Взаимосвязь психического и соматического

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 10:19, реферат

Краткое описание

Сегодня все больше ученых и врачей, работающих в разных областях медицины, приходят к общему мнению о том, что психической симптоматике в картине чисто соматических заболеваний должна быть отведена значительная роль. Их точку зрения подтверждает тот факт, что среди пациентов общесоматических лечебных учреждений у 33-65 процентов выявляются пограничные психические расстройства (по данным ВОЗ).

Содержание

I. Введение

II. Общие понятия
Определения понятий тела и души
История понятия душа
III. Взаимоотношение психического и соматического
Исследование связи между телом и душой
Гипноз - пример воздействия души на тело
IV. Психосоматика – наука о взаимодействии психического и соматического
История развития
Развитие современной психосоматической медицины
Предмет изучения современной психосоматики
V. Взаимосвязь соматических и психических расстройств
Варианты взаимосвязи
Психически зависимые соматические расстройства
Соматически зависимые психические расстройства
Факторы возникновения психосоматических патологий
Факторы, способствующие развитию психосоматических патологий у различных возрастных групп
VI. Заключение
VII. Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Биоэтика!.docx

— 51.22 Кб (Скачать файл)

ГБОУ ВПО НижГМА Минздравсоцразвития  России

кафедра социально-гуманитарных наук

 

 

 

 

 

Реферат

на тему

«Взаимосвязь  психического и соматического»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила студентка II курса педиатрического факультета 218 группы

Суханова Анна Владимировна

Проверил ассистент кафедры 

Кобылин Игорь Игоревич

 

 

 

 

г. Нижний Новгород, 2012 год

Содержание

I. Введение         

 

II. Общие понятия        

  1. Определения понятий тела и души     
  2. История понятия душа      

III. Взаимоотношение психического и соматического

  1. Исследование связи между телом и душой    
  2. Гипноз - пример воздействия души на тело

IV. Психосоматика – наука о взаимодействии психического и соматического

  1. История развития
  2. Развитие современной психосоматической медицины
  3. Предмет изучения современной психосоматики

V. Взаимосвязь соматических и психических расстройств

  1. Варианты взаимосвязи
  2. Психически зависимые соматические расстройства
  3. Соматически зависимые психические расстройства
  4. Факторы возникновения психосоматических патологий
  5. Факторы, способствующие развитию психосоматических патологий у различных возрастных групп

VI. Заключение

VII. Список используемой литературы

 

Введение

 

Тема взаимосвязи психического и соматического была актуальна  еще с древних времен и остается таковой до сих пор. 

Сегодня все больше ученых и врачей, работающих в разных областях медицины, приходят к общему мнению о том, что  психической симптоматике в картине чисто  соматических заболеваний должна быть  отведена значительная роль. Их точку зрения подтверждает тот факт, что среди пациентов общесоматических лечебных учреждений у 33-65 процентов выявляются пограничные психические расстройства (по данным ВОЗ).

Вследствие, и нам, как  будущим врачам, важно знать принципы взаимного влияния психического и соматического, чтобы в дальнейшем использовать эти знания в интегрированной диагностике и при выборе тактики лечения.

 

Общие понятия

 

  1. Определения понятий тела и души

 

Говоря о психическом  и соматическом, следует начать с  определения основополагающих понятий  по данной теме. Таковыми понятиями  являются душа и тело.

В любом человеке мы усматриваем  единство тела и души как живую  целостность.

То, что тело отличается от души, кажется совершенно ясным  и очевидным, не требующим объяснения; но всегда остается вопрос: что есть тело и что есть душа?

Душа — это прямое внутреннее переживание; все то, что продуцирует осмысленные или экспрессивные проявления; единство «Я», фундаментальная психическая субстанция. Средоточием душевной жизни человека является самосознание, сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.

Телом, в свою очередь, может называться морфологическая форма живого, физическая оболочка живого существа, видимые осмысленные движения, совокупность химических, физических, биологических процессов, локализация центров в мозге.

 

  1. История понятия Души

 

Душа начала рассматриваться  в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков. Все досократики задавались вопросом о душе и особенно о связи её и тела — двух фундаментальных измерений человеческого существования. С точки зрения Платона, душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны. «Душа есть первая энтелехияестественного тела, обладающего в возможности жизнью. (…) Итак, душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая-либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей», — пишет Аристотель, для которого «все естественные тела суть орудия души».

