«Сопротивление воспитанию»: его суть, проявления, способы преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:14, доклад

Краткое описание

Еще А.С. Макаренко, удрученный трудностями и противоречиями, видимым отсутствием всяких закономерностей воспитания, несовершенством подготовки к нему начинающих педагогов, сетовал на то, что в технических вузах студенты изучают предмет «Сопротивление материалов», а будущие педагоги ни в каком виде не постигают даже азов неотъемлемой реальности педагогического процесса, которую можно было бы назвать «сопротивлением воспитанию». Увы, до сих пор такого учебного предмета нет. Кому не знакомы «картинки из практики»: ..Учительница ведет детей в театр по улицам большого города: построила парами, просит не отставать, и что же? Буквально через несколько секунд в хвосте колонны образовывается отстающая группа толпящихся, галдящих, хохочущих «неслухов».

Вложенные файлы: 1 файл

Сопротивление воспитанию.docx

— 47.52 Кб (Скачать файл)

ПРИЧИНЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ  ВОСПИТАНИЮ

Как видим, сопротивление  воспитанию многолико, вариантов его  проявления — масса, а объяснение этого одно - многообразие причин, лежащих  в его основе. Каковы же они?

Если смотреть на причины возникновения сопротивлению  воспитателю в широком плане, то надо анализировать их в той  же логике, делая акцент на несоблюдение условий для полноценного развития личности ребенка, подростка... Эти негативные условия возникают под влиянием групп причин разного уровня, накладываясь одна на другую и образуя в каждом конкретном случае воспитания свою собственную сложную совокупную причину сопротивления воспитанию, включающую в себя:

§   глобальные, мировые причины;

§   социальные (экономические, политические, культуро-логические...; современные реалии детства);

§   психофизиологические (здоровье, состояние развития, забегание вперед или отставание в развитии);

§   педагогические (как условия воспитания, психолого-педагогическая ситуация развития).

Школьному педагогу, принимающему эстафету развития и воспитания ребенка, необходимо вдумчиво оценить  и понять всю историю и" логику предыдущего развития, чтобы вести  ее дальше. Оценить нестандартно, нетрафаретно, творчески. Это прекрасно описано  у В. Леви: «Детство — время бессознательных  обобщений. Отрицательное отношение  к еде легко переходит в  отрицательное отношение к людям. Представим себе хоть на минутку, что  весь мир стал Заставляющим, Навязывающим, Принуждающим... Ежедневная необходимость  сопротивляться... Сдаваться, притворяться сдающимся... Имейте в виду: своим  каждодневным насилием вы подавляете у ребенка способность наслаждаться жизнью, радоваться...» (СНОСКА: Леей В. Иповедь гипнотизера. Кн. 2. «Кот в мешке». М, 1994. С. 256)

«Плачевнее всего  обстоят дела как раз там, где  детьми «занимаются» и где вместо живого общения появляются «системы», «концепции», «формирование» и тому подобные чудовища... легион детоцентричных мам, пап, бабушек и иже с ними: «...разве не в детях, в конце концов, наше счастье и смысл нашей жизни?...» Легион эгоцентричных детей: «А вот и не надо. Не надо делать из нас смысл вашей жизни, это мешает нам искать смысл нашей. Не надо делать из нас свое счастье — это невыносимо, счастье прямой наводкой» (СНОСКА: Там же. С. 53).

Объяснимы симптомы сопротивления, выраженные в, сочинениях детей на тему «Если бы я был  взрослым»: «Я бы везде и всюду  ходил только в кедах; после супа выпивал бы два компота и ходил  по улице, пятясь назад»; «Сидя на стуле, болтал бы ногами и не вытирал их о коврик перед дверью»; «Я гладил бы каждую кошку и очень громко свистел, чтобы все вздрагивали  и оборачивались»...

