Особенности восприятия младшими школьниками учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении психологических особенностей понимания учителей младшими школьниками, девочками и мальчиками.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую характеристику младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть психологические отличия мальчиков и девочек.
3. Определить особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми и роль учителя в жизни детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Характеристика системы отношений детей младшего возраста.
1.1. Место межличностного взаимодействия в системе отношений……6
1.2. Специфика системы взаимоотношений «учитель-ученик»……….16
ГЛАВА II. Социально-психологические особенности младшего школьника.
2.1. Психологическая характеристика младшего возраста…………….22
2.2. Психологические отличия мальчиков и девочек…………………..29
ГЛАВА II. Восприятие личности учителя младшими школьниками.
3.1. Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми и роль учителя в жизни детей младшего возраста…………………………………………………………………………...33
3.2. Особенности восприятия учителя мальчиками и девочками……...41
Заключение…………………………………………………………...…..45
Список использованной литературы………………………...……….47

Вложенные файлы: 1 файл

ТАНЯ.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

     Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё  новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

     Возрастные  особенности памяти в младшем  школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала4. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте - это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается5. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

     Аналитико-синтетическая  деятельность в начале младшего школьного  возраста ещё весьма элементарна, находится  в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов6. Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности.

     Для него характерны новые отношения  со взрослыми и сверстниками, включение  в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

     Всё это решающим образом сказывается  на формировании и закреплении новой  системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

     В младшем школьном возрасте закладывается  фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться  общественная направленность личности.

     Характер  младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

     Возрастной  особенностью является и общая недостаточность  воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их - недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство - своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

     Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления7. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Психологические отличия мальчиков и девочек 

     Как много в нашем языке слов, обозначающих маленького человечка - малыш, ребенок, дитя, кроха, младенец. И все они  по сути - среднего рода. И когда в  руководствах по педиатрии и психологии пишут о том, что ребенок к определенному возрасту должен уметь то-то и то-то, многоуважаемые авторы учебников опять имеют в виду некое бесполое существо. Между тем мальчики и девочки растут и развиваются по-разному.

     Девочки более послушны, чем мальчики

     В раннем детстве девочки действительно более послушны. Это запрограммировано природой. Женщины лучше приспосабливаются к окружающей среде, чем мужчины.

     Это явление хорошо иллюстрируют наблюдения за близнецами. Однояйцовые близнецы-мальчики (с одинаковым генотипом), даже если они были разлучены в детстве и росли в разных условиях, все равно будут очень похожи друг на друга. А однояйцовые близнецы-девочки при разных условиях воспитания могут существенно отличаться друг от друга (например, полнеть или худеть в более широких пределах). Если же условия жизни одни и те же, то даже разнояйцовые близнецы-девочки могут стать во многом похожими друг на друга8. Но в подростковом возрасте картина несколько меняется. И группа мальчиков более послушно следует указаниям старших, чем девочек. Подростковые группировки с их строгой иерархией по большей части состоят из мальчиков.

     Мальчики  больше хотят отличиться

     Это не столько желание, сколько констатация  факта. Для природы особи женского пола более «ценны», поскольку именно они могут воспроизводить себе подобных. Они - главные хранительницы генотипа, а на мужских особях природа чаще экспериментирует.

     По  мнению доктора биологических наук, генетика В.А.Геодакяна, у мужчин больше полезных и вредных мутаций (генетических отклонений), чем у женщин. Он говорит: «Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т.д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков».

     Мальчики  более изобретательны, чем девочки

     Так было задумано природой. Питерский  нейрофизиолог В.Д.Еремеева говорит, что поисковое поведение природа  предусмотрела для самцов в сложных  ситуациях. В самом деле, меняться, приспосабливаться под изменчивый мир им значительно сложнее, чем женщинам. «Пусть лучше мир прогнется под нас», - сказал мужчина, и, чтобы не погибнуть, отправился на поиски другого места (потеплее и получше) или изобрел шубу.

     Поисковым поведением определяется и тяга самцов к освоению новых пространств, их большая сообразительность, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованных предприятиям.

     Среди изобретателей мужчин существенно  больше, чем женщин. Однако это совсем не означает, что мальчики более способны и одаренны, чем девочки. Исследования психологов показали, что одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возрастов на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам картина меняется, одаренных мальчиков становится больше. Девочки-«вундеркинды» по большей части превращаются в «таких, как все». Почему? Возможно, срабатывает некая генетическая программа, а может быть, виной та самая «приспосабливаемость и адаптивность», которая на этот раз сыграла отрицательную роль9.