После теософского периода к исследованию души вновь обращаются Шопенгауэр, Кант и Гегель. В двадцатом веке преобладает тенденция интерпретации души как мистического понятия, несмотря на работы таких учёных, как Брентано, Фрейда (с понятием ид), Юнга, Ясперса и Габриэля Марселя, утверждающих, что любой человек переживает внутри себя импульсы и творческие жизненные стремления, не связанные напрямую со сферой рассудка.

 

Взаимоотношение психического и соматического

 

  1. Исследование связи между телом и душой

 

 Взаимоотношение физического  (телесного, соматического) и психического (душевного) укоренено во множестве  фактических данных, которые могут  быть сформулированы следующим  образом.

Физическое (например, яды, болезни, мозговые поражения) воздействует на душу.

Психическое воздействует на тело как в аспекте осуществления намерений (двигательная активность), так и на уровне непреднамеренных соматических эффектов (сердцебиение, кровяное давление, метаболизм и т. п.).

Представляется, что психическое может быть понято через физические явления (так, душа человека проявляет себя в его осанке и движениях).

Наличие взаимосвязи — общеизвестный эмпирический факт, очевидный для каждого. Но то, как возможна взаимосвязь и каким образом она осуществляется, ускользает от нашего наблюдения. Например, когда я пишу, я знаю, каковы мои намерения, и моя рука повинуется мне — так же, как и все мое тело. Мы можем частично показать, как это происходит, в терминах неврологии и физиологии; но последний, окончательный акт преобразования психической интенции в физическое действие все еще остается таким же недоступным и непостижимым. То же относится к любым психофизическим взаимосвязям.

 

  1. Гипноз - пример воздействия души на тело

 

Гипнотический опыт с полной наглядностью показывает нам, насколько глубоко душа воздействует на тело. Наблюдения за воздействием гипнотического внушения на соматическую сферу оказались такими удивительными, что поначалу не вызывали доверия. Ныне, однако, факт глубокого влияния, оказываемого внушением на соматическую жизнь, уже не вызывает сомнений. Внушая больному, что ему на кожу положили раскаленную монету, удается вызвать у него покраснение кожи и появление волдыря, который в дальнейшем зарубцовывается. Аналогичным образом вызываются лихорадка и задержка менструаций, отмечались даже случаи излечения бородавок под воздействием гипноза. Некоторые из этих феноменов исключительно редки и отчасти сомнительны; но среди них есть и такие, которые достигаются достаточно легко и часто.

Этим эффектам, получаемым в результате гипнотического воздействия, тождественны соматические эффекты, описанные  Шульцем. Пользуясь методом самовнушения, он сумел вызвать определенные состояния  и назвал метод в целом «аутогенной  тренировкой». Как ни удивительно, в  некоторых случаях отдельным  людям удается очень сильно повысить или понизить частоту собственного пульса — с 76 до 44, а затем вплоть до 144. Крайние возможности этой процедуры не нашли применения в западных странах, но мы обнаруживаем их в Индии. Возможно, знаменитая «стигматизация» (например, св. Франциска Ассизского), аналогичная волдырям, появляющимся под воздействием гипнотического внушения, может быть понята как результат подобного рода самовнушения.

Гипноз воздействует благодаря  реалистическим образным представлениям, достаточно могущественным, чтобы полностью  овладеть чувствами человека. Больной  выказывает естественную реакцию на внушаемую ситуацию: например, когда  ему внушается, будто стоит холодная погода, у него активизируется обмен  веществ. Вегетативная нервная система  следует возникающему в его психике  воображаемому переживанию — даже несмотря на то, что действительные стимулы сообщают ей о совершенно иной реальной ситуации. Невозможно поднять температуру, повысить секрецию желудочного сока или метаболизм с помощью прямого внушения; можно достичь этого только при посредстве внушаемой ситуации, которая, будь она реальна, имела бы именно такие последствия.

Гипнотические эффекты могут  быть отчасти поняты как условные рефлексы в павловском смысле. Реалистическое, наглядное представление о еде  порождает повышенную желудочную секрецию. Если регулярно показывать собаке пищу, но не кормить ее, условный рефлекс  желудочной секреции перестанет проявляться. Аналогично, гипнотическое внушение перестает воздействовать на соматические процессы, если определенное содержание внушается по несколько раз в  день без последующего воплощения в  действительность. Если условный рефлекс  так и не находит реального  подтверждения, он исчезает. Безусловный  рефлекс остается единственной основой  для психогенного воздействия. Подобного  рода чисто физиологические интерпретации, однако, никоим образом не исчерпывают  всей полноты психосоматических  взаимоотношений.

