Акцентуация характера подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Проблема акцентуации характера у подростков является актуальной научно-практической проблемой социальной психологии. Это обусловлено, во-первых, тем, что формирование новых рыночных отношений в нашей стране ведет к преобразованию важнейших институтов социализации - семьи, школы, прежде всего, отражаясь на вступающем в жизнь поколении, от которого зависит будущее нашего общества, его духовное и нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие. Молодое поколение особенно остро и болезненно реагирует на конфликтную социальную обстановку. В этой ситуации молодежи нужна особая психологическая и педагогическая поддержка. Психологу необходимо владеть фактическим материалом о причинах, последствиях и особенностях протекания девиантного поведения у школьников разного возраста и на его основе реализовать технологии по формированию конфликтной культуры молодого поколения. Во-вторых, это обусловлено малым количеством работ среди отечественных исследователей, посвященных теме акцентуации характера у подростков, причин их возникновения и способов преодоления.

Содержание

Введение
1. Характеристика и особенности подросткового возраста
1.1 Подростковый возраст и его особенности
1.2 Предпосылки девиации в подростковом возрасте
1.3 Акцентуации - временные изменения характера в подростковом возрасте
1.4 Классификация типов акцентуаций характера
2. Акцентуации характера и современный подросток
2.1 Общие характеристики акцентуаций характерных для современных подростков
2.2 Различия в проявлениях акцентуаций характера между мальчиками и девочками
2.3 Статистический анализ экспериментальных данных
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Возрасная психология (черновой вариант).doc

— 797.00 Кб (Скачать файл)

Например, если по гипертимности (Г) испытуемый набрал 17 баллов, то по уровню развития у него соответствующей акцентуации характера он считается находящимся на среднем уровне; если по конформности (К) у него оказалось 10 баллов, то делается вывод о том, что он находится на высоком уровне развития.

Таблица 3 - Подшкалы методики оценки акцентуаций характера с их названиями

 

Суждение

Шифр

 
   

наиболее характерные

наименее характерные

 

Самочувствие

       

1.

У меня почти всегда плохое самочувствие

А

   

2.

Я всегда чувствую себя бодрым и полным сил

Г

   

3.

Дни и недели хорошего самочувствия у меня чередуются с днями, когда я себя чувствую плохо

Ц

   

4.

Мое самочувствие иногда меняется по несколько раз в день

Ц

   

5.

У меня почти всегда что-нибудь болит

АА

   

6.

Плохое самочувствие возникает у меня только после огорчений и неудач

     

7.

Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей

     

8.

Я легко переношу боль и физические страдания

Ц

   

9.

Мое самочувствие вполне удовлетворительное

НН

   

10.

У меня встречаются приступы плохого самочувствия, сопровождаемые раздражением и чувством тоски

 

С

 

11.

Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие люди

     

12.

Я очень плохо переношу боль и физические страдания

     

Настроение

       

1.

Настроение у меня, как правило, хорошее

ГН

   

Продолжение таблицы

       

2.

Мое настроение меняется по незначительному поводу

П

Г

 

3.

У меня настроение не очень зависит от людей, среди которых я нахожусь

     

4.

У меня почти всегда плохое настроение

     

5.

Мое настроение зависит от самочувствия

ЦА

   

6.

Когда меня оставляют одного, то мое настроение улучшается

Ш

   

7.

У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим

     

8.

У меня не бывает уныния и грусти, но нередко возникают раздраженность и гнев

     

9.

Малейшие неприятности меня сильно огорчают

СЛ

   

10.

Периоды хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения

     

11.

Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей

     

Сон и сновидения

       

1.

Обычно я сплю хорошо, а сновидениям не придаю значения

ГН

   

2.

Мой сон богат яркими, эмоциональными сновидениями

 

Э

 

3.

Я люблю помечтать пред тем, как уснуть

К

   

4.

Ночью я плохо сплю и чувствую сонливость днем

А

   

5.

