Вера, доверие и недоверие как базовые характеристики личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:18, реферат

Краткое описание

В книге "Детство и общество" Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития Я (как говорят, на "восемь возрастов человека"). Согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии.

Содержание

1. Теоретический монолог…………………………………………………………1
2. Размышление на тему…………………………………………………………….6
3. Что бы это значило?...............................................................................................8
4. В мире мудрых мыслей….………………………………………………………11
5. Статистика………………….…………………………………………………….13
6. Конспекты первоисточников……………………………………………………16
7. Мои открытия……………………………………………………………………18
8. Список литературы………………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

общ.псих..docx

— 46.37 Кб (Скачать файл)

минобрнауки россии

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

ИНСТИТУТ  ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ (ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО)

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Общая психология.

 

 

        ТЕМА: Вера, доверие и недоверие как базовые характеристики личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнила: 

Группа:                                                                 Специальность:                                                                 Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 - 2012уч.год

 

Содержание

 

 

1. Теоретический монолог…………………………………………………………1

2. Размышление на тему…………………………………………………………….6

3. Что бы это значило?...............................................................................................8

4. В мире  мудрых мыслей….………………………………………………………11

5. Статистика………………….…………………………………………………….13

6. Конспекты первоисточников……………………………………………………16

7. Мои открытия……………………………………………………………………18

8. Список  литературы………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Теоретический монолог. 

          Теоретические формулировки веры, доверия и недоверия  были введены Эриксоном и  касаются развития Я (эго).В его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от Оно к Я.[2] С позиции Эриксона, скорее именно Я составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал Я как самостоятельную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие Оно и инстинктов. Подобный взгляд на природу человека, называется  эго-психологией.

        Эриксон развивает  новый взгляд относительно индивидуального  взаимоотношения с родителями  и культурным контекстом, в котором  существует семья. Он подчеркивает  исторические условия, в которых  формируется Я у ребенка. Он  основывается на результатах  наблюдений за людьми, принадлежащими  к различным культурам, чтобы  показать: развитие Я неизбежно  и тесно связано с меняющимися  особенностями социальных предписаний  и системой ценностей.

         Теория  развития Я охватывает все  жизненное пространство индивидуума  (то есть от младенчества до  зрелости и старости).

Центральным для созданной Эриксоном  теории развития Я является положение  о том, что человек в течение  жизни проходит через несколько  универсальных для всего человечества стадий.

        В книге  "Детство и общество" Эриксон  разделил жизнь человека на  восемь отдельных стадий психосоциального  развития Я (как говорят, на "восемь возрастов человека"). Согласно Эриксону, каждая психосоциальная  стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии.

Все восемь стадий развития в психологической  теории Эриксона представлены в таблице 1.                

  Таблица 1  
Восемь стадий психосоциального развития

Стадия

Возраст

Психосоциальный кризис

Сильная сторона

1. Орально-сенсорная

Рождение – 1 год

Базальное доверие – базальное  недоверие

Надежда

2. Мышечно-анальная

1 – 3 года

Самостоятельность – стыд и сомнение

Сила воли

3. Локомоторно-генитальная

3 – 6 лет

Инициативность – вина

Цель

4. Латентная

6 – 12 лет

Трудолюбие – неполноценность

Компетентность

5. Подростковая

12 – 19 лет

Самотождественность Я – ролевое смешение

Верность

6. Ранняя зрелость

20 – 25 лет

Близость – изоляция

Любовь

7. Средняя зрелость

26 – 64 года

Продуктивность – застой

Забота

8. Поздняя зрелость

65 лет – смерть

Цельность Я – отчаяние

Мудрость


 

       Одной из стадий  психосоциального развития является интересующая нас стадия - младенчество: базальное доверие – базальное недоверие

       Первая психосоциальная  стадия соответствует оральной  стадии по Фрейду и охватывает  первый год жизни. По Эриксону, в этот период краеугольным  камнем формирования здоровой  личности является общее чувство доверия; другие ученые называют ту же самую характеристику "уверенностью". Младенец, имеющий базальное чувство "внутренней определенности", воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство определенности лишь частично сознается в период младенчества.

       Согласно Эриксону, степень развития у ребенка  чувства доверия к другим людям  и миру зависит от качества  получаемой им материнской заботы.

       Таким образом,  чувство доверия не зависит  от количества пищи или от  проявлений родительской нежности; скорее оно связано со способностью  матери передать своему ребенку  чувство узнаваемости, постоянства  и тождества переживаний. Эриксон  также подчеркивает: младенцы должны  доверять не только внешнему  миру, но также и миру внутреннему,  они должны научиться доверять  себе и в особенности должны  приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно  справлялись с биологическими  побуждениями. 

       Эриксон считает,  что чувство недоверия может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания; когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности (скажем, возобновляет прерванную карьеру), или рожает следующего ребенка. Наконец, родители, придерживающиеся противоположных принципов и методов воспитания, или чувствующие себя неуверенно в роли родителей, или те, чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни, могут создавать для ребенка атмосферу неопределенности, двусмысленности, в результате чего у него появляется чувство недоверия. Согласно Эриксону, поведенческими последствиями подобного неблагополучного развития являются острая депрессия у младенцев и паранойя у взрослых.

       Основная предпосылка  психосоциальной теории состоит  в том, что кризис "доверие  – недоверие" не всегда находит  разрешение в течение первого  или второго года жизни. В соответствии с эпигенетическим принципом, дилемма доверие-недоверие будет проявляться снова и снова на каждой последующей стадии развития, хотя она и является центральной для периода младенчества. Адекватное разрешение кризиса доверия имеет важные последствия для развития личности ребенка в дальнейшем. Укрепление доверия к себе и к матери дает возможность ребенку переносить состояния фрустрации, которые он неизбежно будет переживать на протяжении следующих стадий своего развития.

