Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как один из компонентов образовательной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 16:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – определить ожидания родителей от взаимодействии с дошкольным учреждением и ожидания воспитателей от взаимодействии с семьей.
Объект исследования - компоненты образовательной среды.
Предмет - взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как один из компонентов образовательной среды.

Содержание

Введение ..….……………………………………………………………….
4
Глава 1. Теоретические основы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей ……………………..

9

1.1. Компоненты образовательной среды………………….
9

1.2 Формы и виды сотрудничества семьи и дошкольного учреждения…………………………………………………..

23
Глава 2. Анализ взаимодействия педагогов и родителей в образовательной среде………………………………………………

33

2.1. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей…………………………………………
33

2.2. Анализ ожидания родителей от взаимодействии с дошкольным учреждением и ожидания воспитателей от взаимодействии с семьей..………………………………
44
Заключение ………….………………………………………………
47
Список литературы ...…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КАВЫЕВА Ю.Г..doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

 


 

 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет

 им. В.П.Астафьева»

 

 

Направление  050700 «Педагогика»       

Профиль «Управление дошкольным образованием»     

 

Кафедра  педагогики и психологии       

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

 

Тема: Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как один из компонентов образовательной среды.

Студент:  

 

 

 

 

Научный руководитель:  Мосикова Юлия Алексеевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии филиала ФГБОУ ВПО «КГПУ им.В.П.Астафьева»       

 

Допущено к защите «_________»_____________________20___ г.

 

Зав.кафедрой       Московая Ю.А.  

 

 

 

Защищена

Протокол ИАК № _____________ от ________________________

с оценкой           

 

 

 

 

Красноярск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ..….……………………………………………………………….

4

Глава 1. Теоретические основы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей ……………………..

 

9

 

1.1. Компоненты образовательной среды………………….

9

 

1.2 Формы и виды сотрудничества семьи и дошкольного учреждения…………………………………………………..

 

23

Глава 2. Анализ взаимодействия педагогов и родителей в образовательной среде………………………………………………

 

33

 

2.1. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей…………………………………………

33

 

2.2. Анализ ожидания родителей от взаимодействии с дошкольным учреждением и ожидания воспитателей от взаимодействии с семьей..………………………………

44

Заключение ………….………………………………………………

47

Список литературы ...…………………………………………………

51

Приложения ……………………………………………………………

55


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие национальной системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с социумом. Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода на качественно новые содержание и технологии образовательного процесса.

В России накоплен значительный опыт работы по оказанию помощи семье в воспитании и обучении детей. Заметно изменился статус семьи и дошкольного учреждения, определились новые цели и задачи деятельности дошкольных учреждений, направленные на обеспечение условий для развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. Повышение статуса семейного воспитания, зафиксированное в законодательных и нормативных документах РФ, ведет к персональной ответственности самих родителей за правильное воспитание и развитие их детей. Родителям дается при этом право выбора: воспитывать ребенка дома, пользоваться постоянными или дополнительными услугами дошкольного учреждения, выбирать виды, типы, профили, содержание, режим работы детского дошкольного учреждения.

Следует особо подчеркнуть, что до настоящего времени мало изучены возможности самой семьи в создании условий, необходимых для полноценного воспитания и развития ребенка-дошкольника, условия, определяющие потребности родителей в услугах детского сада, формы и методы работы с семьей в новой социально-экономической ситуации.

Мы исходим из того, что если семья становится сегодня главным социальным институтом в воспитании собственного ребенка, а дошкольное учреждение создается в дополнение к семейному воспитанию, то именно семья должна стать главным заказчиком и потребителем всех услуг дошкольных учреждений - образовательных, оздоровительных и др. Все это определяет необходимость поиска новых форм взаимодействия между семьей и дошкольным учреждением, которые должны быть основаны на сотрудничестве и партнерских взаимоотношениях. Для родителей и педагогов ребенок является единым объектом воздействия, который в современных условиях приобретает статус субъекта, а не объекта, становится центром в системе взаимоотношений «родитель - ребенок – педагог».

Эффективность взаимодействия семейного и общественного воспитания определяется степенью удовлетворения дошкольными учреждениями потребностей родителей в услугах детского сада. Поэтому педагогические коллективы должны быть сориентированы на изучение потребностей, мотивационно-целевых установок, ценностных ориентации современных родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников, что позволит скорректировать эти установки на осуществление совместными усилиями главной цели дошкольного образования - разностороннего развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей и подготовки его к обучению в школе. В этой связи работники дошкольных образовательных учреждений при организации образовательной среды стараются учитывать представления родителей о ребенке, каким они хотят его видеть и соответственно воспитать. Все выше сказанное позволило определить выбор темы нашего исследования: Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как один из компонентов образовательной среды.

Цель исследования – определить ожидания родителей от взаимодействии с дошкольным учреждением и ожидания воспитателей от взаимодействии с семьей.

Объект исследования - компоненты образовательной среды.

Предмет - взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как один из компонентов образовательной среды.

Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:

  1. Охарактеризовать компоненты образовательной среды.
  2. Определить формы и виды сотрудничества семьи и дошкольного учреждения
  3. Изучить роль сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей.
  4. Исследовать ожидания родителей от взаимодействии с дошкольным учреждением и ожидания воспитателей от взаимодействии с семьей.

