Виды домашнего насилия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Ученые из Чешской Республики считают, что хотя точных сведений относительно количества детей, испытывающих на себе жестокое обращение, нет, но теоретически не существует ни одного ребенка, который хотя бы раз не подвергся насилию того или иного рода. Такой вывод был сделан специалистами на основании следующих данных: с домашней тиранией, семейными скандалами и разводами встречается треть всех детей, с детской дедовщиной и жестокостью – каждый пятый ребенок, а каждый десятый страдает от насилия иных взрослых знакомых и незнакомых. Более того, по утверждениям европейских и американских исследователей, количество проявлений жестокого обращения с детьми в последние годы неуклонно растет.

Содержание

1.Введение 3-5
2.Домашнее насилие-проблема общества 6-8
3.Формы и виды домашнего насилия над детьми 9-10
3.1.Физическое насилие 11-13
3.2.Сексуальное насилие 13-14
3.3.Моральная жестокость 15
3.4.Психологическое насилие 16-18
4.Истоки и причины насилия 19-21
5.Ответственность родителей 22
6.Циклический характер домашнего насилия 23
7.Борьба с сексуальными преступлениями в отношении детей 24
8.Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказания
им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми 25-27
9.Вывод 28-29
10.Список источников и литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

домашнее насилие над детьми.docx

— 67.20 Кб (Скачать файл)

  В заключение необходимо отметить, что психологическое насилие в любом проявлении является недопустимым вмешательством в частную жизнь граждан и создает значительную социально-психологическую проблему. Соответственно, оценку данному явлению необходимо давать только с привлечением широкого круга специалистов.

 В целом, на наш взгляд, продолжает оставаться острой проблема максимально возможной унификации научного аппарата, используемого специалистами психологами, педагогами, медиками, юристами, социологами и др., что позволит им создать единую систему работы по предупреждению и преодолению жестокого обращения с детьми.

  Завершая обзор толкований насилия, заметим, что иногда выделяют и такие виды насилия как изоляция ребенка в семье, т.е. деятельность членов семьи, препятствующая (ограждающая) взаимодействию их ребенка со сверстниками, другими людьми; ограничение – установление определенных рамок, границ, условий самопроявления, деятельности, поведения. А эмоциональное насилие иногда заменяют термином эмоциональный террор – унижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по отношению к себе; угрозы бросить ребенка; манипулятивные игры, высказывания.

  В заключение необходимо отметить, что психологическое насилие в любом проявлении является недопустимым вмешательством в частную жизнь граждан и создает значительную социально-психологическую проблему. Соответственно, оценку данному явлению необходимо давать только с привлечением широкого круга специалистов.

                               

 

 

 

                                    Истоки и причины насилия

 

Говоря об истоках жестокого  обращения с детьми, следует отметить, что корни этого явления уходят в далекое прошлое. Например, подход к детям в античные времена  был чисто утилитарным. Поскольку  интересы общества требовали, чтобы  граждане были физически здоровы  и способны защищать отечество, то умерщвление  младенцев, "выбракованных" в Спарте советом старейшин, герусиями, считалось  обыденным явлением. Греческий закон  Ликурга предписывал сбрасывать со скалы слабых и уродливых детей, в которых видели угрозу вырождения расы.

 Руководствуясь теми  же соображениями целесообразности, Плутарх относил к обязанности  государства уничтожать неполноценных  детей и признавал за неимущими  родителями право убивать младенцев,  которых семья не в состоянии  содержать. Позицию Плутарха разделял  Платон, который к тому же призывал  избавляться от младенцев, рожденных  женщинами старше 40 лет. Но особой  жестокостью к детям отличались  нравы Римской империи, где  детоубийство не только было  закреплено на государственном  уровне согласно заимствованному  закону Ликурга, но главе семейства  разрешалось убивать и продавать  в рабство детей, независимо  от их возраста. Подкидывали на  городской рынок или убивали  новорожденных, от которых отказывались  отцы. А теоретическое обоснование  такому отношению к детям выдвинул  Сенека, который предлагал руководствоваться  принципом рациональности и подвергая  сомнению затраты на воспитание  неполноценных детей.

Много позже известный  итальянский врач, педагог и психолог Мария Монтессори отмечала, что ребенок, по мнению тех, кто заботится о нем, представляет собой своеобразный придаток взрослых, воспринимается ими как слабое и неспособное существо. Даже раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок родителей, слуга никогда не имел такого безграничного послушания, какого требовали от ребенка, никогда рабочему не приходилось так слепо следовать распоряжениям, как это должен делать ребенок. Никому из взрослых не придет в голову безрассудно действовать в отношениях с начальством, коллегами, соседями, и только по отношению к ребенку можно быть безответственным, беспредельно свободным, выступая тираном и навязывая свою волю.

