Влияние компьютерных технологий на развитие познавательных процессов старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.33 Кб (Скачать файл)

Введение.

Сейчас  крайне актуальна стала проблема внедрения компьютерных технологий в образовательные процессы. Сами же технологии открывают новые возможности  для влияния на познавательные процессы  старшеклассников с целью повышения  их интеллектуальной продуктивности, что позволит улучшить уровень образования в стране. 
 
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

За  последние 5 лет число детей, умеющих  пользоваться компьютером, увеличилось  примерно в 10 раз. Как отмечает большинство  исследователей, эти тенденции будут  ускоряться независимо от школьного  образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы  в основном с игровыми компьютерными  программами, используют компьютерную технику для развлечении. При  этом познавательные, в частности  образовательные, мотивы работы с компьютером  стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер  используется недостаточно.

Одна  из причин такого положения связана  с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где  ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Часть учителей не знакомы с компьютерными технологиями на должном уровне и не имеют представления о способах их использования в обучении.

Проблема  широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее  десятилетие вызывает повышенный интерес  в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение  проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.1

Различные дидактические проблемы компьютеризации  обучения в нашей стране нашли  отражение в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические - Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В.Рубцова.  
 
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Особенно  важно это для старшеклассников, чья учебная деятельность значительно отличается по характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Дело не только в том, что углубляется содержание обучения. Основное отличие в том, что учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их умственной активности и самостоятельности. Для того чтобы глубоко усваивать программный материал, необходим достаточно высокий уровень развития обобщающего, понятийного мышления. Трудности, которые нередко испытывает в процессе обучения старшеклассник, прежде всего связаны с не неумением учиться в этих новых условиях, а не с нежеланием учиться. Так почему же не использовать в должной мере компьютерные технологии?

Компьютерные  технологии позволяют модифицировать учебный процесс и гарантируют  большую эффективность в достижении результатов обучения.2 Использование компьютерных технологий существенно обогащает педагогические методы обучения школьников. Возможности компьютерных технологий (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению, поиску и передаче информации позволяют решить такие задачи как: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

Учеников  старшей школы отличают широкие  и разносторонние интересы. Об этом свидетельствуют большое количество кружков всевозможного типа. Участие старших школьников в математических, физических, химических, биологических, исторических олимпиадах — районных, городских, областных (в последнее время очень популярными стали и телевизионные олимпиады), викторинах. Все это предоставляет оптимальные возможности для развития способностей старших школьников.

Развитие  познавательных интересов, рост сознательного  отношения к учению стимулируют  дальнейшее развитие произвольности познавательных процессов, умения управлять ими, сознательно  регулировать их. В конце старшего возраста учащиеся в этом смысле овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, а  также вниманием), подчиняя их организацию  определенным задачам жизни и  деятельности. Под влиянием специфической  для старшего школьника организации  учебной деятельности существенно  изменяется мыслительная деятельность старших школьников, характер их умственной работы. Все большее и большее  значение приобретают уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, все чаще и чаще старшим  школьникам приходится самостоятельно разбираться в изучаемом материале. В связи с этим их мышление приобретает  все более активный, самостоятельный  и творческий характер. Внедрение компьютерных технологий в их обучение позволит им более планомерно развивать собственную самостоятельность. 

Глава 1. Общие представления о психических познавательных  процессах человека 

Познавательные  процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо, чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

Человек рождается с достаточно развитыми  задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

Познавательные  процессы осуществляются в виде отдельных  познавательных действий, каждое из которых  представляет собой целостный психический  акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение3.

Остановимся подробнее на каждом познавательном психическом процессе человека:

Источником  наших знаний о внешнем мире и  собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле.

Ощущения определяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Философы-идеалисты  считали, что ощущения отделяют человека от внешнего мира, являясь непреодолимой  преградой между ним и внешним  миром.

Это положение было выдвинуто философами-идеалистами (Д.Беркли, Д.Юм, Э.Мах), а психологи  Мюллер и Г.Гельмгольц на его основе сформулировали теорию "специфической  энергии органов чувств". Согласно этой теории, каждый из органов чувств (глаз, ухо, кожа, язык) не отражает воздействия внешнего мира, не дает информации о реальных процессах, протекающих в окружающей среде, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы.

Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) Периферического отдела, называемого рецептором (воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный импульс

2) Афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры (центральный отдел анализатора);

3) Корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Корковая  часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой  проекцию периферии в коре головного мозга, так как определенным клеткам периферии (рецепторов) соответствуют определенные участки корковых клеток. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Анализатор - не пассивный приемник энергии. Это орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей.

Восприятия:

Человек воспринимает окружающий его мир  и ориентируется в нем при  помощи анализаторов. Раздражение анализаторов теми или иными предметами и явлениями  внешнего мира обуславливает возникновение  восприятий - отражений предметов  и явлений в совокупности их свойств  и частей при непосредственном воздействии  на органы чувств.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.4 Восприятие не является простым суммированием отдельных ощущений. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т.п.) основных и ведущих с одновременным отвлечением от несущественных. Процесс восприятия объединяет группы основных существенных признаков и сопоставляет воспринятое с прежними знаниями о предмете. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т.е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории5.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока). В связи с этим, восприятие правильнее обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

Восприятие тесно связано с прошлым опытом субъекта. Воспринимающая деятельность не ограничивается пределами одной модальности рецепторов, она складывается в результате совместной работе нескольких органов чувств.

К основным свойствам восприятия относят:6

Целостность - это свойство восприятия, состоящее  в том, что всякий объект, а тем  более пространственная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое.

Структурность - это вычленение из общей структуры  предмета его частей и определенных сторон.

Таким образом, восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего  объекта - конкретного человека. В  восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, устремления, эмоции на момент восприятия и др.

Память - психический процесс накопления, хранения и использования информации, воспринятой человеком в различные периоды жизни.

Изучением механизмов памяти занимались многие известные психологи. В 80-х годах прошлого века немецкий психолог Г.Эббингауз предложил прием, с помощью которого, по его мнению, можно было изучить закономерности памяти, независимо от деятельности мышления (заучивание бессмысленных слогов). Классические исследования Г.Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э.Крепелина, использовавшего сходные приемы при изучении нарушений процессов запоминания у психически больных, а также немецкого психолога Г.Э.Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека.

В конце XIX и в начале XX вв. появились  исследования известного американского психолога Торндайка, который изучал формирование навыков у животных в процессе выхода из лабиринта. В начале XX в. исследования процессов памяти были продолжены И.П.Павловым, которым были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условнорефлекторные связи. Учение о высшей нервной деятельности стало в дальнейшем основой представлений о физиологических механизмах памяти. Высшие формы памяти у детей впервые изучил выдающийся отечественный психолог Л.С.Выготский, который показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению. Исследования А.А. Смирнова и П.И. Зинченко раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала.

Информация о работе Влияние компьютерных технологий на развитие познавательных процессов старшеклассников