Взаимосвязь семейного воспитания с мотивацией к успеху у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Подростковый возраст является одним из наиболее интенсивных, а потому и наиболее интересных для изучения и понимания этапов психического развития. Пожалуй, этому возрасту посвящено наибольшее количество работ, осуществленных в рамках психологии развития. Если ранее такие работы в большей степени были посвящены изучению психологии подростка как отдельного индивида, то есть проводились на стыке возрастной и общей психологии, то в настоящее время они все более распространяются на проблемы, в рассмотрении которых необходимо привлечение знаний из смежных психологических отраслей – социальной, медицинской и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА 5
1.1. Понятие семьи и их виды 5
1.2 Стили семейного воспитания 9
1.3 Особенности взаимодействия родителей и подростков 13
1.4 Особенности физиологического и психологического развития подростков 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С УРОВНЕМ МОТИВАЦИЕЙ К УСПЕХУ 21
2.1. Методология и организация исследования 21
2.2. Описание результатов исследования 22
2.3. Характеристика взаимосвязи стилей семейного воспитания с уровнем мотивацией к успеху 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2012.docx

— 80.53 Кб (Скачать файл)

Данные из рабочей таблицы  были проанализированы и помещены в  таблицу обобщенных результатов (табл. 2.4).

Таблица 2.2 – Обобщенные результаты

Степень

Кол-во чел.

%

Авторитарный

5

12,5 %

Авторитетный

15

37,5%

Либеральный

20

50%

Индифферентный

-

-


 

Исследование показало, что  в 5 семьях (12,5%) родители используют авторитарный стиль воспитания.  В данной стратегии  родители хорошо представляют, каким должен вырасти ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях  они очень категоричны и неуступчивы.

Стратегия авторитетного  стиля  воспитания применяется  в  15 семьях (37,5%). Эта стратеги характеризуется тем, что родители, осознавая свою важную роль в становлении личности ребенка, и за самим ребенком признают право на саморазвитие. Родители трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать, а также в разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.  Самый многочисленный стиль воспитания – либеральный. Он бы выявлен в большинстве семей (20 семей) – 50%.  В либеральной стратегии родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Также они легко общаетесь с ним, доверяют ему и не склонны к запретам и ограничениям.

Индифферентный стиль  воспитания в исследуемых семьях выявлен не был.

2.3. Характеристика взаимосвязи стилей семейного воспитания с уровнем мотивацией к успеху

Корреляция отражает приближенный вид связи между  признаками, когда одному значению первого признака соответствует  средняя арифметическая нескольких значений другого признака. Прямая (положительная) корреляция отражает такую  взаимосвязь между признаками, при  которой с увеличением первого  признака и второй тоже увеличивается.

Обратная (отрицательная) корреляция — взаимосвязь между  признаками, при которой с увеличением  первого признака второй уменьшается.

Существует три  способа выражения корреляции: корреляционный график, корреляционное поле и коэффициент  корреляции.

Самым точным выражением корреляции является ее оценка при  помощи специальных коэффициентов  корреляции: 1) коэффициента корреляции в случае прямолинейной связи  и 2) корреляционных отношений, если корреляция криволинейная.

Задача корреляции – оценить тесноту (силу) корреляционной связи. Она решается с помощью  показателей взаимосвязи.

Для оценки тесноты  взаимосвязи в корреляционном анализе  используется значение (абсолютная величина) специального показателя – коэффициента корреляции. Значения коэффициентов  корреляции есть безразмерная величина, которая не может быть меньше -1 и  больше +1, т.е..

Если значения коэффициентов корреляции равны  нулю, т.е. = 0 или = 0, то связь между признаками х, у отсутствует.

 Если значения  коэффициентов корреляции отрицательные,  т.е.  < 0 или < 0, то связь между признаками Х и Y обратная.

Если значения коэффициентов корреляции положительные, т.е. > 0 или y> 0 , то связь между признаками Х и Y прямая (положительная).

Если коэффициенты корреляции принимают значения +1 или -1, т.е. = ± 1 или = ± 1, то связь между признаками Х и Y линейная (функциональная).

