Занятость молодежи, социальная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности

Дата добавления: 07 Декабря 2015 в 04:10
Автор работы: k********@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать в ZIP архиве (3.24 Мб)
Вложенные файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть документ 

Занятость молодежи, социальная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности.docx

  —  3.25 Мб

Департамент образования и науки Кемеровской области

государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Таштагольский многопрофильный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

Занятость молодежи, социальная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности

 

 

 

 

 

                                                         Выполнила: Коренкова Е.А.

                                         социальный педагог

                                ГОУ СПО «ТМТ»

 

 

 

 

 

 

 

Таштагол, 2014

Содержание

Введение                                    4

1.   Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников учреждений профессионального образования

2. Организация занятости, социальной адаптации и подготовки к профессиональной деятельности обучающихся ГОУ СПО «ТМТ»

Заключение       

Список литературы      

Приложения        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Развитие рыночной экономики, модернизация производства, развитие новых наукоемких технологий вызывают значительные изменения в структуре занятости и приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы. При этом существенно увеличивается конкуренция на рынке труда, что не может не сказаться на занятости молодежи.

    Сегодняшний рынок труда предъявляет новые требования и к системе образования: необходимо не только дать знания, но и подготовить выпускников к жизни в новых экономических условиях, привить навыки социально-профессиональной адаптации на рынке труда, навыки самосовершенствования, т. е. подготовить специалистов, способных выдержать конкуренцию.

    Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема регулирования трудовой адаптации молодежи становится ключевой для социальной и экономической политики государства, являясь решающим условием самореализации новых поколений россиян.

    В настоящее время одна из наиболее острых ситуаций сложилась в сфере регулирования трудовой адаптации молодежи. Разрешение этой проблемы затрудняется тем, что в силу исторических причин это социальное явление в нашей стране изучено достаточно слабо. Практически не существует работ, в которых процессы трудовой адаптации молодежи исследовались бы комплексно и не просто учитывали условия развития современного российского общества, но и предлагали бы разработки социальных технологий, призванных решать возникающие в этой сфере проблемы.

    Объектом исследования является трудовая адаптация молодежи.

    Целью исследования выступает изучение процесса социальной адаптации и подготовки к профессиональной деятельности выпускников учреждений профессионального образования.

В связи с поставленной целью решается ряд задач:

- исследовать профессиональную адаптацию молодёжи;

- проанализировать процесс трудовой  адаптации молодежи в условиях  трансформирующегося российского  общества;

    Изучение данной темы основано на использовании общенаучных методов исследования: логический, метод анализа.

Структура работы определяется поставленными целями и задачами и состоит из введения, основного раздела, заключения и списка литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Проблемы социально-трудовой  адаптации  выпускников учреждений профессионального образования

    Социально-экономическая адаптация молодежи к рыночным отношениям, рынку труда выступает в качестве одного из основных факторов социального развития - процесса, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или ее отдельных компонентах - социальных отношениях, социальных институтах, социальной структуре и т.д.

    Профессиональное образование следует рассматривать в современных условиях не только как социальный институт. Этот рынок тесно связан с рынком труда, особенно с его сегментом - рынком труда молодежи.

     В отличие от рынка труда рынок образовательных услуг инерционен. В прошедшее десятилетие темпы развития рынка образовательных услуг существенно отставали от темпов развития рынка труда, в том числе и в силу отсутствия должного внимания к нему со стороны государства и органов управления в целом. В результате структура подготовки выпускников в профессиональных учебных заведениях оказалась не вполне соответствующей структуре потребностей рынка труда, качество специалистов в ряде отраслей экономики продолжает оставаться невысоким. Особенно отстают в своем развитии учебные заведения начального и среднего профессионального образования.

   Несбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг осложняет решение проблемы социально-экономической адаптации выпускников профессиональных учебных заведений к рынку труда. Безработица в самом начале трудовой жизни превращается в серьезную проблему для молодежи и ставит ряд барьеров в ее адаптации на рынке труда. Незанятость уменьшает семейный бюджет и одновременно блокирует необходимое развитие навыков, которое приходит с трудовым опытом.     Раннее развитие навыков на рабочем месте является решающей предпосылкой последующего роста заработка, а отсутствие работы в начале трудовой жизни значительно увеличивает вероятность оставаться безработным и означает малые заработки в будущем. 

    Наряду с психофизическими свойствами, объективно повышающими уровень конкурентоспособности юношей и девушек на рынке труда, молодые люди не обладают сколько-нибудь значительным опытом профессиональной деятельности, опытом взаимоотношения с другими людьми в процессе производства. Нередко их притязания к условиям труда, включая и его оплату, не соответствующие их реальному вкладу в конечные результаты труда всего коллектива, приводят к конфликтным ситуациям. Все это существенно снижает их уровень конкурентоспособности на рынке труда.

     На признаки падения спроса в экономике работодатели первым делом отвечают сокращением найма молодых работников. А поскольку уровень квалификации обычно повышается с опытом работы благодаря доступу к возможностям профессионального роста на рабочем месте, молодые люди зачастую оказываются на рынке труда в особенно невыгодном положении. Далеко не случайно, что молодежь сегодня составляет более трети всех безработных.

    Эта особенность положения молодежи на рынке труда предопределяет важность собственно социальной функции в социально-экономической адаптации выпускников профессиональных учебных заведений к рынку труда. Реализация этой функции особенно необходима для учащихся и выпускников начального и среднего профессионального уровня образования, поскольку, как правило, они представляют в системе образования малообеспеченные семьи. По оценкам до 80% учащихся профтехучилищ относится к этому слою населения. Такая специфика, наряду с системными проблемами функционирования учреждений начального и среднего профессионального образования, приводит к тому, что выпускники этих учебных заведений больше, чем выпускники вузов, подвержены риску остаться без работы, чаще встречают трудности при вступлении в трудовую жизнь. С каждым годом значительная часть из них вынуждена проходить переподготовку и, не успев приступить к работе, менять профессию.

