Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как один из компонентов образовательной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 16:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – определить ожидания родителей от взаимодействии с дошкольным учреждением и ожидания воспитателей от взаимодействии с семьей.
Объект исследования - компоненты образовательной среды.
Предмет - взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как один из компонентов образовательной среды.

Содержание

Введение ..….……………………………………………………………….
4
Глава 1. Теоретические основы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей ……………………..

9

1.1. Компоненты образовательной среды………………….
9

1.2 Формы и виды сотрудничества семьи и дошкольного учреждения…………………………………………………..

23
Глава 2. Анализ взаимодействия педагогов и родителей в образовательной среде………………………………………………

33

2.1. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей…………………………………………
33

2.2. Анализ ожидания родителей от взаимодействии с дошкольным учреждением и ожидания воспитателей от взаимодействии с семьей..………………………………
44
Заключение ………….………………………………………………
47
Список литературы ...…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КАВЫЕВА Ю.Г..doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

Вам нагрубила продавщица в магазине, вы можете просто перестать ходить в этот магазин. Поменять же садик, в которой ходит ваш ребенок и в котором вас что-то не устраивает, намного сложнее. Так же как и воспитатель не может прекратить общение с кем-то из родителей только потому, что тот ведет себя некорректно. Налаживать взаимодействие должны обе стороны, не вставая в позицию виновного и обвиняемого, ведь конечная цель и у сотрудников детского сада, и у родителей одна — здоровье и развитие ребенка.

У воспитателей есть «свой список» претензий к родителям:

  • неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
  • забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;
  • забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
  • приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
  • поздно забирают детей;
  • плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);
  • предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Важнейшей целью преобразований дошкольного образовательного учреждения является создание условий для максимального удовлетворения запросов родителей детей, посещающих ДОУ.

Сегодня в детском саду созданы все условия для успешного развития личности каждого ребенка и взрослого в единой воспитательно-образовательной среде «педагог – ребенок - родитель», ориентированной на воспитании самостоятельной, активной личности.

Родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Родителей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.

Первая группа — это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п. 
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада, изменение характера взаимодействия педагогов с родителями. Для того, чтобы многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой воспитатели ДОУ должны доказывать родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями)
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года за № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ)
  4. Целевая комплексная программа «Развивающая предметно-игровая среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М., 1991.
  5. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.,2001.
  6. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей //Управление ДОУ. 2002. №4. с.10-18.
  7. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников: Методическое пособие / Под редакцией Н.В. Немовой. - М.: АПК и ПРО, 2004. 73с.
  8. Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание. 1990, №12. с. 27
  9. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: диссертация к.пед.н.-Москва,2000.-157с.
  10. Веряев А.А. Шалаев И.К. (1998) От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог: наука, технология, практика. 1998. №4.
  11. Данилина Т.А. и др. Интеграция работы ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2002. №4. с.110-114.
  12. Дошкольные учреждения и семья / Под ред. Т.Н.Дороновой и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  13. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. №4. с.100-110.
  14. Иванов, Д.А. Образовательная или развивающая среда/ Д.И. Зеер // Биб-ка журнала «Директор школы». – 2007. - №6.-С.48-49.
  15. Кириллина Ю.В. Маркетинг образовательных услуг // Высшее образование в России . – 2000. № 5. – С. 26-39
  16. Ключенко Т.И. (2007) Соотношение понятий «образовательная среда» и «образовательное пространство» как один из исходных ориентиров при проектировании гуманитарной образовательной среды в вузе культуры и искусств /Качество школьного образования: монография/ Под редакцией И.В. Шалыгиной [Электронный ресурс]. Научное электронное издание. М. ИД «Садовое кольцо», 2007-1.
  17. Кулюткин Ю.Н., Тарасов С.В. (2001) Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. №1. http://www.znanie.org/jornal/n1_01/obraz_sreda.html.
  18. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004.
  19. Михайленко Н.Я., Короткова Н А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. - М., 1993.
  20. Моисеев А.М. Содержание, формы и организация методической работы. М., 1987.
  21. Молодцова В. Опасное легкомыслие, или Детский сад — это серьезно. М., 2007.
  22. Пастюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону, феникс, 2009г.
  23. Ракитина Е.А., Бешенков С.А., Лыскова В.Ю. (1999) Информация и информационные процессы. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999.
  24. Савенко, А.И. У колыбели гения / А.И. Савенко.-М.:Пед. общество России,2000.-224с.
  25. Сластенин В.А. Профессиональная деятельность и личность педагога // Педагогическое образование и наука. – 2000. №1. – С.15–23.
  26. Слободчиков, В.И. Образовательная среда.-М.,1997.-181с.
  27. Тарасов, С.В. Школьник в современной образовательной среде.-СПб.: «Образование-культура»,2000.-72с.
  28. Усанов В.Е. (2008) Психолого-педагогические основы информационно-образовательной среды ВУЗа // Проблемы развития гуманитарно-экономических и естественных наук. Тезисы Межвузовской научной конференции. 20 марта 2008 г. Тверь: ТФ МГЭИ, 2008. С. 35-37.
  29. Шендрик И.Г. (2003) Образовательное пространство субъекта и его проектирование. М.: АПКиПРО, 2003.
  30. Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа. – 2005. №3. – С. 12-26.
  31. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика.-М.:Академия,2008.-256с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анализ ответов воспитателей ДОУ:

 

Личные цели в отношениях с родителями

Какими способа ми, методами, приемами вы поль зуетесь в работе с родителями?