Гипотеза основывается на предположении о том, что взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения является одним из компонентов образовательной среды 

Методологически  работа основана на трудах Л.И. Божович, А.А. Петрикевич, В.А. Ясвина, Е.А. Ракитиной, Ю.А. Шрейдером и другие.

Для реализации проекта использовались теоретические  эмпирические методы анализа литературы, изучение документов, правовых актов, а так же анкетирование родителей и педагогов.

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ВОСПИТАНИИИ ДЕТЕЙ

 

В первой главе нашего исследования мы рассмотрели основные теоретические вопросы сущности, компонентов, форм и видов сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Дали определение понятиям «семейное воспитание», «сотрудничество»

 

    1. Компоненты образовательной среды

 

Рассматривая образовательную среду учреждения, В.А. Ясвин определил ее как совокупность внешних условий, влияющих на развитие личности, и возможностей, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

 В материалах научно-исследовательских конференций за 1997-2000 год встречаются такие термины, как «информационная среда», «образовательная среда», «среда обучения», «информационно-образовательная среда», «информационная среда обучения». Все термины относятся к разным аспектам среды и педагогики. Рассмотрим данные понятия подробнее, выделив сначала одночленные понятия, а затем составные, которые используют различные комбинации простых понятий.

Как отмечают в работах за 1998-1999 год исследователи Е.А. Ракитина, В.Ю. Лыскова, «пространство» и «среда» являются близкими, но не синонимичными понятиями. Самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Говоря о пространстве, данные исследователи имеют в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека. При этом по смыслу в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека. Пространство может существовать и независимо от него.

Понятие «среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. На наш взгляд, данные термины применимы и для характеристики понятий «образовательное пространство» и «информационное пространство», «образовательная среда», «информационная среда».

В, утвержденной 10 концепции информатизации сферы образования Российской Федерации 10 июля 1998 года, употребляется термин «информационная среда». При этом уточняется его понимание. Авторы дают следующее определение: «под информационной средой понимается совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах».

Концепция информационной среды впервые была предложена Ю.А. Шрейдером, который справедливо рассматривает информационную среду не только как проводника информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников.

Информационная среда изучалась во многих аспектах. Из них стоит выделить следующие три.

Во-первых, как одна из сторон деятельности. Человек при этом рассматривался как участник коммуникационного процесса, то есть в основном с точки зрения своей способности представить личное знание в той форме, в какой это знание может быть отчуждено, то есть в форме информации. А, восприняв информацию, вновь превращать ее в свое личное знание.

Во-вторых, как система исторически сложившихся форм коммуникации.

В-третьих, как созданная всем обществом информационная инфраструктура, позволяющая осуществить коммуникативную деятельность в масштабах, соответствующих уровню развития этого общества: издательства, библиотеки, информационные центры, банки данных, средства массовой информации и т.п.

Информационное пространство не равнозначно информационной среде: существуя в одном и том же информационном пространстве, индивид может переходить из одной информационной среды в другую, например, при смене профессии, рода занятий, увлечений, перехода на новую ступень обучения. Все эти переходы осуществляются в рамках одного информационного пространства. Человек может одновременно находиться в различных информационных средах, например, в информационной среде вуза, в информационной среде любителей эсперанто (специальная литература, соответствующее общение и опыт и так далее), в информационной среде виртуальной реальности (общение в сети Интернет, компьютерные игры). И хотя эти среды иногда очень разнородны, индивидом они воспринимаются как нечто единое.

Одной из особенностей информационной среды является то, что любая информационная среда предоставляет возможность получения необходимых для него данных, сведений, гипотез, теорий и пр., умение же получать информацию и преобразовывать ее необходимо воспитывать, вырабатывать, оно приобретается в процессе обучения. Ю. А. Шрейдер выражает это так: «В книгах можно прочесть о многом, но из них нельзя получить умения читать. Инфосреда может сохранить многие знания, но не может сохранить в себе умения пользоваться ею».

Если информационное пространство образуется в результате жизнедеятельности всего человечества и достаточно консервативно к изменениям, то информационная среда создается усилиями отдельной группы людей. Исследователи отмечают, что информационная среда учебной деятельности формируется:

  • учителем (он определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и так далее.);
  • педагогическим коллективом учебного заведения (он определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.);
  • государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов).

В программе информатизации сферы образования России упоминается и понятие образовательного пространства: «основными программными аспектами в области высшего образования Российской Федерации должны быть следующие: сохранение единого образовательного пространства за счет разработки и введения государственных образовательных стандартов». Очевидно, что в данном случае речь идет о системе образования в целом как совокупности всех учебных заведений, связанных определенными отношениями и подчиняющихся одним законам. Учащийся в данном случае «исключен» из образовательного пространства.

Образовательная среда - понятие более узкое. Под образовательной средой чаще всего понимается функционирование конкретного учреждения образования, это мнение Козырева В.А., И.К. Шалаева, А.А. Веряева. Анализируя различные подходы к вопросу об образовательной среде, исследователи имеют в виду конкретную среду учебного заведения, так как образовательная среда составляет совокупность материальных факторов; пространственно-предметных факторов; социальных компонентов; межличностных отношений. Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды, но и люди организовывают, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие.

Информация о работе Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как один из компонентов образовательной среды