Взаимосвязь стилей семейного воспитания с формированием личности ребенка и подготовкой его к школь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.
За последнее десятилетие ситуация области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждой школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами [24].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……........3
1. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА….........................6
1.1 Родительская семья как модель формирования жизненного стиля ребёнка…………………………....…………................6
1.2 Стили семейного воспитания и их взаимосвязь с формированием личности ребёнка...........................................................10
2. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ..................................21
2.1 Физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................................21
2.2 Социально - личностная, готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................24
2.3 Психологическая готовность к обучению ребенка в школе..............................................................................................................31
2.4 Взаимосвясь стилей семейного воспитания при подготовке ребенка к школьному обучению...................................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая №1.docx

— 92.17 Кб (Скачать файл)

Воспитывая и обучая ребёнка, следует  помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия  должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.

Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции  и родителей, и воспитателей, и  учителей. Однако, не все родители в  условиях оторванности от дошкольного  учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители "домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду.

Среди функций, которые выполняет  детский сад в системе народного  образования, помимо всестороннего  развития ребёнка, большое место  занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и  своевременно будет подготовлен  дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе  в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов. Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в  себя:

1. Вырабатывание у детей представления  о занятиях как важной деятельности  для приобретения знаний. На основе  этого представления у ребёнка  вырабатывается активное поведение  на занятиях (тщательное выполнение  заданий, внимание к словам  воспитателя);

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3. Воспитание у дошкольника опыта  деятельности в коллективе и  положительного отношения к сверстникам;  усвоение способов активного  воздействия на сверстников как  участников общей деятельности (умение  оказать помощь, справедливо оценивать  результаты работы сверстников,  тактично отмечать недостатки);

4. Формирование у детей навыков  организованного поведения, учебной  деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает  существенное влияние на общий  процесс нравственного становления  личности ребёнка, делает дошкольника  более самостоятельным в выборе  занятий, игр, деятельности по  интересам. 

Воспитание и обучение детей  в детском саду носит образовательный  характер и учитывает два направления  получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка со взрослыми  и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения со взрослыми  и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых  выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и  умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория  включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие  различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать  правильное поведение.

Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение  выдвигает высокие требования к  организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Познавательные задачи соединяются  с задачами формирования нравственно-волевых  качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Ещё важно воспитать в ребёнке  любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном  поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных  результатов в учении.

Большое значение в подготовке детей  к школе имеет воспитание в  них "качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому  одним из условий формирования детских  положительных взаимоотношений  является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение  детей — необходимый элемент  подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский  сад.

Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции  и родителей, и воспитателей, и  учителей. Однако, не все родители в  условиях оторванности от дошкольного  учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители "домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду.

Среди функций, которые выполняет  детский сад в системе народного  образования, помимо всестороннего  развития ребёнка, большое место  занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и  своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе  в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов. Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в  себя:

1. Вырабатывание у детей представления  о занятиях как важной деятельности  для приобретения знаний. На основе  этого представления у ребёнка  вырабатывается активное поведение  на занятиях (тщательное выполнение  заданий, внимание к словам  воспитателя);

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3. Воспитание у дошкольника опыта  деятельности в коллективе и  положительного отношения к сверстникам;  усвоение способов активного  воздействия на сверстников как  участников общей деятельности (умение  оказать помощь, справедливо оценивать  результаты работы сверстников,  тактично отмечать недостатки);

4. Формирование у детей навыков  организованного поведения, учебной  деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает  существенное влияние на общий  процесс нравственного становления  личности ребёнка, делает дошкольника  более самостоятельным в выборе  занятий, игр, деятельности по  интересам. 

Воспитание и обучение детей  в детском саду носит образовательный  характер и учитывает два направления  получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка со взрослыми  и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения со взрослыми  и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых  выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение  выдвигает высокие требования к  организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Познавательные задачи соединяются  с задачами формирования нравственно-волевых  качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребёнка к  активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Ещё важно воспитать в ребёнке  любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном  поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных  результатов в учении.

Большое значение в подготовке детей  к школе имеет воспитание в  них "качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому  одним из условий формирования детских  положительных взаимоотношений  является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение  детей — необходимый элемент  подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский  сад.

Воспитатель, работая с детьми на занятиях, должен учитывать своеобразие каждой семьи и давать родителям тактичные советы, педагогически просвещая их: привлекать их к участию в детсадовских мероприятиях; добиться взаимопонимания, единого направления педагогических воздействий, направленных на подготовку ребёнка к школе. Важна также связь со школой, ориентировка на ее программу и требования, которые она предъявляет к ученикам.

В последний год пребывания ребёнка  в детском саду, когда интенсивно ведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий  круг вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей. В разнообразных  формах общения с родителями своих  воспитанников педагог-воспитатель  выявляет, какую помощь нужно оказать  семьям, в рекомендациях и советах  каких специалистов они нуждаются.

Таким образом, наиболее оптимальным  вариантом формирования у ребёнка  школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению. Воспитатель  в своей работе должен опираться  на помощь семьи, а родители согласовывать  свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата — правильной и полной подготовки ребёнка к школе, которая  возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

Важное значение с точки зрения возрастной педагогики имеет тот  факт, что очень разные дошкольники, поступая в первый класс, попадают в  одинаковые условия, к ним предъявляются  единые требования вне зависимости  от их индивидуальных психологических  возможностей, исходного уровня развития интеллектуальных способностей и сформированности начальных школьных навыков.

Существуют индивидуально-психологические  особенности детей, которые далеко не всегда очевидны, часто выясняются только при специальной диагностике, но порождают проблемы в обучении с первого дня прихода в  школу, если не проводить профилактической коррекционной работы. К ним относятся: сниженный уровень интеллекта ребёнка; резкая дисгармоничность интеллекта ребёнка с недостаточным развитием его вербальных подструктур (крайние "визуалы" и "кинестетики"); наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребёнка (элементы невротизма, аутичность, психопатии и пр.); недостатки зрительно-моторной координации и т.п..

Выделяется несколько основных аспектов, в ракурсе которых следует  проводить психологическую диагностику  детей, поступающих в первые классы:

1. Соответствие нервно-психического  и физического состояния здоровья  общему режиму обучения.

2. Соответствие интеллекта первоклассника  типу учебной программы. 

3. Соответствие дошкольной подготовки  ребёнка требованиям к школьным  навыкам, неявно содержащимся  в ряде учебных программ.

4. Соответствие эмоционально-волевых,  личностных особенностей ребёнка  стилю общения и методу преподавания  конкретного учителя. 

5. Соответствие коммуникативного  опыта ребёнка требованиями группового  взаимодействия в классном коллективе.

Одним из особо важных моментов диагностики  является анализ семейной ситуации, так  как от отношения родителей к  ребёнку зависит, какие рекомендации и в какой степени будут  использованы ими для предупреждения и коррекции проблем в обучении.

Психодиагностика является не самоцелью, а только средством, с помощью  которого обеспечивается необходимая  информационная база для планирования дальнейшей психологической помощи учащимся. Отсутствие комплексного психолого-педагогического  обследования детей при поступлении  в школу приводит к тому, что  вовремя не обнаруженные дисгармоничность или легкие отклонения в развитии порождают неисправимые дефекты  воспитания и образования.

Информация о работе Взаимосвязь стилей семейного воспитания с формированием личности ребенка и подготовкой его к школь