     Девочки более работоспособны, чем мальчики.

     Не  совсем так. Просто работоспособность  у мальчиков и девочек разная. Девочки быстрее включаются в  работу, и учитель или воспитатель  это сразу замечает - по устремленным на него горящим девчоночьим глазам. Мальчики раскачиваются дольше и на учителя смотрят реже (чаще - на парту, в сторону или прямо перед собой). И к тому моменту, когда они достигнут пика работоспособности, девочки уже начинают уставать.

     Получается  несоответствие во времени - самый важный ключевой момент урока девочки усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность.

     Мальчики  занимают больше места

     Во-первых, это связано с поисковым поведением мальчиков, с необходимостью постоянно  осваивать новое пространство. Во-вторых, девочки опираются на т.н. «ближнее зрение». Они любят маленькие уголки, уютные домики, где до всего можно дотянуться рукой. Мальчики же, в основном, ориентируются на «дальнее зрение» - им нужно бегать друг за другом, бросать различные предметы.

     «Должен он скакать и прыгать,

     все хватать, ногами дрыгать,

     а иначе он взорвется,

     трах-бабах  и нет его!» - это, прежде всего  о мальчиках!

     С поисковым поведением связано, кстати, и то, что мальчики лучше ориентируются  на местности, чем девочки, у них лучше развиты пространственные представления.

     Мальчики  не должны плакать.

     А вот это неправда. Мальчики порой  более эмоционально реагируют на происходящее, чем девочки, они более  чувствительны к боли, к страданию, чем девочки. Но поскольку им с молоком матери внушили этот миф, они изо всех сил пытаются сдержаться.

     Эмоциональную чувствительность и тревожность  маленьких мальчиков взрослые слишком  часто недооценивают. В результате мальчик вырастает во взрослого  мужчину, у которого слишком силен  запрет на выражение своих чувств. В лучшем случае его не понимает любимая женщина, в худшем - он загоняет все эмоции внутрь и постоянно живет в стрессовой ситуации.

     А потом мы удивляемся, почему мужчины  раньше умирают…

     Мальчики  большую часть информации воспринимают зрением, а девочки - на слух

     В общем, правда, хотя, конечно, существуют и индивидуальные особенности. Поэтому  то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать в действии. Но и мальчикам, и девочкам очень  важно не преподносить готовых решений, а побуждать их к самостоятельному поиску. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава III. Восприятие личности учителя младшими школьниками

     3.1. Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми и роль учителя в жизни детей младшего школьного возраста 

     В системе «учитель – ученик» наиболее исследовано понимание учащихся учителями, которое рассматривается как сторона педагоги ческой деятельности и как компонент педагогических способностей, в значительной мере определяющий процесс формирования других компонентов (Б.Г. Ананьев, 1980; Л.И. Бояович, 1968, 1972; Н.А. Березовин, 1978; А.А. Бодалев, 1983; Ф.Н. Говоболин, 1965; Ф.И. Иващенко, 1981; Я.Л. Коломинекий, 1984; С.В. Кондратьева, 1984; Н.В. Кузьмина, 1972; Д.Ф. Николенко, 1973; И.Е. Синица, 1976; Л.С. Славина, 1965; И.В. Страхов, 1966; А.И. Щербаков, 1967; Е. Шнейдер, 1973; Х. Крайзе, 1968; Г. Гофселс, 1963; М. Хонекер, 1971; Л. Келемен, 1970; Р. Хаш, 1976; Б. Донат, 1977 и др.).

     Проблема  понимания педагогов учащимися  стала разрабатываться в психологии сравнительно недавно, хотя общие подходы к раз работке этой проблемы были определена Б.Г. Ананьевым в 30-ые годы. Некоторые ее аспекты были исследованы в советской психологии в 40-50-вв года (Г.С. Прозоров, 1935; И.М. Цветков, 1945; Т.К Чугуев, 1935; Д.Ф. Самуйленков, 1949 и др.). В настоящее время интерес к этой проблеме возрастает. Усиление демократизации взаимоотношений учителей и учащихся, расширение сферы внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, их взаимодействия с другими людьми влечет за собой внедрение в школьную практику новых проблемно-поисковых методов обучения и воспитания, при которых ученик ставится в позицию активного субъекта учебно-воспитательной деятельности и общения. Это, в свою очередь, значительно повышает эффективность развития личности школьника.

Информация о работе Особенности восприятия младшими школьниками учителя