Другая сторона  медали — навешивание ярлыков, раздача  оценок, «диагностические штампы» типа: «Горюшко ты мое, наказание»; «Девочка, а какой сорванец!»; «Ну что  ты, девчонка что ли, нюни распустил?»; «Ну ты и врун! Прекрати выдумывать!»; «Как я сказал(а), так и будет! Не спорь со старшими!»; «Другие дети как дети, а ты!»...

В зависимости от степени напряжения воли и интеллектуальной работы, необходимой для их преодоления, критические ситуации подразделяются на четыре вида:

1.        Стресс (англ, «напряжение») — общая реакция организма на ситуацию, требующую перестройки, адаптации, которая переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением контроля, приспособления к окружающему.

2.        Фрустрация (лат. «обман, тщеславное ожидание, расстройство») — состояние, вызванное двумя момента ми: наличием сильной мотивации достичь цели и преграды, препятствующие этому достижению: физические (ограничение свободы), биологические (болезнь), психологические (страх, застенчивость, нехватка знаний и умений), моральные (нормы, правила поведения, запреты). Следствие — от небольшой дезорганизации до полной потери терпения и надежды.

3.        Конфликт (лат. «столкновение») - ситуация выбора, которую личность не может разрешить, не может найти компромиссного решения, в результате чего поведение и сознание человека (школьника) дезорганизуется.

4.        Кризис (греч. «решение, поворотный пункт») — состояние, порождаемое вставшей перед личностью проблемой, от которой она не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами (тяжелая болезнь, переход в другие условия существования, изменение внешности, кризисные явления возраста и т.п.).

КРИТИЧЕСКЙЕ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

В совокупности с  нарушенной тех никой и логикой  наказаний и поощрений это  приводит к развитию критических  ситуаций, в которых оказывается  ребенок в школьном возрасте. Интересна и полезна для школьного педагога классификация таких ситуаций, данная Г.П. Малахо <…>

ПОСЛЕДСТВИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ  ВОСПИТАНИЮ

Все четыре вида критических  ситуаций в той или иной степени  характеризуют явление сопротивления  воспитанию и вынуждают школьного  педагога выстраивать свою логику воспитательного  процесса. Но об этом позже. Здесь же необходимо сказать о последствиях сопротивления воспитанию, с которыми нередко встречается школьный педагог  в практике воспитания. Мы выделим  их четыре основные группы.

1. Усугубление нервно-психических заболеваний, для которых недостатки воспитания и описанные выше критические состояния являются психогенными факторами: эпилепсия, шизофрения, различные неврозы и неврастении (страхи, навязчивые состояния, навязчивые движения, онанизм, ночное недержание мочи, лого-фобия, мутизм, еурдомутизм, заикание и др.), психогенные шоковые реакции, различные психопатии (тормозимая, шизоидная, возбудимая и т.д.), минимальная мозговая дисфункция и др. Мы не станем здесь описывать их, ибо это дело медиков-специалистов (СНОСКА: См.: Астапов В-М. Педагогу о психическом здоровье учащихся. М., !99i; Буянов М.И. Беседы о лете кой психиатрии. М., 1986; Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. Громбаха. М., 1988; Щабаева Л.В. Программа психологической реабилитации школьника. М., 1996).

2. Особые психические состояния: аутизм (чрезмерная самоуглубленность, отчуждение), стрессовое состояние (общее возбуждение, напряжение), апатия (потеря интереса, безразличие к окружающему), навязчивые психические состояния (тягостные мысли, страхи, тяжелые воспоминания), различного рода страхи (тревожность, боязнь), аффилиация (актуализация потребности в эмпатии, общении, дружбе, сотрудничестве), эйфория (беспечное, радостное, блаженное состояние, не соответствующее положению человека), депрессия (подавленность, состояние безысходности, общая пассивность), циклотимия (периодическая смена возбуждения и депрессии), аффект (бурное, трудно сдерживаемое эмоциональное состояние при неспособности найти выход из создавшейся ситуации), барьер смысловой (затруднительное взаимопонимание между людьми, вызванное различным пониманием и оценкой одних и тех же явлений), одиночество (состояние оторванности, изоляции от других людей); напряженность, скука, опустошенность... от недостатка общения и другие состояния.