Я сплю мало, редко вижу сновидения и обычно встаю бодрым

 

Ц

 

6.

У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительные, тоскливые сновидения

А

   

7.

Бессонница бывает у меня периодически, без видимых на то причин

     

8.

Я не могу спокойно спать, если утром надо встать в строго определенное время

     

9.

Если меня что-то расстроило, то я долго не могу уснуть

ЛА

   

10.

Я часто вижу разные сны, то радостные, то неприятные

     

11.

Ночами у меня возникают приступы страха

     

Продолжение таблицы

       

12.

Мне часто снится, что меня обижают

     

13.

Я могу свободно регулировать свой сон

     

Пробуждение от сна

       
 

Мне трудно проснуться в назначенный час

Э

Л

 

2.

Обычно я просыпаюсь с неприятной мыслью о том, что нужно идти в школу или на работу

 

К

 

3.

В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, а в другие - угнетенным и унылым без всякой на то причины

     

4.

Когда мне нужно, я легко просыпаюсь

Ц

   

5.

Для меня утро - самое тяжелое время суток

     

6.

Мне часто не хочется просыпаться

     

7.

Проснувшись, я нередко еще долго переживаю то, что видел во сне

 

Л

 

8.

Периодами по утрам я чувствую себя бодрым, периодами - разбитым

А

   

9.

Утром я встаю добрым и энергичным

НН

   

10.

С утра я более активен, и мне легче работать, чем вечером

     

11.

Нередко бывает, что, проснувшись, я сразу не могу сообразить, где я нахожусь, и что происходит со мной

     

12.

Я обычно просыпаюсь с мыслью о том, что предстоит сделать в течение дня

Ц

   

13.

Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать

     

Аппетит и отношение к еде

       

1.

Неподходящая обстановка, разговоры о неаппетитных вещах не мешают мне есть

Ш

   

2.

Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами мне ничего не хочется есть

     

3.

Я ем мало, иногда долго вообще не ем

А

ЦЭ

 

4.

Мой аппетит зависит от настроения

     

5.

Я люблю лакомства и деликатесы

ЛЛП

   

6.

Нередко я стесняюсь, есть при посторонних людях

С

   

7.

У меня хороший аппетит, но я не обжора

     

8.

Есть такие кушанья, которые вызывают у меня отвращение

     

9.

Я предпочитаю есть немного, но очень вкусно

     

10.

У меня плохой аппетит

     

11.

Я люблю сытно поесть

Н

   

12.

Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде

     

13.

Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю ее качество

     

14.

Мне легко можно испортить аппетит

     

15.

Еда меня интересует, прежде всего, как средство для поддержания здоровья

     

16.

Я стараюсь придерживаться диеты, которую разработал сам

 

И

 

17.

Я плохо переношу голод и быстро слабею от него

Ц

   

18.

Еда не доставляет мне большого удовольствия

     

Отношение к спиртным напиткам

       

1.

Мое желание выпить зависит от настроения

 

Ц

 

2.

Я избегаю пить спиртное, чтобы не проболтаться

     

3.

Периодами я выпиваю охотно, периодами меня не тянет к спиртному

     

4.

Я люблю выпить в веселой, хорошей компании

ГГ

С

 

5.

Я боюсь пить спиртное, потому, что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение со стороны

     

6.

Спиртное не вызывает у меня веселого настроения

     

7.

Я испытываю отвращение к спиртному

С

ЦЛ

 

8.

Спиртным я стараюсь заглушить приступы плохого настроения, тоски или тревоги

     

9.

Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии

П

   

10.

Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам

СШП

   

11.

Спиртные напитки меня пугают

 

И

 

12.

Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир

Ц

   

13.

Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушать компанию

А

Л

 

Сексуальные проблемы

       

1.

Сексуальные проблемы мало меня беспокоят

НН

   

2.

Малейшая неприятность подавляет у меня влечение к другому человеку

 

Ц

 

3.

Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочароваться в жизни

     

4.