  Что касается Беларуси и России, то у нас патерналистское отношение к детям покоится на таком прочном историческом фундаменте, как "Домострой", который считается первым образцом педагогической литературы славянских народов и веками усваивался сознанием людей. Напомним, что авторы "Домостроя" рекомендовали бить детей без указания и даже наличия причин и начиная с раннего возраста, пока ребенок умещается "поперек лавки". Поэтому российские и отечественные исследователи с учетом социокультурной и экономической ситуации причинами насилия над детьми считают следующие:

 а) исторически сложившиеся  стереотипы воспитания детей,  несопоставимые с зарубежными  странами. Более того, отмечаются  различия в установках на воспитание  детей в городских и сельских  семьях. Так, в последних сохранилось веками передаваемое положительное отношение к телесным наказаниям, а в качестве основного аргумента в их пользу родители ссылаются на собственные детские воспоминания. Поэтому многие проявления насилия (шлепок, подзатыльник, наказание ремнем) и сейчас в селе считаются естественным методом воспитания;

 б) разочарования из-за  неоправданных завышенных ожиданий  родителей, стремящихся вовлечь  детей в максимальное количество  видов деятельности и допускающих  превышение допустимой для ребенка  нагрузки, игнорирование возрастных  особенностей развития личности;

 

 в) социальные факторы,  вытекающие из кардинальных изменений  в общественных и идеологических  установках и приведшие к смене  ценностных ориентиров, появлению  тревоги и агрессии. Эти негативные  эмоции выплескиваются на более  слабых и зависимых членах  семьи и общества, в т.ч. на  детей и стариков;

 г) неблагоприятная  экономическая ситуация, падение  уровня жизни, появление безработицы.  Собственная неуверенность родителей  в завтрашнем дне часто проявляется  в эмоционально жестоком обращении  с ребенком. Кроме того, ухудшение  экономической ситуации отрицательно сказываясь на здоровье матери и детей. Жестокое обращение с ребенком чаще отмечается в тех случаях, когда беременность и роды протекали с осложнениями, а ребенок не отвечает ожиданиям родителей;

 д) вынужденная миграция населения из стран СНГ в поисках работы вследствие остановки крупных производств, реструктуризации армии, а также в результате локальных войн. Разлука родителей с детьми приводит к нарушению эмоциональных связей и риску проявления насилия над ребенком.

 Применительно к семейному  насилию, его причины зачастую  просто делят на две группы: психологические и социальные. В  качестве социальных называют  бедность, низкий уровень дохода  семьи, безработицу, социальную  изоляцию и закрытость, перенаселенность  и др. К психологическим относят низкий образовательный и культурный уровень родителей, традиционные методы воспитания, конфликты в семье, а также отсутствие навыков и умений в воспитании детей. Такая позиция четко прослеживается у Н.Ю. Синягиной, которая подчеркивает, что недостаток заботы о детях со стороны родителей может быть непредумышленным, выступать как следствие стихийных бедствий, социальных потрясений, болезни, бедности, неопытности или невежества взрослых.

 К наиболее типичным  причинам насилия над детьми  она причисляет:

1. Многовековые традиции  патриархального воспитания, проповедовавшего  ремень да порку как лучшее  воспитательное средство. Это отразилось  в русском фольклоре: "За одного  битого двух небитых дают", "Больше тумаков – меньше  дураков" и др.

2. Пропагандируемый в  современном обществе культ жестокости, который, по прогнозу социологов, должен был прийтись на 1994–1996 годы, но не пошел на спад.

3. Низкий уровень общей  и правовой культуры населения,  когда ребенок воспринимается  как объект воздействия, а не  субъект взаимодействия.

4. Вытекающее из невежества  бессилие родителей, которые не  могут добиться позитивных результатов  иными средствами, кроме жестокости.

В целом можно выделить 4 теории возникновения причин семейного  насилия над детьми. Сторонники социологической  модели подчеркивают влияние социокультурных факторов (усвоенных в детстве и принятых в данной социальной группе стереотипов семейных отношений), жилищных и материальных условий, порождающих хронический психологический стресс и посттравматические расстройства. Представители психиатрической, медицинской теории рассматривают жестокое обращение и пренебрежение ребенком как это следствие патологических изменений в психике родителей, их деградации и алкоголизации. С точки зрения социально-психологической проявления насилия объясняются личным жизненным опытом родителей, их "травмированным" детством. Наконец, принадлежащие к психологической теории убеждены в том, что ребенок сам создает предпосылки для жестокого обращения, и обосновывают концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных детско-родительских отношений.

 Соглашаясь с тем,  что наиболее распространено  домашнее насилие над ребенком, подчеркнем, что острее всего  дети сейчас реагирует не на  насилие в семье, а на эмоциональное  насилие со стороны взрослых (учителей, воспитателей) в школе. Именно  там они проводят больше всего  времени, находит основной круг  друзей, знакомых и среду для  самовыражения, связывает с этим  местом возможность своего дальнейшего  развития: поступление в техникум, институт, университет.

Можно выделить несколько  причин, которые вызывают применение насилия по отношению к ученикам в школе:

Исторические предпосылки, обусловившие механическое перенесение  в наше время педагогических систем воспитания, традиционных для Советского Союза. Советская педагогика основывалась на стирании индивидуальности ученика, превращении его в "винтик" и отличалась авторитаризмом, диктатом, стрессовой воспитательной стратегией формирования личности.

