Вера, доверие и недоверие как базовые характеристики личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:18, реферат

Краткое описание

В книге "Детство и общество" Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития Я (как говорят, на "восемь возрастов человека"). Согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии.

Содержание

1. Теоретический монолог…………………………………………………………1
2. Размышление на тему…………………………………………………………….6
3. Что бы это значило?...............................................................................................8
4. В мире мудрых мыслей….………………………………………………………11
5. Статистика………………….…………………………………………………….13
6. Конспекты первоисточников……………………………………………………16
7. Мои открытия……………………………………………………………………18
8. Список литературы………………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

общ.псих..docx

— 46.37 Кб (Скачать файл)

        Доверие, как  социально-психологический феномен,  рассматривается с точки зрения  процесса целостного взаимодействия  человека с миром.

       Доверие может  быть осмыслено как исходное  условие позитивности межличностных  отношений и как исходное условие  подлинного общения.

       Чувство доверия,  как и многое другое в психике  человека, появляется очень рано, в том нежном детском возрасте, о котором человек ничего не  помнит.

        Недоверчивый  человек постоянно сомневается  в окружающих его людях, ему  кажется, что все его обманывают  и предают.[1] Со временем характер у недоверчивых людей меняется: они становятся крайне подозрительными, скрытными и даже лживыми. Старческие болезни нередко сопровождаются преувеличенным недоверием и подозрительностью. Недоверие - это сомнение в правдивости, подозрительность. В результате человек, болезненно не доверяющий окружающим, становится отшельником. Угрюмая замкнутость таких людей и отсутствие общения может спровоцировать агрессию по отношению к окружающим или тяжелую депрессию.

 

 

 

  В мире мудрых мыслей.

    Вера, доверие и недоверие  существуют очень долгое время.  И многие великие люди размышляли  на эту тему. Приведу несколько   изречений великих людей про  веру, доверие и недоверие.

       Августин Аврелий (354-430) — выдающийся христианский теолог и философ, признанный в православии блаженным, а в католицизме — святым, учителем и Отцом церкви, сказал: «Вера состоит в том, что мы верим всему, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим».[7]

       Всем известное произведение А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

 

        Боккаччо Джованни, итальянский  поэт и гуманист: « Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому».

 

         Конфуций - китайский мудрец, мыслитель,  основатель конфуцианства и государственной  религии Китая, изрёк очень  интересную мысль: «Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?»[8]

 

        Джонсон Сэмюэл- автор «Словаря английского языка» : «Доверие к самому себе — первое необходимое условие великих начинаний».

        Публилий Сир (Публий Сир)- римский мимический поэт: «Утраченное доверие подобно утраченной жизни, оно невозвратно».

        Томас Мор- английский гуманист, государственный деятель, правовед, писатель:  «Единственный способ сделать человека заслуживающим доверия — это доверять ему».[7]

        Фишер: «Люди,  которые без веских оснований  не доверяют друг другу, не  доверяют самим себе».[6]

       Сенека Луций Анней (Младший)- римский философ-стоик, поэт и государственный деятель: « Дружба кончается там, где начинается недоверие».[8]

      Демокрит- древнегреческий философ-материалист: «Не относись ко всем с недоверием, но будь со всеми осторожен и тверд».[6]

 

 

Статистика.

 

       Очень интересный эксперимент, проверяющий собственную веру в людей и доверие к миру, провел 26- летний студент Пол Беллис Джонс. [9] Он оставил в горах Национального Парка свой фотоаппарат с единственной целью — дать людям возможность сделать красивые фотографии на вершине горы. Пол не был уверен, вернется ли его камера к нему домой или будет украдена нечестными туристами.

       На футляре фотоаппарата он  сделал следующую надпись: «Я больше не могу никому доверять в этом мире, но не хочу в это верить, поэтому я затеял этот эксперимент, чтобы вернуть свое доверие к людям». Спустя 4 дня фотоаппарат был персонально доставлен Полу на дом смотрителем Национального Парка. В памяти фотоаппарата Пол нашел 30 снимков других посетителей парка, которые решили воспользоваться его предложением.

        По словам смотрителя парка,  каждый день в парке они  находят забытые вещи туристов и каждый раз они пытаются найти их владельцев. Когда он увидел фотоаппарат, то подумал, что кто-то из посетителей забыл его здесь, но позже разглядел надпись на футляре, посмотрел красивые снимки и сразу решил вернуть его владельцу. Когда Полу принесли фотоаппарат, он испытал огромное облегчение и чувство радости от того, что снова может доверять людям.

