Акцентуация характера подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Проблема акцентуации характера у подростков является актуальной научно-практической проблемой социальной психологии. Это обусловлено, во-первых, тем, что формирование новых рыночных отношений в нашей стране ведет к преобразованию важнейших институтов социализации - семьи, школы, прежде всего, отражаясь на вступающем в жизнь поколении, от которого зависит будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Молодое поколение особенно остро и болезненно реагирует на конфликтную социальную обстановку. В этой ситуации молодежи нужна особая психологическая и педагогическая поддержка. Психологу необходимо владеть фактическим материалом о причинах, последствиях и особенностях протекания девиантного поведения у школьников разного возраста и на его основе реализовать технологии по формированию конфликтной культуры молодого поколения. Во-вторых, это обусловлено малым количеством работ среди отечественных исследователей, посвященных теме акцентуации характера у подростков, причин их возникновения и способов преодоления.

Содержание

Введение
1. Характеристика и особенности подросткового возраста
1.1 Подростковый возраст и его особенности
1.2 Предпосылки девиации в подростковом возрасте
1.3 Акцентуации - временные изменения характера в подростковом возрасте
1.4 Классификация типов акцентуаций характера
2. Акцентуации характера и современный подросток
2.1 Общие характеристики акцентуаций характерных для современных подростков
2.2 Различия в проявлениях акцентуаций характера между мальчиками и девочками
2.3 Статистический анализ экспериментальных данных
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Возрасная психология (черновой вариант).doc

— 797.00 Кб (Скачать файл)

Романтическая влюбленность проходит мимо них, на искреннюю любовь они неспособны, как и на преданную дружбу. Компания для развлечений для них всегда предпочтительнее настоящего друга.

Побеги из дому и интернатов -- нередкий поступок неустойчивых подростков. Во время побегов они ищут асоциальные компании, подходящего спутника, под влияние которого легко подпадают. Первые побеги служат примитивным способом избежать неприятностей или по крайней мере отсрочить наказание. Повторные побеги нередко обусловлены уже поиском развлечений, желанием избавиться от всякого труда, тягой к «свободной жизни».

Кроме явной акцентуации по неустойчивому типу, когда все особенности поведения и характера налицо, приходится сталкиваться со скрытой акцентуацией. В этих случаях нарушения поведения, свойственные типу неустойчивых, выявляются внезапно на фоне предшествующего благополучия. Обнаруживаются они при сочетании двух факторов -- неожиданного для подростка положения относительной бесконтрольности со стороны старших и пагубного влияния приятелей.

Конформный тип

Этот тип встречается только в форме акцентуации характера.

Эти люди «плывут по течению», слепо подчиняются своей среде. За них думает и действует общество, совершенствование у них ограничивается подражанием. Черты этого типа-- постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму.

Представители конформного типа -- это люди своей среды. Их главное качество, главное жизненное правило -- жить «как все», думать, поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех» -- от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. Но под «всеми» всегда подразумевается привычное непосредственное окружение. От него они не хотят ни в чем отстать, но и не любят выделяться. Это касается всего в жизни, но особенно отчетливо выступает на примере отношения к модам одежды.

В хорошем окружении -- это неплохие люди и исполнительные работники. Но, попав в дурную среду, они постепенно усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и поведение, как бы это ни противоречило всему предыдущему в их жизни и как бы пагубно ни было.

Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорится в привычном для них окружении, все, что они узнают через привычный для них канал информации,-- это для них и есть истина. И если через этот же канал начинают поступать сведения, явно не соответствующие действительности, они по-прежнему долго принимают их за чистую монету [20].

Нелюбовь к новому прорывается наружу беспричинной неприязнью к чужакам. Это касается как просто новичка, который появился в их группе, так и представителя другой среды, другой манеры держать себя и даже, как нередко приходится наблюдать, другой национальности.

Реакция эмансипации ярко проявляется только в том случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, если они противодействуют его желанию быть «как все» его ровесники, перенять распространение в его группе моды, увлечения, манеры, намерения. Увлечения конформного подростка целиком определяются его группой и модой времени.