    В связи с этим социально-экономическая адаптация выпускников начальных и средних профессиональных учебных заведений включает в себя не только узкопрофессиональную подготовку молодежи к рынку труда, но и обеспечение социализации в рыночной среде через формирование новых ценностей, освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений; противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенное в молодежной среде; обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей; поддержку вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество.

 

 

2. Организация занятости, социальной адаптации и подготовки к профессиональной деятельности обучающихся ГОУ СПО «ТМТ» 
     В настоящее время ситуация на рынке труда такова, что одной из категорий граждан, находящейся в сложном положении, является молодежь. Особые трудности в адаптации к современному рынку труда испытывают молодые люди, которые не имеют достаточной профессиональной квалификации и практических навыков. Именно молодые специалисты в первую очередь обращаются на молодежные биржи труда, в центры студенческих трудовых отрядов и государственные органы занятости населения.      

Привлечение учащейся и студенческой молодежи к деятельности студенческих трудовых отрядов (далее - студотряды) является одним из механизмов обеспечения ее временной занятости в свободное от учебы время и повышения конкурентоспособности на современном рынке труда. Движение студотрядов призвано организовать временную занятость обучающихся, изъявивших желание работать, и является одним из эффективных, массовых и интересных видов трудоустройства на временные и сезонные работы. 
     Ранняя трудовая адаптация и трудовая мобильность участников студотрядов являются необходимыми качествами молодежи в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка труда. Участие в работе студотрядов является также эффективным инструментом самореализации личности и формирования таких качеств, как самостоятельность и ответственность среди молодежи.

         Замечательной традицией стала организация летних трудовых бригад в Таштагольском районе.

     Главный принцип организации  работы таких бригад - осознанность  трудового процесса и экономическая  заинтересованность в его результатах.

     Участие в трудовых бригадах  позволяет также обогатить  знания  учащихся, повысить их рейтинг  в глазах  сверстников и учителей, развить чувство товарищества  и сплоченности, творческих способностей.

Практика трудового воспитания показывает, что знакомство с трудовым распорядком, требованиями трудовой дисциплины и нормами охраны труда, навыки общения в трудовом коллективе приобретаются несовершеннолетними в процессе реальных трудовых отношений между работодателем и несовершеннолетним в рамках заключенного срочного трудового договора.

Трудоустройство несовершеннолетних осуществляется во взаимодействии с ЦЗН Таштагольского района, при этом работодатели производят оплату труда несовершеннолетним за выполненный объем работы, а центр занятости населения обеспечивает на основе договоров выплату несовершеннолетним материальной поддержки в период временного трудоустройства.

    За период реализации программы    трудоустроены  31 обучающийся в 2012 году и 12 обучающихся в 2013 году.

 

 

Заключение

 

Занятость молодежи, ее социальная адаптация и подготовка к профессиональной деятельности являются одними из важнейших задач, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодежи на труд, свободу выбора заниматься любимой профессией и эффективно использовать их потенциал в развитии экономики нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Абдурахманов, Р.А. Введение в общую психологию и психотерапию  [Текст] / Р. А. Абдурахманов. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 303 с.
  2. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности  [Текст] / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. – М. : Мастерство, 2002. – 282 с.
  3. Многопрофильный оператор ЭВМ. Обучающая программа (546 Мб) [Электронный ресурс] / НПК «Генезис знаний». –М., 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с контейнера.
  4. Смирнов, И. П. Налог на квалификацию [Текст] / И.П.Смирнов // Поиск. – 2003. - № 37. – 12 сентября. – С. 11.
  5. Технологии личностно-ориентированного обучения [Электронный ресурс] / www.tehnology.com.ru. – Режим доступа : htpp: // www.tehnology.com.ru. – Загл. в экрана

 

http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00196345_0.html

 

 

Проблемы адаптации выпускников начального и среднего профессионального образования к рынку труда15

Г.В. СПИРИДОНОВА 
младший научный сотрудник Института 
социально-экономических проблем народонаселения РАН, 
кандидат экономических наукhttp://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2002/vestniksf177-21/vestniksf177-21090.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация программы «Трудовое лето»  2012, 2013  года

 

Реализация программы «Трудовое лето»  2012, 2013  года

 

Реализация проекта «Волонтерский отряд Синяя птица»

Оказание помощи ветеранам и пожилым людям Таштаголькскго района

Мероприятие «Ни минуты покоя»

 в  коррекционной школе – интернат  №3

Игровая программа

 «К  детям мы идем с добром»

 в  детском доме «Родник»

Профориентационное мероприятие в школе – интернат №3

Благотворительная продажа игрушек из шаров для моделирования

Обучение созданию игрушек из ШДМ

Создание снежного городка в детском доме «Родник»

Страницы:12следующая →
Краткое описание
Развитие рыночной экономики, модернизация производства, развитие новых наукоемких технологий вызывают значительные изменения в структуре занятости и приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы. При этом существенно увеличивается конкуренция на рынке труда, что не может не сказаться на занятости молодежи.
Сегодняшний рынок труда предъявляет новые требования и к системе образования: необходимо не только дать знания, но и подготовить выпускников к жизни в новых экономических условиях, привить навыки социально-профессиональной адаптации на рынке труда, навыки самосовершенствования, т. е. подготовить специалистов, способных выдержать конкуренцию.
Содержание
Введение 4
1. Проблемы социально-трудовой адаптации выпускников учреждений профессионального образования
2. Организация занятости, социальной адаптации и подготовки к профессиональной деятельности обучающихся ГОУ СПО «ТМТ»
Заключение
Список литературы