        Подобные истории напоминают  нам о том, что люди, которые  нас окружают не такие плохие, как мы о них думаем, о том,  что нужно доверять им и  миру в котором мы живем.

       Люди, предпочитающие доверять словам  незнакомцев, лучше недоверчивых  могут выявить ложь в этих  словах, тогда как недоверчивые  люди часто покупаются на чужие  слова.[5] Об этом говорится в статье исследователей. "Люди, склонные доверять посторонним, вовсе не наивные мечтатели... их точность в межличностных отношениях может сослужить им отличную службу в такой работе, как поиск и наём новых сотрудников, а также при выявлении хороших друзей и стоящих партнеров по бизнесу", - пишут авторы.

      Иными словами, склонность доверять  людям - признак высокого интеллекта. Обосновать этот тезис удалось  социологам Нэнси Картер (Nancy Carter) и Марку Уэберу (Mark Weber) из Университета Торонто, проведшим специальное статистическое исследование с участием добровольцев.

      Участники эксперимента должны  были смотреть видеозаписи интервью  студентов бизнес-школы университета, в которых те пытались представить себя с наилучшей стороны, чтобы получить работу. Половина интервьюируемых говорила правду, тогда как вторая часть в своих ответах, по меньшей мере, три раза лгала. Все интервьюируемые гарантированно получили за свою работу вознаграждение в 20 долларов США, и должны были получить ещё столько же, если сторонний "эксперт по выявлению лжи", которого учёные якобы пригласили для участия в эксперименте, не сможет выявить неправды в словах участников.

       Добровольцы, просматривавшие затем  отснятые видеоролики, предварительно  проходили тестирование на выявление  их степени доверия посторонним.  Тесты содержали вопросы и  утверждения вроде "Большинство  людей изначально честны", "Большинство  людей по своей природе добрые  и душевные" и так далее,  с которыми участники эксперимента  должны были либо согласиться,  либо нет. Отделив таким образом людей, склонных доверять посторонним, от недоверчивых, учёные затем попросили добровольцев отделить интервью с лжецами от интервью с правдивыми студентами школы MBA.

       Оказалось, что люди, более открытые  по отношению к посторонним,  гораздо лучше остальных справились  с задачей выявления неправды  в словах студентов. Чем больше  веры в незнакомых людей продемонстрировали  добровольцы в тестах, тем более они были склонны принять на работу студентов, говоривших правду, и тем успешнее они отсеивали претендентов, лгавших в своих интервью.

       При этом, вопреки стереотипу, недоверчивые люди чаще остальных склонялись к тому, чтобы поверить словам интервьюируемых, сообщавших о себе лживые сведения.

 

Конспекты первоисточников.

       Первое проявление  малышом социального доверия  обнаруживается в легкости его  кормления, глубине сна и ненапряженности внутренних органов.[3] Первым социальным достижением младенца в то время оказывается его готовность без особой тревоги или гнева переносить исчезновение матери из поля зрения, поскольку она стала для него и внутренней уверенностью и внешней предсказуемостью.

        То, что мы  называем словом trust (доверие), соответствует тому, что Тереза Бенедек обозначила словом confidence. Trust - доверие, вера (как в выражениях «доверять кому-либо», «верить кому-либо», «полагаться на кого-либо»); надежда; ответственность, обязательство. Confidence - доверие (как в выражениях «пользоваться чьим-либо доверием», «доверять кому-либо свои тайны»); уверенность в ком-либо, чем-либо, в том числе, и в себе. Общее состояние доверия предполагает не только то, что малыш научился полагаться на тождественность и непрерывность внешних кормильцев, но и то, что он может доверять себе и способности собственных органов справляться с настойчивыми побуждениями.

        В психопатологии  отсутствие базисного доверия  может быть лучше всего изучено  на материале детской шизофрении, хотя пожизненная основная слабость  такого доверия видна и у  взрослых личностей, для которых  уход в шизоидное и депрессивное  состояние является привычным.  Было установлено, что восстановление  состояния доверия составляет  основное требование к терапии  в этих случаях. Ибо независимо  от того, какие условия послужили  возможной причиной психотического  расстройства, за эксцентричностью  и уходом в поведении многих  серьезно больных индивидуумов  скрывается попытка добиться  социальной взаимности, испытывая  границы между сознанием и  физической реальностью, между  словами и социальными значениями.