Периоды сильного влечения чередуются у меня с периодами безразличия и холодности

     

5.

Я быстро возбуждаюсь, но и быстро остываю, успокаиваюсь

 

НН

 

6.

При нормальной семейной жизни не должно существовать никаких половых проблем

     

7.

У меня сильное влечение, которое трудно сдерживать

 

К

 

8.

Моя застенчивость мне очень сильно мешает

 

ИИ

 

9.

Измены я бы никогда не простил

     

10.

Я считаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно будет мешать нормально жить и работать

     

11.

Наибольшее удовольствие мне доставляют ухаживания и флирт

 

ЛС

 

12.

Я люблю анализировать свое отношение к проблемам пола, свои собственные ощущения и желания, связанные с этим

     

13.

Свое половое влечение я считаю ненормальным и стараюсь с ним бороться

 

ГЛ

 

14.

Считаю, что половым проблемам не следует придавать большое значение

ЛИ

   

Отношение к одежде

       

1.

Я люблю яркие и броские костюмы

 

А

 

2.

Считаю, что надо всегда быть прилично одетым

     

3.

Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой

     

4.

Я люблю модную, необычную одежду, которая привлекает к себе внимание

ИИ

К

 

5.

Я никогда не следую общей моде. А ношу то, что мне нравится

АС

   

6.

Я люблю одеваться так, чтобы было к лицу

К

   

7.

Я не люблю слишком модничать и считаю, что надо одеваться так, как все

     

8.

Я часто беспокоюсь о том, что мой костюм не в порядке

     

9.

Я мало думаю об одежде

     

10.

Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм

     

11.

Я предпочитаю темные и серые тона

     

12.

Временами мне хочется одеться ярко и модно, а временами я вообще не интересуюсь своей одеждой

     

Отношение к родителям

       

1.

Я очень боюсь остаться без родителей

П

   

2.

Я считаю, что родителей надо уважать, даже если в сердце хранишь обиду на них

     

3.

Я люблю и привязан к своим родителям, но бывает, что сильно обижаюсь на них и спорю с ними

ЛЛ

   

4.

В одни моменты времени мне кажется, что родители меня слишком опекают, а в другие - что я непослушен и причиняю родным огорчения

     

5.

Мои родители не дали мне того, что необходимо для жизни

 

К

 

6.

Я упрекаю родителей в том, что в детстве они уделяли недостаточно вниманию моему здоровью

     

7.

Я очень люблю (любил) своих родителей

     

8.

Я люблю родителей, но не переношу, когда мною командуют и распоряжаются

     

9.

Я очень люблю маму и очень боюсь, что с ней что-нибудь случится

ПП

   

10.

Я упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) своих родителей

     

11.

Родители меня слишком притесняли и во всем навязывали свою волю

 

ГЛПЭ

 

12.

Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими

Ш

   

Продолжение таблицы

       

13.

Я считаю себя виноватым перед родителями

Э

   

Отношение к друзьям

       

1.

Мне не раз приходилось убеждаться в том, что дружат из-за выгоды

     

2.

Я хорошо чувствую себя с теми, кто мне сочувствует

     

3.

Для меня важен не один друг, а целый дружный коллектив

ГЦ

   

4.

Я ценю такого друга, который умеет выслушать, приободрить, вселить уверенность, успокоить

К

   

5.

По друзьям, с которыми пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу себе новых друзей

     

6.

Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей

 

И

 

7.

Моя застенчивость мешает мне подружиться с теми, с кем хотелось бы

СС

   

8.

Я легко завязываю дружбу, но часто разочаровываюсь и охладеваю к людям

     

9.

Я предпочитаю тех друзей, которые внимательно относятся ко мне

     

10.

Я сам выбираю себе друзей, но бросаю их, если разочаровываюсь в них

     

11.

Я не могу найти себе друга по душе

     

12.

У меня нет никакого желания иметь друга

     

13.

Периодами я люблю большие шумные компании, периодами избегаю их

     

14.

Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями

Л

   

15.

Я люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним

А

   

Отношение к окружающим

       

1.

Я окружен глупцами, невеждами и завистниками

     

2.

Окружающие мне завидуют и потому ненавидят меня

 

Э

 

3.

В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие они меня тяготят

     

4.

Я считаю, что самому не следует особенно выделяться среди окружающих

     

5.

Я стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого

     

6.

Мне кажется, что окружающие меня люди презирают меня и смотрят на меня свысока

     

7.

Я легко схожусь с людьми в любой обстановке

Г

С

 

8.

Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание к себе

     

9.

Я чувствую хорошее или недоброе отношение к себе со стороны людей и так же отношусь к ним

     

10.

Я легко ссорюсь, но быстро мирюсь

 

С

 

11.

Я часто подолгу размышляю: правильно или не правильно я что-нибудь сказал или сделал в отношении окружающих

     

12.

Людское общество меня быстро утомляет и раздражает

     

13.

От окружающих я стараюсь держаться подальше

 

П

 

14.

Я не знаю своих соседей и не интересуюсь ими

     

15.

Мне часто кажется, что окружающие подозревают меня в чем-то плохом

     

16.

Мне приходилось от окружающих терпеть много обид и обманов, и это всегда настораживает меня

     

Отношение к незнакомым людям

       

1.

Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла

ЭЭ

Г

 

2.

Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию

 

ЭЭ

 

3.

Я избегаю новых знакомств

     

4.

Незнакомые люди внушают мне беспокойство и тревогу

     

5.

Прежде, чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что говорят о нем люди

     

6.

Я никогда не доверяю незнакомым людям и не раз убеждался в том, что я прав в этом

     

7.

Если незнакомые проявляют интерес ко мне, то и я с интересом отношусь к ним

     

8.

Незнакомые люди меня раздражают, а к знакомым я уже как-то привык

Ц

ПГ

 

9.

Я охотно и легко завожу новые знакомства

ГЦ

С

 

10.

Временами я охотно знакомлюсь с новыми людьми, временами ни с кем знакомиться не хочется

     

11.

В хорошем настроении я легко знакомлюсь, в плохом - избегаю знакомств

     

12.

Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым

СС

   

Отношение к одиночеству

       

1.

Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива

Н

ШШ

 

2.

В одиночестве я чувствую себя спокойнее

СШШ

   

3.

Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей

ГЭН

СПШШШ

 

4.

Периодами мне лучше среди людей, периодами предпочитаю одиночество

ЛА

   

5.

В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником

 

ЭИ

 

6.

В одиночестве я скучаю по людям, а среди людей быстро устаю и ищу одиночества

     

7.

Большей частью я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному

     

8.

Я не боюсь одиночества

Ш

   

9.

Я боюсь одиночества, и, тем не менее, так получается, что нередко я оказываюсь в одиночестве

     

10.

Я люблю одиночество

     

11.

Одиночество я переношу легко, если только оно не связано с неприятностями

Л

   

Отношение к будущему

       

1.

Я мечтаю о светлом будущем, но боюсь неприятностей и неудач

     

2.

Будущее мне кажется мрачным и бесперспективным

     

3.

Я живу так, чтобы будущее было хорошим

     

4.

В будущем меня больше всего беспокоит состояние моего здоровья

     

5.

Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы

ГГ

   

6.

Я не люблю много думать о своем будущем

     

7.

Мое отношение к будущему быстро и часто меняется: то я строю радужные планы, то будущее кажется мне довольно мрачным

П

   

8.

Я утешаю себя тем, что в будущем исполнятся все мои желания

Э

   

9.

Я всегда невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем

     

10.

Мои планы на будущее я люблю прорабатывать в малейших деталях и во всех деталях стараюсь их осуществить

П

   

11.

Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту

     

12.

Я живу своими мыслями и меня мало волнует, каким в действительности окажется мое будущее

     

13.

Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами - мрачным

     

Отношение к новому

       

1.

