Взаимосвязь между чувствительностью к сладкому вкусу и мыслительными способностями человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:33, научная работа

Краткое описание

Существует необходимость ранней диагностики когнитивных (познавательных) способностей человека, чтобы оптимально развивать и направлять их. Однако способы выявления данных способностей, предложенные психологией, часто дают слишком размытые результаты. Поэтому встает научная проблема: как наиболее точно определить уровень когнитивных способностей. Достоверно известно, что гораздо более надежным является установление связи между когнитивными способностями и физиологическими показателями, уровень которых можно определять количественно. К таким показателям относится вкусовая чувствительность, или вкус.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 ГЛЮКОЗА
1.1.1 Глюкоза и её влияние на организм человека
1.1.2 Восприятие глюкозы человеком
1.2 КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К СЛАДКОМУ ВКУСУ
2.1.1 Тест для определения нижнего порога чувствительности к сладкому(глюкозе)
2.2 ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
2.2.1 Тест на устойчивость внимания
2.2.2 Тесты на зрительную память
2.2.3 Тест на эффективность запоминания
2.2.4 Диагностика природной памяти
2.3 ВЫЧИСЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ
3.1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ИСПЫТУЕМЫХ К ГЛЮКОЗЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИХ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
3.2. УСТАНОВЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ НИЖНИМ ПОРОГОМ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К ГЛЮКОЗЕ И РЕЗУЛЬТАТАМИ ТЕСТОВ НА ВЫЯВЛЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 150.73 Кб (Скачать файл)

Тест 1

 

Предложить испытуемому  рисунок, на котором изображены 10 переплетённых  линий. Каждая из них имеет свой номер  у начала (слева) и у конца (справа). Эти номера не совпадают. Требуется проследить за каждой линией на всём её протяжении, не пользуясь указкой или карандашом. Нужно установить соответствие номеров справа и слева.Каждый ответ считался как 10% от всей работы. Задание считалось полностью выполненным, если испытуемый правильно указывал все соответствия номеров.

 

Рис.3. Тест 1 на устойчивость внимания

 

 

 

2.2.2 Тесты на зрительную память

Тест 2

      Показать испытуемым рис.1 в течении 10 секунд внимательно посмотреть на профиль, обведённый кружком (рис. 1), а затем найти такой же среди 9         других (рис. 2). Если испытуемый справлялся с этим заданием, то это засчитывалось как 100%, если же нет, то 0.

 

Рис. 4. Тест 2 на зрительную память

 

Тест 3

 

Показать испытуемым рисунок, на котором изображены 5 циферблатов  часов(рис. 3) и предложить в течении 15 секунд запомнить их, после чего попросить по памяти нарисовать, что  показывали часы. Каждый правильно  изображённый циферблат это 20% от всего  задания. Задание считалось выполнено  верно, если совпадали показания  стрелок на рисунке и с номером  циферблата.

 

Рис. 5.  Тест 3 на зрительную память

 

2.2.3 Тест  на эффективность запоминания

Тест 4

Испытуемым предлагаются в течении 40 секунд запомнить максимальное количество слов, написанных на листе(размер листа 10 х 15 см, шрифт 14, слова расположены  в 2 столбца, без нумерации, набор  слов не стандартный (не менее 4 букв в  слове)) по истечении 40 секунд требуется  воспроизвести слова письменно  за 40 секунд. В данном эксперименте использовали слова из таблицы 2

 

Таблица 1. Слова, используемые в тесте на эффективность запоминания.

украинец

масло

экономика

бумага

каша

сладости

татуировка

ложка

слон

социализм

любовь

глагол

ножницы

война

совесть

дезертир

имена

свеча

словарь

вишня


Задание считалось полностью  выполнено, если испытуемые записал  все 20 вышеперечисленных слов.  Если слово было не записано, или записано постороннее слово, то не засчитывалось 5 % от всего задания.

 

2.2.4 Диагностика природной  памяти

Тест 5

Карточки (размером 10 х 15 см) демонстрируются в течении 5 секунд на восстановление рисунка по памяти даётся 40 секунд. Если испытуемый правильно  изображал 2 рисунка, то это задание  считалось правильно выполнено. Если 1, то выполнено на половину, то есть 50%. Если же ни один рисунок не совпадал с оригиналом, то задание не засчитывалось. [9]

 

2.3 ВЫЧИСЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА

Связь, которая существует между случайными величинами разной природы, например, между величиной  Х и величиной Y, не обязательно  является следствием прямой зависимости  одной величины от другой (так называемая функциональная связь). В некоторых  случаях обе величины зависят  от целой совокупности разных факторов, общих для обеих величин, в  результате чего и формируется связанные  друг с другом закономерности. Когда  связь между случайными величинами обнаружена с помощью статистики, мы не можем утверждать, что обнаружили причину происходящего изменения  параметров, скорее мы лишь увидели  два взаимосвязанных следствия. Взаимная связь двух случайных величин  называется корреляцией, корреляционный анализ позволяет определить наличие  такой связи, оценить, насколько  тесна и существенна эта связь. Все это выражается количественно. С помощью коэффициента корреляции можно посчитать насколько тесная связь существует между величинами. Что можно сказать о случайных величинах, у которых коэффициент имеет промежуточное значение? Например, если бы мы получили r=0,65. В этом случае, статистика позволяет сказать, что две случайные величины частично связаны друг с другом. Коэффициент r возможно посчитать в Microsoft Office Excel, с помощью функции fx, далее статистические функции, функция КОРРЕЛ. По подсказке программы вводим мышью в два соответствующих поля два разных массива (Х и Y) [5].

