Адаптация младших школьников к обучению в среднем звене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 03:49, курсовая работа

Краткое описание

Переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае - может стать болезненным процессом приспособления, привыкания. Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он теперь - пятиклассник! Родители ждут новых успехов, взлетов успеваемости. Но, увы, этого не происходит. Более того, ребенок вдруг становится более нервным, беспокойным, в дневнике появляются первые замечания. А всему виною - адаптационный период, просто ребенок еще не успел перестроиться на «взрослый лад».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Ковалевич.docx

— 62.39 Кб (Скачать файл)

 

создание классными руководителями программы адаптационного периода с учетом специфики класса и собственных возможностей на основе базовой программы;

 

обеспечение директором и его заместителем организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т.д.);

 

проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода;

 

итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, классными руководителями, построение психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса;

 

проведение итогового психолого-педагогического консилиума для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода;

 

подготовка итоговой справки-анализа «Об адаптационном периоде в школе».

 

Следует помнить, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы:

 

. Организационная работа (проведение больших и малых  педсоветов, совещаний с представителями  школьной администрации, педагогами).

 

. Психологическая диагностика  по всем направления развития  личности школьника.

 

. Консультативная работа  с педагогами, учащимися и их  родителями.

 

. Профилактическая работа  со всеми участниками образовательного  процесса.

 

. Коррекционно-развивающая  работа с учащимися.

 

. Аналитическая работа  психолога.

 

Из этого следует, что психолого-педагогическое сопровождение и комплексная программа.

 

С информацией, полученной в ходе нашего диагностического исследования, ознакомлены и классный руководитель и учителя предметники, работающие в 5 классах, а так же родители и учащихся.

 

Следует помнить, что работа с пятиклассниками должна строиться исходя из того, с каким уровнем готовности к обучению в среднем звене приходят дети из начальной школы. На основе полученных данных выстраивается программу сопровождения. [5]

 

Поддержка ребенка в трудный период адаптации способствует решению задач личностного роста и развития учащихся, а также профилактики и коррекции школьной дезадаптации. Таким образом, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение естественного развития учащихся.

 

 

Литература

 

адаптация школьник младший психологический

 

1.Абрамова Г.С. Возрастная  психология. - М.: Просвещение, 2000. - 624 с.

 

2.Бабкунова О.Н. Особенности  социально-психологической адаптации  учащихся к школе / О.Н. Бабкунова // Вестник развития науки и  образования. - 2008. - №1.

 

.Бим-Бад Б.М. Педагогический  энциклопедический словарь. М.: 2002.

 

.Битянова М.Р. Организация  психологической работы в школе. М., 2000.

 

.Богомолова Е.А. К вопросу  об индивидуальных вариантах  умственного развития младших  школьников / Е.А. Богомолова // Психология  и школа, 2009. - №3. С. 72-83.

 

.Вачков И.В. В зеркале  сказки // Школьный психолог, №21, 2001.

 

.Вачков И.В. Основы технологии  группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2000.

 

.Ветрова В.В. Уроки психологического  здоровья (Текст): (Рук. Для психологов, педагогов и родителей по развитию  личности ребенка дошк. и мл. шк. Возраста) / В.В. Ветрова; Пед. о-во России. - М.: (б.и.), 2009. - 187 с. - (Психология развития).

 

.Волков М.П. Методы социометрических  измерений в социально-психологических  исследованиях. - Л.: Нева, 2002 - 147 с.

 

.Володина Е.А. Функциональное  состояние и адаптационные возможности  организма школьников в условиях  реформирования образования / Е.А. Володина, Е.Ю. Суетнова, Н.П. Сетко // Вестник оренбургского  государственного университета. - 2005. - №11 (Прил.). - С. 72-76.

 

.Вострокнутов Н.В. «Семья  и дети» - тренинг коррекции детско-родительских  отношений / Н.В. Вострокнутов, Н.К. Харитонова. - 2003. - С. 183.

 

.Гамезо М.В., Герасимова  В.С., Л.М. Орлова Младший школьник. Психодиагностика и коррекция  развития. - М.: изд-во МГОПУ, 2005 - 116 с.

 

.Горячева Т. Одаренные  дети глазами нейропсихолога (Текст) / Татьяна Горячева; беседовала Ася  Штейн // Здоровье школьника. - 2010. - №3. С. 16-18.

 

.Грачева И.А. Коррекционно-развивающее  пространство как средство оптимизации  процесса интеграции младших  подростков с нарушением речи  в общеобразовательное учреждение / Грачева И.А. // Вестник Университета  Российской Академии Образования. - 2009. - №2. С. 145-147. Библиогр.: с 147 (16 назв.). - (Педагогика).