 

Фон Вайцзеккер пишет: «С нашей стороны было бы правильнее форсировать исследования, направленные на разгадку все еще непонятных для нас явлений духовной сферы, нежели удивленно глазеть на „чудеса“ стигматизации, истерии и гипноза как на некие исключения из правил. Рассматриваемые как исключения, они освобождают нас от того, чтобы предполагать наличие чего-то аналогичного также и в патологических симптомах». Фон Вайцзеккер стремится найти психологически понятный элемент в любых болезнях.  Как раз связью психического фактора с соматическими болезнями и занимается наука – психосоматика.

 

Психосоматика –  наука о взаимоотношении психического и соматического

 

  1. История развития психосоматики

 

Термин  “психосоматика” предложил в 1818 году Дж. Хейнрот, который объяснял многие соматические болезни как психогенные, прежде всего в этическом аспекте. Так, причины туберкулеза, эпилепсии и рака он рассматривал как результат переживания чувства злобы и стыда, а особенно — сексуальных страданий. Через 10 лет М. Якоби ввел понятие “соматопсихическое” как противоположное и в то же время дополнительное по отношению к “психосоматическому”. Во врачебный лексикон термин “психосоматика” был введен венским психоаналитиком Ф. Дойч в 1922 г.

Хотя  термин “психосоматика” является новым, концепция, которую он отражает, так же стара, как и врачебное  искусство. Гиппократ первым в своем  учений о темпераментах сформулировал  положение о единстве души и тела. Он высказал также мысль о том, что болезнь представляет собой  особую реакцию индивидуума на условия  его жизни в среде. В 1857 г. Вирхов повторил это положение утверждением, что болезни представляют собою лишь проявления жизненных процессов в измененных условиях. Как известно, в последующем он изменил свою формулировку болезни, создав свою концепцию клеточной патологии. В наше время И. В. Давыдовский обозначил болезни как формы адаптации человека.

Для Гиппократа представление о больном  человеке было важнее представления  о диагнозе болезни. Противоположная  точка зрения постулировала тезис  о том, что болезни представляют собой поражение отдельных частей организма и что, в частности, причиной таких поражений является “внедрение” в организм чего-то постороннего. В душу может вторгнуться  дьявол, а в тело — микроб. Эти  две противостоящие точки зрения явились исходным пунктом всех медицинских  концепций: одна — более человечная, а другая — более “объективная”; одна стремилась к тому, чтобы выявить  индивидуальные особенности больного человека; другая с помощью научных  выводов стремилась определить диагноз  болезни; с точки зрения одних  — индивидуум болен; с точки зрения других — у индивидуума болезнь. В период научных открытий XIX века и главенства экспериментальной медицины, учение о патологических процессах возобладало над учением о “почве”, на которой эти процессы развертываются.

Принято считать, что психосоматическая  медицина — ровесница текущего века. Однако речь при этом идет не о возникновении  новой концепции в медицине, а  о возрождении принципов медицины древности, подходившей к заболеванию  как к специфически индивидуальному  явлению, как к болезни конкретного  человека, болезни души и тела.

Возврат к гиппократической точке зрения обозначился в конце XIX — начале XX в. и был обусловлен достижениями в области нейрофизиологии и психиатрии. Результаты нейрофизиологических исследований способствовали получению важных фактов о связях нервной системы с самыми различными соматическими системами организма.

  1. Развитие современной психосоматической медицины

 

История современной психосоматической  медицины начинается с психоаналитической концепции Фрейда, который совместно с Брайером доказал, что “подавленный аффект”, “психическая травма” путем “конверсий” могут проявляться соматическим симптомом.   В психиатрии Фрейд (1893 г.), Дежерин (1902, 1911 гг.), Дубоис (1912 г.) показали возможность излечения соматических расстройств при неврозах с помощью психотерапии. Зарубежные психиатры, в первую очередь приверженцы психоанализа, считают, что именно Зигмунд Фрейд внес много ценных фактов в создание учения о психосоматической медицине.

Информация о работе Взаимосвязь психического и соматического