        Как отмечает  Эриксон, здоровое развитие младенца  не является результатом исключительно  чувства доверия, но скорее  обусловлено благоприятным соотношением  доверия и недоверия. Понять, чему не следует доверять, так же важно, как и понять, чему доверять необходимо.    

         Положительное  психосоциальное качество, приобретаемое  в результате успешного разрешения  конфликта "доверие-недоверие", Эриксон обозначает термином надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры в соответствии с какой-либо официальной формой религии. Надежда, это первое положительное качество Я, поддерживает убежденность человека в значимости и надежности общего культурного пространства.

 

 

Размышление на тему.

          Представьте,  что вы одолжили другу DVD с  уговором: после просмотра он  сам вернет его в прокат. Если  вы узнаете, что друг забыл  вернуть DVD, доверите ли вы ему  диск в следующий раз? А вот другой сценарий: друг говорит, что вернул диск, но вы обнаруживаете DVD на его полке для телевизора. Даже если друг извинится и пообещает больше вас не обманывать – поверите ли вы ему? Вот в этом и заключается вопрос веры, доверия и недоверия. Скорее всего, вы не больше не доверите другу поручения такого типа. Но есть и такие люди, которые всё равно надеются, что друг поступит так, как они его попросили сделать. Они верят, что друг не подведёт их.

          В действительности, мы все сегодня не доверяем  друг другу, мы с опасением  относимся к тому, что кто-то  нам что-то предлагает, мы медлим  с принятием решения, мы откладываем  на потом самые важные вопросы.

        Именно из-за  того, что мы не можем довериться  друг другу, у нас так много  стрессов на протяжении всего  дня. Мы не можем расслабиться  и просто заниматься своим  делом, слишком много сил тратится  на конфликты, слишком много  сил тратится на выяснения  отношений.

        Вступая во  взаимодействие с другим, человек рассчитывает на взаимность собственной меры доверия мере доверия другого. Доверие к себе проявляется в способности человека "выходить за пределы себя", не вступая с собой в противоречие. Именно доверие к себе является основой для доверия окружающим нас людям.

         Доверие  выполняет важные функции в  жизни человека:

  1. доверие выступает условием взаимодействия человека с миром;
  2. доверие связывает человека с миром в единую систему;
  3. доверие соединяет воедино  прошлое, настоящее и будущее человека;
  4. посредством доверия устанавливается мера соответствия своего поведения, принятого решения, целей, поставленных задач как миру, так и самому себе.

      Из этих функций  вытекает вывод о том, что  без доверия вообще невозможно  никакое общение. Не возможна  так же работа в коллективе, ведь всю свою жизнь мы находимся  среди людей. 

     Без веры в кого-либо, без доверия жизнь человека превратиться в сплошной стресс. Он не сможет поделиться своими мыслями, мечтами, фантазиями с кем-то. Все свои переживания он будет держать в себе. А всё это приведёт в итоге к психическому расстройству.

 

    Что бы это значило?

        Понятие веры можно рассматривать в совершенно различных смыслах: как мировоззренческий принцип, психологическую и гносеологическую установку, как нечто присущее исключительно религии. [4]

        В вере прежде всего выражается мировоззренческая позиция человека. Вера, фактически, определяет все мировоззрение человека, центрирует его. И в этом смысле уничтожение веры грозит невозможностью осуществления человеком целеполагающей деятельности вообще, распадом духовного строя личности. Вера является важнейшим свойством сознания, определяющим духовное познание. Необходимость веры вытекает из положения человека в мире и наличия сознания как целостного феномена. Полностью быть заполненным знанием может лишь божественное сознание, человеческое же, по мере развертывания познания увеличивает и горизонт непознанного. Но для действий человека в мире и обоснования нравственности ему необходима абсолютная установка, исходящая из предположения, как будто бы он уже все познал, ему необходимо понятие конечной причины всего существующего и «абсолютное благо. Вера удовлетворяет этим требованиям.»

       Дадим более  полное определение вере: «Вера – состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определённой информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности. Вера характеризует способность индивида некритически принимать определённые взгляды на природу, общество, человеческое мышление, преимущественно как незыблемую, не нуждающуюся в доказательствах истину» («Философский словарь»)».

        Доверие – это психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на какое-либо мнение, кажущееся нам авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего быть нами исследованным.

        Доверие отличается  от веры. Вера превышает силу  внешних фактических и формально  логических доказательств. Доверие  же касается вопросов, находящихся  в компетенции человеческого  познания; доверяется тот, кто  не хочет или не может решить  или сделать чего-либо сам,  полагаясь или на общепринятое  мнение, или на авторитетное лицо.

       Доверие, как  психическое состояние (чувство), преходяще. Завоевать, внушить  доверие трудно, а лишиться его  можно в одночасье, мгновенно.

       Основываясь на  современных представлениях о  формах веры, можно провести раздел  между верой и доверием как  двумя различными формами веры, потому что в их основании  лежат психологически разные  акты. В основе доверия лежит  специфическое отношение субъекта  к объекту, представленное субъекту  как определенное переживание,  предшествующее акту взаимодействия  и предполагающее принципиальную неотождествляемость субъекта к объекта веры. Подлинная вера связана с актом принятия чего-то за истину без достаточного основания, что потенциально предполагает устранимость дистанции между субъектом и объектом веры и их отождествление, в отличие от доверия, где это принципиально невозможно. Поэтому подлинная вера возможна только в отношении сверхчувственной реальности, в отличие от доверия, которое возможно как в отношении сверхчувственных объектов, так и в отношении различных объектов предметной реальности. Доверие всегда предшествует акту взаимодействия с различными сторонами мира.

Информация о работе Вера, доверие и недоверие как базовые характеристики личности