 

.Григорьева М.В. Структура  мотивов учения младших школьников  и ее роль в процессе школьной  адаптации (Текст) / М.В. Григорьева // Начальная  школа. - 2009. - №1. С. 8-9.

 

.Григорьева М.В. Влияние  когнитивных стилей деятельности  педагогов на адаптацию учащихся  к обучению в школе / М.В. Григорьева // Начальная школа. - 2009. №8. С. 37-40.

 

.Зак А.З. Диагностика интеллектуального  развития выпускников начальной  школы как оценка рисков обучения  в основной школе / А.З. Зак // Психологическая  наука и образование. - 2009. - №2. - С. 5-15.

 

.Индивидуальные варианты  развития младшего школьника. Под  ред. Занкова А.В., М.В. Зверевой - М.: Педагогика, 2004 - 176 с.

 

.Капустин Н.П. Педагогические  технологии адаптивной школы (Текст): учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / Н.П. Капустин. - М.: Академия, 2001. - 214 с.; 21. - (Высшее образование). - Библиогр.: С. 211-213.

 

.Короткова О.С. О преемственности  обучения младшего звена общеобразовательной  школы со средним / О.С. Короткова // Вестник Тверского государственного  университета. - 2008. - №21 (Педагогика  и психология). С. 135-140.

 

.Крайнова Ю.Н. Адаптация  школьников к обучению в среднем  звене, как психологическая проблема / Крайнова Ю.Н. // Практическая психология  и логопедия. - 2009. - №1. - С. 51-54.

 

.Кузнецова Ю. Психологическая  «Акклиматизация» / Ю. Кузнецова // Директор  школы. - 2009. - №10. С. 56-59.

 

.Кулагина И.Ю. Возрастная  психология: от рождения до 17 лет.: Учеб. пособ. - 3 е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 175 с.

 

.Куликова Т.Г. Личностные  факторы риска возникновения  школьной дезадаптации учащихся  младшего школьного возраста / Т.Г. Куликова // Практическая психология  и логопедия. - 2003. - №3-4 (6-7). - С. 38.

 

.Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения / Г. Кумарина // Народное образование. - 2002. №1. - С. 111-121.

 

.Липкина А.И., Рыбак Л.А., Критичность и самооценка в  учебной деятельности. - М., 2001 - 145 с.

 

.Матвеева О.А. Помощь в  адаптации к средней школе: психолого-педагогическое  сопровождение V-VI классов / О.А. Матвеева, Е.А. Львова // Психологическая наука  и образование. - 2001. - №3. - С. 42-60.

 

.Медведева А.В. Анкета  для учителей, работающих в 5-х  классах /А.В. Медведева, М.С. Дарбашева // классный руководитель. - 2009. №7. - С. 109-110.

 

.Ньюкомб Н. Развитие личности  ребенка (Текст): пер. с англ.) / Норма  Ньюкомб. - 8-е изд. - СПб. (и др.): Питер, 2003. - 639 с. - (Мастера психологии

 

.Овчинникова Т.Н. Личность  и мышление ребенка: диагностика  и коррекция (текст) / Т.Н. Овчинникова; Научн.-внедрен. лаб. психопедагогики  иобразования. - 2-е изд. - М.: Акад.проект; Екатеринбург: Деловая кн. 2000. - 203 с. - (Руководство практического психолога).

 

.Овчарова Р.В. Практическая  психология в начальной школе. - М.: сфера, 2001 - 240 с.

 

.Психология в меняющемся  мире (Текст): тез. докл. регион. науч.-практ. конф., 25-26 апр. 2001 г. / Редкол.: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. - Челябинск: Изд-во  ЮУрГУ, 2001. - 222 с. ISBN 5-696-01687-1.

 

.Сабодах Р.В. (учитель начальных  классов). Проблема адаптации детей  к обучению в школе (Текст) / Р.В. Сабодах // Начальная школа плюс  до и после. - 2008. №2. С. 66-68.

 

.Троицкая Л. Особенности  эмоциональной сферы детей (Текст) / Л. Троицкая // воспитание школьников. - 2008. №8. С. 47-49.

 

.Хавторина Н. Переход без  стресса в среднее школьное  звено / Н. Хавторина, Н. Ракитина // Директор  школы. 2010. - №3. С. 64-66.

 

.Шкуричева Н.А. Изучение  взглядов учителя на проблему  адаптации школьников к ученическому  коллективу / Н.А. Шкуричева // Начальная  школа. - 2008. - №8. С. 15-19.


Информация о работе Адаптация младших школьников к обучению в среднем звене