Каким вы хотите отношение роди телей к себе? Совпадает ли это?

Чему могут научиться роди тели у специи алистов?

Чему педагоги ческий персонал может научиться у родителей?

Что необходимо сделать, чтобы семья понимала жизнь ДОУ?

1.

Взаимопонимание, взаимопо мощь

Беседы, консульта ции

Уважение,

частично совпадает

Обогатить свои воспитательные умения и навыки

Опыт в воспита нии детей

Больше совместных мероприя тий

2.

Взаимопонимание, взаимопо мощь

Круглый стол, беседы

Уважение, взаимопо нимание,

не совпадает

Ознакоми ться с особеннос тями возраста

Ничему

Приемственность в работе

3.

Взаимопонимание, взаимопо мощь

Беседы, консульта ции

Уважение, взаимопо нимание,

частично совпадает

Умению понимать проблемы и трудности детей

Ничему

Посещать режимные моменты

4.

Взаимопонимание, взаимопо мощь

Беседы, консульта ции, советы специалис тов

Уважение, взаимопо нимание,

не совпадает

Научиться решать конфликты

Индивидуальный подход к ребенку

Посещать занятия

5.

Взаимопонимание, взаимопо мощь

Беседы, консульта ции

Уважение, взаимопо нимание,

частично совпадает

Присутство

вать на занятиях и полученные знания применять дома

Компью терной освещен ности

Затрудня юсь ответить

6.

Взаимопонимание, взаимопо мощь

Беседы, консульта ции

Уважение,

частично совпадает

 Присутство

вать на занятиях и полученные знания применять дома

Ничему

Совмест ные праздники

7.

Взаимопонимание, взаимопо мощь

Родитель ские собрания

Уважение, взаимопо нимание,

не совпадает

Обогатить свои воспитательные умения и навыки

Ничему

ИЗО-выставки, ФОТО-выставки

8.

Взаимопонимание, взаимопо мощь

Беседы, консульта ции

Уважение, взаимопо нимание,

частично совпадает

Умению понимать проблемы и трудности детей

Ничему

Затрудняюсь ответить

9.

Взаимопонимание, взаимопо мощь

Родитель ские собрания

Уважение,

частично совпадает

Ознакоми ться с особеннос тями возраста

Творче ской активно сти

Участие родителей

10.

Взаимопонимание, взаимопо мощь

Круглый стол, родитель ские собрания

Уважение,

частично совпадает

Научиться решать конфликты

Ничему

Совмест ные мероприя тия

11.

Взаимопонимание, взаимопо мощь

Беседы, консульта ции

Уважение, взаимопо нимание,

не совпадает

Обогатить свои воспитательные умения и навыки

Ничему

Посещать занятия

12.

Взаимопонимание, взаимопо мощь

Советы специалис тов

Уважение, взаимопо нимание,

частично совпадает

 Присутство

вать на занятиях и полученные знания применять дома

Ничему

Затрудня юсь ответить

13.

Взаимопонимание, взаимопо мощь

Беседы, консульта ции

Уважение, взаимопо нимание,

частично совпадает

Научиться решать конфликты

Опыт в воспита нии детей

Совмест ные мероприя тия

14.

Взаимопонимание, взаимопо мощь

Родитель ские собрания

Уважение,

не совпадает

Умению понимать проблемы и трудности детей

Ничему

Совмест ная работа родитель ского комитета

15.

Взаимопонимание, взаимопо мощь

Беседы, консульта ции

Уважение, взаимопо нимание,

частично совпадает

Ознакоми ться с особеннос тями возраста

Ничему

Затрудня юсь ответить

16.

Взаимопонимание, взаимопо мощь

Советы специалис тов

Уважение, взаимопо нимание,

частично совпадает

Правильно реагировать на ссоры детей

Творчество

Участие родителей в творческих мастер ских

17.

Взаимопонимание, взаимопо мощь

Беседы,

круглый стол

Уважение,

не совпадает

Обогатить свои воспитательные умения и навыки

Ничему

Посещать режимные моменты группы

18.

Взаимопонимание, взаимопо мощь

Беседы, консульта ции

Уважение,

частично совпадает

Научиться решать конфликты

Ничему

Затрудняюсь ответить

Итоги

Взаимопонимание,взаимопо

мощь - 100%

Беседы, консульта ции-100%

не совпадает - 33%, частично совпадает – 67%

 

Ничему - 67% , творческой активности – 33%

Затрудняются ответить – 27%


 

 


Информация о работе Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как один из компонентов образовательной среды