Смешанные типы

Смешанные типы представляют почти половину случаев явных акцентуаций характера и более половины -- психопатий.

Несмотря на кажущееся разнообразие смешанных типов, встречающиеся сочетания не случайны. Как в отношении акцентуаций характера, так и в отношении психопатий эти сочетания подчиняются определенным закономерностям. Однако далеко не все сочетания описанных типов возможны. Практически не сочетаются следующие типы:

Гипертимный - с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;

Циклоидный - со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного;

Лабильный - с гипертимным, психастеническим, шизоидным;

Сенситивный - с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;

Психастенический - с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;

Шизоидный - с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим;

Эпилептоидный - с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим;

Истероидный - с циклоидным, сенситивным, психастеническим;

Неустойчивый - с циклоидным, сенситивным, психастеническим.

Смешанные типы бывают двоякого рода: промежуточные и амальгамные типы [1].

Первые сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астеноневротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть также такие типы как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

Амальгамные смешанные типы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность или истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро.

2.Акцентуации характера  и современный подросток

девиация акцентуация подросток характер

2.1 Общие характеристики акцентуаций, характерных для современных подростков

Подростковый период - период кризисов. В этом возрасте решается глобальное количество вопросов: кризис идентичности (склонность к депрессиям и суицидальному поведению), кризис авторитетов (следствие эдипового комплекса - протест против отца), сексуальный кризис (смена эрогенных зон с оральной на гинетальную) - (Нессен), страх одиночества, принятие новых социальных ролей, гормональный диссонанс - таким образом получается растянутый во времени эмоционально-социальный психологический стресс.

Для этого периода жизни характерно возникновение различных форм нарушений поведения. То, что раньше считалось аномалией сейчас вошло в критерий нормы, - 90% подростков имеют определенный тип акцентуации характера [13].

С целью рассмотреть акцентуации характерные для современных подростков; выявить ведущий тип акцентуации и особенности поведения подростков было проведено обследование группы школьников (19 человек) с помощью методики определения акценуаций характера Личко.

Обследовались выпускники 9-х классов, из которых 10 девочек и 9 мальчиков.

В ходе исследования были выявлены наиболее встречающиеся акцентуации характера. Среди них - гипертимный тип акцентуации, циклоидный тип акцентуации, истероидный, сенситивный, лабильный, эпилептоидный, астеноневотический и психастенический типы акцентуаций (названы по мере убывания).

Для каждого из этих типов характерны свои проявления, которые так же были выявлены в ходе исследования, и с помощью корреляционного анализа показали значимость следующих выводов.

При выявлении гипертимного типа акцентуации можно говорить о том, что выраженная реакция эмансипации и высокий уровень конформности создают почву для возможного возникновения социальной дезадаптации, чему способствует и выраженный риск употребления наркотических веществ.

У девушек гипертимный тип акцентуации связан с истероидным типом. Для гипертимных акцентуантов женского пола “открывается” возможность возникновений психопатий на фоне акцентуации характера.

Лабильный тип акцентуаций характера включает в себя проявление истероидных и астеноневротических черт на фоне высокой реакции эмансипации возможен риск социальной дезадаптации.

Интересно отметить, что для лабильного типа с подобными включениями (истероидный тип, выраженная эмансипация) в системе отношений характерно проявление черт женственности. Этот пункт отмечают подростки мужского пола.

При выявлении истероидного типа акцентуации характерно проявление гипертимных, астеноневротических и лабильных черт. Высокая реакция эмансипации и в этом случае создает “благоприятную” обстановку для риска социальной дезадаптации. У мальчиков к этому прибавляется склонность к делинквентности. У девочек истероидный тип акцентуации сочетается с высоким баллом по шкале шизоидности и возможностью возникновения психопатий на фоне акцентуации характера.

Эпилептоидный тип акцентуации сочетается с проявлениями неустойчивого и психастенического типов.

Для подростков с выявленным сенситивным типом акцентуации характерно проявление шизоидных и астеноневротических черт. Риску социальной дезодаптации сопутствует и риск депрессии.

