Взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 13:51, реферат

Краткое описание

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая введение.docx

— 64.88 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи можно осуществлять по-разному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Педагогика начала советского периода признавала роль семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью, как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться.

В 40-60-е годы, проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро, но глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную роль по отношению к дошкольному учреждению.

 В 60 - 70-е годы XX в. годы  большое внимание начало уделяться  сочетанию общественного и семейного воспитания.

 Исследования 70 - 80-х годов  прошедшего столетия конкретизировали  содержание, формы и методы педагогического  просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.

 В 90-х годах большое  внимание начинает уделяться  взаимодействию детского сада  и семьи. Практические работники  ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

 В настоящее время  идет перестройка системы дошкольного  воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.  Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения.

 

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

 Итак, отношения дошкольного  учреждения с семьей должны  быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.  Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

§ 1. Диагностика уровня взаимодействии cемьи и ДОУ в воспитании дошкольников

С целью реализации поставленных задач и подтверждения гипотезы исследования была проведена опытно-практическая работа в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждение «Детский сад №13» города Стерлитамак.

Первый этап – поисковый. На этом этапе проведен теоретический анализ специальной литературы по данной теме.  

Второй этап – эмпирический. Были использованы следующие методы изучения: тестирование (автор Доронина Т.Н); анкетирование (автор Козлова С.А); беседа с детьми, также проведена диагностика « Мама – я – воспитатель», в ходе которого дети должны были нарисовать себя, маму и воспитателя. Проведена математическая обработка полученных данных. 

Третий этап – обобщающий. Обобщены и систематизированы полученные результаты исследования, уточнены теоретические выводы. Предложен комплекс мероприятий по  взаимодействию ДОУ и семьи в воспитании дошкольников.

 Для выявления педагогической культуры родителей, им предлагается заполнить анкету (автор Козлова С.А) (приложение 1).

С целью выявления  степени участия родителей в воспитательном процессе был использован тест (автор Доронина Т.Н) (приложение 1);

По результатам диагностики для выявлений категорий родителей выделяют следующие группы:

1 категория: родители этой  категории отличает высокий уровень  эмоционально-нравственной культуры. Он выражен в стиле семейного воспитания, в манере общения взрослых с детьми. Родители принимают ребенка как личность, считаясь с его интересами и увлечениями. В этих семьях родители стремятся к единству педагогических требований. Серьезно относясь к воспитанию, они легко идут на контакт с психологами, воспитателями, стремясь  расширить свои познания в области педагогики, детской психологии.

2 категория: в среднем  уровень образованности и культуры  родителей высокий. Но, в отличие  от первой категории, акцентирование  внимание идет на материальную  обеспеченность. Вместе с тем  проявляется недостаток эмоционально-нравственной культуры родителей. В таких семьях  часты нарушения стилей семейного воспитания.

3 категория: это самая  патогенная ситуация для ребенка. В таких семьях каждый живет своей жизнью, низкий уровень семейной интеграции. Уровень психолого-педагогической просвещенности родителей крайне низкий. Также родители не испытывают  потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно- важной проблемой.

 Проанализировав анкеты, и тесты родителей можно узнать о семье очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении и обязанностях по дому, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием.

Также проведена беседа с детьми; где дети рассказывали о своих родителей, о любимых играх в детском саду, о воспитателях, чем они нравятся и т.д.

Была  проведена диагностика « Мама – я – воспитатель». Для этого заранее совместно с психологом попросили детей нарисовать рисунки на заданную тематику, в ходе которого дети должны были нарисовать себя,  маму, папу и воспитателя (прилагаются рисунки детей).

 Таким образом, результаты диагностик на этапе констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод о том, что  большинство родителей мало уделяют внимание своим детям, не знают что-делать в тех или иных ситуациях, дети сидят около телевизоров, им мало читают книг. А рисунок, нарисованные детьми – показали о взаимоотношений в семье. Ребенку не хватает общения, часто в семье он бывает одинок (изображают своих родителей в черных, синих, коричневых красках),  в детский сад ходят с большим желание ( использовали яркие краски: желтые, красные, оранжевые, зеленые и т.д.).

Поэтому с учетом результатов диагностики и в соответствии с выдвинутой гипотезой был разработан комплекс мероприятий по взаимодействию воспитателей и семьи в воспитании дошкольников.