Для установлении степени взаимосвязи между мотивацией достижений успеха и типом семейного воспитания использовался метод ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

Для подсчета ранговой корреляции Спирмена необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы.

Было выполнено:

1) Ранжирование  стилей  семейного воспитания (А) и подставновка  значений полученных в результате  диагности потребности в достижении  (B). Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Произведен подсчет  разности между рангами А и  В (колонка d);

3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);

4) Подсчитана сумма квадратов;

5) Произведен расчет коэффициента  ранговой корреляции rs по формуле:

6) Определены критические  значения.

Таблица 2.5 –  Отражение взаимосвязи между  мотивацией достижений успеха и типом  семейного воспитания.

N

Значения А

Ранг А

Значения В

Ранг B

d (ранг А - ранг  В)

d2

1

28

40

31

31

9

81

2

10

6.5

13.5

13.5

-7

49

3

19

34

31

31

3

9

4

11

9

3

3

6

36

5

16

19

31

31

-12

144

6

10

6.5

13.5

13.5

-7

49

7

15

16.5

31

31

-14.5

210.25

8

20

36

31

31

5

25

9

17

24.5

31

31

-6.5

42.25

10

13

12.5

13.5

13.5

-1

1

11

12

10.5

13.5

13.5

-3

9

12

10

6.5

13.5

13.5

-7

49

13

14

14.5

13.5

13.5

1

1

14

6

1

3

3

-2

4

15

17

24.5

31

31

-6.5

42.25

16

17

24.5

31

31

-6.5

42.25

17

13

12.5

31

31

-18.5

342.25

18

12

10.5

13.5

13.5

-3

9

19

18

30.5

31

31

-0.5

0.25

20

10

6.5

13.5

13.5

-7

49

21

26

39

3

3

36

1296

22

24

38

31

31

7

49

23

18

30.5

13.5

13.5

17

289

24

17

24.5

31

31

-6.5

42.25

25

15

16.5

13.5

13.5

3

9

26

18

30.5

31

31

-0.5

0.25

27

9

4

13.5

13.5

-9.5

90.25

28

17

24.5

31

31

-6.5

42.25

29

14

14.5

3

3

11.5

132.25

30

17

24.5

31

31

-6.5

42.25

31

19

34

13.5

13.5

20.5

420.25

32

22

37

31

31

6

36

33

16

19

31

31

-12

144

34

17

24.5

31

31

-6.5

42.25

35

7

2

13.5

13.5

-11.5

132.25

36

16

19

13.5

13.5

5.5

30.25

37

17

24.5

13.5

13.5

11

121

38

19

34

13.5

13.5

20.5

420.25

39

8

3

3

3

0

0

40

18

30.5

31

31

-0.5

0.25

Суммы

 

 

820

 

 

820

0

4533.5


 
Результат: rs = 0.575

Критические значения для N = 40

N

p

0.05

0.01

40

0.31

0.4


 

Исходя из полученных данных можно утверждать, что отвергается  Н0. (нулевая гипотеза). Корреляция между значениями стилей воспитания и показателями потребности в достижении успеха   достигает уровня статистической значимости.

Выводы: 1) в связи с тем, что абсолютное значение r  = 0,575> 0, корреляция между признаками имеет место; 2) так как абсолютное значение r= 0,575  находится близко к среднему пределу интервала 0 < | | < 1 – взаимосвязь средняя статистическая; 3) поскольку знак коэффициента положительный, корреляция является линейной: с увеличением первого признака х второй признак у также увеличится.

Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, о доказательстве гипотезы предполагающей  существование взаимосвязи между мотивацией достижений успеха и типом семейного воспитания.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – это естественная группа, в  которой со временем возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы создают  структуру семьи, определяют функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения  и облегчающую взаимодействие между  ними. Как институированное образование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых  общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.

Родители должны обладать важнейшей  способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному  поиску наиболее эффективного стиля  его индивидуального воспитания. Эффективность родительских требований или ограничений к подросткам отчасти обусловлены тем, насколько  сформированы эмоциональные привязанности  между родителями и детьми.