Периодами я легко переношу перемены в своей жизни, но периодами начинаю их боятся и избегать

     

2.

Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит

     

3.

Я люблю перемены в жизни - новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг

     

4.

У меня бывают моменты, когда я жадно ищу новые впечатления и новые знакомства, но бывает, что я избегаю их

     

5.

Я люблю сам придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так, как все

Ш

   

6.

Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает

 

Э

 

7.

Я не люблю всяких новшеств, предпочитаю раз и навсегда установленный порядок

 

И

 

8.

Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает

     

9

Новое приятно, если только обещает для меня что-то хорошее

ЛЭ

   

10.

Меня привлекает лишь то новое, которое соответствует моим принципам и моим интересам

ПШШЭ

   

Отношение к неудачам

       

1.

Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи

Ш

ППЭ

 

2.

Периоды, когда я активно борюсь с неудачами, чередуются у меня с периодами, когда у меня от малейших неудач опускаются руки

 

ЭЭ

 

3.

Неудачи приводят меня в отчаяние

Э

   

4.

Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, к5оторое я изливаю на невинных людей

     

5.

Если случается неудача, то я всегда думаю, что же я сделал не так

И

   

6.

Неудачи вызывают у меня протест и негодование, желание их преодолевать

     

7.

Если в моих неудачах кто-то виноват, то я не оставляю его безнаказанным

ЭЭ

   

8.

При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться

 

Л

 

9.

Бывает, что малейшие неудачи приводят меня в уныние, но бывает, что серьезные неприятности я переношу стойко

     

10.

Неудачи меня пугают, и в них я, прежде всего, виню самого себя

П

Ц

 

11.

Неудачи меня не задевают, я не обращаю на них внимание

     

12.

При неудачах я еще больше мечтаю о свершении своих желаний

     

13.

Я считаю, что при неудачах нельзя отчаиваться

К

   

Отношение к приключениям и риску

       

1.

Я люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск

Г

СС

 

2.

Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не решусь рискнуть

С

   

3.

Мне не до приключений, а рискую я только тогда, когда к этому принуждают обстоятельства

С

   

4.

Временами я люблю приключения и часто рискую, но временами приключения и рис становятся мне не по душе

     

5.

Приключения я люблю только веселые и такие, которые хорошо кончаются, а рисковать я не люблю

     

6.

Я специально не ищу приключений и риска, но иду на них, когда этого требуют обстоятельства

     

7.

Приключения и риск меня привлекают, если в них мне достается первая роль

Г

   

8.

Бывает, что риск и азарт меня совершенно опьяняют

 

ЛИ

 

Отношение к лидерству

       

1.

Я могу идти впереди других в рассуждениях, но не в действиях

Ц

   

2.

Я люблю быть первым в компании, руководить и направлять других

     

3.

Я люблю опекать кого-нибудь одного, кто мне понравится

     

4.

Я всегда стремлюсь учить людей правилам и порядку

 

И

 

5.

Одним людям я нехотя подчиняюсь, другими с удовольствием командую сам

     

6.

Периодами я люблю задавать тон, быть первым, но периодами мне это надоедает это мне надоедает

     

7.

Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенство я не люблю

ПП

   

8.

Я не умею командовать другими

ЛС

   

9.

Я не люблю командовать другими, меня пугает ответственность

 

И

 

10.

Всегда находятся люди, которые слушаются меня и признают мой авторитет

     

11.

Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, чтобы за мной следовали другие

     

12.

Я охотно следую за авторитетными людьми

     

Отношение к критике и возражениям

       

1.

Я не обращаю внимания на возражения и критику, всегда думаю и делаю по-своему

ШШ

К

 

2.

Слушая возражения и критику, я ищу доводы в свое оправдание, но не всегда решаюсь их высказывать

     

3.

Возражения и критика меня особенно раздражают, когда я устал и плохо себя чувствую

     

4.

