Влияние компьютерных технологий на развитие познавательных процессов старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.33 Кб (Скачать файл)

И вот какое психологи сделали  наблюдение: степень увлеченности компьютерными  играми прямо пропорциональна психологическому дискомфорту. Иными словами, чем  больше у ребенка – особенно мальчика – психологических трудностей в  жизненной реальности, тем глубже он погружается в виртуальную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины  мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Новый этап развития компьютерной техники и её применение в учебном процессе характеризуется  широчайшим использованием современных  компьютерных технологий при создании обучающих программ. Появилось множество  программных продуктов на лазерных дисках, созданных на базе мультимедийных, офисных и интернет-технологий. Также  широко используются технологии создания графических изображений, анимация и системы программирования.

Новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных. Действительно, использование компьютерных технологий на уроках дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебному материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени, а так же за счёт самостоятельного изучения большей части материала старшеклассниками. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются меж предметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество их использования на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.

Безусловно, компьютер не заменит учителя  или учебник, поэтому он рассчитан  на использование в комплексе  с другими имеющимися методическими  средствами. Естественно, что использование  современной техники на каждом уроке  нереально, да это и не нужно. Умелое использование компьютерных технологий на уроках не только повышает их эффективность, но в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников которые могут наглядно оценивать интересующую их тему. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся.

Анализ  учебно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования позволяет  сделать вывод о том, что на уроках в старших классах предоставляются  большие возможности использования  компьютерных технологий, нежели в младшей и средней школе. В зависимости от цели урока компьютер можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для школьника он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой средой.

Методически оправданное использование компьютерных технологий в сочетании с традиционными  формами организации учебной  деятельности позволяет развивать  познавательные навыки исследовательской  деятельности, творческие способности  учащихся, сформировать у школьников умение работать с информацией, развивать  коммуникативные способности, создать  благоприятный психологический  климат на уроках.

 

Познакомившись  со статьями, разработками, можно сделать  вывод о том, что возможность  эффективного использования компьютерных технологий на уроках в старших классах объясняется следующими факторами:

старшие школьники получают доступ к наиболее актуальной информации, которая, как  правило, не содержится в традиционных бумажных изданиях, включая новейшие

учебники, учебные пособия, рекомендации и  дополнительные материалы к проведению практических занятий;

старшеклассники учатся принимать решения на основе анализа данных, у них формируется  адекватная самооценка;

автоматизируется  большой объем рутинной работы преподавателя  по формированию индивидуальных заданий;

