Взаимосвязь эмоционального выгорания и стажа в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 08:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление влияния педагогического стажа на синдром эмоционального выгорания педагогов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Проработать теоретические источники по проблеме эмоционального выгорания у педагогов, описать факторы способствующие возникновению данного феномена, специфику профессионального роста и развития в связи с ростом стажа и описать симптоматику возникновения профессиональной деформации.
2. Выявить этапы профессиональной карьеры учителя.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная.docx

— 153.31 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим типы преобладающих  взаимоотношений в еще более  узких группах, т.е. в группе педагогов  с полностью сформировавшимся синдромом  во всех трех фазах (15%), и в группе педагогов с полностью не сформировавшимся синдромом (5%). Мы видим следующую картину: в первой группе преобладает независимый-доминирующий тип межличностных отношений (83%), а во второй по 50% имеют властный-лидирующий и независимый-доминирующий типы отношений.

Как мы видим, очень значимых различий между результатами в разных группах не наблюдается, следовательно, мы можем предположить, что на формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания могут оказывать влияние  другие факторы, например организационные.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем составить гипотетический «портрет» педагога со сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания. Это человек с высоким уровнем  невротичности, депрессивности, застенчивости, с высокой эмоциональной лабильностью с выраженными феминными чертами. Кроме того, это человек, с независимым-доминирующим типом межличностных отношений, т.е. склонный к субъект-объектным отношениям, старающийся сохранить контроль над «окружающей средой».

Недостаток контроля над  «окружающей средой» является фактором, способствующим выгоранию. Соответственно, чем большее количество детей  в классе, тем сложнее учителю  удерживать внимание на происходящем, что может являться источником невротизации и, следовательно, способствовать развитию выгорания. В нашем исследовании данный фактор усиливается преобладающим  типом (независимый-доминирующий) взаимоотношений.

Взаимоотношения с руководством – известно, что конфликты по горизонтали в группе работников гораздо менее психологически опасны, чем конфликты с людьми, занимающими более высокое профессиональное положение. В нашем исследовании только у педагогов, которые ощущают на себе давление со стороны руководства, синдром сформировался полностью (15,8%). В группе педагогов с не сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания отношения с руководством либо нейтральные (37,5%) либо человек ощущает поддержку и заботу со стороны руководства (62,5%). Важно отметить, что у всех педагогов, ощущающих давление со стороны руководства, оказался повышенным такой фактор как застенчивость, а, следовательно, повышенная тревожность.

Значимыми в нашем исследовании оказались такие факторы как  удовлетворенность профессией и  чувство значимости профессии в  обществе. Мы не можем отнести эти  факторы к организационным, традиционно они рассматриваются в качестве конечных результатов синдрома (Орел, 2001г.) Известно, что если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром выгорания развивается быстрее. В группе педагогов со сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания неудовлетворенными собственной профессией оказались 42%, в то время как в группе педагогов с не сформировавшимся синдромом таких людей не оказалось.

Проанализировав все полученные результаты, мы видим, что синдром  эмоционального выгорания в группе испытуемых сформировался у 47,5% педагогов  и не сформировался у 20%, разница  составляет 27,5%.

Доминирующими являются такие  симптомы как:

«переживание психотравмирующих  обстоятельств» (52,5%), это означает, что педагоги испытывают воздействие  психотравмирующих факторов, нарастающее  напряжение, которое выливается в отчаяние и негодование, неразрешимость ситуации приводит к развитию выгорания;

«расширение сферы экономии эмоций»(47,5%) говорит о том, что  данная форма защиты осуществляется вне профессиональной сферы, т.е. в  общении с родными, друзьями. На работе эти люди держатся в соответствии с нормативами, а дома замыкаются или, еще хуже готовы послать всех подальше;

«неадекватное эмоциональное  реагирование» (32,5%) говорит о том, что педагог перестает улавливать разницу между экономным проявлением  эмоций и неадекватным эмоциональным  реагированием. Неадекватная «экономия» эмоций ограничивает эмоциональную  отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. При  этом человеку кажется, что он поступает  допустимым образом, а учащийся при  этом чувствует совсем другое –  эмоциональную черствость, равнодушие, неуважение.