Психологическая неустойчивость педагогов. Как известно, их труд относится  к числу наиболее напряженных  в эмоциональном плане, требующих  большого самообладания и саморегуляции. Недостаточный уровень психологической культуры, слабое владение коммуникативными навыками зачастую приводят к "эффекту выгорания" и делают учителя в многочисленных стрессовых ситуациях одновременно "палачом" и "жертвой".

Профессиональная несостоятельность, выражающаяся в неумении или нежелании  педагога с уважением отнестись  к личности и проблемам ребенка, провоцирующим нестандартное поведение. В результате вместо помощи ученик слышит обвинение в возникновении  этих самых проблем, что приводит к нервному срыву и даже к попыткам суицида. По данным исследований, чаще всего дети решают умереть из-за школьных конфликтов, которые стоят  на первом месте и составляют не менее четверти от всех причин побудивших подростков покончить жизнь самоубийством.

 

 

 

 

 

 

          Субъекты  и факторы риска для осуществления  насилия над ребенком

 

Разного рода насилие над  детьми встречается повсеместно: в  семье, дошкольных учреждениях, школе, детских домах и интернатах, лечебно-воспитательных учреждениях и воспитательных колониях, местах проведения досуга и молодежных тусовок. Поэтому помимо причин, выделяются факторы риска, способствующие увеличению случаев жестокого или пренебрежительного обращения с детьми. К таким факторам риска исследователи (Н.Ф.Михайлова, Кристел Алтосаар и др.) относят личностные характеристики насильников (субъектов насилия) и жертв.Субъектами или внешними источниками насилия для детей и подростков является достаточно широкий перечень лиц. По материалам исследований белорусских и российских ученых насилие по отношению к ребенку может исходить от следующих категорий людей:

родителей (мать, отец, отчим, мачеха) или иных законных представителей (попечитель, опекун);

близких родственников (бабушка, дедушка, дядя, тетя, брат, сестра);

сверстников или старших  детей знакомых и незнакомых ребенку;

педагогических работников образовательных, воспитательных либо лечебных учреждений (педагоги и воспитатели  детских садов, школ, приютов, интернатов для детей-сирот, детских домов, мастера  на производстве, тренеры в спортивных секциях и др.);

посторонних наделенных властными  полномочиями (врачи, средний медицинский  персонал, сотрудники правоохранительных органов и центров по оказании социальной помощи и поддержки и  др.);

иных посторонних –  знакомых (соседи, друзья родителей) и  незнакомых взрослых.

  В ходе исследования, проведенного в лаборатории семейно воспитания Национального института образования, уточнялись данные относительно наиболее частных субъектов жестокого обращения с детьми. Исследованием было охвачено свыше тысячи респондентов: 369 подростков, 170 студентов и 211 взрослых (родителей и педагогов). Как выяснилось, безопасных для детей мест, к сожалению, практически нет, но в зависимости от вида насилия большую угрозу представляют различные сферы обитания. В целом, на первом месте по опасности стоят улица и двор, где более четверти опрошенных испытывают и вербальное, и физическое насилие. На втором – общественные места и транспорт, несущие для респондентов, в основном, вербальное насилие в виде оскорблений, брани и угроз. В школе, которая оказалась на 3-м месте по числу выборов, ребята чаще всего встречаются с непристойными шутками и репликами в свой адрес. На последнем месте по числу выборов стоит квартира (собственная или чужая).

  Вместе с тем, по данным исследователей, если сексуальное насилие около половины детей терпят от чужих людей, то физическое и психическое насилие совершается, в основном, в кругу семьи. По большей части матери (около 90%) ответственны за отсутствие родительской заботы, так как матери или люди их заменяющие являются основными опекунами. Зато сексуальное насилие гораздо чаще, приблизительно в 90% случаях, совершается мужчинами, около половины из них – отцы или люди их заменяющие. Мужчины также по большей части оказываются виновниками эмоционального и физического насилия.

   Интересной выглядит позиция, объединяющая точки зрения зарубежных и российских ученых (Е.Н. Иванова, R.F. Celeste). Они выделяют три инициирующих домашнее насилие основных компонента, что позволяет определить и причины его возникновения. Этими компоненты являются насильник, жертва и кризис, причем в роли насильника могут выступать не только мужчины (отец, отчим, дед, дядя и др.), но и женщины, а также братья и сестры. Более того, вопреки существующим мифам насильник не обязательно асоциальная личность, а нередко уважаемый человек с высоким социальным статусом. Вместе с тем существуют определенные черты характера и установки, способствующие трансформации в насильника. Кроме того, должна возникнуть кризисная ситуация, т.е. неблагоприятное событие, которое играет роль пускового механизма для потенциального насильника и лишает его возможности справиться со своими желаниями и проблемами социально приемлемым способом.

Информация о работе Виды домашнего насилия