компьютерные  технологии позволяют выстроить  более качественную диагностику  уровня усвоения учебного материала, так  как различные тестовые системы  и оболочки позволяют индивидуализировать  процесс оценки знаний учащихся, развивать  способность учащихся к самооценке; применение компьютерных технологий в преподавании учебных предметов в старших классах стимулирует познавательный интерес как к этому предмету, так и к обучению в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование 2000. – №9. - с. 177–180
  2. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Завуч, 2000. – №3. - с. 10
  3. Компьютерная коммуникация в современном образовании // Информатика и образование – 2000 – №4 – С. 65.
  4. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. // Начальная школа -2006 – №1. - С. 7–27
  5. Корнетов Г.Б. Технологии в педагогике и образовании: современные подходы и интерпретации. // Завуч 2005. – №1. - с. 110–122
  6. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования // Народное образование 2005. – №2.-с. 113–121
  7. Поломский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: высшая школа, 2004.-512 с.
  8. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. М.: 2006 с 126
  9. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // Завуч, 2005. – №5.-с. 38–47
  10. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Завуч 2003. – №6.-с. 96–111
  11. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. -  №3.
  12. Извозчиков В.В., Соколова Г.Ю., Тумалева Е.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства // Наука и школа. - 2000. - №4.
  13. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость // Днепропетровск, 2006. – 322с
  14. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов // М.: Академический Проект, 2007 – с. 145
  15. Цымбалюк И.С. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования // 2010. -  М. НИИ школьных технологий. – 256с
  16. Пиаже Ж. Психология интеллекта. // – СПб.: Питер,  2003 – 192с
  17. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании // И.Г. Захарова, - 4-е изд., стер. – М. Академия 2008 – 192с
  18. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. // М.: Прогресс, 2008.
  19. Бирюков П. Воздействие новых информационных технологий на чтение и учебную подготовку студентов // Вестник высшей школы. 1999,- №10,- с.44-46
  20. Хаджиев, С.М. Стимулирование познавательного интереса учащихся старших  классов / С.М. Хаджиев, Д.Ф. Ильясов // Сибирский педагогический журнал. – 2011. - № 11. – С. 94– 01 (0,8 п.л. / авт. 0,4 п.л.).
  21. Авдулова Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – 2010. – № 4. – с. 28-38.
  22. Дубровина И.В.  Рабочая книга школьного психолога // М.: Просвящение, 2008
  23. Гуревич П.С. Психология учебное пособие // М.: Знание, 2008
  24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издание 5-е доработанное //  М.: Приора 2006
  25. Вачков И. Память // Школьный психолог. 2006 №4
  26. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога // М.: ТЦ «Сфера»,2008.
  27. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебник.// М.: Прогресс, 2007.
  28. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы / Бабанский Ю.К. // М.: Педагогика, 2005 – с 193.
  29. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / Бондаревский В.Б. // М.: Просвящение, 2005 – с 513.
  30. Возрастная и педагогическая психология / / Сост. Дубровина И.В. и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – с 368.
  31. . Формирование у школьников готовности к самообразованию // Громцева А.К.- М.: Просвещение, 2007.- 193 с
  32. Зимняя И.А Педагогическая психология / / Зимняя И.А. – М.: Логос, 2007. – с 480
  33. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. // Маркова А.К - М.: Просвещение, 2003 – с 355
  34. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Щукина Г.И. – М.: Педагогика, 2006 – с. 216

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Хаджиев, С.М. Стимулирование познавательного интереса учащихся старших  классов / С.М. Хаджиев, Д.Ф. Ильясов // Сибирский педагогический журнал. – 2011. - № 11. – С. 94– 01 (0,8 п.л. / авт. 0,4 п.л.)

2 Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. - 2001. - №5

3 Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.–М.: ПРОГРЕСС, 2008. С. 193

4 Гуревич П.С. Психология учебное пособие // М.: Знание, 2008. С 48

5Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издание 5-е доработанное //  М.: Приора 2006 С. 156

6 Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога // М.: ТЦ «Сфера»,2008. С.23

7 Гуревич П.С. Психология учебное пособие // М.: Знание, 2008 С. 18

8 Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов // М.: Академический Проект, 2007 – с. 145

9 Корнетов Г.Б. Технологии в педагогике и образовании: современные подходы и интерпретации. // Завуч 2005. – №1. - с. 110–122

10 Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Завуч, 2000. – №3. - с. 10

11 Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. М.: 2006 с 126

12 Поломский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М.: высшая школа, 2004.-512 с.

13 Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов // М.: Академический Проект, 2007 – с. 145

14 Авдулова Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – 2010. – № 4. – с. 28-38.

15 Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование 2000. – №9. - с. 177–180

16 Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. -  №3.

17 Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании // И.Г. Захарова, - 4-е изд., стер. – М. Академия 2008 – 192с

18 Авдулова Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – 2010. – № 4. – с. 28-38.

19 Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // Завуч, 2005. – №5.-с. 49–52

20 Цымбалюк И.С. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования // 2010. -  М. НИИ школьных технологий. – 256с

21 Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // Завуч, 2005. – №5.-с. 38–47

22 Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость // Днепропетровск, 2006. – 322с

23 Бирюков П. Воздействие новых информационных технологий на чтение и учебную подготовку студентов // Вестник высшей школы. 1999,- №10,- с.44-46

24 Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость // Днепропетровск, 2006. – 324с

 


Информация о работе Влияние компьютерных технологий на развитие познавательных процессов старшеклассников