        Решительное  введение прочных образцов разрешения  конфликта «базисное доверие против базисного недоверия» в самое существование есть первая задача эго и, следовательно, прежде всего задача материнского ухода за ребенком. Однако скажем сразу, что, по-видимому, степень доверия, вынесенного из самого раннего младенческого опыта, зависит не от абсолютного количества пищи или проявлений любви к малышу, а скорее от качества материнских отношений с ребенком. Матери вызывают чувство доверия у своих детей такого рода исполнением своих обязанностей, которое сочетает в себе чуткую заботу об индивидуальных потребностях малыша с непоколебимым чувством верности в пределах полномочий, вверенных им свойственным данной культуре образом жизни.

        Родительская  вера, которая поддерживает появляющееся  у новорожденного базисное доверие,  на всем протяжении истории  искала свою институциональную  охрану  в организованной религии.

       Каждое общество  и каждое поколение должно  находить институционализированную форму почитания, которая получает жизнеспособность из его образа мира - от предопределения до индетерминизма. Клиницисту остается лишь наблюдать, что гордятся существованием без религии как раз те, чьи дети не в состоянии жить без нее. С другой стороны, много таких, кто, по-видимому, черпает жизненную веру в общественной деятельности или научных занятиях. Опять-таки, немало и тех, кто открыто исповедует веру, но фактически каждым вздохом выражает недоверие и к жизни, и к людям.

 

 

 

 

 

 

 

Мои открытия.    

         «Дружба кончается там, где начинается недоверие». Так сказал Сенека Луций Анней. И не могу с ним не согласиться. Вот какая ситуация. Большую часть жизни вы общаетесь с одним человеком. Вы проводите много времени вместе. Часто устраиваете праздники только для вас двоих. Ты знаешь все его тайны, а он естественно, полностью вовлечён во все твои мечтания. И у вас не проходит ни дня без общения. Вы так рады, что нашли человека, который вас понимает и принимает таким, какой вы есть на самом деле. И вот у вас уже долгая дружба. Окружающие даже иногда завидуют вашей прочной дружбе, которая как говорится «не разлей вода». И вроде всё у вас замечательно. И ничего не предвещает беды.

        Но вдруг на горизонте вашей  дружбы появляется ещё кто-то. И это кто-то пытается завладеть  вниманием вашего друга. Теперь  он устраивает праздники для  вашего друга, он делиться всеми  своими страданиями с ним. А  вы всё это наблюдаете со  стороны. И что самое важное, вы не вмешиваетесь, потому что  видите, как вашему другу хорошо  с этим человеком. Ведь вы  же ещё друзья. А друг всегда  рад, когда второму другу хорошо.

       А про вас он просто начинает  забывать. Звонки, письма, разговоры  сокращаются до обыденного : «Привет! Как дела?». И именно тут наступает тот переломный момент, когда вы уже не можете доверять своему другу. Потому что знаете, что все ваши тайны, которые вы хотели ему открыть, обязательно станут открыты и для того третьего, кто вмешался в вашу дружбу.

       Тем самым, поборов боль и  обиду в самом себе, вы просто  перестаёте общаться с тем  самым «другом». Забываете его.  Доверие к нему прошло давно.  А дружба ушла вся на нет.

       Можно привести пример проще. Есть вы и ваш друг. И кто-то из вас повёл себя неправильно в какой-то очень важной для вас обоих ситуации. Можно даже сказать, что кто-то из вас предал другого. И вот доверие теряется моментально.                                                   

       Да и дружба вместе с этим доверием уходит куда-то далеко в прошлое. Ведь люди не могут простить очень сильной обиды. А даже если и смогут, то в будущем многие всё равно когда-нибудь про неё вспомнят.

       Так же очень интересную мысль  высказал Конфуций : «Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?»

       Действительно, доверие для людей  которые общаются между собой,  есть некая «ось» , которая поддерживает «повозку» их общения. А если нет «оси», то и «повозка» с треском рухнет и сломается. Получается, что если нет доверия к человеку, с которым ты имеешь дело, то ничего путного у вас с ним не выйдет. Только разлад и непонимание.

Информация о работе Вера, доверие и недоверие как базовые характеристики личности