Взаимосвязь стилей семейного воспитания с формированием личности ребенка и подготовкой его к школь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.
За последнее десятилетие ситуация области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждой школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами [24].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……........3
1. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА….........................6
1.1 Родительская семья как модель формирования жизненного стиля ребёнка…………………………....…………................6
1.2 Стили семейного воспитания и их взаимосвязь с формированием личности ребёнка...........................................................10
2. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ..................................21
2.1 Физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................................21
2.2 Социально - личностная, готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................24
2.3 Психологическая готовность к обучению ребенка в школе..............................................................................................................31
2.4 Взаимосвясь стилей семейного воспитания при подготовке ребенка к школьному обучению...................................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая №1.docx

— 92.17 Кб (Скачать файл)

Таким образом, социально-личностная, готовность                                                  ребенка к  обучению  в  школе можно определить как систему потребностей и стремлений, связанных со школой, т. е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность: "Хочу в школу!"  Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок теряет интерес к дошкольному способу жизни и дошкольным занятиям и видам деятельности и проявляет активную заинтересованность в школьно-учебной действительности в целом и, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Это новое (школьное) содержание занятий, новый (школьный) тип взаимоотношений с взрослым как учителем и сверстниками как одноклассниками. Такая положительная направленность ребенка на школу как особое учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения в школьно-учебную действительность, принятия школьных требований, полноценного включения в учебный процесс.

 

2.3 Психологическая  готовность  к  обучению  ребенка   в  школе

 

 Готовность  к  усвоению  определённой  части  культуры,  включённой  в  содержание  образования,  в  форме  учебной  деятельности – представляет  собой  сложное  структурно-системное  образование,  которое  охватывает  все  стороны  детской  психики.  Оно  включает:  личностно-мотивационную  и  волевую  сферы,  элементарные  системы  обобщённых  знаний  и  представлений,  некоторые  учебные  навыки,  способности  и  др.  Это  не  сумма  изолированных  психических  качеств  и  свойств,  а  их  целостное  единство,  имеющее  определённую  структуру [7].

Процедура определения психологической  готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия — это обследование детей в детском саду в апреле-мае. На доске объявлений в д/с или школе заранее вывешивается листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку на собеседовании у психолога. Эти задания в общем виде могут быть сформулированы таким образом.

Ребенок должен уметь: 1). Воспроизводить образец; 2). Работать по правилу; 3). Выкладывать  последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ; 4). Различать  отдельные звуки в словах. Первый этап собеседования включает методику “Домик”, проводимую коллективно в  группах по 5 человек, и индивидуально  проводимые методики: “Экспериментальная беседа по выявлению “внутренней  позиции школьника”; “Да и Нет”; “Звуковые прятки” и “Определение доминирования познавательного  или игрового мотива”. Предварительно для каждого ребенка готовится  буклет, состоящий из бланков методик  и чистых листов, необходимых для  рисования испытуемым его ответов  по методикам, не имеющим специальных  бланков.

 Практически все обследования  проводятся в присутствии родителей.  Исключение составляют только  две методики “Домик” и “Определение  доминирования познавательного  или игрового мотива”. Во время  проведения этих методик родители  не присутствуют, т. к. при срисовывании  домика они могут отвлекать  детей, а при исследовании доминирования  мотивов случайной или сознательной  репликой могут повлиять на  выбор ребенка. При выполнении  остальных заданий присутствие  родителей очень желательно. Когда  родители лично видят какие  задания выполняют их дети, у  них нет оснований считать,  что к их детям были чрезмерно  строги и предвзяты. По окончанию  выполнения всех заданий в  случае необходимости родителям  даются рекомендации, как лучше  за оставшееся время подготовить  их ребенка к школе.

 «Во время собеседования с ребенком необходимо установить дружелюбный непринужденный контакт. Все задания должны восприниматься детьми как игры. Атмосфера игры помогает ребятам расслабиться, уменьшает стрессовую ситуацию. Если ребенок тревожный, боится отвечать, то со стороны экспериментатора необходима эмоциональная поддержка, вплоть до того, что можно обнять, погладить малыша и ласковым голосом выразить уверенность, что он очень хорошо справится со всеми играми» [5, с. 67].

По ходу выполнения заданий надо постоянно давать ему знать, что  он все делает правильно и хорошо. Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта. На первой странице фиксируются формальные данные о  ребенке: фамилия, имя, дата рождения, сведения о семье, класс. Затем идет таблица  “Сводные данные о работе с ребенком”, заполняющаяся постоянно на протяжении всего времени пребывания ученика  в школе.

«Для предотвращения утечки информации карту целесообразно зашифровать. В этом случае первый лист с формальными данными о ребенке хранится отдельно. На нем, также как и на остальной части психологической карты, указывается шифр, ключ к которому хранится у психолога. К карте имеют доступ психолог и его руководители по профессиональной линии. Администрация и педагоги могут пользоваться имеющимися там данными только по согласованию с психологом» [5, с. 68].

Учебно-важные  качества (УВК),  входящие  в структуру готовности,  образуют  сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое  влияние на  успешность  школьного обучения.  В связи с этим  выделяют  базовые УВК и ведущие УВК,  существенно влияющие  на  успешность  усвоения  программного  материала.  Базовые и ведущие УВК в начале  обучения  в первом  классе  фактически  совпадают.  К ним относятся:

1) мотивы  учения;

2) зрительный  анализ  (образное  мышление);

3) способность  принимать   учебную  задачу;

4) вводные  навыки;

5) графический  навык;

6) произвольность  регуляции   деятельности;

7) обучаемость.