3. Формирование в личности школьника специфических качеств личности: лживости, невротизма, упрямства, негативизма, впечатлительности, агрессивности, эгоцентризма, пессимистичности, бесхактерности, индифферентности; дереализации, болезненной и чрезмерной застенчивости, гипомании, демагогичности и др. С точки зрения психологов и детских психиатров чаще всего эти качества сращиваются, переплетаются, влияют на состояние личности в целом, воплощаясь в особом типе личности, который получил название акцентуированная личность. Этот тип личности имеет характерологические отклонения от нормы, выраженные в чрезмерном усилении отдельных черт характера. Основные типы их таковы:

§   астенический (быстрая утомляемость, раздражительность, тревожность);

§   циклоидный (чередование фаз хорошего и плохого настроения);

§   гилертимный (приподнятое настроение, повышенная активность, жажда деятельности, не доводимой до конца);

§   лабильный (резкая смена настроения в зависимости от ситуации);

§   сензитивный (повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность);

§   психастенический (высокая тревожность, мнительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям, % замкнутость, интроверсия, неразвитость эмпатии, необычность мышления);

§   эпилептоидный (склонность к злобно-тоскливому настроению, раздражительности, внутренней неудовлетворенности в форме злости, гнева, ярости, жестокости, конфликтности);

§   застревающий (повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, стойкость отрицательных переживаний, стремление к доминированию, высокая конфликтность, склонность навязывать свое «Я»);

§   истероидный (демонстративный — притворство, лживость, фантазирование, авантюризм, тщеславие, стремление «убежать в болезни», завоевать восторженное отношение окружающих);

§   дистимный (подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни);

§   неустойчивый (склонность поддаваться влиянию окружающих, поискам новых впечатлений, компании, контактов);

§   конформный (подверженность групповому влиянию).

4. И наконец, сопротивление  воспитанию характеризуется сложными  структурными образованиями в  личности школьника-подростка и  старшеклассника, которые требуют  особых условий воспитания, а  нередко и перевоспитания (как  в условиях школы, так и в  специальных учебно-воспитательных  учреждениях закрытого типа).

КОНКРЕТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЮ

В повседневной практике воспитания педагоги и родители встречаются  с конкретными проявлениями сопротивления  воспитанию. Назовем их здесь с  краткой характеристикой. Общение  фазическое (fatuus - глупый) - бессодержательное общение ради самого процесса общения, процесс установления и развития контактов для обмена информацией, позициями; психическими состояниями, эмоциональными переживаниями. Не случайно в числе любимых занятий такие школьники называют: «стоять в подъезде», «бездельничать», «ходить по улице», «рассматривать витрины магазинов и ларьков», «сидеть в беседке», «тусоваться».,.

Деморализация —  моральное разложение, утрата нравственных критериев, падение дисциплины, морально-психического состояния.

Комплекс неполноценности  — синдром, заключающийся в стойких  переживаниях человека по поводу своих  мнимых или реальных недостатков, своей  неполноценности в системе межличностных  социальных отношений. Результат его  — деформация естественного развития личности. Одиннадцатиклассник Саша Г. постригся «под панка». Все удивлены. На вопрос классного руководителя: «Ты, Саша, разве разделяешь их мировоззрение, их взгляды на жизнь?», ответил: «Нет, конечно. Я их презираю». — «Тогда почему?» — «В знак протеста. Ведь я — «позор своих родителей». Вам хорошо, вы знаете, чего хотите от жизни. А нам как быть в это бешеное время. Как понять, что хорошо, а что плохо, где истина, а где ложь. Вот мы и неприкаянные».