Часто используют следующую классификацию:

+1≥|rxy|≥0.75  – сильная связь;

0.75 >|rxy|≥0.50  – умеренная связь;

0.50 >|rxy|≥0.25  – слабая связь.

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

3.1. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ИСПЫТУЕМЫХ К ГЛЮКОЗЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ИХ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В ходе работы были проведены  тесты на устойчивость внимания, зрительную память, эффективность запоминания и природную память. Так же был проведён тест для определения нижнего порога чувствительности к глюкозе. Данные тесты рассмотрены в предыдущей главе. В таблице 3 представлены результаты данных тестов в процентах.

Таблица 2. Результаты тестов на устойчивость внимания, зрительную память, эффективность запоминания, природную память и нижний порог чувствительности к глюкозе.

Номер ученика

тест на устойчивость внимания

тест на зрительную память

диагностика природной памяти

тест на эффективность  запоминания

нижний порог чувствительности к глюкозе, %

усреднённые результаты тестов

тест 1

тест 2

тест 3

тест 4

тест 5

1

90

20

100

100

65

2,5

75

2

80

80

100

100

70

1,25

86

3

50

20

0

0

45

5

23

4

60

20

0

50

50

5

36

5

100

80

100

100

65

1,25

89

6

90

80

100

50

85

1,25

81

7

100

60

100

100

75

1,25

87

8

60

80

0

50

15

2,5

41

9

100

100

0

50

50

1,25

60

10

100

60

100

0

60

1,25

64

11

70

100

100

50

55

2,5

75

12

70

100

100

100

65

2,5

87

13

50

80

100

50

55

2,5

67

14

80

80

100

100

60

2,5

84


 

Таблица 2. Результаты тестов на устойчивость внимания, зрительную память, эффективность запоминания, природную память и нижний порог чувствительности к глюкозе. (продолжение)

15

70

40

0

50

20

5

36

16

80

60

100

50

60

1,25

70

17

100

80

100

100

45

1,25

85

18

100

60

100

100

60

1,25

84

19

100

100

100

100

60

1,25

92

20

100

100

0

100

40

2,5

68

21

80

80

100

100

40

2,5

80

22

80

80

100

0

75

2,5

67

23

70

20

0

0

40

5

26


 

По результатам тестов 1-5 полностью с ними справившихся (все 5 тестов на 100%)  испытуемых нет. Примерно треть испытуемых справилась почти со всеми заданиями. Большинство справилось с тестом 3. В тесте 5 допущено было наибольшее количество ошибок и не точностей. С тестами 1, 2, 4 испытуемые справились со средней успешностью. Сладкий вкус испытуемые начинали чувствовать в диапазоне от 1.25 % до 5%. Наибольшее количество человек почувствовали сладость уже при 1.25 %, немного меньше - при 2.5 %, а при 5 % начали ощущать всего 4 человека

 

3.2 УСТАНОВЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ НИЖНИМ ПОРОГОМ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ К ГЛЮКОЗЕ И РЕЗУЛЬТАТАМИ ТЕСТОВ НА ВЫЯВЛЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Чтобы установить зависимость  между нижним порогом чувствительности к глюкозе и результатами тестов на выявление развитости когнитивных  функций по результатам, представленным в таблице 3 был посчитан коэффициент  корреляции. В таблице 4 представлены результаты.

 

 

 

 

Таблица 3.  Коэффициенты корреляции между нижним порогом чувствительности к глюкозе и результатами тестов на когнитивные способности.

 

Тест 1

Тест 2

Тест 3

 Тест 4

Тест 5

Усреднённый показатель тестов 1-5

Коэффициент корреляции

-0,70862

-0,64426

-0,53146

-0,46028

-0,67848

-0,79351


 

Соотнеся результаты теста на устойчивость внимания (тест 1) испытуемых и их нижний порог чувствительности к глюкозе выявлена средняя обратная линейная зависимость, близкая к сильной (коэффициент корреляции -0,70862). Это свидетельствует о том, что чем ниже порог чувствительности, тем выше  устойчивость внимания. По результатам тестов на зрительную память (тест 2 и 3) установлена обратная линейная зависимость средней степени (-0,64426 и -0,53146), это значит, что между результатами теста и нижним порогом чувствительности к глюкозе существует не ярко выраженная обратная зависимость. Была установлена слабая обратная линейная зависимость (-0,46028) между результатами теста на природную память (тест 4) и нижним порогом чувствительности к глюкозе. По результатам теста на эффективность запоминания (тест 5) и нижним порогом чувствительности  к  глюкозе выявлена  средняя  обратная  линейная  зависимость  близкая к сильной(-0,67848). Проанализировав результаты всех проведённых тестов, и посчитав коэффициент корреляции между усреднённым показателем успешности каждого испытуемого в тестах и его нижним порогом чувствительности, можно судить о сильной обратной линейной зависимости (-0,79351). Усредненный показатель является средним арифметическим результатов всех тестов для каждого испытуемого.

Из таблицы видно, что  коэффициент корреляции по усреднённому показателю выше, чем по каждому  тесту в отдельности. Это говорит  о том, что когнитивные способности  в совокупности в большей степени  зависимы от чувствительности к сладкому(глюкозе), чем каждое из когнитивных свойств  в отдельности.

 

 

 

 

Информация о работе Взаимосвязь между чувствительностью к сладкому вкусу и мыслительными способностями человека