Различаются  они  по  двум  параметрам.  К  базовым  УВК  относится  ещё  уровень  обобщений (предпосылки  логического  мышления),  а  к  ведущим  УВК  добавляется  вербальная  механическая  память.

Структура  УВК,  имеющаяся  у  будущего  школьника  к  началу  обучения,  называется  «стартовая  готовность».  В  процессе  обучения  под  воздействием  учебной  деятельности  в  стартовой  готовности  происходят  значительные  изменения,  приводящие  к  появлению  вторичной  готовности  к  обучению  в  школе,  от  которой  в  свою  очередь  начинает  зависеть  дальнейшая  успеваемость  ребёнка.  Авторы  отмечают,  что  уже  в  конце  первого  класса  успешность  обучения  мало  зависит  от  стартовой  готовности,  так  как  в  процессе  усвоения  знаний  формируются  новые  учебно-важные  качества,  которых  не  было  в  стартовой  готовности.

«Во  всех  исследованиях,  несмотря  на  различие  подходов,  признаётся  факт,  что  эффективным  школьное  обучение  будет  только  в  том  случае,  если  первоклассник  обладает  необходимым  и  достаточным  для  начального  этапа  обучения  качествами,  которые  затем  в  учебном  процессе  развиваются  и  совершенствуются.  Исходя  из  этого  положения  можно  сформулировать  определение  психологической  готовности  к  школе» [15, с. 128].

Таким образом, психологическая  готовность  к  школе – это  необходимый  и  достаточный  уровень  психического  развития  ребёнка  для  освоения  школьной  программы. Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу – выявление его индивидуальных особенностей. Если пришел ребенок, нуждающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план развивающей работы.

 

 

2.4. Взаимосвясь стилей семейного воспитания при подготовке ребенка к школьному обучению

 

В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье  является наиболее актуальной: придя  в школу, первоклассник должен иметь  навыки чтения, письма и счета. Но это  не имеет первостепенной значимости. Самое главное для любого человека, и для ребенка в частности, умение общаться, приспосабливаться, слушать, слышать и понимать.

Подготовка детей к школе  является одним из наиболее важных вопросов педагогики. Воспитание детей, формирование личности ребенка с  первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих  детей являются родители.

Семья для ребенка-дошкольника  – первое и основное звено, которое  связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная  семья не может существовать вне  связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.

Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как  дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает  язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку. Таким образом, они  смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и  в обучении.

Формирование нравственно-волевой  сферы – важное условие всестороннего  воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в  нравственно-волевом отношении, зависит  не только его успешное обучение в  школе, но и формирование жизненной  позиции.

Недооценка важности воспитания волевых  качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений  взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие  к их силам, стремление опекать.

 Нередко дети, проявляющие самостоятельность  в детском саду, в присутствии  родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении  затруднений в решении посильных  задач. Взрослых членов семьи  волнуют проблемы подготовки  ребенка к школе, но интересуют  их прежде всего вопросы социальной  подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких  качеств, как самостоятельность,  настойчивость, ответственность,  организованность, родители не придают  большого значения.

Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность  активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении  трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает  нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет  свое отношение к окружающим. Это  не только выполнение отдельных поручений  взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение  нужными навыками позволяет ему  обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой  о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет  заботу о них. Такой мотив труда  младшего дошкольника формируется  только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать  реальную помощь другим детям, требует  от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно- волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

Анализируя ответы родителей, можно  сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых  в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и  помещения, остальные виды труда  занимают незначительное место.

Анализируя поступки ребят в  детском саду, в домашней обстановке, можно заметить, что одни из них  стремятся к удовлетворению в  первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями  окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном случае принято говорить о направленности ребенка на себя. Другие дети свои поступки, действия соотносят (в разной степени) с интересами, желаниями окружающих людей – сверстников, взрослых и  т.д. В таком случае можно говорить о первых проявлениях коллективистической  направленности.

Один и тот же ребенок в  разном окружении может проявлять  разную степень коллективистической  направленности. Это в какой-то степени  объясняет неодинаковое поведение  детей дома и в детском саду. Многим знакома ситуация, когда «на  людях» ребенок вежлив, исполнителен, с радостью выполняет поручения  воспитателя, значимые для всей группы, а дома грубит, не прислушивается к  советам, просьбам взрослых, требует  исполнения всех своих желаний. Как  объяснить такое поведение? В  детском саду ребенок почувствовал значимость общества сверстников для  него: его интересы удовлетворяются  только тогда, когда он сам считается  с интересами группы. А дома малыш  привык к тому, что свою значимость для членов семьи ему не надо «завоевывать», не нужно самоутверждаться, потому что все и так подчинено удовлетворению его потребностей и интересов, все и так уверены в его уникальности и непревзойденности. В результате постепенно формируется направленность на себя, которую трудно преодолеть с годами.

Информация о работе Взаимосвязь стилей семейного воспитания с формированием личности ребенка и подготовкой его к школь