Критика и осуждения в мой адрес лучше равнодушия и пренебрежения ко мне

     

5.

Не люблю, когда меня критикуют и мне возражают, сержусь и не всегда могу сдержать свой гнев

 

Л

 

6.

Когда меня критикуют или мне возражают, это меня сильно огорчает и приводит в состояние уныния

     

7.

От критики мне хочется убежать подальше

     

8.

В одни периоды критику и возражения я переношу легко, в другие - очень болезненно

     

9.

Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей

А

   

10.

Я не слышал еще справедливой критики в свой адрес или справедливых возражений моим доводам

 

ПП

 

11.

Я сразу правильно реагирую на критику и всегда стараюсь это делать

Ц

   

12.

Я убедился, что критикуют обычно только для того, чтобы тебе напакостить или самим выдвинуться

 

И

 

13.

Если меня критикуют или мне возражают, то мне всегда начинает казаться, что другие правы, а я нет

     

Отношение к опеке и наставлениям

       

1.

Я слушаю наставления только тех людей, кто имеет на это право

ЦП

   

2.

Я охотно слушаю те наставления, которые касаются моего здоровья

ЭЭ

   

3.

Не выношу, когда меня опекают и за меня все решают

     

4.

Я не нуждаюсь в наставлениях

     

5.

Я охотно слушаю советы того, кто меня любит

     

6.

Я стараюсь слушать полезные наставления, но это не всегда у меня получается

ЦЛ

   

7.

Временами все наставления пролетают мимо моих ушей, а по временам я ругаю себя за то, что не слушал людей

     

8.

Совершенно не переношу наставления, если они даются начальственным тоном

     

9.

Я внимательно слушаю наставления и не противлюсь, когда меня опекают

 

И

 

10.

Я охотно слушаю те наставления, которые мне приятны, и не переношу тех, что мне не по душе

     

11.

Я люблю, когда обо мне заботятся, но не люблю. Чтобы мною командовали

ИИ

   

12.

Я не решаюсь прервать даже вовсе никчемное для меня наставление или избавиться от ненужного для меня покровительства

 

И

 

13.

Наставления вызывают у меня сильное желание делать все наоборот

     

14.

Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром

     

Отношение к правилам и законам

       

1.

Когда правила и законы мне мешают, это вызывает у меня раздражение

 

К

 

2.

Всегда считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти

ГГ

С

 

3.

Логически обоснованные правила я стараюсь соблюдать

     

4.

Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов

 

Г

 

5.

Ужасно не люблю всякие правила, которые меня стесняют

 

Л

 

6.

Периоды, когда я очень слежу за тем, чтобы соблюдать все правила и законы, чередуются с периодами, когда я упрекаю себя за недисциплинированность

     

7.

Всякие правила и распорядки вызывают у меня желание их нарушать

 

Ц

 

8.

Правила и законы я всегда соблюдаю

     

9.

Я всегда слежу за тем, чтобы окружающие люди соблюдали правила

 

И

 

10.

Часто упрекаю себя за то, что нарушал правила и недостаточно строго соблюдал законы

     

11.

Я стараюсь соблюдать правила и законы, но это не всегда мне удается

Л

   

12.

Строго следую тем правилам, которые считаю справедливыми, но борюсь с теми, которые считаю несправедливыми

     

Оценка себя в детстве

       

1.

В детстве я был робким и плаксивым ребенком

     

2.

Я очень любил сам сочинять всякие сказки и фантастические истории

Г

   

3.

В детстве я обычно избегал участия в шумных и подвижных играх

     

4.

Я был как все дети и ничем не отличался от моих сверстников

 

Ц

 

5.

Периодами мне кажется, что в детстве я был живым и веселым, периодами начинаю думать, что был очень непослушным и беспокойным

     

6.

С детства я был самостоятельным и решительным

Г

С

 

7.

В детстве я был веселым и отчаянным

Г

С

 

8.

В детстве я был обидчивым и чувствительным

СС

   

9.

В детстве я был непоседливым и болтливым

     

10.