Таким образом, были выделены типы акцентуаций характера и их проявления. В данной работе не указаны шизоидный, конформный и неустойчивый типы акцентуации в силу того, что в группе, где проводилось исследование данные акцентуации не были выявлены.

Исходя из количества акцентуаций характера и их повторяемости, я выделила акцентуацию характера наиболее “предпочитаемую” подростками. Общий тип акцентуации характерный для данного возрастного периода - гипертимный. У мальчиков так же выявлена гипертимная акцентуация. Девочки наряду с гипертимным предпочитают сенситивный тип акцентуации характера.

Гипертимная акцентуация характера отмечается довольно высокими показателями по шкалам лабильного типа и истероидного. Эмансипация умеренная, ярко выраженная склонность к диссимуляции. В отношениях могут проявляться такие черты, как скрытность, недосказанность, нежелание раскрывать свой внутренний мир. В некоторых случаях возможно проявление психастенических черт характера (это касается отношений с родителями).

Делинквентное поведение, встречающееся у гипертимных подростков на фоне акцентуации характера, отличаются от делинквентности других акцентуаций характера бравадностью, т.е. проступки совершаются с целью престижа, для доказательства собственной храбрости и превосходства.

Можно сказать, что для подростков в наше время характерно удовлетворительное самочувствие, хорошее, стабильное настроение, которое портится из-за объективных причин. Тревогу вызывает беспокойство за близких и неуверенность в себе.

На сон влияют дневные переживания (как подтверждают большинство опрошенных): “Если меня что-то расстроит, я долго не могу уснуть”.

Влечение к алкогольным напиткам возникает при условии “хорошей компании”. Возможна психологическая склонность к алкоголизации. Выпить любят в компании, предпочитая не сильные дозы опьянения. Но при обстоятельствах могут “поспорить” на так называемое “не слабо”, чтобы показать свою силу и не потерять место в компании.

В сексуальном отношении наибольшее удовольствие доставляют флирт и ухаживания.

Одеваться любят как все, не бросаясь в глаза своей экстравагантностью. Предпочитают спокойные цвета. Огорчает нехватка средств (денег).

В отношениях с родителями - главную роль играет мать. Многие высказывают страх и беспокойство за ее жизнь. В отношении к отцу высказывается желание, чтобы он был ближе, больше времени проводил с ними.

Друзей предпочитают иметь неограниченное количество и боятся потерять их или испортить отношения. В случае неудачи пытаются разобраться в ситуации и найти выход, не прося ни у кого ни помощи ни поддержки. Предпочитают оптимистический взгляд на неудачи.

В отношениях с окружающими проявляют конформность (стараются жить так, чтобы никто не мог сказать о них ничего плохого). С незнакомыми людьми отношения строят по принципу “ты - мне, я - тебе” (“Быстро чувствую доброжелательное отношение к себе и так же отношусь сам”). Предпочитают действовать интуитивно. Одиночеству предпочитают компанию. Оптимизм в неудачах переносится и на отношение к будущему. Хотя испытывают тревогу от неприятностей и неудач, стараются жить так, чтобы будущее было хорошим. Убеждены, что в будущем исполняться все их желания и мечты.

В отношении неизвестности, возможного риска предпочитают действовать с учетом, что “все закончится хорошо”. Рисковать, не зная последствий, не любят.

Лидерские наклонности указывают на истероидные черты характера (в данной области эта черта особенно выражена): “Люблю быть первым там, где меня любят и уважают”. Бороться за первенство не в их правилах.

Критику воспринимают адекватно показателю эмансипации: “Если меня критикуют, это еще не значит, что я не прав”. То же касается опеки и наставлений. Правила и законы чтут по мере необходимости, не испытывая угрызений совести при их нарушении.

В детстве и в школе главную роль (по их самооценке на данный момент) играло общение со сверстниками. Несколько раз повторяют, что они похожи на окружающих и ничем от них не отличались в течение всей жизни, что может свидетельствовать о высоком уровне групповой сплоченности.

Информация о работе Акцентуация характера подростков