Так же мы видим, что большинство испытуемых со сформировавшимся синдромом, находится в фазе «резистенции» – сопротивления 35% (см. диаграмму уровня проявления СЭВ, рис.1), у них происходит сопротивление нарастающему стрессу, педагоги осознанно или нет, стремятся к психологическому комфорту, к снижению давления внешних обстоятельств.

Что касается взаимосвязи  синдрома эмоционального выгорания  со стажем работы, мы видим, что наиболее высокие показатели имеют педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет. Это может  быть вызвано такими факторами как  кризис середины жизни, нагрузки связанные  с наличием семьи и детей, “педагогический  криз”, т. е. спад профессиональной деятельности после 10-15 лет работы. У педагогов  со стажем работы более 20 лет все  фазы синдрома эмоционального выгорания  также имеют тенденцию к росту. Этот период может быть связан с  кризисом идентичности личности. Наконец, у педагогов со стажем работы до 5 лет, выгорание может быть связано  с несоответствием ожиданий связанных  с профессией с реальной жизнью, а также с возможным кризисом семейной жизни, совпадающим с данным возрастом. Наиболее устойчивой к синдрому эмоционального выгорания оказалась  группа педагогов со стажем работы от 15 до 20 лет. Это связано с таким  фактором как освоение родительской дистанции с выросшими детьми, что приводит к обновлению переживаний, чувству полноты жизни и причастности ко всем ее проявлениям.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, что  синдром эмоционального выгорания  развивается в результате длительной профессиональной деятельности, не подтверждается. Выраженность фаз синдрома эмоционального выгорания носит не монотонный возрастающий характер, а существует определенная закономерность его проявления, зависящая  от возрастных и профессиональных кризисов педагога.

Анализируя влияние внутренних факторов, мы пришли к выводу, что  педагогам, со сформировавшимся синдромом  эмоционального выгорания, более присущи  такие личностные характеристики как:

невротичность – разница в высоких показателях по сравнению с группой педагогов с не сформировавшимся синдромом составляет 18%; депрессивность – разница в высоких показателях между группами составляет 45,4%;

застенчивость – разница  в высоких показателях составляет 48,7%;

эмоциональная лабильность  – разница в высоких показателях  составляет 38,2%;

по шкале маскулинизм – феминизм – высоких показателей не оказалось ни в одной из групп. Но разница в средних показателях составила 25,7%, а в низких 25%, что указывает на более выраженную феминность педагогов со сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания.

Таким образом, формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием у педагогов данных личностных характеристик.

Что касается ведущего типа межличностных отношений, то в группе педагогов со сформировавшимся синдромом  и в группе педагогов с не сформировавшимся синдромом преобладающим является независимый-доминирующий тип отношений (59,3% и 43,7%). Властный-лидирующий тип проявляется одинаково в обеих группах (25%), а группа педагогов с несформировавшимся синдромом эмоционального выгорания имеет еще достаточно высокий уровень такого типа взаимоотношений как недоверчивый-скептический (31,3%). Таким образом, очень значимых различий между результатами, полученными в разных группах не наблюдается, следовательно, можно предположить, что на формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают и другие факторы, такие как организационные.

Рассматривая влияние  организационных факторов, мы видим, что наиболее значимыми являются такие факторы как: количество учащихся в классе - при большом количестве детей (более 30 человек), учителю гораздо  сложнее контролировать происходящие процессы (Чернисс, 2003г.); и взаимоотношения с руководством – конфликты по горизонтали в группе работников гораздо менее психологически опасны, чем конфликты с людьми, занимающими более высокое профессиональное положение (Орел, 2001г.).

Вернемся теперь к ведущим  типам межличностных отношений, мы не увидели очень значимых различий между результатами в группах  педагогов со сформировавшимся синдромом  и не сформировавшимся, ведущий тип  отношений в той и другой группе независимый-доминирующий. Но в группе педагогов со сформировавшимся синдромом очень значимым является такой фактор как наличие большого количества учащихся. Другими словами, стремление к субъект-объектным отношениям с одной стороны и большое количество учащихся с другой, взаимно дополняют друг друга. Таким образом, внутренний фактор сам по себе не провоцирующий синдром эмоционального выгорания, становится таковым, усиливаясь организационным фактором.

На основании всего  вышесказанного, можно сделать вывод, выдвинутая гипотеза о том, что на развитие синдрома эмоционального выгорания  оказывают влияние, как личностные качества, так и организационные  характеристики подтверждается.

 

2.2ВЫВОДЫ

 

Доминирующими симптомами эмоционального выгорания являются: «переживание психотравмирующих  обстоятельств», «неадекватного эмоционального реагирования», «расширение сферы  экономии эмоций».

Выраженность фаз синдрома эмоционального выгорания не носит  монотонный возрастающий характер, существует определенная закономерность его проявления, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов педагога.

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как  личностные качества педагогов, так  и организационные факторы, но влияние  личностных факторов преобладает.

Личностные и организационные  факторы усиливают влияние друг друга.

 

2.3МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ  И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ  ПЕДАГОГОВ

 

Для профилактики и помощи педагогам в преодолении синдрома выгорания рекомендовано следующее:

организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки;

оптимизация режима работы и отдыха ;

обучения приемам релаксации и саморегуляции психического состояния;

привитие навыков конструктивных (успешных) моделей преодолевающего  поведения.

А также в целях противостояния выгоранию нами предложены советы, рекомендованые врачом Д. Лейком, названные привычками, позволяющими заботиться о своем психосоматическом здоровье.

1. Привычки правильного  питания, что подразумевает:

регулярный прием сбалансированной, богатой витаминами пищи;

включение в рацион фруктов  и овощей, много грубой пищи, особенно цельного зерна и круп;

ограничение жирной пищи, растительных масел и белков;

очень много свежей чистой воды (не меньше 8 стаканов в день).

2. Много двигаться и  физически тренироваться по 20-30 минут  три раза в неделю. Регулярные  физические упражнения способствуют  выведению из организма химических  веществ, образующихся в результате  стресса, делают релаксацию более  глубокой и улучшают сон. Любые  физические упражнения или спорт,  если нагрузки не очень велики, полезны для организма.

3. Иметь правильное дыхание.  Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим  образом.

4. Освоение и ежедневное  использование приемов релаксации, направленной на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности.  При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации несколько раз в день.

5. Жить интересно. Культивировать  хобби, развивать разносторонние  предпочтения, не замыкаться только  на работе, находить различные  интересы в жизни.

6. Делать перерывы в  работе и активно отдыхать, устраивать  разгрузочные дни с переменой  деятельности, экскурсиями, прогулками  и поездками на природу, организовывать  праздники для себя, своей семьи,  близких людей или для сотрудников.

7. Сказать «нет» вредным  привычкам.

8. Заботиться о положительном  настрое на целый день. Развивать  привычки позитивного самовнушения  и мышления, формировать позитивные  установки и пожелания.

9. «Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во  дворе. Общение с живой природой.

10. Общаться с домашним  любимцем.

11. Находить время для  заботы о себе, слушать музыку, смотреть любимые передачи, фильмы, читать книги.

12. Культивировать в себе  ощущение покоя. Не позволять  мрачным мыслям и плохому настроению  разрушать душевное равновесие  и благополучие. Использовать всевозможные  техники для саморегуляции психического состояния.

Ректор Северного медицинского университета, один из ведущих психиатров России, академик РАМН Павел Сидоров  дает ряд рекомендаций, соблюдая которые  можно не только предотвратить возникновение  СЭВ, но и достичь снижения степени  его выраженности:

определите и разделите  краткосрочные и долгосрочные цели;

используйте «тайм-ауты», которые  необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых  от работы);

овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием (одним из способов предохранения  от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями  других служб, что дает ощущение более  широкого мира, нежели тот, который  существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные  способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению  СЭВ);

вовлекайтесь в эмоциональное  общение (когда человек анализирует  свои чувства и делится ими  с другими, вероятность выгорания  значительно снижается или процесс  этот оказывается не столь выраженным)

старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

учитесь переключаться с  одного вида деятельности на другой;

Информация о работе Взаимосвязь эмоционального выгорания и стажа в профессиональной деятельности