Существенное значение для развития подростка имеет место, которое  он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи учитывают  взрослые возможности подростка, относятся  к нему с уважением и доверием, помогают ему преодолевать трудности  в учении и других видах деятельности, помогают устанавливать взаимоотношения  с товарищами, сохраняют контакт  с ним, то тем самым они создают  благоприятные условия для развития личности подростка.

Экспериментальное исследовании показало, что у 14 ребят (35 %) средний уровень мотивации к достижению успеха. У 6 занимающихся от общего числа опрошенных (15 %) низкая мотивация к достижению успеха. У 16 учащихся (35 %) – умеренно высокий уровень мотивации к достижению успеха. Слишком высокий уровень мотивации к достижению успеха был выявлен у 4 испытуемых (10 %). Таким образом, для 50 % опрошенных (20 человек) в основе их активности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Исследование стилей  семейного воспитания  показало, что в 2 семьях (13,33%) родители используют авторитарный стиль воспитания.  Стратегия авторитетного стиля  воспитания применяется  в 5 семьях (33,33%). Самый многочисленный стиль воспитания выявленный среди опрошенных – либеральный. Он бы выявлен в большинстве семей – 53,33%.  Индифферентный стиль воспитания в исследуемых семьях выявлен не был.

Исследование взаимосвязь  между мотивацией достижений успеха и типом семейного воспитания выявило, что  корреляция между значениями стилей воспитания и показателями потребности в достижении успеха достигает уровня статистической значимости. Так как абсолютное значение r= 0,879  находится близко к верхнему пределу интервала 0 < | | < 1, то связь является очень сильной и поскольку знак коэффициента положительный, корреляция является линейной: с увеличением первого признака второй признак  также увеличится. Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, о доказательстве поставленной в работе гипотезы. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Крылова, А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылова, С.А. Маничев. – СПб.: Питер, 2002. – 348 с.
  2. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996, – 374 с.
  3. Маслоу, А. Теория человеческой мотивации / Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – С. 77–105.
  4. Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса / Розанова В.А. Психология управления – М., 1999. С.105-106.
  5. Хекхаузен, Х. Мотив и мотивация: восемь основных проблем / Х. Хекхаузен Мотивация и деятельность. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1986. – С. 33-48.
  6. Артамонова Е.И. Екжанова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учебн. пособие для студ. выш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
  7. Дружинина В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1998 - 160с.
  8. Зинченко В.П. Психологический словарь. – М.: ООО «Издательство Астрель»,2004. – 479с.
  9. Карелин А.А. Психологические тесты. М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2000. – Т.2 – 248с.
  10. Малкина – Пых И.Г. Семейная терапия  М.: Экспо, 2005. – 992с.
  11. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: 1997.
  12. Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса / Розанова В.А. Психология управления – М., 1999. С.105-106.
  13. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ. пед. вузов: М.: изд-во ВЛАДОС, 1999. – Кн. 3. – 632с.
  14. Обозов Н.Н. Личность: акцентуации характера. СПб., 1996 – 36с.
  15. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. М.: Изд-во ВЛАДОС, 1999. – 448с.
  16. Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук. -Казань: КНПО ВТИ, 2007.
  17. Хекхаузен, Х. Мотив и мотивация: восемь основных проблем / Х. Хекхаузен Мотивация и деятельность. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1986. – С. 33-48.
  18. Эйденмиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Уч. пособие для врачей и психологов – СПб.: Речь, 2003. – 336с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Тестовый материал к методике «Потребность в достижении успеха»
  1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
  2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.
  3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
  4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
  5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
  6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
  7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
  8. Я более доброжелателен, чем другие.
  9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
  10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
  11. Усердие – это не основная моя черта.
  12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
  13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
  14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
  15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
  16. Препятствия делают мои решения более твердыми.
  17. У меня легко вызвать честолюбие.
  18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
  19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
  20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
  21. Нужно полагаться только на самого себя.
  22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
  23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
  24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
  25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
  26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
  27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
  28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
  29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
  30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
  31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
  32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
  33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
  34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
  35. Когда что-то не лрдится, я нетерпелив.
  36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
  37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.
  38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
  39. Я завидую людям, которые но загружены работой.
  40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
  41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

Информация о работе Взаимосвязь семейного воспитания с мотивацией к успеху у подростков