 

§2. Комплекс мероприятий по взаимодействию воспитателей и семьи  в воспитании дошкольников.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы были проведены следующие мероприятия. Укажем в качестве примеров некоторые из них (подробное описание их дается в приложениях).  

Название мероприятия

     Цель

 Форма проведения

«Счастливая семья».

Воспитать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких, быть милосердным к людям.

Семейный клуб

«Особенности современных детей».

Познакомить родителей с особенностями и принципами воспитания современных детей. Содействовать возникновению у родителей желания и умения создавать условия для ненасильственного воспитания ребенка. Развивать у родителей способность находить оптимальные способы решения проблемных ситуаций и стратегии поведения родителей при этом.

Родительское собрание (круглый стол)

«Олимпийские игры»

Представить  детям информацию  об Олимпийских играх как о мирном  соревновании,  с целью физического мастерства  людей, в котором участвуют народы всего мира.

Закреплять знания детей о символах и ритуалах Олимпийских игр, расширить знания о видах спорта.

 Способствовать формированию  у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через конкретные примеры .

 

 

Соревнование

«Моя семья»

Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, закрепить понятие как появляется семья, из кого она состоит

Занятие

«День открытых дверей»

познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.

Экскурсия родителей в детский сад


 

 

Семейный  клуб «Счастливая семья». Цель: воспитать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких, быть милосердным к людям.

Первое заседание клуба было посвящено знакомству с семьями детей. Несколько семей, выпустили стенгазету под заголовком «Вот мы какие!», где в шутливой или серьезной форме, в стихах или прозе можно описать семейные увлечения.

Второе заседание клуба было посвящено, традициям русской народной культуры. Дети вместе с родителями могут почитать сказки, разучить народные песни и игры, познакомиться со старинными традициями и обрядами.

Родительские собрания – одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку.  Каждая встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. Родительские собрания было интересным, ярким, веселым.  Воспитатели рассказывали об особенностях детей, о наказаниях и поощрение. Также за круглым столом родители свободно высказывали свое мнение по проблемам воспитания, делились опытом семейного воспитания. Затем с родителями были проведены упражнение «Портрет современного ребенка», в котором родители поделились на две группы. Каждая составляла список качеств, присущих современному ребенку. Списки зачитывались, обсуждались. А вот в упражнение «Мечта детства» участники по очереди рассказывали , о чем они мечтали, когда были детьми.    Для того, чтобы родители  немного расслабились был приглашен психолог, который провела медитацию.

Занятие в старшей группе «Олимпийские игры» проводилось в виде соревнований. Детям очень понравилось рассматривать картинки на спортивную тематику, загадывать загадки, разгадывать кроссворды, участвовали в играх.

День открытых дверей дала возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать и привлечь к участию. Проводилась как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей, также показали кухню, где готовится еда, физкультурный и музыкальный  зал, в котором дети занимаются. Был показан фрагмент занятия детей в старшей группе. После экскурсии и просмотра заведующая беседовала с родителями, выясняла их впечатления, отвечала на возникшие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Опытно-практическая работа проводилась на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №13». В диагностическом обследовании участвовало 29 дошкольников старшей группы.

Использованные методик диагностик (анкетирование и тестирование родителей; беседа с детьми; также проведена диагностика « Мама – я – воспитатель», в ходе которого дети должны были нарисовать себя, маму и воспитателя) предполагали выявление уровня  взаимодействия родителей с детьми, воспитателями. Результаты диагностирования на этапе констатирующего эксперимента позволили нам сделать вывод о том,  большинство в семьях акцентирование внимание идет на материальную обеспеченность. Вместе с тем проявляется недостаток эмоционально-нравственной культуры родителей. Поэтому с учетом результатов диагностики и в соответствии с выдвинутой гипотезой исследования был разработан и апробирован на практике комплекс мероприятий для взаимодействия семьи и воспитателей в воспитании дошкольников. Результативность проведенной работы и доказывает гипотезу исследования, в которой предполагалось, что, если в работе воспитателя использовать разные формы и методы работы с детьми, а также включать и родителей, то формирование воспитании детей будет более успешным.

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В ходе нашего исследования  были рассмотрены вопросы о  том, что семья и дошкольное  образовательное учреждение в  хронологическом ряду связаны  преемственностью, что обеспечивает  непрерывность воспитания и обучения  детей. Здесь важен не принцип  параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

 Семья является институтом  первичной социализации. Детский  входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка  и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

 В настоящее время  необходимость общественного дошкольного  воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.

Информация о работе Взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании дошкольников