Девиантное поведение — поведение с отклонениями от принятых в обществе правовых или нравственных норм (различные виды нарушений: озорство-хулиганство, детское «взял без спросу» — кражи, безобидные столкновения и драки — нанесение тяжких телесных повреждений, другие преступления против личности и т.д.).

Дистимия — подавленное, унылое настроение, сосредоточенность  на мрачных и печальных сторонах жизни. Из дневника старшеклассницы  Кати Б.: «Часто мама говорит мне, что, если я буду плохо себя вести, она  меня разлюбит. Она наказывает меня и говорит, что ей не нужна такая  дочь. А я не знаю, что еще мне  сделать, чтобы меня любили. Я ведь хорошая, послушная девочка. Учусь  в школе на все пятерки, хожу в  музыкальную школу, потому что так  хочет мама, хотя мне так трудно играть на скрипке хорошо. Стараюсь помогать маме летом в огороде. Почему я начинаю чувствовать, что никому не нужна?»

Отчуждение - система  отношений человека с окружающей действительностью, при которых  все социальные ценности (товарищество, дружба, культура, образование, воспитание...) и их носители (а значит, и педагоги) осознаются как противоположные  его собственным взглядам, устремлениям — от болезненного ощущения несходства до полного неприятия и даже враждебности. Отчуждение выражается -в чувстве обособленности, одиночества, отверженности, потере своего «Я». Следствием этого является, как правило, постепенный уход из-под влияния воспитателей.

Нередко отчуждение сопровождается приобщением к употреблению алкоголя и никотина, наркотиков и  токсичных веществ. Мы провели анонимный  опрос старшеклассников и получили неутешительные, беспокоящие результаты: каждый десятый уже пробовал наркотики  или токсичные вещества; каждый восьмой  высказал мнение, что если ему предложат, то он обязательно попробует.

Таковы в основном последствия сопротивления воспитанию, его основные проявления. Разумеется, школьного педагога-практика волнует  вопрос о том, как с ними справляться  в воспитательном процессе, как сделать  воспитание не только эффективным, но и приятным и радостным и для  педагога, и для учащихся.

ПРОДУКТИВНЫЕ  ИДЕИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ  ВОСПИТАНИЮ

Остановимся на некоторых  основах деятельности школьного  педагога -идеях, реализация которых позволит успешно преодолевать сопротивление воспитанию.

Первая. Полная уверенность в том, что «нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим» (В.Г. Белинский) и «порою из дурных качеств складываются великие таланты» (Ларошфуко). В это всегда верят педагоги, преуспевающие в воспитании детей. А.Й. Гаврилина: «Сопротивление воспитанию? Да, есть такое явление. Что делать? - Все равно воспитывать, не делая упор на то, что их воспитываешь. Иногда само слово «воспитание» вызывает отрицательные реакции». Залогом успешности такого подхода является подмеченная еще П.П. Блонским потребность «непопулярных подростков», «трудных школьников»: «Можно без преувеличения сказать, что на лбу всякого неуравновешенного написано: «Ищу воспитателя». Они очень легко поддаются воспитанию, даже, к сожалению, слишком легко. И они очень любят быть воспитываемыми» (СНОСКА: Блонский П.П. Трудные школьники. М., 1930. С. 128).

Вторая. Выбор правильной логики воспитательного воздействия: принять таким, каков он есть -» понять, хорошо изучив причины, природу возникновения негативных явлений, проявления -> найти адекватные меры реабилитации (создание воспитывающей среды, включение в коллективную творческую деятельность, индивидуальный подход). Обратимся к мудрым советам В. Леви: «Хоть однажды: «А вдруг не трудный ребенок, а непробудный родитель?! Не воспитанник плохой, а воспитатель глухой?»... «Если вы принимаете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными... вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их видеть».

Информация о работе «Сопротивление воспитанию»: его суть, проявления, способы преодоления