспериментальной группе «Б»;

- к категории отверженные относятся в экспериментальной группе «А» 8% и  в

   экспериментальной группе «Б» 15 %.

 

 

 

      Изучив полученные результаты по определению социологического статуса

каждого члена группы можно сделать вывод, что в экспериментальной группе

«Б» эмоциональный климат группы для каждого воспитанника более

благоприятный, теплый, чем в экспериментальной группе «А».

б.) В экспериментальной группе «А» уровень благополучия взаимоотношений

(УБВ) можно определить как низкий, т.к. в группе преобладают дети с

неблагоприятным статусом – 52 %.

   В экспериментальной группе «Б» УБВ – высокий, т.к. большинство детей

находятся в благоприятных (1 и 2) статусных категориях – 56%.

   Вывод: низкий УБВ в экспериментальной группе «А» означает неблагополучие

большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность

в общении, признании сверстниками.

в). данные экспериментальные группы можно считать менее благополучными,  так

как индекс изолированности в группе  А-  20%,  в  группе  Б-  16%,  то  есть

статусную категорию «отверженные» в группе А имеют 5 человек, в группе  Б  4

человека.

г).  Мотивация  социометрических  выборов:  Выяснили,  каким  образом   дети

мотивировали свои  выборы.  При  проведении  социометрического  исследования

ребятам было предложено обозначить свои выборы  одним,  или  несколькими  из

предложенных  мотивов  (приложение  4).  Общая  таблица,  которая   отражает

мотивирование  своих  выборов  участниками  социометрического   исследования

представлена в приложении 5. Из просмотра  этой  таблицы  становится  видно,

что преобладающими мотивами являются 1 ("Потому, что  он  веселый  и  с  ним

можно общаться") и 14 ("Потому, что мне нужен такой друг /подруга/").  Такая

мотивация  очень  характерна  для  подросткового  возраста  –  межличностные

отношения постепенно выходят на первый план. Ни разу не были названы  мотивы

4 ("Потому, что мы вместе ходим на  одну  секцию")  и  6  ("Потому,  что  мы

вместе отдыхали летом"), хотя это  просто  могло  не  иметь  места.  Большой

процент имеет мотив  "на  наличие  определенных  высоко  ценимых  качеств  у

ребенка", к примеру  мотив  ("Потому,  что  он  не  жадный")  был  назван  в

экспериментальной группе «А» - 22 раза, экспериментальной группе  «Б»  -  21

раз и находится на  третьем  месте  "по  популярности".  Причем  определение

мотивов выборов практически не зависит от статуса ребенка (конечно,  ребенок

не знает своего статуса). Всеми  участниками  опроса,  и  теми,  которые  не

получили выборов,  и  теми,  которые  получили  большее  количество  выборов

предпочтение было отдано 1,2 и 14 мотивам. Знания все  еще  "имеют  цену"  у

этих  ребят  –  мотив  "потому,  что  он  много  знает"   был   назван   как

представителем "лидеров", так и  представителем  "отверженных".  Практически

не была замечена какая - либо дифференциация выбора  мотивов  в  зависимости

от половой  принадлежности  опрошенных,  т.е.  мотивы  мальчиков  и  девочек

практически ничем  не  отличаются.  В  результате  можно  сделать  следующие

выводы - в основе мотива выбора в основном находятся дружеские отношения,  а

также проявляется интерес к совместной деятельности с этим ребенком.

д).  При  исследовании  половой   дифференциации   межличностных   отношений

школьников данных экспериментальных групп заметили, что:

- в экспериментальной группе «А» были выявлены взаимосвязи между мальчиками

   и девочками, которые можно назвать взаимной  симпатией,  также  в  данной

   группе наблюдаются явления «неразделенной любви»: в  большинстве  случаев

   мальчики  выбирают  девочек;  замечено  также,  что  в   группе   девочек

   существует один «отверженный»- это член группы номер восемь, а  в  группе

   мальчиков их несколько больше- это члены группы под номерами 3,17,10,23;

- в экспериментальной группе «Б» отношения  завязаны  на  первой  и  второй

   статусных категориях; выявлены взаимосвязи в группах мальчиков и девочек,

   одна из них определяется как взаимная симпатия (причем мальчик и  девочка

   относятся к разным статусным категориям),  также   в  группе  наблюдаются

   явления «неразделенной любви»; как в  группе  девочек,  так  и  в  группе

   мальчиков существуют свои «отверженные»- это члены  группы  под  номерами

   2,3,9,10.

3.2. Обработка данных по методике Т. Дембо - С. Рубинштейн

(определение самооценки качеств личности).

      После обработки методики нам необходимо сделать сводную таблицу сырых

данных (приложение 6).

Результаты проведения представленной методики в группах детей младшего

подросткового возраста выглядят следующим образом:

- в экспериментальной группе «А» (график 3.3.) из общего количества детей:   28% имеют высокий уровень самооценки;

   56% имеют средний уровень самооценки;

   16% имеют низкий уровень самооценки;

- в экспериментальной группе «Б» (график 3.3.) из общего количества детей:

   36% имеют высокий уровень самооценки;

   52% имеют средний уровень самооценки;

   12% имеют низкий уровень самооценки.

 

Информация о работе Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста