Виды домашнего насилия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Ученые из Чешской Республики считают, что хотя точных сведений относительно количества детей, испытывающих на себе жестокое обращение, нет, но теоретически не существует ни одного ребенка, который хотя бы раз не подвергся насилию того или иного рода. Такой вывод был сделан специалистами на основании следующих данных: с домашней тиранией, семейными скандалами и разводами встречается треть всех детей, с детской дедовщиной и жестокостью – каждый пятый ребенок, а каждый десятый страдает от насилия иных взрослых знакомых и незнакомых. Более того, по утверждениям европейских и американских исследователей, количество проявлений жестокого обращения с детьми в последние годы неуклонно растет.

Содержание

1.Введение 3-5
2.Домашнее насилие-проблема общества 6-8
3.Формы и виды домашнего насилия над детьми 9-10
3.1.Физическое насилие 11-13
3.2.Сексуальное насилие 13-14
3.3.Моральная жестокость 15
3.4.Психологическое насилие 16-18
4.Истоки и причины насилия 19-21
5.Ответственность родителей 22
6.Циклический характер домашнего насилия 23
7.Борьба с сексуальными преступлениями в отношении детей 24
8.Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказания
им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми 25-27
9.Вывод 28-29
10.Список источников и литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

домашнее насилие над детьми.docx

— 67.20 Кб (Скачать файл)

 Если поначалу для  юристов приведенного определения  было достаточно, то представителей  психолого-педагогических наук оно  не удовлетворило. Наблюдаемая в последние годы общая гуманизация человеческих взаимоотношений привела к тому, что люди сделались более чувствительными к нюансам насилия и начали негативно реагировать не только на физическую и сексуальную, но также на вербальную и эмоциональную агрессию. В самом общем смысле в психолого-педагогической литературе под насилием понимается умышленное применение человеком, группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу (группе лиц) с целью достижения каких-либо целей (ущемление прав и свобод, нанесение ущерба или угроза физическому, психическому состоянию). Следовательно, насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.

Одновременно специалисты  предприняли попытки уточнить и  детализировать содержание понятия, ибо  одни ученые используют термин насилие, а другие – жестокость, т.е. нанесение  одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии и бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т.д. Анализ встречающихся в настоящее время определений насилия позволяет утверждать, что до последних лет выделяли 3-4 основные формы насилия или жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка, означаемое некоторыми авторами как моральное насилие. Так, Н.Ю. Синягина ограничивается тремя основными видами, выделяя:

 

Различают четыре основные формы  жестокого обращения с детьми или насилия над детьми:

- физическое,

-сексуальное, 

-психическое (эмоциональное)  насилие, 

-моральная жестокость (пренебрежение  основными физическими и социально-психологическими  нуждами ребёнка).

1.Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.

Физическое насилие - насилие, выражающееся в непосредственном воздействии  на организм человека: нанесение побоев, телесных повреждений, истязаний. В  результате физического насилия  потерпевшему могут быть причинены  мучения, нанесен вред здоровью. Спектр физического насилия широк: от нанесения  незначительных побоев до крайней формы  – убийства. Физическое насилие  относительно легко распознается на основе данных медицинского осмотра.

  Физическое насилие в семье имеет гендерную направленность. Насилие рассматривается как проявление мужской доминантности и агрессивности, приветствуемыми в культуре. Многими мужчинами женщинами физическое насилие воспринимается как атрибут «нормальной» жизни. Физическое насилие в отношении женщины происходит в устойчивых супружеских парах, имеющих детей, т. е. в том типе семей, которые считаются благополучными и соответствующими норме. Женщины, подвергающиеся домашнему физическому насилию, имеют чрезмерное терпение и готовность к многократному прощению обидчика. Это терпение связано с чувством страха экономических осложнений, нежеланием оставлять детей без отца, жалостью к мужу, опасением потери уважения общества.

  К психологическим факторам, характеризующим ситуацию физического насилия в отношении женщины в семье, относится алкогольная зависимость супруга. Эти данные в целом соответствуют данным подобных исследований во многих странах мира. В последние годы в большинстве европейских стран обнаруживается тенденция к росту числа избитых мужей. В России также обнаруживается та же тенденция.

  Взаимодействие детей и родителей анализируется в контексте процесса воспитания. На этот процесс большое влияние оказывает культурный компонент. В отечественной культуре существует миф о «пользе» физического наказания в целях эффективного воспитания, что легитимирует побои в сознании и взрослого и ребенка.

  Физическое насилие причиняет вред не только телесному, но и психологическому благополучию. Но психологические последствия физического насилия выявить гораздо сложнее. Выделяют «синдром избиваемого»: следствием хронического избиения являются болезненная робость, пугливость, раздражительность, грубость. Эти формы реагирования являются тотальными, подобным образом человек ведет себя во всех ситуациях, он распространяет свой страх или протест против всех, даже вовсе безобидных людей.

  Среди подростков с девиантным поведением более 70 % имеют опыт физического насилия, причем мальчики и девочки примерно в равной степени. Но существует гендерная разница в характере насилия. Девочки в большей степени, чем мальчики, испытывают насилие внутри семьи, мальчики – вне семьи. Девочки подвергаются избиению в более младшем возрасте, как правило, до наступления подросткового периода, мальчики – уже будучи подростками.

  Физическое насилие в семье может транслироваться на протяжении нескольких поколений. У ребенка, который подвергался жестокому обращению, психология насилия становится частью собственного Я. Он начинает проявлять по отношению к окружающим такую же жестокость, которой сам был подвергнут. Согласно ряду исследований, родители, применяющие физические методы наказания своих детей, часто происходят из неблагополучных семей и в детстве страдали от жестокости своих родителей. Иногда физическое наказание детей может практиковаться в семье на протяжении нескольких поколений.

  Физическое насилие можно распознать по характерным особенностям внешнего вида ребёнка и по характеру имеющихся травм

 

Внешний вид (особенности физических травм при насилии):

- множественные физические  повреждения, имеющие специфический  характер: синяки от хватки пальцами, следы от порки ремнём, даже  сигаретные ожоги и различную  степень давности (свежие и заживающие);

- задержка физического  развития (отставание в весе и  росте), обезвоживание (у грудных  детей);

- признаки плохого ухода:  гигиеническая запущенность, неопрятный  внешний вид, краснота, сыпь, язвы  на коже и слизистых оболочках  тела (что особенно характерно  для не получающих должного  ухода детей младенческого и  раннего возраста).

. Сексуальное насилие  или развращение – вовлечение  ребенка с его согласия или  без, осознаваемое или неосознанное  им в силу возрастной незрелости  или других причин, в сексуальные  отношения с взрослыми с целью  получения последними выгоды, удовлетворения  или для достижения корыстных  целей.

Сексуальное насилие в  отношении детей – это вовлечение ребенка с его согласия или  без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие всегда наносит вред физическому, психическому или психосексуальному здоровью ребенка. Сексуальное насилие над ребенком - это третья по частоте встречаемости форма насилия, о которой сообщается в 10% всех случаев. Но как считают эксперты, о таком виде насилия часто не сообщается из-за страха или ввиду каких-либо других причин.

  Дети и подростки, вовлеченные в сексуальные действия, полностью их не понимают и не осознают и, следовательно, не способны давать согласие на них. Объектом посягательств на половую свободу и неприкосновенность могут становиться как девочки, так и мальчики. Жизнь детей, подвергающихся сексуальному насилию, проходит в условиях социальной изоляции. Сексуальное насилие, как правило, скрывается и самим ребенком, и взрослыми. Ситуации, когда ребенок сообщает маме (или другому члену семьи) о насилии, но взрослый «не слышит» ребенка, являются отражением общей семейной дисфункции. Отсутствие поддержки матери способствует длительности сексуального насилия.

   Первоначально основным аспектом изучения были инцестуозные отношения «отец – дочь», которые описаны наиболее полно. Лишь недавно был развенчан миф о том, что инцест имеет место только в социально неблагополучных семьях. Сексуальные домогательства существуют и всегда существовали на всех социоэкономических уровнях.

   Сравнительно мало изучены другие формы сексуального насилия. Основное внимание уделяется половым преступлениям против женщин и девочек, недостаточно информации о последствиях сексуального насилия для мальчиков. Это создает ложное представление о редкости сексуальных посягательств против лиц мужского пола и об отсутствии у этих преступлений тяжелых последствий. Но для детей младше 10 лет вне зависимости от пола высок риск подвергнуться сексуальному насилию со стороны взрослых близких родственников. Существуют данные о том, что «группой риска» в отношении сексуального насилия являются усыновленные или взятые на воспитание дети

3. Пренебрежение нуждами  ребенка (моральная жестокость) –  отсутствие со стороны родителей,  опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание  ребенка элементарной заботы  о нем, в результате чего  нарушается его эмоциональное  состояние и появляется угроза  его здоровью или развитию. Причиной  неудовлетворения основных потребностей  ребенка могут служить:

 – недостаточное возрасту  и потребностям ребенка питание,  одежды, жилья, образования, медицинской  помощи, включая отказ от его  лечения;

 – отсутствие должного  внимания и заботы, в результате  чего ребенок может стать жертвой  несчастного случая;

 – нанесение физических  повреждений;

 – вовлечение в употребление  алкоголя, наркотиков, а также в  совершение преступления.

 Относительно последнего  вида насилия Н.Ю. Синягина сделала оговорку, что в психологических исследованиях последних лет выделяют жестокое отношение к детям, предполагающее не физическое воздействие, а ущемление ребенка в потребностях, намерениях, чувствах, установках, унижение или принуждение его к действиям, противоречащим его устремлениям.

Жестокое обращение– это любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

4. Психическое (эмоциональное)  насилие – это периодическое,  длительное или постоянное психическое  (психологическое) резко негативное  воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребёнка,  приводящее к формированию у  него патологических черт характера  или же тормозящее развитие  личности.

  К этой форме насилия, осуществляющегося разнообразными социально-психологическими средствами как вербально, так и невербально, относятся:

-открытое выраженное неприятие личности и постоянная жестокая критика ребёнка;

-оскорбление и унижение личностного достоинства ребёнка;

-угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического  насилия;

-преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка от окружающих людей, включая сверстников и ровесников;

-предъявление к ребёнку чрезмерных психолого-педагогических требований, не соответствующих его возрасту или индивидуальным возможностям;

-ложь ребёнку и постоянное невыполнение взрослыми обещаний, данных ребёнку;

-грубое уничижительное психическое воздействие социально-экономического смыслового рода и т.п.

Над ребенком также совершают  эмоциональное насилие, если:

-унижают его достоинство,

-используют обидные прозвища,

-при общении с ребенком проявляют непоследовательность,

-ребенка стыдят,

-используют ребенка в качестве доверенного лица, передатчика информации другому родителю (взрослому).

Этот тип насилия является наиболее распространенным и присутствует практически во всех случаях насилия  в семье. Психологическое насилие  трудно диагностировать. Если все остальные  формы насилия легко определяются, поскольку имеют четкие физиологические  последствия, то явные признаки психологического воздействия редко видны, а последствия  при этом могут быть чрезвычайно  тяжелыми. Широта и изощренность форм психологического насилия значительно  затрудняет их классифицирование. Кроме  того, психологическое насилие довольно часто выступает не само по себе, а вместе с другими видами насилия.

  Правильное публичное информирование о психологическом насилии – это защита людей от его влияния. Правдиво поданная, подкреплённая выводами информация не только помогает человеку понять, что такое психологическое насилие, но и вырабатывает иммунитет к подобным воздействиям.

  Тем ни менее, СМИ, являясь источником объективной информации о насилии, одновременно создают и мифы о зомбировании людей. Почему же создаются мифы о психологическом насилии, если сам факт этого явления признан на государственном уровне? Представители СМИ, информируя о случаях психологического насилия в обществе, как правило, дают остроэмоциональное субъективное описание тех или иных событий, не учитывая научно обоснованного мнения специалистов. Таким образом, они порождают бытовые представления о насилии. Данная позиция информирования способствует возникновению мифов о психологическом насилии. При этом мифы создаются на подлинных событиях. Тревожно то, что порождённые мифы продолжают распространяться, поскольку основная масса СМИ использует информацию из подобных источников, а не опираются на собственные журналистские расследования. «В результате происходит унификация и коллективизация процесса мышления и возникает феномен «коллективной солидарности», когда разговор идёт об одобрении или осуждении определённых событий в обществе».

 Информирование о психологическом насилии без научного исследования и профессионального анализа приводит к тому, что информация теряет объективность и лишае тся правовой оценки. В результате, на неё не реагируют государственные структуры и правоохранительные органы, которые обязаны первыми реагировать на публично поданные факты нарушения законодательства. При подаче информации о психологическом насилии необходимо, чтобы профильные специалисты дали анализ каждому конкретному случаю. При этом особое внимание необходимо обратить на следующее: какие использовались методы психологического насилия; какая преследовалась конечная цель при психологическом воздействии. Каждый случай психологического насилия необходимо рассматривать опираясь на существующую законодательную базу. Крайне важен перспективный анализ последствий психологического насилия, как для индивидуума, так и для общества в целом. Причины психологического насилия над людьми могут быть самые разные, от жажды наживы до стремления к изменению политико-социальных устоев общества. Методы воздействия на людей также носят многообразный характер.

Информация о работе Виды домашнего насилия