Взаимосвязь семейного воспитания с мотивацией к успеху у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Подростковый возраст является одним из наиболее интенсивных, а потому и наиболее интересных для изучения и понимания этапов психического развития. Пожалуй, этому возрасту посвящено наибольшее количество работ, осуществленных в рамках психологии развития. Если ранее такие работы в большей степени были посвящены изучению психологии подростка как отдельного индивида, то есть проводились на стыке возрастной и общей психологии, то в настоящее время они все более распространяются на проблемы, в рассмотрении которых необходимо привлечение знаний из смежных психологических отраслей – социальной, медицинской и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА 5
1.1. Понятие семьи и их виды 5
1.2 Стили семейного воспитания 9
1.3 Особенности взаимодействия родителей и подростков 13
1.4 Особенности физиологического и психологического развития подростков 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С УРОВНЕМ МОТИВАЦИЕЙ К УСПЕХУ 21
2.1. Методология и организация исследования 21
2.2. Описание результатов исследования 22
2.3. Характеристика взаимосвязи стилей семейного воспитания с уровнем мотивацией к успеху 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2012.docx

— 80.53 Кб (Скачать файл)

Подростковый возраст  характеризуется резкими, качественными  изменениями, затрагивающими все стороны  развития. Биологически он относится  к предпубертатному и пубертатному периодам, то есть этапу полового созревания и непосредственно предшествующему  ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это  определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариантность темпов развития (временные различия у мальчиков  и девочек, акселерация и ретардация), оказывает существенное влияние  на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает половое влечение (часто  неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы. С фактом полового созревания связано  то, что в подростковом возрасте начинается ряд психических заболеваний.

Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его  важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменения Я-концепции, определяющееся стремлением понять себя, свои возможности  и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания  в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование  определяет ведущие потребности  подросткового возраста – в самоутверждении  и общении со сверстниками. Последнее  рассматривается также как ведущая  деятельность в подростковом возрасте. Согласно другой точки зрения, ведущей  в этот период является просоциальная  деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место  в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие  в жизни общества».

Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте характеризуется становлением сложных  форм аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению, развитием гипотетико-дедуктивных  форм рассуждения, возможностью строить  умозаключения (стадия формальных операций по теории Ж. Пиаже). Динамический характер этого развития несформулированность основных структур обуславливает ряд  специфических подростковых трудностей, отражающихся на учебной деятельности и др. сторонах жизнидеятельности. В  нравственном развитии с этим связано, в частности, противоречие между  некритическим усвоением групповых  моральных норм и стремлением  обсуждать простые, порой достаточно второстепенные правила, определенный максимализм требований, перенос  оценки отдельного поступка на личность в целом.

Подростковый возраст  считается либо временем перехода к  взрослости, либо самостоятельность, относительно самостоятельной фазой. Подростковый возраст рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа со своими установками, специфическими нормами поведения подростка, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой «подростковой» общности и к определенной ее группе, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравственное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами «мира взрослых» выражает важнейшую потребность подростка – в самостоятельности, личной автономии. Вместе с тем в подростковом возрасте важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с точки зрения прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т.п. Указанная противоречивость, подчиненность нормам группы делает подростковый возраст особо опасным из-за возможности возникновения различных форм девиантного и делинквентного, противоправного поведения.

Из всего вышесказанного видно, что подростковый возраст  – это очень сложный период в развитии личности. Именно в этом возрасте происходит ломка организма  и психики ребенка. Учителям и  родителям необходимо проявлять  чуткость, понимание, отзывчивость к  подросткам. Иначе у них будут  развиваться различные формы  неврозов, эмоциональных напряжений, у подростков может начать развиваться  агрессивность, как к взрослым, так  и к сверстникам.

Существенное значение для  развития подростка имеет место, которое он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи  учитывают взрослые возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают ему преодолевать трудности в учении и других видах деятельности, помогают устанавливать взаимоотношения с товарищами, сохраняют контакт с ним, то тем самым они создают благоприятные условия для развития личности подростка.

 

 

ГЛАВА 2.  ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ   СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С УРОВНЕМ  МОТИВАЦИЕЙ К УСПЕХУ

2.1. Методология и организация исследования

Целью исследования явилось диагностирование типов  семейного воспитания и выявление  показателей потребности детей  к достижению успеха, итоговой целью  исследования являлось определении  степени взаимосвязи между  этими  двумя явлениями.

Экспериментальное исследование проводилось феврале  2012 г. на базе СШ № 42  г. Минска, в общей  сложности выборка составила  40 человек (18 девочек, 22 мальчика), в диагностике определения стилей воспитания приняло участие 72 человека родителей детей. Исследование осуществлялась в три этапа.

На первом этапе была сформулирована тема исследования, продумана структура работы, обоснована ее актуальность, определены объект, предмет, цели, задачи, гипотеза, выбраны методы исследования, проведены анализ и обобщение теоретических исследований отечественных и зарубежных ученых по изучаемой проблеме, разработана программа экспериментального исследования.

На втором этапе проводились экспериментальные исследование по определению типов семейного воспитания и выявление показателей потребности детей к достижению успеха у подростков (13-14 лет).

На третьем этапе систематизировались и интерпретировались полученные данные.

1. Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса [12]

Назначение теста: Диагностика мотивации к достижению успеха.
Инструкция к  тесту Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «Да» или «Нет» (Приложение А).
Ключ к тесту: Вы получили по 1 баллу за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.

Вы также получили по 1 баллу  за ответы «нет» на вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39.

Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются.

Подсчитайте сумму набранных баллов.

Интерпретация результатов  теста 
  • от 1 до 10 баллов: низкая мотивация к достижению успеха;
  • от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации к достижению успеха;
  • от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха;
  • свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к достижению успеха.

2.  Тест «Стратегия семейного воспитания» (Л.А. Богатова).

Родителям предлагается из четырех вариантов стилей воспитания выбрать самый предпочтительный (Приложение Б).

Обработка результатов

 
Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г


 

2.2. Описание результатов исследования

В результате проведения диагностики  мотивации к достижению успеха опроса были получены следующие результаты (табл. 2.1)

 

 

 

Таблица 2.1 – Результаты опроса «Потребность в достижении»

Ф.И.

Кол-во баллов

Ф.И.

Кол-во баллов

1.И.Л.

28

21. К.И.

26

2.О.Р.

10

22. С.Е.

24

3.С.Н.

19

23. В.В.

18

4.Д.Б.

11

24. И.К.

17

5.Н.И.

16

25. Е.Ж

15

6.Е.З.

10

26. Н.А.

18

7.И.Б.

15

27. Г.С.

9

8.Ю.П.

20

28. И.К.

17

9.Д.К.

17

29. А.Д.

14

10.Н.П.

13

30. Б.Н.

17

11.Ю.Л.

12

31. И.И.

19

12.В.Б.

10

32. А.С.

22

13.О.Ч.

14

33. Д.М.

16

14.Г.М.

6

34. Л.У.

17

15.И.И

17

35.О.И.

7

16. К.Н.

17

36. Ю.В.

16

17. И.В.

13

37. С.Т.

17

18. С.В.

12

38. Е.Л.

19

19. Е.А.

18

39. О.Л.

8

20 О.В.

10

40 П.И.

18


 

Данные из рабочей таблицы  были проанализированы и помещены в  таблицу обобщенных результатов (табл. 2.2).

Таблица 2.2 – Обобщенные результаты

Степень

Кол-во чел.

%

Низкая (1-10)

6

15%

Средняя (11-16)

14

35%

Умеренная  (17-20)

16

40%

Высокий (больше 21)

4

10%


 

Исследование показало, что  у 14 ребят (35 %) средний уровень мотивации к достижению успеха. У 6 занимающихся от общего числа опрошенных (15 %) низкая мотивация к достижению успеха. У 16 учащихся (35 %) – умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха. Слишком высокий уровень мотивации к достижению успеха был выявлен у 4 испытуемых (10 %). Таким образом, для 50 % опрошенных (20 человек) в основе их активности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Они уверены в себе, в своих силах, инициативны и активны, их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремлённость.

Люди, умеренно и сильно ориентированные  на успех, предпочитают средний уровень  риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой  уровень риска. Чем выше мотивация  человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной  мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при  слабой мотивации к успеху.

Людям, мотивированным на успех и  имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех  и имеют высокую готовность к  риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую  готовность к риску, но высокую мотивацию  к избеганию неудач (защиту). И  наоборот, когда у человека имеется  высокая мотивация к избеганию  неудач (защита), то это препятствует мотивации к успеху – достижению цели.

В результате проведения диагностики  мотивации типов семейного воспитания были получены следующие результаты (табл. 2.3)

Таблица 2.3.  Результаты теста «Стратегии семейного воспитания

Ф.И.

Стиль воспитания

Ф.И.

Стиль воспитания

1.И.Л.

Либеральный

21. К.И.

Авторитарный

2.О.Р.

Авторитетный

22. С.Е.

Либеральный

3.С.Н.

Либеральный

23. В.В.

Авторитетный

4.Д.Б.

Авторитарный

24. И.К.

Либеральный

5.Н.И.

Либеральный

25. Е.Ж

Авторитетный

6.Е.З.

Авторитетный

26. Н.А.

Либеральный

7.И.Б.

Либеральный

27. Г.С.

Авторитетный

8.Ю.П.

Либеральный

28. И.К.

Либеральный

9.Д.К.

Либеральный

29. А.Д.

Авторитарный

10.Н.П.

Авторитетный

30. Б.Н.

Либеральный

11.Ю.Л.

Авторитетный

31. И.И.

Авторитетный

12.В.Б.

Авторитетный

32. А.С.

Либеральный

13.О.Ч.

Авторитетный

33. Д.М.

Либеральный

14.Г.М.

Авторитарный

34. Л.У.

Либеральный

15.И.И

Либеральный

35.О.И.

Авторитетный

16. К.Н.

Либеральный

36. Ю.В.

Авторитетный

17. И.В.

Либеральный

37. С.Т.

Авторитетный

18. С.В.

Авторитетный

38. Е.Л.

Авторитетный

19. Е.А.

Либеральный

39. О.Л.

Авторитарный

20 О.В.

Авторитетный

40 П.И.

Либеральный

Информация о работе Взаимосвязь семейного воспитания с мотивацией к успеху у подростков