Взаимосвязь эмоционального выгорания и стажа в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 08:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление влияния педагогического стажа на синдром эмоционального выгорания педагогов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Проработать теоретические источники по проблеме эмоционального выгорания у педагогов, описать факторы способствующие возникновению данного феномена, специфику профессионального роста и развития в связи с ростом стажа и описать симптоматику возникновения профессиональной деформации.
2. Выявить этапы профессиональной карьеры учителя.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 153.31 Кб (Скачать файл)

Социально-психологические  симптомы:

Безразличие, скука, пассивность  и депрессия, чувство подавленности;

Повышенная раздражительность  на незначительные, мелкие события;

Вспышки немотивированного  раздражения или отказы от общения, уход в себя;

Постоянное переживание  негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;

Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что что-то не получиться или он не справиться;

Общая негативная установка  на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);

Поведенческие симптомы:

Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять  ее – все труднее и труднее;

Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает  или сокращает время работы);

Постоянно, без необходимости, берет работу на дом, но и дома ее не делает;

Затрудняется в принятии решений;

Чувство бесполезности, неверие  в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие  к результатам:

Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

Дистанцируемость от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет.

Выгорание очень инфекционно и может быстро распространиться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми. Которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание выгорающих. Наибольшая вероятность того, что это случиться, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Профессор К.Чернисс говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации. Которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, уязвимо. Они находятся в высокострессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают. К числу таких профессий относится и профессия педагога (например, недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30 активными детьми, является главным фактором, способствующем выгоранию).

Также К.Чернис отмечает, что выгоранием страдают не только люди, но и организации. Как у индивида, страдающего выгоранием, в организации появляются различные симптомы этого явления.

Вот эти симптомы:

Высокая текучесть кадров;

Снижение вовлеченности  сотрудников в работу;

Поиск «козла отпущения»;

Антагонистический групповой  процесс и наличие парных группировок;

Режим зависимости, проявляющийся  в виде гнева на руководство и  проявление беспомощности и безнадежности;

Развитие критического отношения  к сотрудникам;

Недостаток сотрудничества среди персонала;

Прогрессирующее падение  инициативы;

Рост чувства неудовлетворенности  от работы;

Проявление негативизма  относительно роли или функции отделения.

1.2ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ  К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

 

Не вызывает сомнения, что  любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это  относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие «человек-человек» зависят от качеств  того и другого. Профессию педагога относят к профессиям высшего  типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей  деятельности. Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой высоких  личностных качеств. Педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки  обычно оканчиваются перечислением  достоинств современного человека таких как гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочих столь же прекрасных черт достойного человека, но не являющихся производными определенной профессии.

Щуркова Н.Е. в своей работе «Классное руководство»(2000г.) говорит о том, что если исходить из сущности и содержания профессии педагога, то первая основная черта – это интерес к жизни. Влияние этой личностной черты на содержание и характер работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что оно незаметно даже самому учителю. Детство, так неравнодушное к жизни, не прощает равнодушия к жизни кого-либо, тем более если такое равнодушие проявляет педагог. Интерес к жизни – условие работы с детством, это условие эффективного воспитания, так как воспитание непременно ориентированно на формирование способности быть счастливым, а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы.

Вторая личностная характеристика. Способствующая успешности работы с детьми – это интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается общее отношение к человеку как к феномену в системе живых организмов на земле. Когда внимание к разного рода личностным проявлениям «Я» человека связано с познанием человеческой души, с уважением индивидуальности, с признанием права человека на особенности и несходство с другими людьми и когда в отношении к человеку сохраняется ценностная позиция вне зависимости от характеристик этого человека. Если педагогу интересен человек как таковой, легко решается целый ряд проблем. Решается пресловутый вопрос любви к ребенку, потому что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник. Нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни – для этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с множеством детей при всей сложности и тонкости этой работы легко, если обеспечена профессиональная компетентность. Интерес к человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте, а значит, трезво оценивать суть проблемы и пути ее решения.

Третья важная характеристика – это интерес к культуре. Как  личностная характеристика он, с одной  стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а  с другой стороны эта черта  личности развивается в процессе воспитания. В понятие культуры входит все, что возделывается человеком, все, что стало преобразованием  натуры. Когда речь идет об интересе к культуре педагога, то имеется  в виду широкая палитра его  интересов к технике, науке, искусству, устройству быта, политическому устройству общества, морали, экономике, гигиене  и других форм созидания в мире.

Интерес к культуре у педагога означает не только собственное ознакомление с фактами развивающейся мировой  культуры, но и формирование у детей  такого пристального внимания к данным фактам, не только преобразование собственной  жизни, но и приобщение детей к  корректированию привычного содержания и хода жизни в согласии с достижениями мировой культуры, не только личное оценивание происходящего в культуре, но непременно целенаправленное приобщение детей к аналитической работе ума в оценивании культурных продвижений либо падений.

Одно из самых сильных  противоречий воспитания состоит в  том, что педагог является представителем вчерашней культуры, ему же приходится выступать в роли представителя  сегодняшней, хотя он ею владеет в  недостаточной степени, а иногда и вовсе далек от нее. Однако это  противоречие преодолевается: приобщая детей к культуре, педагог сам  овладевает тем, что прививает детям.

Согласно Щурковой Н.Е., перечисленные выше личностные характеристики являются базовыми. Обозначим теперь профессиональные качества, обеспечивающие успешное педагогическое общение и взаимодействие учителя с учащимися более подробно. Столяренко Л.Д. к таким качествам относит:

Наличие потребности и  умений общения, общительность, коммуникативные  качества;

Способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

Гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться  в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в  зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей учащихся;

Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении, умение управлять собой, своим психическим  состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

Способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);

Умение прогнозировать возможные  педагогические ситуации, последствия  своих действий;

Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый  лексический запас, правильный подбор языковых средств;

Владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически  целесообразных переживаний, способных  повлиять на учащихся в требуемом  направлении;

Способность к педагогической импровизации, умение применять все  разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных  приемов воздействия, приспособлений и пристроек).

По мнению Щурковой Н.Е., все перечисленные личностные качества не заменяют профессионализма. И поэтому вредны призывы к самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим профессиональным обучением, но, тем не менее, их влияние сильно и основательно.

Выявленные личностные качества профессионально ценностны. Они необходимы как условие, они достаточны для педагога. Но они обладают еще одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы.

 

1.3УЧИТЕЛЬ В  НАПРЯЖЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Для того, чтобы перейти к эмпирическому исследованию необходимо проанализировать деятельность педагога с точки зрения наличия факторов, инициирующих эмоциональное выгорание. Сделаем это с опорой на схему, предложенную Орлом В.Е.

Рассмотрим сначала группу организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические  условия деятельности.

Условия работы. Основной упор в исследовании этих факторов был  сделан на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все  исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что  повышение нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность  рабочего дня стимулируют развитие выгорания. Профессия педагога подпадает  под эти параметры: сам по себе факт, что средняя величина рабочей  недели учителя равна по подсчетам  Л.Ф.Колесникова 52 часам, намного выше той (40 часов), которая установлена по стране; очень низкая оплата труда, не обеспечивающая нормального существования (практически все исследования подтверждают, что недостаточное вознаграждение, денежное или моральное, или его отсутствие способствуют возникновению выгорания), как следствие сверхурочная работа, а значит повышение нагрузки. Что нередко приводит к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению как предпосылке различных психических заболеваний.

Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с  учащимися (клиентами, пациентами): их количество, частоту обслуживания, степень глубины контакта. В профессии  педагога большое количество учащихся в классе может привести к недостатку элементарного контроля, что будет  являться главным фактором, способствующим появлению выгорания. Также не секрет, что педагогам в настоящее время все чаще приходится иметь дело с детьми из социально-неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует возникновению выгорания. Наиболее выпукло показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения; в педагогике это могут быть классы коррекции, где при максимальном вложенном усилии со стороны педагога, результат может оказаться невысоким. При этом отмечается, что любая критическая ситуация с учеником, независимо от ее специфики, является тяжким бременем для педагога, отрицательно воздействуя на него и приводя, в конечном итоге, к выгоранию.

Социально-психологические  факторы. Анализ взаимодействия между  социально-психологическими отношениями  работников к объекту их труда  можно провести в двух направлениях: позиции работников по отношению  к своим реципиентам и особенностей поведения сами реципиентов (учеников). Существует взаимосвязь между данной характеристикой и выгоранием. Данная зависимость может быть обусловлена  спецификой самой деятельности. Учителя, характеризующиеся наличием опекающей  идеологии во взаимоотношениях с  учениками, а также не использующие репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень  выгорания. С другой стороны. Атмосфера  в коллективе учащихся и их отношение  к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение  выгорания у педагогов. В частности, отмечается, что апатия учеников и  неблагоприятная атмосфера в  классе вызывают у учителей выгорание.

На основании вышесказанного мы видим, что профессия учителя  может быть отнесена к разряду  стрессогенных профессий, требующих от преподавателя самообладания и саморегуляции. Проявления стресса в работе учителя разнообразны и обширны. В первую очередь выделяются фрустированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – это цена ответственности, которую платит учитель.

По мнению Марковой А.К., для  работы учителя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях  информационных перегрузок, когда человек  не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом  темпе при высокой степени  ответственности за их последствия; и эмоциональный стресс, когда  под влиянием опасности, обид возникают  эмоциональные сдвиги, изменения  в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

По данным социально-демографических  исследований труд педагога относится  к числу наиболее напряженных  в эмоциональном плане видов  труда: по степени напряженности  нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных  директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех. Кто непосредственно работает с людьми. Бойко В.В. приводит следующие  данные: из 7300 педагогов общеобразовательных  школ, риск и повышенный риск патологии  сердечно-сосудистой системы отмечен в 29,4% случаев, заболевание сосудов головного мозга у 37,2% педагогов, 57,8% обследованных имеют нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта. Вся выявляемая соматическая патология сопровождается клиникой неврозоподобных нарушений. Невротические расстройства выявились в 60-70% случаев. Указанная сторона здоровья учительства обусловлена многими социальными, экономическими. Жилищно-бытовыми факторами. Немалая роль здесь и психического напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога. Не мудрено, что в целях экономии своих энергоресурсов многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты и обречены на профессиональное выгорание.

Информация о работе Взаимосвязь эмоционального выгорания и стажа в профессиональной деятельности