В детстве я был таким же, как и сейчас, меня легко было огорчить, но легко также успокоить и развеселить

Л

   

11.

С детства я стремился к аккуратности и порядку

 

ИИ

 

12.

В детстве я любил играть один или смотреть издали, как играли другие дети

 

Л

 

13.

В детстве я больше любил беседовать со взрослыми, чем играть с ровесниками

И

   

14.

В детстве я был капризным и раздражительным

ЭЭ

Л

 

15.

В детстве я плохо спал и плохо ел

     

1.

Я любил вместо школьных занятий отправиться с товарищами погулять или сходить в кино

ГЭИНН

   

2.

Я сильно переживал замечания и отметки, которые меня не удовлетворяли

Э

ЭЭИ

 

3.

В младших классах я любил школу, а потом она стала меня тяготить

Ц

   

4.

Периодами я любил школу, периодами она начинала мне надоедать

     

5.

Я не любил школу, потому что учителя относились ко мне несправедливо

     

6.

Школьные занятия меня сильно утомляли

     

7.

Больше всего я любил школьную самодеятельность

     

8.

Я любил школу, потому что там была веселая компания

     

9.

Я стеснялся ходить в школу, боялся насмешек и грубости

 

И

 

10.

Я очень не любил физкультуру

     

11.

Я посещал школу регулярно и всегда активно участвовал в общественной работе

 

ШШ

 

12.

Школьная обстановка меня очень тяготила

     

13.

Я старался аккуратно выполнять все задания

Ц

   

Оценка себя в данный момент

       

1.

Мне не хватает холодной рассудочности

 

Г

 

2.

Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность

     

3.

Я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем

А

   

4.

Я не виновен в том, что возбуждаю зависть у других

     

5.

Мне не хватает усидчивости и терпения

     

6.

Я считаю, что ничем не отличаюсь от большинства людей

 

ПП

 

7.

Мне не хватает решительности

     

8.

Я не вижу у себя больших недостатков

ЭИ

А

 

9.

В хорошие минуты я вполне доволен собой, а в минуты дурного настроения мне кажется, что мне чего-то не хватает

     

10.

Я слишком раздражителен

     

11.

Другие находят у меня крупные недостатки, но я считаю, что они преувеличивают

     

Отношение к деньгам

       

1.

Нехватка денег меня раздражает

     

2.

Деньги меня совершенно не интересуют

Ц

ЭИ

 

3.

Огорчаюсь, когда денег не хватает

     

4.

Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать мне будет трудно

И

   

5.

Я очень аккуратен в денежных делах и, зная неаккуратность многих, не люблю давать в долг

     

6.

Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить

ЛА

И

 

7.

Я всегда стараюсь оставить деньги про запас на непредвиденные расходы

     

8.

Деньги мне нужны только для того, чтобы как-нибудь прожить

     

9.

Стараюсь быть бережливым, но не скупым, люблю тратить деньги с толком

     

10.

Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг

     

11.

Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их, не задумываясь, периодами все пугаюсь остаться без денег

     

12.

Я никогда не кому не позволяю ущемлять меня в деньгах

     
         

В приведенных списках суждений имеется много таких, которые не зашифрованы. Часть подобных суждений в оригинальном, авторском варианте методики Личко служит цели выявления не только акцентуаций, но и патологий характера. Использование описанной методики в этих целях специального образования, профессиональной компетенции и доступно только медицинским психологам, психотерапевтам и психиатрам. Поэтому данная часть методики из описания исключена.

Другая часть незашифрованных суждений не используется и в оригинальном варианте методики. Они служат для того, чтобы испытуемый мог свободно, без внутреннего напряжения отвечать на все суждения, так как та часть незашифрованных суждений, о которой здесь идет речь, является эмоционально и информационно нейтральной, т.е. ответы на них не свидетельствуют о наличии у испытуемых каких-либо акцентуаций в характере.

 


Информация о работе Акцентуация характера подростков