Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:43, контрольная работа
Детские игры чрезвычайно разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр подошёл П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской. В её работах детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта:
- игры придуманные самими детьми, т.е. - творческие, где она подчеркивала их главную особенность - самостоятельный характер.
- игры с правилами.
ВВЕДЕНИЕ
Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью ребенка.1
Современная отечественная теория игры базируется на положениях об её историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе. Высказываются взгляды на игру как на деятельность, обусловленную биологическими причинами – инстинкты, влечения и, следовательно, имеющую постоянный, внеисторический характер. Несостоятельность таких взглядов опровергают сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у детей, живущих в одно время, но в разных культурных, экономических, географических условиях.
Игра - особый вид деятельности, сложившийся на определённом этапе развития общества.2
Плеханов Г.В. доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет её содержание. В играх первобытных племён изображается война. Охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла ещё в первобытном обществе вместе с разными видами искусства.
В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребёнок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания.
Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности даёт возможность определить её сущность: игра - образное, действенное отображение жизни; она возникла из труда и готовит молодое поколение к труду.3
Детские игры чрезвычайно разнообразны по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации детских игр подошёл П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской. В её работах детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф. Лесгафта:
- игры придуманные самими детьми, т.е. - творческие, где она подчеркивала их главную особенность - самостоятельный характер.
- игры с правилами.
Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определённых задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребёнка при выполнении какого-либо задания.
В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы:
- дидактические игры
- подвижные игры.
Они в свою очередь, классифицируются с учётом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются
- по содержанию, – математические, природоведческие, речевые и т.д.
- по дидактическому материалу - игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные.
В играх с правилами ребёнка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей (не просто разложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определённому признаку). А это делает поведение ребенка произвольным, подчинённым игровым условиям в виде правил. Как отмечал А.Н Леонтьев, овладеть правилами игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребёнок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на
- игры с предметами,
-настольно-печатные,
- словесные.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно – прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения назвать предметы, действия с ними, их качества, назначение, описывать предметы, составлять и отгадывать о них, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Словесные игры отличаются тем, что в процессе решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.4
Ф.Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно – образовательной работы с детьми в детском саду. Близка к позиции Ф.Фребеля система дидактических игр М.Монтессори. автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно –образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом.
Система
дидактических игр была
Я в своей работе хочу глубже рассмотреть роль дидактической игры в воспитании обучении детей дошкольного возраста.
.
1 ЧАСТЬ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Основная особенность дидактической игры определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно – образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, игровые правила.
Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Это игры способствующие развитию интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму.
Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена. А возможность проявить в ней активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определённого цвета игрушки и предметы того цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребёнок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему - то научится в лёгкой непринуждённой форме. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма.
Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия - для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, выигрыш - для детей старшего дошкольного возраста.6
ВЫВОД
Таким образом, дидактические игры создаются в целях воспитания и обучения детей, но для детей воспитательно – образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Непреднамеренное обучение получило название атодидактизм. Возможность обучать детей посредством интересной для них деятельности - отличительная черта дидактических игр. В дидактической игре присутствует обучающая задача и взрослые преподносят её детям в занимательной форме.
1.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
Дидактическая игра выступает как средство умственного воспитания личности ребенка. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребёнка происходит накопление чувственного опыта. Содержание дидактических игр формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разной профессий, представления о трудовой деятельности.
Знания об окружающей жизни даются детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда (строителей, хлеборобов и т.д.), затем с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающих труд, с этапами производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед ними значение любого вида труда.
Многие дидактические игры и направлены на усвоение, уточнение, закрепление этих знаний. Такие игры как «Кто построил дом», «От зёрнышка до булочки»,